Файл: Природа как предмет философского анализа план. Понятие природы. Живая и неживая природа, их качественное развитие и взаимосвязь.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. Первая достаточно осознается, но многое здесь зависит от политики, проводимой силами, стоящими у власти в некоторых странах, не отрешившихся от устремлений "холодной войны", что мешает проведению практических мер по ликвидации ядерного противостояния. Что же касается второй опасности, - уровень ее осознания людьми отстает от реальных масштабов нависшей угрозы. Это выражается в том, что в практических взаимоотношениях с природой люди продолжают руководствоваться частными интересами, когда природа выступает как всего лишь плацдарм, на котором развертывается соперничество различных наций, социальных сил. Но угроза настолько велика, что для ее предотвращения человечеству уже необходимо выступать в своих отношениях с природой в качестве единого целого, поскольку ряд серьезных негативных эффектов интенсивной природопреобразующей деятельности человека не ограничивается региональными рамками, а приобретает планетарный характер. Единство действий, глобальное международное сотрудничество в борьбе за выживание человечества предполагает выработку единой согласованной идейной платформы, которая могла бы стать приемлемой для самых разных общественных движений, для всех стран и регионов планеты. Глобальную экологическую проблему приходится решать в условиях неравномерного развития разных стран и народов, причем не просто по уровню доходов на душу населения, но и по целому комплексу социальных, экономико-производственных, культурных факторов. У развитых и развивающихся стран разные возможности для создания здоровой жизненной среды. Развивающиеся страны не имеют достаточных средств, чтобы быстро решить проблему, однако они располагают большими естественными ресурсами. Развитые страны обладают высоким экономическим и научно-техническим потенциалом, но их природная среда испытывает значительное неблагоприятное воздействие интенсивной производственной деятельности. Акценты в решении единой экологической проблемы ставятся по-разному: для развивающихся стран - это экологически обоснованное развитие, для развитых стран - экологически обоснованное развитие. Управление природными условиями жизни общества нельзя сводить лишь к регулированию потребления ресурсов; в широком смысле это создание здоровой жизненной среды для человека, социальные и природные параметры которой обеспечивали бы максимум возможностей для его развития. Сохранение жизни
впервые в человеческой истории выступает как цель, стоящая перед людьми, и как задача, которую они обязаны решать. И вследствие этого людям придется переоценивать многие устоявшиеся взгляды и воззрения, перестраивать свои взаимоотношения не только с природой, но и друг с другом, пересматривать направления и способы своей деятельности. Первым, неотложным и минимальным условием спасения жизни на Земле является предотвращение ядерного пожара. Существуют и другие, менее очевидные, но также серьезные источники угрозы для живого. Все они связаны с деятельностью человека, устранить их можно лишь в том случае, если они познаны и люди организуют свою деятельность, опираясь на эти знания. Жизнь всегда воспринималась человеком как нечто позитивное, как ценность. (Лучше всего об этом свидетельствует наш язык - ведь прилагательные "живой", "жизненный", когда они употребляются в переносном смысле, всегда заключают в себе положительную характеристику того, к чему они относятся). Немало было и философских учений, подчеркивавших не только своеобразие, но и ценность живого. В этом отношении характерны взгляды философа-гуманиста первой половины XX в. А. Швейцера, который развивал "этику благоговения перед жизнью". Он усматривал глубокий мировоззренческий смысл в том, что существование человека необходимо предполагает сохранение жизни как таковой. "...Самоотречение, - писал А. Швейцер, - должно совершаться не только ради человека, но и ради других существ, вообще ради любой жизни, встречающейся в мире и известной человеку" [1]. Существует и другая позиция, согласно которой жизнь тоже воспринимается как ценность, но лишь постольку, поскольку ее сохранение есть необходимая предпосылка для существования человека и человечества. Каждая из позиций имеет свои достоинства и свои основания; во многих ситуациях обе они могут побуждать к примерно одинаковому образу действий. Вместе с тем при всей их близости между ними имеются и достаточно серьезные расхождения. Вторая позиция, по существу, воспроизводит тезис древнегреческого софиста Протагора о человеке как мере всех вещей. Но в качестве такой меры может быть взят человек определенной эпохи, например человек современный, с характерными для современной эпохи интересами, потребностями и целями, которые, однако, всегда исторически ограничены и не раскрывают всего богатства потенций, заложенных в человеке. Нам не дано предугадать, какие свойства живых организмов будет воплощать и использовать человек завтрашнего дня. В

этом смысле первая позиция более осмотрительна, хотя порой ее сторонники доходят до крайностей, считая недопустимым никакое вмешательство человека в биосферу. Но человечество является составной частью биосферы, и уже по одному этому не может не воздействовать на происходящие в ней процессы. Следовательно, самоограничение, к которому призывал А. Швейцер, разумно понимать не в крайнем смысле, а как осознание возможностей пагубного и необратимого вмешательства человека в течение жизни на Земле и как предостережение против безответственного вмешательства, как призыв, обращенный к человеческой мудрости, - призыв ныне особенно актуальный. Человек достиг в своих возможностях разрушения, такой степени могущества, которая вынуждает его принять ответственность за сохранение жизни на Земле.

Взаимодействие человечества с биосферой вышло на качественно новый уровень. Пути назад у человечества нет. В 20-е гг. XX в. французский ученый Э. Леруа ввел понятие ноосферы (в переводе с греческого - сферы разума). Понятие углублено Тейяром де Шарденом и В. И. Вернадским, исходившими из того, что человечество, вооруженное научной мыслью, превращается в ведущую силу, которая впредь будет определять эволюцию нашей планеты. Вернадский считал, что к формированию ноосферы приводят два самостоятельных и одновременно взаимосвязанных процесса: эволюция биосферы и эволюция социума. Вся природа выразима определёнными законами.

Так, В.И.Вернадский вывел 3 закона биосферы:

1.Биосфера – механизм с взаимосвязанным частями, выражаемыми геометрически.

2.Жизнь (живое вещество) – пронизывает всю биосферу, численно и геометрически выражается.

3.Механизм Биосферы устойчив и постоянен всё геологическое время – от 2-х до 5 млрд. лет.

Это позволяет рассматривать природу как единую систему.

В теоретическом измерении ноосфера - сочетание наук о природе с науками о человеке; в практическом измерении — это сфера бытия природы и человека. Важными элементами ноосферы являются:

а) люди и их деятельность, человеческий разум во всех формах проявления; б) техника, транспортная связь, различные виды электростанций и др.; в) культурно-экономические комплексы; г) часть живой и неживой природы, которая служит объектом вмешательства человека. Например, вмешательство в генофонд растений, животных и самого человека, влияние на изменение климата, изменения течения рек, уровня воды в мировом океане, загрязнение атмосферы, вод и почвы канцерогенными веществами, радиоактивным излучением и т. п.


Структура ноосферы сложна. Главный ее элемент — человек, взаимодействующий с многоликой природной средой и изменяющий ее. Таким образом, человечество – как естественный элемент биосферы – результат единого космического процесса. Именно так это понималось в трудах космистов (в русском космизме В. И. Вернадский указал на человечество как решающий фактор эволюции; весь облик Земли возник, благодаря возникновению жизни на Земле) Несмотря на то, что ноосфера получает начальное развитие в географической среде, она не ограничена рамками планеты. Ноосфера имеет тенденцию к постоянному расширению, превращаясь в структурный элемент космоса.

Из изложенного можно заключить, что: 1. Природа — объективная материальная действительность в многообразии и единстве ее форм. Она первично дана, не создана человеком, предшествует обществу и человеческой жизнедеятельности, являясь их всеобщей и необходимой предпосылкой. 2. Оболочкой Земли, в которой существует жизнь, является биосфера. Ноосфера - высшая стадия биосферы, она связана с возникновением и развитием в ней человечества, которое, познавая законы природы и совершенствуя технику, как особая сила, трансформирует природу в соответствии со своими потребностями, а также и человеческую природу. Этот процесс характеризуется возникновением новых форм обмена веществ и энергии между обществом и природой, растущим биогеохимическим и иным влиянием человека на биосферу и на самого себя. Процесс изменения человеческой природы получает название - антропоморфоз.

Сегодня мы осознали, что дальнейшее существование как человечества, так и жизни на Земле зависит от того, достанет ли человечеству мудрости, разума для надлежащего устройства своих отношений с природой и с другими людьми. Задача сохранения жизни настоятельно требует этого. Будущее человека и человечества, как и будущее живой природы, возможно лишь в форме ноосферы. Для этого одной научной мысли мало, ее необходимо дополнить волей, желанием и ответственной деятельностью человека.

3.Экологическая философия Н.Н.Моисеева.

Научная концепция глобального эволюционизма и миропонимание академика Н.Н. Моисеева в том, что устойчивое развитие - это развитие общества, приемлемое для сохранения экологической ниши человека и создания благоприятных условий для выживания цивилизации. Поскольку экологической нишей человечества является вся биосфера, понятие
"устойчивое развитие" он трактует как совместную, скоординированную эволюцию (коэволюцию) человека и биосферы как сложной саморазвивающейся системы. Разработка стратегии устойчивого развития - первый шаг к эпохе ноосферы. Под эпохой ноосферы Моисеев понимает грядущий этап истории, когда коллективный разум и коллективная воля достигнут высокого уровня для обеспечения гармоничного совместного развития природы и общества, где "ноосфера" буквально означает "сферу разума". Центральное понятие концепции – экологический императив. Экологический императив (закон, принцип поведения) - означает границу допустимой активности человека, через которую он не имеет права переступать ни при каких обстоятельствах. Императив носит объективный характер. Человечеству нужно утвердить такую систему образования и просвещения, в основе которых будет ясное понимание места человека в природе.

Следуя Э.Ле Руа, Н.Н. Моисеев называет ноосферой новое состояние биосферы, которое определяется продуманной и сознательной, а не стихийной деятельностью человеческого разума. Стратегию выживания человечества Моисеев обозначает термином "ноосферогенез". Понятие "коэволюция человека и биосферы" играет ключевую роль в данной концепции. Под руководством Н.Н. Моисеева создана и исследована новая компьютерная модель, объединившая модели атмосферной и океанической циркуляции с моделью углеродного цикла (основного осуществляемого в биосфере круговорота), включающего энергетику биосферы. Целью разработки модели было выяснение поведения биосферы после крупномасштабных антропогенных воздействий, а важнейшей задачей науки станет установление пределов сопротивляемости биосферы внешним воздействиям.

Эволюцию биосферы характеризуют три принципа: наследственность, изменчивость, отбор. Моисеев дополнил их принципом синергизма, поскольку биосфера является открытой системой, человек – её часть, и он должен подчиняться её принципам. Человек должен научиться управлять процессами самоорганизации в природе и биосфере, только начиная с себя, с помощью экологической этики. Общество в настоящем должно обеспечить режим перехода к новому тапу развития биосферы – коэволюционному [работа Н.Моисеева «Восхождение к разуму»].

Сохранение биосферы рассмотрено как необходимое условие выживания человечества. Экологически устойчивым развитием является такое развитие, которое обеспечивает удовлетворение потребностей людей в настоящее время, но не ставит под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности.