Файл: Природа как предмет философского анализа план. Понятие природы. Живая и неживая природа, их качественное развитие и взаимосвязь.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРИРОДА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

План.

1.Понятие природы. Живая и неживая природа, их качественное развитие и взаимосвязь.

2.Природа и общество, их диалектическая взаимосвязь.

3.Экологическая философия Н. Н. Моисеева, экологический императив и экология человека.

Литература.

1. Философия. Под ред. Н.С.Савкина и др., Саранск, МГУ, 2010, Гл. 8. – С.155-166.

2.Основы философии: уч. пособ./ Губин В.Д., - 4-е изд. - М.:Форум, НИЦ ИНФРА-М,2016. - 288с.

Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?item=goextsearch&title=философия&years=2016

3.Хрусталёв Ю.М. Философия: учеб. для студ. ВПО М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. С.283.

4. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. – М.: «ФОРУМ» - «ИНФРА-М,2015 ЭБС: ZNANIUM.COM Online-ссылка: http://znanium.com/go.php?id=493172

5.Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия. Учебник. — М: Изд-во Эксмо, 2005, - Раздел 10 - С 297.

Введение.

Понятие "природа" - одно из важнейших философских понятий. Уяснить сущность фундаментальных философских понятий (общества, культуры, духа, сущности человека и др.) можно только при рассмотрении их в соотношении с природой. В сознании современного образованного человека слово "природа" ассоциируется с двумя значениями: 1) природа в смысле естественной среды обитания человека и 2) природа как объект специального научного исследования в рамках совокупности естественных наук (естествознания). В этих значениях термин "природа" восходит к латинскому слову "natura", которое было воспринято и усвоено всеми народами и языками христианского мира. Отсюда и "натуралисты" в смысле - исследователи ("испытатели") природы, и "натурализм" как философская позиция, подчеркивающая особую значимость "природы" при рассмотрении и решении центральных философских вопросов бытия и познания, особенно бытия человека и человеческой культуры. Анализ историко-философского, историко-научного материала и материала, относящегося к истории европейской культуры, показывает, что: 1)термин "природа" имел и сохраняет и другие важные значения, 2) за этими значениями (включая и общепринятые) стоят глубокие идейные и культурно-исторические основания, без осознания которых не понять роль понятия "природа" в постановке и решении именно философских проблем. Отсюда необходим более полный перечень существенно важных значений термина "природа".


1.Понятие природы. Живая и неживая природа, их качественное развитие и взаимосвязь. Понятие «природа» - многозначное:

1)Природа в смысле внутренних особенностей, сущности вещи (явления, системы и пр.). Наличие и специфика этого значения становятся особенно очевидными при сопоставлении таких выражений, как "красота природы" и "природа красоты"; "явление природы" и "природа явления" и т.д.

2) Природа в смысле сущего в целом, во всем многообразии его существования в мире. В этом своем значении термин "природа" соотносителен с такими понятиями (иногда и синонимичен им), как материя, Вселенная, космос, универсум и т.д.

3) Природа как материальное начало в человеке. В этом смысле "природа", "природное" противопоставляется "духу", "духовному" в человеке как основе его нравственной свободы. Эти значения выработаны задолго до отмеченных выше двух привычных сегодня значений термина "природа", которые появились на позднем этапе развития культуры и имеют свои конкретно-исторические и философские основания. Выпишем эти отмеченные ранее два значения в общем перечне и в более точной формулировке:

4) Природа как совокупность естественных условий существования человека, человеческого общества и человеческой культуры и как источник необходимых ресурсов (материальных, энергетических и пр.) их существования.

5) Природа как объект специального научного познания в рамках целого комплекса дисциплин - "наук о природе" или "естественных наук" (естествознания). В этом своем значении понятие "природа" формируется лишь в Новое время, в период становления промышленного капитализма и науки в современном ее понимании и носит ярко выраженный нормативный характер. Понятие "природа" в значении сущего в целом, космоса сыграло важную роль в развитии философии, особенно в античности, но, особое значение в обсуждении философских проблем оно обрело после осознания важности противоположностей: "природа - культура" и "природа - дух". По времени это совпадает с периодом гуманистического поворота в древнегреческой философии. Софисты придавали значение различению того, что существует только "по природе", и того, что существует "по положению", то есть по принятым мнениям, обычаям. К этой области условного они относили все нравственные основы и нормы личной и общественной жизни, лишая их внутренней обязательности. От Сократа в философии зарождается линия на понимание нравственности, добродетели как того, что укоренено в самой природе и затем постигается естественным разумом человека. С этой точки зрения к условному относится все то, что создано человеком, все гражданские и культурные установления и учреждения, государство. Этот взгляд позднее последовательно был развит стоиками, для которых выражения "жить по природе", "жить по разуму" и "жить добродетельно" были синонимами. Это

противопоставление "жизни по природе" (как нормальное, естественное и добродетельное) "жизни по культуре" (как чего-то условного, противоестественного и недолжного) вспыхивает вновь в романтических течениях в XVIII-XIX вв. у Ж. Ж. Руссо и других, а в крайних формах - в молодежных контркультурных движениях XX в. Во второй половине XX века, когда была осознана серьезность возможного глобального экологического кризиса, стали вырабатываться более реалистические концепции и идеи: концепция коэволюции природы и общества, концепция устойчивого развития и другие. Последствия имела и формулировка другой пары противоположностей - "природы" и "духа". В ясной форме она сформулирована уже в философии Платона с его четким противопоставлением "мира идей" "миру вещей". Этот дуализм природы и духа был воспроизведен в Новое время, в двух наиболее влиятельных философских системах - в учениях Декарта и Канта. У Декарта указанный дуализм существовал в виде представления о двух субстанциях, лежащих в основе каждой из этих областей бытия, а именно субстанции мыслящей и субстанции протяженной. Кант же противопоставил, во-первых, природу как царство необходимых законов нравственной свободе человека, а, во-вторых, природу как мир познаваемых в опыте явлений непознаваемому миру "вещей в себе". Эта дуалистическая установка была в конце XIX - начале XX в. воспроизведена в виде противопоставления "наук о природе" "наукам о духе" (по другой терминологии - "наукам о культуре"), что вылилось в расхождение двух культур - естественно-научной и гуманитарной - и сказалось на развитии общечеловеческой цивилизации в XX в. В настоящем все более осознается, что именно современное развитие "наук о природе", возникновение неклассических, а затем и постнеклассических научных концепций создает условия для преодоления этого раскола и выработки единого языка для диалога двух культур. Для правильного понимания как содержания конфликта двух культур, возникшего на рубеже XIX и XX вв., и возможных путей его преодоления необходимо осознать исторический характер этого явления. Он мог возникнуть только при совпадении ряда обстоятельств, среди которых главным является понимание самой природы как определенного исторического продукта
. Как было сказано, слово "природа" заимствовано современными европейскими языками от латинского "natura". В свою очередь, древние латиняне перевели этим термином греческое слово "physis" ("фюсис" или "физис"). Но этот термин никогда не использовался древними греками в нашем сегодняшнем смысле (то есть в смысле реальности объектов, которые окружают человека в повседневной жизни и которые потенциально всегда могут быть объектами научного исследования). Он происходит от греческого глагола "фио", который означает рождение, появление, произрастание, подобно тому, как это происходит в растительном и животном мире. Так, в общем смысле слово "фюсис" означает процесс становления или происхождения любой вещи из своего собственного, внутреннего основания. О любой вещи можно сказать, что она имеет свой "фюсис" (свою "природу"), если она в процессе своего становления приобретает некоторую форму как цель (или, по Аристотелю, - энтелехию) этого процесса. Позже термин "фюсис" расширяется до понимания совокупности всего, что есть (существует), всего видимого космоса, причем природа (во втором отмеченном выше значении этого термина) предстает перед человеком не только как "космос" в смысле упорядоченности, но и как жизненный рост, стремящийся к перемене форм, к переходу от одной формы к другой. Человек не противостоит таким образом понимаемой природе, а помещен в эту целенаправленную упорядоченность "физиса" (космоса). Из этого Аристотель делает вывод: все, что является противоположным природе, не может быть добрым (справедливым). Ранее Гераклит развил важное положение о том, что "…мудрость в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно" [Материалисты Древней Греции. – М., 1955. С. 51]. Принципы получили выражение в философии стоиков, которые рассматривали всю природу как пронизанную божественным логосом и сформулировали в качестве руководящей линии для счастливой жизни принцип, согласно которому "необходимо жить в гармонии с природой", "прислушиваясь к природе". Иное понимание природы вырабатывается в средневековой христианской культуре. Природа, космос формируются здесь в отличие от античности не на своих собственных внутренних основаниях, а имеют трансцендентный источник своего происхождения, своего Творца (Бога), сотворившего природу из ничего. Поэтому до XII в. в средневековой Европе господствовал символический менталитет, преобладало целостно-символическое и чисто религиозное видение природы.
Подобное символическое толкование природы наделяет ее сакральностью (священностью). Каждое явление и процесс выступают как средство "религиозной педагогики", как чувственное запечатление духовных понятий. Природа вещей важна в качестве символа трансцендентной реальности. Соответственно "постижение" природы означает применение герменевтических средств, какие используются при экзегезе (толковании) текстов Священного Писания. Подобное понимание природы основывается на представлении о "параллелизме" текстов Священного Писания (Библии) и Книги природы. С начала XIII в. теологи обратились к изучению книг Аристотеля, астрономических, медицинских, математических трактатов, идей греческой и арабской философии, стремясь примирить их с теологическими посылками. Фома Аквинский увидел в физике и метафизике Аристотеля рациональную базу для своих философских и теологических построений. В Новое время под влиянием новых запросов социальной практики, целей научного познания оформляется новое по сравнению с античностью и средневековьем понимание природы. Оно стало предпосылкой развития естествознания XVII-XIX вв. Здесь «природа понимается как замкнутая система, внутренние отношения которой не требуют выражения того факта, что о них мыслят... Мы можем мыслить о природе, не мысля самого мышления» (Уайтхед). Это то, что в философии называется объектность природы. При таком подходе к миру он как бы рассекается на 2 части: мир природных объектов, независимых от познающего человека, и самого этого человека с его познавательными способностями как субъекта. 2-е, что отличает такое понимание природы, - это усмотрение в ней внеисторического царства необходимых законов. Эта особенность понимания выражена Б. Спинозой: "Природа всегда и везде остается одной и той же... законы и правила природы, по которым все происходит и изменяется из одних форм в другие, везде и всегда одни и те же, а следовательно, и способ познания природы вещей, каковы бы они ни были, должен быть один и тот же, а именно - это должно быть познанием из универсальных законов и правил природы". И. Кант выразил ту же мысль более кратко: "Природа есть существование вещей, поскольку оно определено по общим законам". 3-е - это то, что, по убеждению творцов новоевропейской науки, Книга природы написана языком математики, а поэтому, как заявлял Г. Галилей, "тот, кто хочет решать вопросы естественных наук без помощи математики