Файл: Формирование корпоративного имиджа компании(Формирование имиджа).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, применение фирменного стиля компании «сплотит» все сферы её деятельности. Также он влияет и на ценовую категорию нового товара компании: его будет легче и дешевле вывести в массы, эффективно прорекламировать и презентовать так, чтобы он запомнился клиенту.

Фирменный стиль компании уменьшает затраты и сроки на разработку маркетинговых коммуникаций, упрощает их подготовку, сплачивает сотрудников, повышает корпоративный дух, порождает «фирменный патриотизм», хорошо отражается на визуальной среде компании и эстетическом восприятии её продукции (привлекательная, качественная, красивая, узнаваемая).

Таким образом, основополагающим элементом, который помогает любой компании налаживать работу с клиентами, является её фирменный стиль. Более того, он также считается ведущим методом борьбы за клиентскую базу и довольно значительной частью брендинга.

Основными элементами системы фирменного стиля являются:

  • Логотип;
  • Товарный знак;
  • Слоган (лозунг) фирмы;
  • Фирменная гамма цветов;
  • Фирменный набор шрифтов;
  • Другие постоянные «атрибуты» фирмы.

Основные элементы фирменного стиля компании:

1. Товарный знак (знак обслуживания, торговая марка) – это основной атрибут фирменного стиля компании; удостоверенное в определённом порядке, объёмное, словесное, изобразительное, звуковое обозначение или несколько однородных обозначений, которые применяются пользователем знака обслуживания для идентификации своей продукции.

Этот знак отличает продукцию одних физических и юридических лиц от схожей продукции других физических и юридических лиц. Немаловажной функцией товарного знака также является защита товаров и услуг от нечестной конкуренции и установление приоритета пользователя товарного знака.

Существует пять видов товарных знаков: звуковой, словесный, изобразительный, объёмный и комбинированный.

Звуковой товарный знак – это официально установленные определённые шумы, мелодии, звуки. Основными пользователями подобного товарного знака являются телекомпании и радиостанции (к примеру, товарный знак радиостанции «Маяк» - это несколько вступительных нот песни «Подмосковные вечера»).

Словесный товарный знак – это знак, который может быть установлен как в оригинальном, так и в обычном написании. Логотип – это торговая марка, установленная в оригинальном графическом (шрифтовом) оформлении. Этот термин может быть связан с цельным названием компании (Coca-Cola, Google, Sony), её сокращённым названием, аббревиатурой (MTC, IBM), названием определённого товара (Sprite) или даже с целой товарной группой.


Именно логотип является самым популярным видом товарных знаков (около 80% - это доля словесного знака среди прочих, а где-то четыре из пяти знаков этой категории представлено в виде логотипа).

Изобразительный товарный знак – это индивидуальная эмблема компании, её своеобразный рисунок, который может выглядеть совершенно по-разному. Это может быть изображение предметов, животных, растений, природных и исторических объектов, фигур самых разных форм. Также в качестве изобразительной товарной марки могут регистрироваться символы, абстрактные рисунки и элементы орнамента.

Объёмный знак – это трёхмерные объекты, комбинации, линии и фигуры, которые изображены в трёхмерной плоскости. Считается, что самыми популярными товарными знаками такого типа являются различные своеобразные упаковки продукции, такие как флаконы, бутылки, коробки и формы самого товара (мыла, шоколада и так далее). Примерами подобных знаков считаются корпус электробритвы «Philips» или дизайнерская бутылка Coca-Cola, чья форма закреплена официально и на правовой основе.

Комбинированные товарные знаки - это разнообразные сочетания вышеупомянутых видов (наиболее часто встречается комбинация слова-изображения). Яркий тому пример – товарная марка фирмы Adidas (изображением здесь является треугольник с тремя полосами, а словесной частью – само название фирмы).

2. Фирменный блок. Данный компонент фирменного стиля компании – это «обыденная», самая используемая комбинация сразу нескольких компонентов (двух и более) фирменной символики. В большинстве случаев это изобразительная товарная марка (знак, эмблема), а также логотип. К примеру, фирменный блок автомобильной компании «Audi» – это четыре соединённых кольца. Бывает, что к данным компонентам прибавляют и лозунг.

Зарегистрированное название фирмы, её банковские и почтовые реквизиты, рекламная символика, список предоставляемых услуг и товаров, различные декоративные графические компоненты, отдельные фразы или слова - всё это может включать в себя фирменный блок. В 1841 году - именно такая фраза содержится в качестве фирменного блока на рекламной продукции и реже вывесках Сбербанка России.

К фирменному блоку, собственно, как и к фирменному знаку, существуют определённые требования: оригинальность, эстетичность, узнаваемость, яркость. Кроме того, он должен легко читаться и без каких-либо искажений отражаться на любом носителе (бумажном, электронном и так далее).

В добавление ко всему, фирменный блок очень удобен в применении. Его можно использовать как неизменный компонент на бланке официального письма (в виде «шапки»), на деловой документации, при оформлении визитки и упаковки товара, в рекламной сфере. Его «обязанность» - подходить к рекламе самого разного типа. Выигрышный блок всегда комбинируется из самостоятельных элементов, применение которых возможно и отдельно друг от друга. Но каждый его элемент должен быть представлен как часть единого целого и ассоциироваться в сознании потенциального клиента с «полноценным» блоком и фирмой, в общем.


3. Фирменный лозунг (слоган) может быть представлен не только определённой фразой, которая в оригинальной и яркой форме несёт в себе главную идею той или иной рекламной кампании, но и неизменным, актуальным её девизом. Именно на этом этапе он превращается в очень значимую часть фирменного стиля компании и иногда даже заверяется в качестве товарного знака.

Слоган – это своеобразный аудио образ фирмы, включающий в себя также и визуальную составляющую (что и отличает его от товарного знака). Фирменный слоган – это компонент фирменного стиля, и потому также должен выражать направление деятельности фирмы, делать её более узнаваемой в ряду конкурентов, способствовать поддержанию её реноме, а также нести в себе и ясно презентовать основную идею самого фирменного стиля компании.

Всем известно, что некоторые удачные слоганы могут существовать десятки лет, не теряя своей актуальности. Они, как правило, очень гармонично согласуются с иными компонентами стиля, ритмичны, запоминаемы, немногословны, приятны и оригинальны на слух.

4. Цвет в фирменном стиле компании. Довольно большое количество фирм можно «распознать» именно по свойственной только им комбинации цветов и оттенков. Их рекламная продукция однородна , сильно отличается и быстро запоминается человеку. Вспомните компанию «Билайн»: сразу приходит на ум сочетание жёлтого и чёрного цветов. Примером также может являться сеть ресторанов «Макдональдс», где основными цветами фирменного стиля являются красный и жёлтый.

Основная задача фирменного цвета – вызывать у человека определённые ассоциации с фирмой, её направлением деятельности, внешним видом её продукции. Кроме того, он призван отражать конкретную информацию и саму идею фирменного стиля компании. Здесь очень важно изучить влияние каждого цвета на психологическое и эмоциональное состояние человека, какие ассоциации он вызывает, как воздействует на потенциального покупателя и прочие аспекты.

Одним из важнейших вопросов, здесь является: с каким видом деятельности у человека связан тот или иной цвет? Например, деятельность фирм по производству игрушек связывают с насыщенными, яркими цветами, «врезающимися» в сознание людей: красный, жёлтый и так далее.

Компании, занимающиеся страховыми и финансовыми вопросами, обычно используют спокойные, неяркие оттенки: синий, зелёный. Молочную продукцию, как правило, символизирует белый цвет. Растениеводство – зелёный. Водную направленность – голубой и так далее.


Не стоит забывать о том, что форма и количество того или иного цвета также влияют на его восприятие человеком. Кроме того, нужно, чтобы выбранный Вами цвет гармонировал с остальными, психологически с ними сочетался.

Не нужно «перегружать» фирменный стиль компании разнообразием цветов, если только этого не требует сама специфика её деятельности.

Успешный фирменный стиль обычно включает только один или два цвета, что объясняется несколькими фактами:

  • При насыщенности в цветовой гамме часто возникают проблемы цветопередачи на носителях разного рода;
  • Большой набор цветов и оттенков не смотрится гармонично, а иногда и вызывает раздражение;
  • Чем больше цветов, тем выше затраты на рекламу, упаковки, полиграфическую и сувенирную продукцию.

Цвета должны без искажений передаваться при печати полиграфической продукции в типографиях. Не все оттенки точно воспроизводятся на компьютерах. В особенности это касается газет, ведь именно здесь в большинстве случаев применяются несмешанные красители.

Фирменные цвета рекомендуется оставлять неизменными во всех аспектах реализации продукции и рекламы. Вместе с товарным знаком бывает, регистрируется и соответствующий ему цвет. Здесь важно учесть, что товарный знак будет защищён исключительно в данном цвете, даже если на нём присутствуют дополнительные оттенки. При оформлении чёрно-белого знака он также защищён правами, в каком бы цвете он не воспроизводился.

5. Прочие составляющие фирменного стиля компании. Фирменный стиль компании может включать в себя и другие компоненты, стабильно применяемые компанией в различных направлениях и занимающие важное место в формировании её целостного образа. Это разные эмблемы фирмы, которые не выступают как товарный знак и не имеют какой-либо правовой защиты.

Схема вёрстки иногда тоже входит в число компонентов фирменного стиля компании. Устоявшиеся компоновка и форма вёрстки той или иной печатной продукции, несомненно, увеличивает её запоминаемость и узнаваемость. Это происходит тогда, когда они регулярно используются и становятся уже привычной для клиентов.

Образ компании в сознании покупателя складывается и за счёт рекламной продукции, которую он видит или слышит. Товарный знак порой излишне навязчиво выполняет данную функцию, и потому именно компоновка, как регулярный метод организации объявлений, более «деликатно» продвигает образ компании.

Форматы изданий. Повышению узнаваемости информационных компонентов способствует индивидуальный формат, который можно применить ко всей печатной продукции.


Например, компонентом фирменного стиля компании может выступить своеобразный корпоративный персонаж. Это, можно сказать, герой, образ, который применяется при работе с клиентами.

Человек, животное, нарисованный, запрограммированный персонаж - это может быть, кто угодно. Главное, чтобы у него присутствовали какие-либо особенности и черты, характерные для образа самой фирмы. Он способствует выделению её из общей массы аналогичных компаний, передаче главных аспектов её целостного образа, делая его более явным.

«Лицо компании» - это стабильный коммуникант, иногда используемый в роли компонента фирменного стиля компании. Корпоративный герой – это выдуманный персонаж, а коммуникант – реальное лицо (владелец, приглашённая знаменитость, почётный сотрудник и так далее).

Кроме того, в фирменный стиль можно включить индивидуальные сигнатуры и пиктограммы (абстрактные графические символы, указывающие на товарную группу, обозначающие размещение филиалов, служб, корпусов и подобную информацию).

С некой точки зрения, компонентами фирменного стиля компании также могут являться и некоторые стандарты, закреплённые во внутреннем её устройстве: стиль общения с клиентами, фирменный распорядок, дресс-код и так далее.

Бывает, что фирменный стиль компании содержит несколько сотен компонентов, но активно применяются из них только пара десятков, не более. Эти компоненты тесно связаны с направлением деятельности фирмы, они формируют и продвигают её целостный образ, распространяясь на разных носителях.

Фирменный стиль компании: примеры успешных фирм:

BritishAirways. Как и у многих других компаний, у данной фирмы бренд-бук соединён с гайдлайном. Их «книга» содержит подробное описание главных ценностей бренда, его историю и руководство по применению компонентов его айдентики. Однако большую часть их бренд-бука (гайдлайн, состоящий из 100 страниц) составляют стандарты и правила использования торгового знака, фирменных шрифтов и цветов. Здесь также присутствуют различные таблицы с подробным разъяснением.

 

NASA. С 1976 года в бренд буке данной организации содержатся правила, которыми требуется руководствоваться при оформлении, например, буклетов с информацией о фирменных машинах, космических кораблях, костюмах для космонавтов.

 

ILoveNY. Мало кто знает, что известный товарный знак, изобретённый в 1977 году Мильтоном Глейзером, являлся элементом довольно крупной компании по привлечению туристов, проводившейся в период кризисной ситуации в Нью-Йорке. В 2008 году, когда компания перезапускалась, был разработан бренд-бук ILoveNY, где содержалась история фирмы, её цели и принципы, были указаны результаты манифеста и анализа аудитории. Здесь также собраны варианты логотипов, шрифты, примеры рекламной продукции и даже текст песни ILOVENEWYORK.