Файл: Государственная социальная политика в сфере занятости молодежи - региональный аспект (Теоретические аспекты формирования молодежного рынка труда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью теоретического и практического осмысления новых подходов к проблемам трудоустройства молодых специалистов после окончания вуза.

До сих пор остается много дискуссионных вопросов, связанных с определением теоретической сущности, взаимосвязей и различий основных аспектов механизма управления трудоустройством молодежи, функционированием рынка труда, анализом формирования и развития отраслевой структуры профессионального образования и его соответствия запросам потребителей рабочей силы.

Мало исследованы методологические аспекты оценки структурных параметров соответствия спроса и предложения на рынке труда молодежи, не разработаны приемлемые механизмы государственного регулирования.

Молодых людей, впервые приходящих на рынок труда и не имеющих профессии или достаточного уровня профессиональных навыков, во всех странах мира принято относить к социально уязвимой группе населения. В то же время, учитывая, что молодежь есть величайший стратегический и инновационный ресурс страны, необходимо признать сферу ее занятости приоритетной частью социально-экономической политики государства. А это значит, что подготовка высококвалифицированных кадров, адаптированных к условиям рыночной экономики и владеющих новейшими технологиями, является задачей стратегической важности, от решения которой в немалой степени зависят темпы роста экономики, ее конкурентоспособность, будущее России.

Серьезной проблемой молодежной занятости является несоответствие объемов и профилей подготовки специалистов потребностям рынка труда, что создает предпосылки роста безработицы среди выпускников учреждений профессионального образования. Это приводит к тому, что наиболее активная и образованная часть молодежи, оканчивая учебное заведения, вынуждена получать статус безработного. Сегодня среди безработных, зарегистрированных в органах занятости, каждый третий – с высшим и средним профессиональным образованием.

Степень научной разработанности проблемы.

Исследование проблемы трудоустройства молодых специалистов по окончании вуза было проведено различными проблемами. Так, российские исследователи В.Н. Шубкин, А.Г. Чередниченко, М.Х. Титма и др. исследовали профессиональные ориентации и жизненные планы молодежи. Анализом функций современного социального института профессионального образования занимались И.С.Болотин, В.И. Добреньков, В.Я Нечаев и др. В ряде работ анализируются изменения социальных функций профессионального образования в связи с трансформацией социально-экономических отношений в России (Г.Е. Зборовский, Н.Д. Сорокина, Е.А. Шуклина).


Целью работы является разработка теоретических положений анализа и оценки, определение проблем российского молодежного рынка труда и способов их решения, а также обоснование приоритетных направлений развития трудоустройства молодежи.

В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:

  • исследование теоретико-методологических аспектов безработицы в регионе;
  • изучение социального спроса населения и работодателей на профессионально-образовательные услуги;
  • выявление особенностей прогнозирования потребностей в специалистах в регионе;
  • обоснование эффективных форм и методов адаптации молодых специалистов на рынке труда.

Объектом исследования являются: динамика развития занятости молодых специалистов; тенденции и перспективные направления развития рынка труда молодежи; формы и виды их адаптации; объекты и субъекты, а также инфраструктура обслуживания рынка труда; взаимодействие спроса и предложения.

В новой социально-экономической ситуации обостряется вопрос подготовки экономически грамотного молодого поколения вне зависимости от профессии, способного самостоятельно решать жизненные вопросы, быстро приспосабливаться к условиям новой экономической системы, обладать конкурентоспособностью на рынке труда.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что полученные теоретические выводы и предложения могут быть использованы в качестве методической базы при разработке и корректировке основных направлений развития занятости молодежи, формировании оптимальной инфраструктуры рынка труда и используемых методов и форм обеспечения занятости молодых специалистов.

Глава 1. Теоретические аспекты формирования молодежного рынка труда

    1. Сущность и понятие рынка труда

Составной частью системы рыночной экономики является рынок труда. Рынок труда — совокупность общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, т. е. отношений между реальными и потенциальными продавцами и покупателями труда [25, с.50].

Важнейшим элементом рынка труда является спрос на труд, который определяется числом и структурой рабочих мест, объемом жизненных средств, используемых для привлечения рабочей силы. Жесткий ограниченный спрос на труд придает свободе работников особую индивидуальную ответственность за их профессионально-квалификационный уровень и мобильность в быстро меняющихся экономических условиях.


Личная инициатива, способности, настойчивость становятся решающими факторами получения интересного и выгодного рабочего места. Предложение труда отражает численность и состав способных к труду, заинтересованных и нуждающихся в получении работы людей (по полу, возрасту, образованию и другим характеристикам).

Предложение труда определяется численностью трудоспособного населения, его здоровьем, активностью, уровнем образования, мобильностью, возможной величиной заработной платы, а также национальными традициями [19, с.81]. На рынке труда формируются цены на труд как результат взаимодействия механизмов спроса и предложения, и на этой основе определяется уровень заработной платы.

В зависимости от соотношения между спросом и предложением труда конъюнктура рынка труда может быть различной [17, с.82]:

1. трудодефицитной, когда спрос превышает предложение;

2. трудоизбыточной, когда превышает предложение, и на рынке труда имеется большая численность безработных;

3. равновесной, когда спрос соответствует предложению.

В экономике труда рассматривается несколько моделей рынка труда: чисто конкурентный рынок труда, модель монопсонии, модели с учетом действий профсоюзов и др. Чисто конкурентный рынок труда характеризуется тем, что имеется, во-первых, большое количество конкурирующих фирм-работодателей, во — вторых, большая численность работников, предлагающих свой труд, и, в-третьих, ни работодатели, ни работники не диктуют ставки оплаты труда. Монопсонический рынок труда характеризуется монополией покупателя.

В силу географических или иных факторов и при имеющейся специальности и квалификации работник не может сменить место работы, а заработную плату диктует предприятие, на котором сосредоточено основная численность работников. Такая ситуация наблюдается чаще всего в малых городах при наличии там крупного предприятия.

Участие профсоюзов на рынке труда ведет к увеличению спроса труда и повышению заработной платы, т. к. профсоюзы объединяют работников и защищают их интересы. Рынок труда находится в непрерывном движении. Рынок труда, адекватно реагирующий на изменение цен, спроса и предложения труда, обычно называют гибким. Различают количественную и функциональную гибкость рынка труда.

Количественная гибкость рынка труда – это способность при расхождении спроса и предложения осуществлять подстройку рынка за счет изменения заработной платы или количества используемого труда [28, с.73].


Затруднять подстройку могут факторы, ограничивающие гибкость рынка труда: жесткость заработной платы, ограничения в мобильности рабочей силы, жесткость режимов рабочего времени.

Функциональная гибкость предусматривает использование гибких режимов труда и занятости, изменение системы оплаты труда, повышение гибкости в вопросах найма и увольнения. Воздействие на рынок труда оказывают: государство, которое разрабатывает специальные меры, направленные на согласование предложения рабочей силы и спроса на нее, союзы работодателей и лиц наемного труда, а также характер экономического роста.

Под сегментацией рынка труда понимают структуру спроса и предложения рабочей силы в следующих аспектах:

1. демографическом (по полу и возрасту);

2. профессиональном (по специальностям и уровню квалификации);

3. региональном (доля регионов в спросе и предложении рабочей силы).

Сегментарный рынок труда — это рынок с четко обозначенными частями — сегментами, на которых сосредотачиваются определенные категории конкурирующих между собой работников (последние не являются конкурентами другим работникам в иных частях рынка труда) [28, с.76].

    1. Характерные особенности молодежи как социальной группы

Молодежь характеризуется как социально-демографическая группа, выделенная на основе возрастных характеристик и отличающаяся от других социальных групп своими: положением в обществе, ценностями, интересами и потребностями.

Под молодежью в настоящее время в соответствии с действующими нормативными документами РФ понимаются граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно, то есть социально активная часть населения, которая представляет собой наиболее перспективную часть наших граждан, желающих обеспечить реализацию своих интересов [20, с.108]. Для этой социальной группы характерно: физиологическое взросление; завершение формирования личности; вступление на полноправной основе в основные сферы общественной жизни (экономику, политику, семейные отношения).

На основе данных нормативных документов РФ молодежь принято делить на четыре возрастные группы:

.14-16 лет - подростки. Это в основном учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений находящиеся, как правило, на иждивении родителей или государства. До 14 лет социальный статус подростка мало чем отличается от детского, он является объектом защиты семьи, общества, государства, международных организаций и т.д. Но по достижению данного возраста подросток имеет право и обязан занять правовую статусную позицию: с 14 лет наступает уголовная ответственность. Так же с этого возраста подросток имеет возможность трудиться и получать за свой труд вознаграждение. С 16 лет молодой человек получает основные трудовые и гражданские права. С этого же возраста молодые люди имеют право вступить в брачно-семейные отношения, а завершение этапа знаменуется наступлением правовой зрелости - человек получает и политические права.


.17-19 лет - юношество. Возраст самоопределения - начала самостоятельной профессиональной деятельности или выбора и осуществления качественно новой профессиональной учебы. Начинается разделение жизненных путей юношей и девушек, что в последующем приводит к более глубокой экономической, политической и культурной дифференциации среди них. В этом возрасте начинается процесс социализации - происходит приобретение почти всей полноты гражданских прав, а вместе с тем расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.

.20-24 года - собственно молодежь. Продолжает процесс социализации. Эту возрастную группу, прежде всего, составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи. В целом этот этап можно охарактеризовать как этап достижения интеллектуальной зрелости.

.25-30 лет - старшая молодежь. В этом возрасте на основе личного опыта производственной и семейной жизни, а также участия молодежи в политических отношениях завершается процесс формирования зрелой личности. Молодые люди этого возраста играют роль родителей в собственных семьях. Они уже нашли свой путь в жизни.

Молодое поколение выполняет особые социальные функции, которые никто другой выполнить не может. Порой они бывают - неоднозначны и противоречивы.

Определение категории «молодежь» позволяет обобщить типичные характеристики, свойственные представителям молодежи, установить ее роль в различных сферах жизни, а также учесть специфические свойства, черты сознания и поведения молодежи в конкретном обществе на определенном периоде его исторического развития. Использование категории «молодежь» в нормативных актах свидетельствует о том, что этот термин относится не только к философско-социальным понятиям, но в определенной степени и к правовым.

Итак, понятие «молодежь» в социально-правовом аспекте, в котором она рассматривается как особая внутренне дифференцированная в соответствии с возрастными признаками биосоциальная группа, объединяющая людей в возрасте от 14 до 30 лет, которые пребывают в динамичном состоянии социализации, обладают определенными социально-психологическими чертами, свойствами и ценностными ориентациями и наделяются специальным правовым статусом.