Файл: Опорные конспекты по дисциплине основы философии Составила гоголева г. С. Г. Казань, 2014 г. Тема 1 Предмет философии Вопросы Место философии в системе научного познания. Структура и функции философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 402

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Биологические факторы — прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи;

Основные социальные факторы — труд и коллективная деятельность, мышление, язык и общение, нравственность.

Под его биологическими особенностями человека понимают то, что сближает человека с животным, — наследственные признаки; наличие инстинктов; эмоции; биологические потребности; сходные с другими млекопитающими физиологические особенности; возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

Социальные факторы в эволюции человека:

• необходимость адаптивного поведения в процессе становления общественного образа жизни;

• необходимость прогнозировать свою деятельность;

• необходимость воспитывать и обучать потомство, передавая ему накопленный опыт.

• использование, а затем создание орудий труда;

Социальные особенности характерны исключительно для человека — способность производить орудия труда; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (мораль, религия, искусство); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание

Таким образом, современный человек — продукт взаимодействия биологических и социальных факторов.

Психологи определяют личность как устойчивую систему всех социальных качеств, приобретенных и развитых в процессе взаимодействия человека с другими людьми.

Под социальными качествами личности принято понимать те из них, которые способствуют достижению общественно значимых целей. Единой классификации таких качеств не существует, но, тем не менее, условно их можно разделить на интеллектуальные и психосоциальные.

К интеллектуальным следует отнести такие мыслительные качества, которые влияют на познавательную деятельность: самосознание, способность к аналитической и синтетической деятельности, самооценке, восприимчивость к новому, способность выделять риски.

К психологическим социальным качествам личности относятся:

эмоциональные (например, достоинство, честь);

поведенческие (воля, целеустремленность);

коммуникативные (открытость, толерантность);

творческие способности личности.

Психические свойства человека, духовные и материальные потребности влияют на формирование цели, которая направляется на достижение существующих потребностей.
Мотив также относится к психическим свойствам человека и является непосредственным внутренним побуждением для совершения конкретного действия, чтобы достигнуть поставленной цели.

Определенное содержание мотива характеризуется объективными условиями человеческой жизнедеятельности. При изменении социальных условий иными становятся и предпосылки развития каких-либо мотивов, которые выступают в форме стабильных и ситуативных. Психические свойства человека, направленность и содержание мотивов характеризуют не только факт наличия определенного рода деятельности, но и ее прямую эффективность.

К другим психологическим свойствам личности относятся способности, темперамент и характер.

Существует 4 типа темперамента:

  • Сангвинический темперамент

  • Холерический темперамент

  • Флегматический темперамент

  • Меланхолический темперамент

Флегматик неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Холерик - быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник - живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиники обладают выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно

Меланхолик - человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он чересчур впечатлителен, легко эмоционально раним.
Вопрос 3: Будущность человека, философские подходы к теме бессмертия.

Возникновение темы будущности связано с изменением представлений о времени. Родившееся в буржуазно-купеческих кругах представление "время-деньги" становится всеобщим достоянием. Циклическое "время-круг" традиционного общества превращается во "время-стрелу".

Восприятие времени как неостановимого потока - продукт длительного исторического развития. Индустриальная современность - период, когда такое восприятие времени становится массово распространенным.

В современных обществах жизнь человека неотделима от постоянного выбора из ряда альтернатив. Межличностные отношения обретают независимость от связей родства, клановых традиционных определений.

Возникает "Я", которое не доверяет ничему и никому автоматически. "Я" осмысливает себя в терминах автобиографии. Автобиография составляет ядро самоидентичности в условиях современной социальной жизни. Это подразумевает осуществление целостного, планируемого и постоянно корректируемого жизненного проекта.

У человека возникает представление о собственной жизни как о биографии. Индивидуальная жизнь начинает планироваться в терминах карьеры. Жизненный цикл личности воплощается в последовательной смене этапов, которые уже не имеют ритуальных меток (например, праздников). Путеводной звездой становится сама жизнь, в рамках календаря с его будними днями :закурил в тот год, когда служил в армии.

Понимание бессмертия различно в разных философских дискурсах. Из них можно вычленить четыре типа, в рамках которых представлены совершенно различные трактовки бессмертия:

• 1)эйдетический, связывающий бессмертие с приобщением к миру вечных идей,

• 2)христианский, исходящий из смертности человека как единства тела и души и связывающий бессмертие с Воскресением и причастием к благодати Св. Духа,

• 3)натуралистический, подчеркивающий бренность человеческой природы и бессмертие ее первоначал

• 4)социокультурный, усматривающий в бессмертии – сохранение достижений личности в памяти человечества.

Эти типы философского дискурса о смерти и бессмертии обусловливают и различные типы духовных практик, в частности похоронных обрядов, ритуалов, призванных обеспечить загробную жизнь.

Для христианина смерть – катастрофа, «возмездие за грех» , следствие грехопадения, нарушения взаимоотношений с Богом и отделения души от тела. Христианская идея апокатастасиса предполагает восстановление каждого человека в полноте всей его природы, приведение всей твари к совершенству и нетлению.


Поэтому, как заметил Г.Флоровский,

«христиане, будучи христианами, не должны верить философским теориям бессмертия. Они должны верить во Всеобщее Воскресение. Человек – тварь. Самым своим существованием он обязан Богу. Человеческое бытие не необходимо. Оно – милость Божия. Но Бог сотворил человека для бытия, то есть для вечности. Достичь же вечности и обрести ее можно только в единении с Богом»

Загробный мир в Исламе делится на рай (джанна) и ад (джаханнам). Хороший человек после смерти в Исламе попадает в рай, грешник, соответственно, в ад. У мусульман пребывание в раю вечно. В аду же грешники-мусульмане могут находиться 80 лет и даже больше, испытывая унизительные наказания за свои грехи.

Однако рано или поздно Аллах смилостивится над ними и проводит в рай.

В отличие от христианства, в Исламе деление на грешников и праведников осуществляется по несколько иному принципу. Согласно христианской религии, все люди – грешники и среди них есть праведники. Ислам же утверждает, что праведник и грешник – это два абсолютно разных человека.

Если в античной философии бессмертие понимается как пребывание в вечности – в вечном мире эйдосов, то в христианской философии бессмертие – это пребывание во времени, жизнь преображенной души и преображенной плоти, лишенной тления и косности.

Мыслители эпохи Возрождения, тяготея к космотеизму античности, стремились возродить античное понимание смерти и бессмертия. Некоторые из них отрицали бессмертие души, другие, особенно тяготевшие к неоплатонизму (Фичино, Агриппа, Николай Кузанский, Д.Бруно), учили о бессмертии души, приобщенной к мировой душе. Среди мыслителей Нового времени также не было единодушия в трактовке бессмертия души.

Бессмертие души отстаивали Декарт и Гассенди. Лейбниц полагал, что все живые существа смертны, лишь личность, обладающая совестью и рефлексией, обладает индивидуальным бессмертием

Дидро связывал бессмертие с продолжением жизни в памяти других поколений. Гёте, выступая против смешения религиозного и философского понимания бессмертия, подчеркивал: «Для меня убежденность в вечной жизни вытекает из понятия деятельности».

Для Канта бессмертие души не может быть доказано логически и является постулатом практического разума. Согласно Фихте, Я обладает бессмертием, поскольку жизнь человека принадлежит вечной жизни. По Гегелю, дух вечен и бессмертен
. Ницше называл идею бессмертия личности великой ложью.

Натуралистическое понимание бессмертия развивали материалисты – от Фейербаха до Бюхнера и Геккеля, которые связывали бессмертие с сохранением материи. Позитивисты – от Конта до Маха – объясняли возможное бессмертие культурными достижениями, которые сохраняются в памяти человечества.

Тема 2.4. Урок 1 «Человек в современном мире»

«Проблема человека в философии ХХ – ХХI в.в.»
Вопросы:

  1. Индивид- индивидуальность- личность. Генезис личности. Социализация личности.

  2. Структура и составные элементы личности. Физическая личность. Социальная личность. Духовная личность. Деградация личности.

  3. Идея личностной уникальности в философских представлениях разных эпох.


Вопрос 1: Индивид- индивидуальность- личность.

Генезис личности. Социализация личности.
Индивид как особая единичная ценность. Человек, как родовое существо, конкретизируется в реальных индивидах. Понятие индивида указывает, во-первых, на отдельную особь как представителя высшего биологического вида Homo sapiens и, во-вторых, на единичный, отдельный "атом" социальной общности.

Индивид как особая единичная цельность характеризуется рядом свойств: целостностью морфологической и психофизиологической организации, устойчивостью во взаимодействии со средой, активностью.
Индивидуальность — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращение с ребёнком.
Личность есть обладающий самосознанием и мировоззрением человек, достигший понимания своих социальных функций, своего места в мире, осмысливающий себя как субъекта исторического творчества, как звено цепи поколений, в том числе родственных, один вектор которых направлен в прошлое, а другой - в грядущее. Личность есть индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм, в том числе и юридических.