Файл: Семинар 15. Правовое оформление конституционной монархии в Англии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 304

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2) Парламент усиливает свои полномочия и создаёт ответственное правительство:

· Правительство формируется партией, выйгравшей на выборах в палату общин

· Правительство ответственно перед палатой общин

· Парламент с 1744 года имеет право объявлять правительству вотум недоверия

3) Правительство имеет право распускать палату общин с назначение новых выборов с 1784

+ В течение XVIII в.получает свое развитие принцип ответственного правительства Английский кабинет министров выделился из Тайного совета, состав которого подбирался королем.Время от времени тому или иному члену совета поручалось руководство определенным ведомством.Совокупность такого рода министров составляла кабинет, реально влияющий на обстановку в стране.С помощью парламента кабинету министров удалось довольно быстро оттеснить короля от принятия решений. Но почти тотчас обнаружились противоречия между кабинетом и парламентом. Выяснилось,что ни одно правительство не может стоять у власти(ни провести закон, ни утвердить бюджет, ни набрать солдат, ни объявить войну, ни заключить мир), если оно не имеет за собой поддержки большинства депутатов палаты общин.

Парламент контролировал не только процесс законотворчества.Он взял на себя контроль за исполнительной властью,вторгаясь в прерогативы короны. Таким образом возникло ответственное правительство - правительство, ответственное перед парламентом (в данном случае - перед его нижней палатой). Правительство составлялось из наиболее популярных руководителей данной партии.Но основную массу депутатов нижней палаты (467 из658) выбирали мелкие города и деревеньки. Одни из них числились гнилыми - это были старые, давно оставленные деревни; в других едва насчитывалось несколько десятков жителей, от силы - несколько сотен. Множество относилось к разряду карманных: собственниками их были крупные землевладельцы. Пользуясь тем, что голосование было открытым, они заранее указывали избирателям, за кого те должны голосовать, и наказывали выселением за непослушание.


3. Избирательные реформы  XIX в.

Избирательная реформа 1832 года. Роль реформы в процессе перерастания дуалистической монархии в парламентскую

Согласно Акту о реформе 1832 г., принятому по инициативе вигов, более 50 «гнилых местечек» с населением менее 2 тыс. жителей были лишены представительства в парламенте. Тридцати небольшим городам с населением менее 4 тыс. жителей разрешалось посылать одного депутата вместо двух, а некоторым городам - двух депутатов вместо четырех. В итоге освободились 143 депутатских места, распределенные между новыми городскими и сельскими округами. Были введены новые цензы для избирателей. В графствах активным избирательным правом наделялись все категории владельцев земли с годовым доходом не менее 10 ф. ст., а арендаторы - с годовой рентой не менее 50 ф. ст. В городах такое право получили все мужчины, владеющие на праве собственности или аренды недвижимым имуществом с годовым доходом в 10 ф. ст. Другими условиями участия в выборах были - уплата налога для бедных и проживание не менее 6 месяцев в данном избирательном округе.

Реформа 1832 г. имела далеко идущие последствия, так как покончила со средневековой системой формирования высшего представительного органа - Палаты общин. Важнейшим политическим итогом реформы стало получение вигами стабильного большинства в парламенте. В компромисс с аристократией была вовлечена новая фракция - магнаты промышленной буржуазии, и с этого времени история английского законодательства представляет собой серию уступок промышленной буржуазии.

Вместе с тем реформа 1832 г. послужила лишь первым шагом в осуществлении ее программы. Хотя избирательный корпус увеличился почти вдвое, правом голоса после реформы пользовалось не более 5% всего населения. Борьба за более демократическую реформу 

избирательной системы стала одной из важнейших черт политического развития Великобритании в 30 - 60-х гг. XIX века.

Избирательная реформа 1867 года

Реформа 1867 г. наряду с очередным перераспределением депутатских мест предусмотрела дальнейшее расширение избирательного корпуса, необходимое в новых условиях двухпартийного соперничества. Избирательное право в городах было распространено не только на собственников, но и на нанимателей (арендаторов) квартир, если стоимость найма составляла не менее 10 ф. ст. в год. Это увеличило количество избирателей в городах более чем в два раза.

В период избирательных реформ 30-60-х гг. XIX в. произошла организационная перестройка двух главных партий. Виги окончательно стали партией промышленной буржуазии, отстаивавшей принципы либерализма. Тори выражали интересы преимущественного землевладельческой аристократии и финансовой верхушки. Партии стали теперь называться «либеральная» и «консервативная». В связи с введением порядка регистрации избирателей возникли партийные организации вне парламента «для содействия регистрации».

Была централизована предвыборная деятельность партий, упорядочена процедура выдвижения кандидатов, усилена парÑ