Файл: Лекция Понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения. План Понятие социального обеспечения Предмет права социального обеспечения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Законодательством указывается круг лиц, имеющих право на санаторно-курортное лечение бесплатно либо со скидкой.

Некоторым категориям из числа указанных граждан вместо предоставления путевок предусматриваются компенсационные выплаты. Так, инвалиды Великой Отечественной войны по желанию вместо путевки имеют право получить один раз в 2 год денежную компенсацию ее стоимости; лица, подвергшиеся воз действию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, могут получить компенсацию стоимости путевки один раз в год.

Кроме того, инвалидам II и III степеней, детям-инвалидам, ли­цам, подвергшимся воздействию радиации, Героям Советского Союза и России, а также некоторым другим категориям граждан предоставляется право на бесплатный проезд к месту лечения и об­ратно.

Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на санаторно-курорт­ное лечение в соответствии с индивидуальной программой реабили­тации инвалида на льготных условиях. Инвалиды III степени и дети-инвалиды, нуждающиеся в санаторно-курортном лечении, име­ют право на получение на тех же условиях второй путевки для со­провождающего их лица.

Неработающим инвалидам, в том числе находящимся в стацио­нарных учреждениях социального обслуживания, санаторно-курорт­ные путевки выдаются бесплатно органами социальной защиты на­селения.

Работающие инвалиды обеспечиваются санаторно-курортными путевками по месту работы на льготных условиях за счет средств социального страхования.

Инвалидам, получившим трудовое увечье или профессиональное заболевание, путевки для санаторно-курортного лечения предостав­ляются за счет средств работодателей, обязанных возмещать вред, причиненный работникам в результате увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанного с испол­нением работниками трудовых обязанностей.


Лекция 13.

Социальная помощь и социальное обслуживание

План

  1. Понятие социального обслуживания. Законодательство о социальном обслуживании

  2. Принципы социального обслуживания

  3. Виды социального обслуживания

  4. Социальные услуги.

1. Понятие социального
 обслуживания. Законодательство о социальном обслуживании

При определении понятия социального обслуживания необходимо учитывать, что оно рассматривается в литературе в двух взаимосвязанных аспектах: с одной стороны — как экономическая, а с другой стороны — как правовая категории.

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания на­селения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. определяет социальное обслуживание как «деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реа­билитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации» (ст. 1).

При этом «трудная жизненная ситуация» определяется как си­туация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно.

Закон раскрывает также понятие «социальные услуги» как дей­ствия по оказанию помощи клиенту социальной службы, т. е. граж­данину, находящемуся в трудной жизненной ситуации.

Таким образом, с позиций законодателя субъектами социально­го обслуживания считаются граждане: не способные обслуживать себя в связи с возрастом, болезнью, инвалидностью и не имею­щие родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, а также лица, пострадавшие от стихийных бедствий, вооруженных и межэтнических конфликтов, радиационных и техногенных ката­строф.

Важное значение имеет установление законодателем основных видов социального обслуживания. К ним относятся: социальное об­служивание на дому, социальное обслуживание в стационарных ус­ловиях, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консульта­тивная помощь, социальный патронаж семей, детей и отдельных граждан, социальная адаптация и реабилитация граждан с асоци­альным (девиантным) поведением, лиц, вернувшихся из мест лише­ния свободы, социальная помощь детям, оставшимся без попечения родителей, специальная помощь беженцам и вынужденным пересе­ленцам.

Специальное законодательство определяет также условия и по­рядок предоставления социального обслуживания по каждой из указанных групп его субъектов.

Фе

деральный закон «О социальном обслуживании граждан пре­старелого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. Раскрывает суть этого закона.

Общественные отношения но предоставлению услуг бесплатно или за неполную их рыночную стоимость (т. е. полностью либо час­тично за счет средств общества) составляют часть предмета нрава социального обеспечения.

Таким образом, исходя из смысла действующего законодатель­ства, -«социальное обслуживание»- представляет собой установ­ленную в законе деятельность специальных организаций по пре­доставлению различного рода социальных услуг бесплатно или эквивалентно в соответствии с установленными государствен-1ыми стандартами по социальной адаптации и реабилитации для 1иц, находящихся по не зависящим от них обстоятельствам в ситуации, нарушающей их жизнедеятельность и которую они не могут преодолеть самостоятельно (или с помощью лиц, обязанных о закону их содержать).

2. Принципы социального обслуживания

Законом выделяются следующие принципы социального обслуживания граждан:


  • адресность. В условиях развития рыночных отношений, характеризующихся усилением обнищания населения, низким
    уровнем пенсионного обеспечения и т. д., совершенно очевид­ным становится тот факт, что государство на сегодняшний
    день не имеет реальных возможностей обеспечить социальны­
    ми услугами всех нуждающихся в них. В силу указанных обстоятельств законодатель устанавливает дополнительные требования к гражданам, претендующим на тот или иной вид со­циального обслуживания (одинокое проживание, отсутствие трудоспособных членов семьи, минимальный размер получаемой пенсии и т.д.), с целью оказания услуг только тем граж­данам, которые наиболее в этом нуждаются;

  • доступность. Этот принцип означает реальность для каждого
    гражданина, имеющего право на тот или иной вид социально­
    го обслуживания, получить его без каких-либо препятствий в
    кратчайшие сроки путем обращения в соответствующее учреждение социальной защиты населения;

добровольность. Социальное обслуживание осуществляется на условиях добровольного согласия гражданина на получение услуг. Согласие на социальное обслуживание лиц, не достиг­ших 14-летиего возраста, и лиц, признанных в установленном порядке недееспособными, дается их законными представите­лями, а при их временном отсутствии решение о согласии принимается органом опеки и попечительства. Помещение


граждан пожилого возраста и инвалидов в учреждения соци­альной защиты без их согласия возможно лишь в случаях, если они лишены ухода и поддержки со стороны родственни­ков или иных законных представителей и при этом не способ­ны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребно­сти (утрата способности к самообслуживанию и (или) актив­ному передвижению) или признаны в установленном порядке недееспособными;

  • гуманность. При получении социальных услуг граждане
    имеют право на уважительное и гуманное отношение к себе
    со стороны работников учреждений социального обслуживания;

  • приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.
    Провозглашение этого принципа в законодательном порядке
    продиктовано социальной необходимостью защитить прежде
    всего тех, кто не может это сделать самостоятельно в силу воз­растной недееспособности;

  • конфиденциальность. Статья 11 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвали­дов» указывает, что сведения личного характера, ставшие из­вестными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники учреждений социального обслужива­ния, виновные в разглашении профессиональной тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ;

  • профилактическая направленность. Одной из основных целей
    социального обслуживания является профилактика негативных последствий, возникающих в связи с жизненной ситуаци­ей (обнищание, обострение заболеваний, беспризорность, оди­ночество и т. д.). Для оказания социальных услуг государство создает систему социальных служб, состоящую из государственных предприятий и учреждений социального обслужива­ния, являющихся федеральной собственностью и находящихся
    в ведении федеральных органов власти РФ и ее субъектов.
    Муниципальную систему социальных служб составляют соответствующие муниципальные предприятия, находящиеся в ве­дении органов местного самоуправления.

Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Однако независимо от форм собственности социальное обслуживание осуществляется в учреждениях следующих типов:


  • комплексные центры социального обслуживания населения;

  • территориальные центры социальной помощи семье и детям;

  • центры социального обслуживания;

  • социально-реабилитационные центры для несовершеинолетних;

  • центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

  • социальные приюты для детей и подростков;

  • центры психолого-педагогической помощи населению;

  • центры экстренной психологической помощи но телефону;

  • це нтры социальной помощи на дому;

  • дома ночного пребывания;

  • специальные дома для одиноких престарелых;

  • стационарные учреждения социального обслуживания;

  • геронтологические центры;

  • иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.