Файл: Опорные конспекты по дисциплине основы философии Составила гоголева г. С. Г. Казань, 2014 г. Тема 1 Предмет философии Вопросы Место философии в системе научного познания. Структура и функции философии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 397
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
назвал как более глубокий слой бессознательного, чем фрейдовское персональное бессознательное, и получило название коллективного бессознательного.
Важной частью психоанализа является теория сновидений. В 1900 г. Фрейд в работе «Толкование сновидений» предложил понимать сновидения как зашифрованные сообщения о глубинной проблематике бессознательного. Оно дается личности в связи с ее индивидуальным опытом. По мнению Юнга, образы сновидений - прямые сообщения коллективного бессознательного. Сновидения есть беспристрастные заявления о душевной ситуации пациента Сновидения также архетипичны, несут в себе то же сверхличное содержание, что и образы религий. Юнг смело сблизил архетип с инстинктом. Инстинкт - врожденный способ психического восприятия. Но Юнг вводил между инстинктом и архетипом различия путем сопоставления их психических функций, т.е. не отождествлял их. Инстинкты определяют наши сознательные действия, архетипы ответственны за единообразие и регулярность восприятии, отличающихся иррациональностью. Архетип - восприятие инстинктом самого себя. Юнг называл также архетипы «первобытными образами». Прояснить смысл архетипов могут только образы мифологий и разные формы культуры. Архетипы происходят из глубины психики, не имеют ничего общего с индивидуальным опытом, принадлежат к сфере абсолютно бессознательного. Фрейд открыл относительное или личное бессознательное, Юнг - абсолютное или коллективное.
Юнг называл образ «первобытным», если он имеет архаическое содержание. Образ имеет архаическое содержание, если находится в поразительном соответствии со знакомыми мифологическими мотивами. Первобытный образ всегда является коллективным, т.к. он характерен для целых народов или эпох. Архетипы детерминируют способы восприятия реальности, определяют бессознательные установки. Важнейшие из них отложились в качестве образов религиозного сознания. Великие религии доводят некоторые из этих образов до совершенства. Но большей подлинностью обладают образы примитивных религий. Наблюдаемое явление Юнг отнес к сфере нуминозного (Р.Отто) опыта, т.е. невыразимого, таинственного, страшного, что переживается независимо от воли субъекта и относится к потустороннему, трансцендентному, божественному. Подобные сообщения непостижимы, уклоняются от объяснения. Они повсеместны, требуют специальной восприимчивости, т.е. простой веры к себе. Это - феномены большой смысловой мощи. Современный человек, с точки зрения Юнга, находится во власти архетипов не менее, чем первобытный человек. Современник чувствует свое превосходство над дикарем, но на деле не понимает того, что знал тот. Первобытный человек понимал, что находится во власти потусторонних сил.
Понятие архетип Юнг установил, опираясь на кантовское понятие «Urbild» -«первобытный образ» (первообраз). Кант понимал под ним такой, объект которого не может быть найден в опыте и в котором содержится праобраз всякого практического применения разума. В 1772 г. Кант в одном из писем употребил термин «intellectus archetypus». Юнг использовал также мысль Шопенгауэра о трансцендентальных идеях как визуальных первоначальных образах. Но наиболее глубоким источником размышлений Юнга была теория идей Платона.
Юнг следовал за Фрейдом, когда сочетал глубинную психологию и мифологические исследования. Фрейд, как известно, установил «эдипов комплекс» на основе греческого мифа, дошедшего до нас через литературу. Различие между Юнгом и Фрейдом состоит в расширении сферы взаимного пересечения психологии и мифологии. Это привело к преобразованию концепции бессознательного. Фрейд открыл бессознательное в онтогенетическом плане, Юнг - в филогенетическом. Юнгово бессознательное - «вневременная универсальная душа». Юнг показал распространенность одних и тех же мифологических мотивов у разных народов, их воспроизводимость на разных стадиях культуры. Было раскрыто родство мифологии с другими процессами массовой культуры и индивидуального сознания. Это привело к расширению понимания мифологии на любую культуру и эпоху. Вся теория Юнга может быть понята как психология, в центре которой находится символическая деятельность, т.е. деятельность по выражению непостижимого. Символами являются те устойчивые мотивы культуры и индивидуального сознания, чье формирование уходит в филогенез.
Тема 2.3 Урок 2 «Человек и его бытие в мире(Антропология)»
Вопросы:
1) Сущность и основные направления антропологии, антропогенез.
2)Единство биологического, психического и социального в человеке, его свойства.
3) Будущность человека, философские подходы к теме бессмертия.
Вопрос 1: Сущность и основные направления антропологии, антропогенез.
Философская антропология - наука о сущности и сущностной структуре человека; его отношении к царству природы и к основе всех вещей; физическом, психическом и духовном появлении в мире; силах и властях, которые движут им и которыми движет он; основных направлениях и законах его психического, духовно-исторического и социального развития. Антропология должна служить основой для всех наук, которые имеют дело с человеком - медицины, археологии, этнологии, истории и др.
Антропология
• Теория антропогенеза
• Морфология человека
• Этническая антропология
• Антропоэкология
Теория антропогенеза— часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного , отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.
Этническая антропология — раздел физической антропологии, изучающий особенности этнических общностей. Объект исследования этнической антропологии — ареальные общности людей, то есть человеческие популяции, различающиеся по расовым признакам.
Морфология человека - раздел антропологии , изучающий вариации половозрастных, этнотерриториальных, конституциональных, профессиональных и других особенностей человеческого тела, а также отдельных его частей и органов.
Антропоэкология - наука о взаимоотношениях человека с окружающей средой. Изучает как влияния человека на природную среду, так и обратное воздействие природы на человека.
И. Кант считал, что философия всегда стремится ответить на четыре вопроса:
1)что я могу знать?
2)что я должен делать?
3)на что я могу надеяться?
4)что такое человек?
В сущности, полагал он, три первых вопроса можно свести к четвертому, а все науки - к антропологии.
Философская антропология становится фундаментальной и центральной философской наукой тогда, когда человек становится проблемой, когда начинают задумываться над вопросами: что такое человек, откуда он пришел в этот мир и чем он отличается от других живых существ.
Философская антропология изучает
• Сущность и природу человека
• Происхождение и сущность человека
• Антропогенез
• Духовное развитие человека
• Проблему существования человека
• Смысл жизни человека
Природа и сущность человека — философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, в той или иной мере присущие всем людям
Происхождение и сущность человека -человек - это субъект деятельности и общения, познания, эстетического восприятия и освоения действительности, существо творческое, моральная, ответственная за свои поступки . Происхождение человека по-разному трактуется религией и наукой.
Антропогенез— часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного
Смысл жизни -философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.
Духовное развитие человека – это его обучение и принятие всевозможных действий для поддержания его жизнедеятельности в позитивном и созидательном русле.
Проблема сущности человека - находится в центре философского учения о человеке. Раскрытие сущности входит в само определение любого предмета
Основные направления антропологии.
Можно разделить антропологию на направления двумя способами: традиционный и модернизированный.
Традиционный:
1)Антропогенез – раздел антропологии, изучающий эволюцию предков рода homo, становление и дальнейшую эволюцию человеческого рода, происхождение homo sapiens.
2)Расовая и этническая. Расоведение – одна из направлений антропологии, которое выделилось еще в XIX в. Исследует разнообразие человеческих популяций всей ойкумены (территории, заселенной человеком) по расовым признакам. Сейчас этот раздел претерпевает глубокий кризис и переосмысление.
3)Морфология человека – Направление, изучающее изменчивость тела в разных аспектах (пол, возраст, генетическая специфика, состояние здоровья, конституционная принадлежность, эпохальная динамика)
Модернизированный:
1)Антропогенез
2)Палеонтология – направление, изучающее древнее человечество от эпохи первобытности до более недавних веков по палеонтологическим материалам.
3)Экология человека – направление, которое ставит перед собой цель изучение взаимодействия человека и популяций сокр. средой. Человек как и любой вид имеет адаптивный полиморфизм. Эта отрасль обращает внимание не только на современного человека, но и обращает взгляд в прошлое.
4)Возрастная и конституциональная антропология – изучение морфофизиологических изменений в популяции на протяжении онтогенеза, а так же исследует единство морфологии, физиологии и психики
5)Генетика – изучает генетический полиморфизм человека на примере признаков с известной системой наследуемости и молекулярно-генетического изучения самого гена человека. Современные методы изучения позволяют изучать и сравнивать ДНК древнего человека, изучать наследственные особенности, например родинки, отпечатки пальцев, цвет волос.
Антропогене́з
Процесс происхождения человека современного типа (Homo sapiens) от его животного и человекоподобного предка. Самые последние данные и находки антропологов и палеонтологов в конце XX — начале XXI в. внесли крайне важные и, возможно, окончательные штрихи в ту общую картину эволюционного древа человечества, которая прямо вытекает из дарвиновской симиальной теории антропогенеза.
Движущие силы антропогенеза:
• групповой отбор, направленный на социальную организацию;
• индивидуальный отбор, направленный на морфофизиологические признаки — прямохождение, строение кисти, развитие мозга;
• биосоциальный отбор, результат совместного действия первых двух форм отбора. Действовал на уровне особи, семьи, племени.
Вопрос 2: Единство биологического, психического и социального в человеке, его свойства.
«Человек» — общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого, как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные качества. Иначе говоря, человек предстает в своей сущности как биосоциальное существо.
• Биологические и социальные факторы
• Что позволило человеку выделиться из животного мира? Основные факторы антропогенеза можно разделить следующим образом:
Важной частью психоанализа является теория сновидений. В 1900 г. Фрейд в работе «Толкование сновидений» предложил понимать сновидения как зашифрованные сообщения о глубинной проблематике бессознательного. Оно дается личности в связи с ее индивидуальным опытом. По мнению Юнга, образы сновидений - прямые сообщения коллективного бессознательного. Сновидения есть беспристрастные заявления о душевной ситуации пациента Сновидения также архетипичны, несут в себе то же сверхличное содержание, что и образы религий. Юнг смело сблизил архетип с инстинктом. Инстинкт - врожденный способ психического восприятия. Но Юнг вводил между инстинктом и архетипом различия путем сопоставления их психических функций, т.е. не отождествлял их. Инстинкты определяют наши сознательные действия, архетипы ответственны за единообразие и регулярность восприятии, отличающихся иррациональностью. Архетип - восприятие инстинктом самого себя. Юнг называл также архетипы «первобытными образами». Прояснить смысл архетипов могут только образы мифологий и разные формы культуры. Архетипы происходят из глубины психики, не имеют ничего общего с индивидуальным опытом, принадлежат к сфере абсолютно бессознательного. Фрейд открыл относительное или личное бессознательное, Юнг - абсолютное или коллективное.
Юнг называл образ «первобытным», если он имеет архаическое содержание. Образ имеет архаическое содержание, если находится в поразительном соответствии со знакомыми мифологическими мотивами. Первобытный образ всегда является коллективным, т.к. он характерен для целых народов или эпох. Архетипы детерминируют способы восприятия реальности, определяют бессознательные установки. Важнейшие из них отложились в качестве образов религиозного сознания. Великие религии доводят некоторые из этих образов до совершенства. Но большей подлинностью обладают образы примитивных религий. Наблюдаемое явление Юнг отнес к сфере нуминозного (Р.Отто) опыта, т.е. невыразимого, таинственного, страшного, что переживается независимо от воли субъекта и относится к потустороннему, трансцендентному, божественному. Подобные сообщения непостижимы, уклоняются от объяснения. Они повсеместны, требуют специальной восприимчивости, т.е. простой веры к себе. Это - феномены большой смысловой мощи. Современный человек, с точки зрения Юнга, находится во власти архетипов не менее, чем первобытный человек. Современник чувствует свое превосходство над дикарем, но на деле не понимает того, что знал тот. Первобытный человек понимал, что находится во власти потусторонних сил.
Понятие архетип Юнг установил, опираясь на кантовское понятие «Urbild» -«первобытный образ» (первообраз). Кант понимал под ним такой, объект которого не может быть найден в опыте и в котором содержится праобраз всякого практического применения разума. В 1772 г. Кант в одном из писем употребил термин «intellectus archetypus». Юнг использовал также мысль Шопенгауэра о трансцендентальных идеях как визуальных первоначальных образах. Но наиболее глубоким источником размышлений Юнга была теория идей Платона.
Юнг следовал за Фрейдом, когда сочетал глубинную психологию и мифологические исследования. Фрейд, как известно, установил «эдипов комплекс» на основе греческого мифа, дошедшего до нас через литературу. Различие между Юнгом и Фрейдом состоит в расширении сферы взаимного пересечения психологии и мифологии. Это привело к преобразованию концепции бессознательного. Фрейд открыл бессознательное в онтогенетическом плане, Юнг - в филогенетическом. Юнгово бессознательное - «вневременная универсальная душа». Юнг показал распространенность одних и тех же мифологических мотивов у разных народов, их воспроизводимость на разных стадиях культуры. Было раскрыто родство мифологии с другими процессами массовой культуры и индивидуального сознания. Это привело к расширению понимания мифологии на любую культуру и эпоху. Вся теория Юнга может быть понята как психология, в центре которой находится символическая деятельность, т.е. деятельность по выражению непостижимого. Символами являются те устойчивые мотивы культуры и индивидуального сознания, чье формирование уходит в филогенез.
Тема 2.3 Урок 2 «Человек и его бытие в мире(Антропология)»
Вопросы:
1) Сущность и основные направления антропологии, антропогенез.
2)Единство биологического, психического и социального в человеке, его свойства.
3) Будущность человека, философские подходы к теме бессмертия.
Вопрос 1: Сущность и основные направления антропологии, антропогенез.
Философская антропология - наука о сущности и сущностной структуре человека; его отношении к царству природы и к основе всех вещей; физическом, психическом и духовном появлении в мире; силах и властях, которые движут им и которыми движет он; основных направлениях и законах его психического, духовно-исторического и социального развития. Антропология должна служить основой для всех наук, которые имеют дело с человеком - медицины, археологии, этнологии, истории и др.
Антропология
• Теория антропогенеза
• Морфология человека
• Этническая антропология
• Антропоэкология
Теория антропогенеза— часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного , отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.
Этническая антропология — раздел физической антропологии, изучающий особенности этнических общностей. Объект исследования этнической антропологии — ареальные общности людей, то есть человеческие популяции, различающиеся по расовым признакам.
Морфология человека - раздел антропологии , изучающий вариации половозрастных, этнотерриториальных, конституциональных, профессиональных и других особенностей человеческого тела, а также отдельных его частей и органов.
Антропоэкология - наука о взаимоотношениях человека с окружающей средой. Изучает как влияния человека на природную среду, так и обратное воздействие природы на человека.
И. Кант считал, что философия всегда стремится ответить на четыре вопроса:
1)что я могу знать?
2)что я должен делать?
3)на что я могу надеяться?
4)что такое человек?
В сущности, полагал он, три первых вопроса можно свести к четвертому, а все науки - к антропологии.
Философская антропология становится фундаментальной и центральной философской наукой тогда, когда человек становится проблемой, когда начинают задумываться над вопросами: что такое человек, откуда он пришел в этот мир и чем он отличается от других живых существ.
Философская антропология изучает
• Сущность и природу человека
• Происхождение и сущность человека
• Антропогенез
• Духовное развитие человека
• Проблему существования человека
• Смысл жизни человека
Природа и сущность человека — философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, в той или иной мере присущие всем людям
Происхождение и сущность человека -человек - это субъект деятельности и общения, познания, эстетического восприятия и освоения действительности, существо творческое, моральная, ответственная за свои поступки . Происхождение человека по-разному трактуется религией и наукой.
Антропогенез— часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного
Смысл жизни -философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.
Духовное развитие человека – это его обучение и принятие всевозможных действий для поддержания его жизнедеятельности в позитивном и созидательном русле.
Проблема сущности человека - находится в центре философского учения о человеке. Раскрытие сущности входит в само определение любого предмета
Основные направления антропологии.
Можно разделить антропологию на направления двумя способами: традиционный и модернизированный.
Традиционный:
1)Антропогенез – раздел антропологии, изучающий эволюцию предков рода homo, становление и дальнейшую эволюцию человеческого рода, происхождение homo sapiens.
2)Расовая и этническая. Расоведение – одна из направлений антропологии, которое выделилось еще в XIX в. Исследует разнообразие человеческих популяций всей ойкумены (территории, заселенной человеком) по расовым признакам. Сейчас этот раздел претерпевает глубокий кризис и переосмысление.
3)Морфология человека – Направление, изучающее изменчивость тела в разных аспектах (пол, возраст, генетическая специфика, состояние здоровья, конституционная принадлежность, эпохальная динамика)
Модернизированный:
1)Антропогенез
2)Палеонтология – направление, изучающее древнее человечество от эпохи первобытности до более недавних веков по палеонтологическим материалам.
3)Экология человека – направление, которое ставит перед собой цель изучение взаимодействия человека и популяций сокр. средой. Человек как и любой вид имеет адаптивный полиморфизм. Эта отрасль обращает внимание не только на современного человека, но и обращает взгляд в прошлое.
4)Возрастная и конституциональная антропология – изучение морфофизиологических изменений в популяции на протяжении онтогенеза, а так же исследует единство морфологии, физиологии и психики
5)Генетика – изучает генетический полиморфизм человека на примере признаков с известной системой наследуемости и молекулярно-генетического изучения самого гена человека. Современные методы изучения позволяют изучать и сравнивать ДНК древнего человека, изучать наследственные особенности, например родинки, отпечатки пальцев, цвет волос.
Антропогене́з
Процесс происхождения человека современного типа (Homo sapiens) от его животного и человекоподобного предка. Самые последние данные и находки антропологов и палеонтологов в конце XX — начале XXI в. внесли крайне важные и, возможно, окончательные штрихи в ту общую картину эволюционного древа человечества, которая прямо вытекает из дарвиновской симиальной теории антропогенеза.
Движущие силы антропогенеза:
• групповой отбор, направленный на социальную организацию;
• индивидуальный отбор, направленный на морфофизиологические признаки — прямохождение, строение кисти, развитие мозга;
• биосоциальный отбор, результат совместного действия первых двух форм отбора. Действовал на уровне особи, семьи, племени.
Вопрос 2: Единство биологического, психического и социального в человеке, его свойства.
«Человек» — общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого, как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные качества. Иначе говоря, человек предстает в своей сущности как биосоциальное существо.
• Биологические и социальные факторы
• Что позволило человеку выделиться из животного мира? Основные факторы антропогенеза можно разделить следующим образом: