Файл: Семинар 15. Правовое оформление конституционной монархии в Англии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 303

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


д) подтверждение установленного еще в период революции принципа «несменяемости судей» — судья занимает свой пост, «покуда ведет себя хорошо», т. е. не впадает в безумие и не нарушает закон, сместить судью со своего поста можно только по решению обеих палат парламента;

е) король лишался права помилования министров, осужденных в порядке импичмента.
Таким образом, итогами революционного и послереволюционного развития Англии в XVII — начале XVIII в. стало установление новой, более прогрессивной, удобной и дворянству и буржуазии формы правления — парламентарной монархии, а также ликвидация пережитков феодализма в промышленности, торговле и сельском хозяйстве.
Вопросы для обсуждения:

 1. Основные конституционные акты Англии:

- HabeasCorpus Amendment Act 1679 г. (Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточения за морями);

Май 1679 г. представлен тем, что на парламентских выборах в Англии победили виги, которые желали ограничить власть Карла II. Верные данному делу, они приняли «Хабеас корпус акт». Основная мысль данного документа сводилась к тому, что лицо, считавшее, что оно неправомерно лишено свободы, могло обратиться в Суд королевской скамьи с просьбой выдать ему приказ «Хабеас корпус», носивший характер повеления должностному или частному лицу представить арестованного в суд, а также дать свои объяснения о мотивах задержания.

После этого магистрат в упрощенном порядке рассматривал обстоятельства дела и принимал одно из следующих решений:

  1. освободить задержанного;

  2. продолжать его дальнейший арест;

  3. освободить под залог.

Необходимо отметить, что изданный в 1679 г. «Хабеас корпус акт» (его официальное наименование звучало как Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями) устранил серьезные недочеты к судебной практике.


Обращаясь же к судебному процессу, нужно сказать, что судье, к которому доставляли задержанного, следовало в течение двух дней:

  1. освободить его;

  2. подвергнуть аресту;

  3. отпустить под залог.

Освобожденный на основании «Хабеас корпус» не мог быть вторично арестован по тому же обвинению. Виновные в этом подвергались штрафу в 500 фунтов стерлингов. Для предупреждения «заточения за морями» запрещалось отсылать жителей Англии и Уэльса в качестве заключенных в заморские владения. Нарушившие это правило наказывались штрафом в пользу потерпевшего в размере 500 фунтов стерлингов и увольнением с должности.

Следует отметить, что в выдаче приказа «Хабеас корпус» часто отказывали на том основании, что распоряжение об аресте было сделано по указанию короля или Тайного совета, или что прошение подано в каникулярный период.

Не существовали обязательные для должностных лиц процессуальные сроки, а также санкции за неисполнение требований суда. Если же арестованного отправляли в заморские владения Англии, он терял всякую возможность прибегнуть к получению вышеупомянутого приказа. Однако, несмотря на отдельные явные пробелы в применении и исполнении, изданный в 1679 г. «Хабеас корпус акт» устранил большинство недочетов в судебной практике.

В данном случае шерифу или тюремному смотрителю надлежало в определенный срок со дня получения приказа «Хабеас корпус» (в зависимости от расстояния) доставить арестованного в выдавший это предписание суд и дать подробный отчет о причинах ареста. В случае, если должностное лицо отказывалось подчиниться, оно:

  1. в первый раз уплачивало потерпевшему штраф в 100 фунтов стерлингов,

  2. во второй – 200 фунтов стерлингов и подлежало увольнению с должности.

Позднее было установлено предписание для судей, согласно которому они были обязаны выдавать приказ «Хабеас корпус» не только в сессионный период, но и во время каникул. Нарушение этого правила влекло уплату потерпевшему пени в сумме 500 фунтов стерлингов. Должностному лицу предписывалось в течение шести часов выдать арестованному копию распоряжения об аресте.



В результате относительно короткого периода времени в процессе перестановок в правящей верхушке Англии, вызванной недовольством политикой Карла II, дворянство и английская буржуазия предложили в 1688 году правителю Нидерландов Вильгельму Оранскому занять английский престол. Так, 1688 год в Англии прошел под знаком названных событий, обозначенных как «Славная революция». Следует отметить, что она стала возможна в результате достигнутого компромисса между буржуазией и дворянством.

- Билль о правах 1689 г.

Происшедший переворот положил начало процессу установления в Англии конституционной монархии. Формальной стороной названных событий стало принятие:

  1. Билля о правах 1689 г. Так, Билль о правах 1689 г. устанавливал, что монарх не имеет права без согласия парламента приостанавливать законы и производить изъятие из них. Взимание налогов также должно было происходить лишь с одобрения парламента. Оно требовалось и на содержание постоянного войска в мирное время в пределах королевства. Билль закреплял некоторые привилегии английских подданных: право на ношение оружия и подачу петиций короне. Ст. 3 декларировала свободные выборы. Провозглашались свобода слова и прений в парламенте. Английская буржуазия и аристократия, наученные опытом правления Стюартов, создавших путем подлогов и подкупа послушный им парламент, заседавший потом неопределенное время, хотели установить точные сроки полномочий данного органа. Систематическое обновление палаты общин создавало некоторые гарантии от подкупа ее властями. Принятый 22 декабря 1694 г. Трехгодичный акт установил, что парламент необходимо созывать не менее одного раза в три года и срок его полномочий должен длиться не более трех лет;

  2. Акта о престолонаследии 1701 г. Так, выражением борьбы между тори и вигами явилось издание в 1701 г. Акта о престолонаследии (его еще называют Актом об устроении). Этот закон был направлен против попыток реакционных феодалов восстановить в Англии абсолютизм. В нем предписывалось, что в будущем каждый английский монарх должен исповедовать англиканскую веру. Это исключало использование католицизма в качестве идеологического обоснования самодержавной монархии. Чтобы затруднить образование в парламенте сильной придворной партии, помешать установлению королевского контроля за деятельностью этого органа, закон вводил правило, по которому лицо, занимающее какую-либо платную должность или место, подчиненное монарху и получающее пенсию от короны, не могло быть членом палаты общин. Помилование короля считалось недействительным по делам импичмента. Тем самым палата общин получила в свои руки грозное оружие для контроля за королевской администрацией. Практически судьи стали несменяемы. Все билли приобретали законную силу лишь после одобрения их парламентом. Короли были обязаны управлять страной в строгом соответствии с ее правом. Виги опасались, что Вильгельм III и его преемники, не являясь уроженцами Англии, смогут, опираясь на преданных им министров-соотечественников, установить в государстве абсолютистский режим. Поэтому постановлялось, что ни одно лицо, родившееся за пределами Англии, Шотландии и Ирландии или принадлежащих им владений (за исключением, когда родители – англичане) даже в случае натурализации не монет стать членом Тайного совета, парламента или занимать какую-либо должность, облаченную доверием. Решения, принятые Тайным советом, обязательно должны скрепляться подписью того из его членов, кто дал согласие на данную акцию (принцип контрассигнации). Акт 1701 г. устанавливал порядок престолонаследия: после смерти бездетного Вильгельма III его преемницей являлись Анна Датская, а при отсутствии у последней наследников корона переходила к ганноверским курфюрстам. Виги считали, что на английском престоле должны сидеть невлиятельные немецкие князьки, не представляющие ни малейшей угрозы для парламента.


Билль о правах 1689 г. и Акт о престолонаследии 1701 г. закрепили принцип верховенства парламента над короной и сформулировали важнейшие институты английского буржуазного государственного права.

- Акт об устроении 1701 г. (Акт о дальнейшем ограничении короны и лучшем обеспечении прав и вольностей поданного).

Акт об устроении (Акт о будущем ограничении Короны и о лучшем обеспечении прав и свобод подданных) от 26 мая 1701 г. регулировал условия и порядок престолонаследия и в этом отношении развивал ряд положений, уже сформулированных в Билле прав 1689 г. Потребность в таком урегулировании возникла в связи с тем, что Вильгельм III Оранский и Мария II не оставили потомства и что сестра Марии датская принцесса Анна еще не имела потомства.

Актом предусматривалось, что всякий обладатель короны Англии должен присоединиться к англиканской церкви. Это правило действует и поныне: наследники трона, принадлежащие к католической церкви, не могут претендовать на занятие престола. Здесь же устанавливался запрет монарху покидать страну без согласия парламента.

Закон лишал короля права помилования в отношении лиц, привлеченных к ответственности в порядке импичмента.

Вместе с этими принципиальными требованиями были внесены новые требования к отдельным должностным лицам — членам Тайного совета, судьям и др.

Все решения, относящиеся к ведению Тайного совета по законам и обычаям королевства, отныне должны будут подписываться тем из членов Совета, который "давал совет и согласие" на данное решение. Это правило, именуемое правилом контрасигнатуры (обязательной сопроводительной подписи), было поначалу отменено (1705 г.), но впоследствии стало незаменимым и непременным элементом процедуры оформления правительственных решений и стадией в оформлении института ответственности правительства и его от­дельных министров.

Вводились некоторые уточнения в права и обязанности членов парламента и обладателей судейских должностей.


Никакое лицо, получающее плату за должность или место, подчиненное королю, или пенсию от короны, не может состоять членом палаты общин (запрет на совмещение чиновной должности с депутатской). Акт об устроении заканчивается подтверждением незыблемости принципа соблюдения законов всеми королями и королевами, всеми министрами и их подчиненными. Обоснование такой практики включает следующее положение: "Принимая во внимание, что законы Англии являются прирожденным достоянием ее народа"все короли и королевы должны управлять, со­образуясь с указанными выше законами, и все их подчиненные министры должны нести обязанности службы, соблюдая те же законы. Законы эти нужны для "защиты нашей религии, прав и вольностей народа".

2. Создание системы правовых  норм, закрепивших характерные черты английской конституционной монархии (Вестминстерской модели) в XVII – XIX вв.

Новое положение монархии, сложившееся в Англии определялось рядом документов, принятых подчас задолго до Славной революции, например, Великой хартией вольностей, Петицией о правах 1628 г., Хабеас корпус актом и т.д. Некоторым положениям этих документов в новых условиях было придано иное значение, другие их положения устарели, потеряли практическую ценность. Однако правящие классы Англии всячески подчеркивали значение старых правовых актов в их новом значении, стремясь укрепить государственную власть силой исторической традиции. Вместе с тем, после Славной революции появились новые правовые акты, которые подтверждали основные положения старых правовых документов, а также содержали новые нормы: Билль о правах, Акт об устроении

1) Король постепенно лишался своих прерогатив:

· С начала XVIII в. английские короли перестают осуществлять исполнительную власть. Пошло это с того времени, когда король Георг I, не знавший английского языка, перестал посещать заседания кабинета министров. Затем это стало конституционным обыкновением, обязательным прецедентом.

· С 1707года король не имел право применять абсолютное право «вето» на законы, принятые парламентом

· Утверждался принцип не ответственности монарха: ни одной из многочисленных прерогатив король не мог осуществить самостоятельно