Файл: Опорные конспекты по дисциплине основы философии Составила гоголева г. С. Г. Казань, 2014 г. Тема 1 Предмет философии Вопросы Место философии в системе научного познания. Структура и функции философии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 394
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дополнение:
Третий закон отрицание отрицания
Отрицать- это значит опровергать, отвергать, уничтожать. Любая существующая вещь, процесс, явление подвергается рано или поздно уничтожению. Диалектика под отрицанием предмета понимает такое уничтожение, которое вызывается внутренними причинами, действием внутренних противоречий.
В процессе отрицания предмет уничтожается лишь относительно. При возникновении нового явления, предмета, в нем сохраняется все ценное и положительное, что было в содержании старого явления, которое подверглось отрицанию.
Закон отрицание отрицания- есть закон материалистической диалектики выражающейся возникновением нового из старого, преемственностью между новым и старым, поступательностью и спиралевидностью развития.
Отрицанием называется закономерная смена старого новым. Новое возникает из старого в результате борьбы противоположностей.
Новое отрицает старое и обрекает его на отмирание. Отрицание сохраняет все ценное и положительное, что было накопленное на предшествующих ступенях развития и одновременно уничтожает все устаревшее, что мешало развитию.
В новом опять начинается борьба противоположностей, оно само отрицается возникающим новым. Так получается бесконечная цепочка отрицании. Между новым и старым есть преемственность, связь, развитие идет не по прямой линии, а по спирали т.е. круги не замыкаются, а идут друг за другом. Развитие нового означает, поступательное движение т.е. прогресс.
Вывод: 1) Закон объясняет, почему неизбежен процесс в развитии»2) Закон позволяет понять противоречивый характер прогресса 3)Одной из важнейших особенностей прогресса является ускорение темпов развития., есть два типа отрицания:
а) Деструктивное- полное отрицание преемственности с предыдущим этапом развития
б) Конструктивное - самоотрицание т.е. такое отрицание, когда система содержит в себе свое собственное отрицание. Конструктивное отрицание подразделяется: прогрессивное, регрессивное, нейтральное.
Диалектика
-
Характеризует процесс развития, в процессе которого противоречия приводят к разрушению старого и появлению нового качества, а повторное отрицание определяет общее направление процесса развития -
Противоречия, которые формируются в системе, выступают как источник самодвижения и саморазвития, а переход количественных изменений в качественные — как форма этого процесса
Диалектика включает в себя и преодолевает два типа представлений о процессе развития:
-
развитие в виде стрелы: утверждает, что в процессе развития всегда появляется что-то совершенно новое и нет никакого повторения старого. -
развитие в форме кругового движения: утверждает, что в процессе развития есть лишь повторение того, что уже было когда-то.
-
В диалектической философии нет абсолютно ничего раз и навсегда установленного, безусловного, святого -
Диалектика на всем и во всем видит печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему.
Тема 2.3 «Человек и его бытие в мире»
(Антропология)
Урок 1
Вопросы:
1.Древнейшие и современные философские представления о человеке
2.Сущность проблемы человека. Историко-философский аспект проблемы человека
3 . Философия психоанализа З.Фрейда и К.Юнга
Вопрос 1: Древнейшие и современные философские представления о человеке
По представлениям древних китайцев, человек возникает после того, как изначальный эфир (или пневма, ци) делится на два начала: Инь и Ян, Свет и Тьму. Своим появлением он как бы призван преодолеть эту расколотость мира, ибо объединяет в себе темное и светлое, мужское и женское, активное и пассивное, твердость и мягкость, покой и движение. Вместе с Небом и Землей человечество составляет великую Триаду, каждый член которой порождает свой, особый мир, а вместе — всю "тьму вещей". Срединное положение человека в мире определяет и "срединный путь" как наиболее для него приемлемый, диктует ему постоянную роль медиума, посредника. Это видно даже в самом написании некоторых иероглифов, где, например, слово «ван» (царь) изображается тремя горизонтальными чертами, соединенными одной вертикальной, поскольку владыка людей призван объединить своей персоной все три мира: верхний, нижний и средний, а по другой версии: Небо, Землю и Дао — великий Путь Вселенной. Он — сын Неба, через него небесная благодать нисходит на землю и распространяется повсюду, "вплоть до зверей и насекомых, деревьев и трав".
Древний китаец полагал, что "между Небом и Землей человек драгоценнее всего", однако мир создан не ради человека, тот — лишь предпоследнее звено саморазвития мира, и вместе с Землей и Небом (которые тоже подчас воспринимаются как живые существа) творит свою, особую сферу бытия, ныне именуемую ноосферой. Человек — не царь Вселенной, он не может диктовать ей свою волю, «покорять» и распоряжаться.
Древняя индийская философия
В середине II тысячелетия до н. э. на земли пришедшей в упадок хараппской цивилизации (Пакистан) стали переселяться скотоводческие племена Средней Азии и Заволжья, которые постепенно завоевывали территории Северной Индии. Они именовали себя ариями. Религия ариев дошла до нас в форме ведийских гимнов, одухотворяющих и обожествляющих природные стихии и явления: огонь, ветер, молнию, гром, небо, Луну, Солнце и другие. На раннем этапе развития арийского общества человек и боги (природа) объединялись с помощью жертвы, поэтому в мироощущении ариев преобладал элемент магии и ведийский обряд жертвоприношения был основной формой общения с божественными силами. Но по мере врастания ариев в жизнь более развитого индийского общества происходила эволюция религиозных представлений в сторону философского осмысления отношений человека с природой. Постепенно выкристаллизовывался институт шраманов, людей, целиком посвятивших себя поискам первоначала бытия, жизненной силы и каналов, связующих человека с окружающей природой.
В буддизме, судя по всему, нет собственно антропологической темы. В нем главенствует безличный мировой процесс жизни, который противостоит страстям и стихийным порывам людей, накладывая на них свои державные оковы. Личность с ее спонтанным внутренним складом, самопроизвольными устремлениями как бы выпадает из него. В самом деле, можно ли размышлять о человеке, не обращаясь к бытию Бога, бессмертию души или свободе духа? Индивид, воспитанный в европейской духовной традиции, не задумываясь, ответил бы на этот вопрос отрицательно.
Но парадокс, требующий разъяснения, состоит именно в том, что, несмотря на отстраненность от персоналистских сюжетов, традиционных для западной философии, Буддизм одухотворен святынями добра, любви к людям, заключает в себе идею духовной раскрепощенности и нравственного благородства. Эта вера преобразила жизнь народов Азии, осветив их цивили-зованый путь иным провозвещением духа, не соотнесенным с ориентирами европейской культуры.
Античная философия
По давно сложившейся традиции считается, что внимание так называемых досократиков было направлено на изучение явлений природы, а исследование антропологических, в том числе этико-правовых, социально-политических, психологических, гносеологических проблем начинается с софистов и Сократа, отчасти с Демокрита. Такой взгляд на теоретическую ориентацию ранних греческих мыслителей подкрепляется в основном ссылками на содержание их произведений, посвященных «теорийным» (созерцательным) изысканиям «первоначала» вещей и всеобщего стройного порядка (космоса). Отсюда и наименование «натурфилософы» присваивается, как правило, всем "созерцателям природы" от Фалеса до Демокрита (хотя последний, как по существу многих идей, развиваемых им, так и хронологически, к «досократикам» никак не относится).
Природа (макрокосмос) и человек (микрокосмос) в досокра-товской философии составляют единство. Однако было бы ошибочным из этого факта делать вывод, что досократики отождествляли природу и человека, тело и душу, материальное и идеальное и не выделяли человека из окружающей природной среды. Уже Гераклит проводил различие между природой и человеческим миром. Софисты же, которые впервые выдвинули оппозицию законов природы и правовых норм, знаменитую антитезу "неизменные законы природы — изменчивые человеческие установления", использовали в качестве идейного материала предшествующее развитие теоретической мысли, все богатство греческой культуры, прежде всего ее ценностную ориентацию на человека и его разум.
Человек как телесно-духовное существо — это вообще центр всей греческой культуры, особенно периода классики. Для греческих историков, скульпторов, архитекторов, наконец философов, человек, его образ служат своего рода "точкой отсчета", когда речь идет о мудрости, красоте и других формах совершенства. Идеал физического и нравственного совершенства (калокагатия) получил свое пластическое выражение в произведениях греческих ваятелей. Храмы, воздвигнутые в честь богов, сообразованы с человеком, с «мерой» его восприятия и разумения: «жилища» богов величественны и грандиозны, но не настолько, чтобы подавлять человека. Величественны и человечны сами боги. Их функция состоит в том, чтобы служить людям образцом для подражания. Согласно Платону, Гераклит утверждал: "Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить ее с человеческим родом"; "Из людей мудрейший по сравнению с богом покажется обезьяной и по мудрости, и по красоте, и по всему остальному".
Дополнение:
1. Религиозные, философские и естественно научные теории происхождения человека.
Главная особенность философского знания о человеке - создание определенной теоретической модели описание которой представляет обобщенный образ человека. Практика утверждает, что человека интересует две проблемы: окружающий его мир и он сам. Различные философские школы по разному распределяют приоритеты между этими проблемами. Досократики сторонники познания природы. Сократ Против. Восточные школы уделяют большое внимание внутреннему миру человека, а запад - большое внимание внешнему миру. По разному говорят о взаимосвязи человека и окружающего его мира: 1.Человек — часть природы, другие наоборот.
2.Человек совершенно особый мир. 3.Причина поступков — свободная воля. 4. Человек - велик ,человек - ничтожен. 5. Ему предстоит великое будущее - нет конец близок.
Есть три периода истории отличающиеся по характеру:
1. Докапитализм - общественные отношения принимали форму личных отношений между людьми.
2.Капитализм - товар - посредник отношений. Отношения между людьми - форма отношения вещей.
3. Отношения свободных индивидов.
Как, когда произошел человек? Первобытные предки человека в животных, растениях - мифы. Многие формы религии объясняют, что человек - творение бога.
Дарвин – человек произошел от обезьяноподобного предка. 300 тысяч лет назад появились неандертальцы – умели строить жилища и орудия труда.