Файл: Опорные конспекты по дисциплине основы философии Составила гоголева г. С. Г. Казань, 2014 г. Тема 1 Предмет философии Вопросы Место философии в системе научного познания. Структура и функции философии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 398
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Именно такой период переживает отечественная история. Однако чтобы полнее осознать сегодняшнее состояние философской антропологии, необходимо ознакомиться с историческим очерком ее развития и теми результатами, которые были достигнуты в рамках истории философии.
Однако не менее ясно и то, что каждый новый успех в решении задачи, обогащение знания о природе человека, её социальной, физической и духовной слагаемых будет усиливать наше желание быть Человеком, активно содействовать созданию условий, наиболее достойных имени Человека, его сокровенного содержания.
Философия человека – важнейшая составная часть складывающейся единой науки, целостного знания, представленного многочисленными специальными науками. Каждая из них с разных сторон подходит к человеку, занимая в комплексном человековедении свою “нишу”. Философское учение о человеке выступает для частных наук, изучающих его, в качестве общей теории и методологии. Сама философия человека, естественно, включена в единую философскую науку – общую теорию обществоведения и природоведения.
Дополнение:
Западную и Восточную культуры рассматривают как определяющие ход мировой истории. К западной относят страны западной Европы, США, Канаду, Австралию и в определенной степени Россию.
Уникальность индустриальной модели, антропологический характер культуры, гуманистические традиции, жизнестойкость, экспансивность, выживаемость.
Модель человека утверждает его самоценность, единство и реальность. Поступок человека рассматривается изнутри, ищет мотив.
Метафизические традиции Декарта: человек - это субъект. Человек естественный - конечен, он рождается, умирает. Субъект - бесконечен, он не в силах постичь предела человеческого существования. Смерть и рождение остается за горизонтом присутствия.
Запад живет в мире разделенном на субъект и объект, «Я» и «не Я», «да» и «нет», «добро» и «зло». Запад верит в исторический процесс, в будущее.
Представители запада отличаются практичностью, экстраверностью, отдают предпочтение разуму и логике. Духовная свобода личности включает в себя интеллектуальную свободу. У граждан запада сознание того, что интересы отдельного человека должны уступать интересам группы вызывают чувство отвращения. А
Западные философы и социологи часто высказывают мысль, что индивидуальная свобода существует тогда, когда люди добровольно подчиняют свои интересы общественным. В Америке личный успех в делах и в жизни - ценность наивысшая, поддерживается ориентация на реализацию личных, а не коллективных интересов.
Многие философы критикуют утвердившийся на западе утилитаризм в основе которого лежит оценка явлений с точки зрения их полезности, экономического интереса. Недостаток этой теории: преувеличение значения материальных потребностей людей в развитии истории, отрицает понятие дома и свободы. Ученые запада предлагают пересмотреть эту его ориентацию, т.к. утрачивается самоценность личности.
Восток: проповедуется - покорность, отрешенность, не активность. Мыслители востока склонны к обращенности во внутрь своего «Я»
Япония – принцип – природа, иерархия ценностей воспринимаемых как единство. Коллективизм - это не самоцель, а основа организации работы, отдельный человек сам по себе «ничто». Эта система воспитывает и приручает людей к долговременным связям, и достойному отношению друг к другу.
В восточной философии (особенно индийской) утверждается, что творческая активность, составляющая сущность «Я» развертывается лишь во внутреннем духовном пространстве и познается в акте мгновенного озарения.
Проблема человека в философии ХХ века стала центральной в философии.
Фрейд(1856-1936) — создал психоаналитическую концепцию человека, ядро психоанализа – «война» между скрытыми в глубине индивидуума бессознательными, психическими силами и необходимость соблюдения общепринятых норм и правил поведения в обществе. Социальные запреты, подавляя энергию бессознательных влечений, вынуждают ее искать обходные пути в она прорывается в виде невротических синдромов, сновидений, забывания неприятного… Психические процессы и явления, являются главным фактором в развитии личности и всего общества. Он подчиняет психике всю историю человечества и всю его культуру. Он ввел в теорию личности ряд важнейших проблем: о бессознательной мотивации, о соотношение нормальных и патологических явлений психики, о её защитных механизмах, о роли сексуального фактора, о влиянии психологических травм, полученных в детстве на поведение взрослого человека. Отношения между людьми враждебны друг к другу и культуре т.к. оно запрещает все влечения человека и он ненавидит её.
Эрих Фромм(1900-1980) американский психолог- человек не разумное существо, а иррациональное животное которое нарушило единство в равновесие с природой, поэтому существование стало проблемой, с которой ему не справится. Для прогресса цивилизации сначала должны произойти изменения в самой природе человека и лишь после этого можно будет строить новое общество, в котором люди смогут реализовывать заложенные в них внутреннее духовное богатство, жить активной и полноценной жизнью.
Макс Шелер(1874-1928) - школа философской антропологии - главной особенностью человеческого существа - это способность к постоянному самопроникновению в структуру внешнего и своего внутреннего мира. Важным принципом организации человеческого бытия является «жизненный порыв» - это разум, интуитивное постижение сути вещей и явлений включая любовь, страдание, жалость, свободу выбора и т.д.
Гелен Арнольд(1904-1976) - человек не определившееся животное. Он «биологически недостаточен», чтобы это преодолеть он создал культурное общество, это позволяет индивидууму выйти из животного мира и стать человеком.
Мартин Хайдеггер(1889-197б) - мир в котором живет человек заново возникает в его человеческой деятельности. Он предлагал осуществить «поворот» - обращение человека к самому себе.
Альберт Калио(1913 - 1960) - лауреат Нобелевской премии - нужно помочь человеку стать свободным от идеологических и прочих доктрин. Мир спасет красота, красота и общение выведут людей из изоляции и приведут к социальной справедливости.
Папа Римский – Иоанн Павел II - Церковь только в начале ХХ века признала право человека на все проявления его жизни и перестало рассматривать тело человека как «сосуд мерзости и греха». Тело, дух и разум человека - подарок творца и они божественны как и все созданное Богом.
Философия вносит неоценимый вклад в изучение человека, его сущностных характеристик, бытия и сознания.
Вопрос 3: Философия психоанализа З.Фрейда и К.Юнга
Понятие психоанализа
Психоанализ (нем. Psychoanalyse) — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории. Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно бывшими коллегами Фрейда, такими как Альфред Адлер и К. Г. Юнг.
Зигмунд Фрейд - австрийский психолог, психиатр и невролог, наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию , медицину, социологию , антропологию , литературу и искусство XX века
Карл Густав Юнг — швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, — аналитической психологии.
Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, "кипящий" пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.
Не ограничившись изучением и лечением невропатов, упорной работой по восстановлению их психического здоровья, Фрейд создал теорию, объяснявшую переживания и поведение не только больного, но и здорового человека. Эта теория приобрела в странах Запада столь великую популярность, что многие там и в наши дни убеждены, что "психология - это и есть Фрейд". Фрейдовская теория во многих зарубежных странах прочно вошла в учебники по психологии, психотерапии, психиатрии. Она оказала воздействие на другие науки о человеке - социологию, педагогику, антропологию, этнографию, а также на искусство и литературу.
Важнейшие направления психоанализа
Теория поведения человека, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии. Обычно относится к классическому психоанализу, созданному Зигмундом Фрейдом, но употребляется и к любой производной (даже сильно отличающейся от него теории), например аналитической психологии Юнга или индивидуальной психологии Адлера, которые предпочитают обозначать термином «неопсихоанализ».
Зигмунд Фрейд сравнивал пси¬хику человека с айсбергом бессознательное «Оно» подоб¬но скрытой под водой ледяной горе, а сознательное «Я» лишь выступает над поверхностью. «Оно» не только преобладает
основные положения психоонализа
попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;
конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и т.д.;
Классический психоанализ Фрейда обозначает специфический тип терапии, при котором «анализант» (аналитический пациент) вербализует мысли, включая свободные ассоциации, фантазии и сны, на основании чего аналитик пытается сделать заключение о бессознательных конфликтах, являющихся причинами симптомов и проблем характера пациента, и интерпретирует их для пациента, для нахождения пути разрешения проблем. Специфика психоаналитических интервенций как правило включает конфронтацию и разъяснение патологических защит и желаний пациента.
Важнейшие направления психоанализа
Теория поведения человека, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии . Обычно относится к классическому психоанализу, созданному Зигмундом Фрейдом, но употребляется и к любой производной (даже сильно отличающейся от него теории), например аналитической психологии Юнга или индивидуальной психологии Адлера, которые предпочитают обозначать термином «неопсихоанализ».
Методы исследования основных мотивов поведения человека. Фундаментальный предмет изучения психоанализа — скрытые бессознательные мотивы, ведущие к расстройствам. Они выявляются через высказываемые пациентом свободные ассоциации.
Метод и методики лечения психических расстройств на основе вышеуказанного анализа бессознательного, проявлений переноса и сопротивления, посредством техник интерпретации и проработки. Цель психоаналитика — помочь освобождению пациента от скрытых механизмов, создающих конфликты в психике, то есть от привычных шаблонов, не пригодных или создающих специфические конфликты в реализации желаний и в адаптации к обществу.
Анализ творчества З. Фрейда можно провести в сравнении с творчеством его ученика и критика К. Г. Юнга Анализ творчества З. Фрейда можно провести в сравнении с творчеством его ученика и критика К.-Г. Юнга (1875-1961). Юнг ввел понятие архетипа в 1919г. в статье «Инстинкт и бессознательное». Этому предшествовало наблюдение устойчивых образов оккультных феноменов и образов глубинной душевной жизни шизофреников. То и другое напоминало те образы, которые составляют повторяющиеся мотивы в религиозном сознании различных народов, начиная с мифологических времен. При этом Юнг привлек обширный материал из истории словесных изобразительных искусств, сравнительной истории религий, антропологии и этнографии. Фрейд в классической работе «К психопатологии повседневной жизни» (1901) показал, что в нашу обыденную жизнь вторгаются аномалии, т.е. ошибки, оговорки, выпадения памяти и т.д. Их можно объяснить только действием внесознательных факторов. Аналогичные факторы Фрейд нашел в основе сновидений и в поведении невротиков. Он определил их как содержания, отколовшиеся от сознания и репрессированные в область бессознательного (вытеснение). Юнг в 1906 г. назвал их комплексами. Это понятие было принято Фрейдом и всеми психоаналитиками. Но Юнг еще дальше исследовал устойчивые мотивы высказываний шизофреников и их изобразительную деятельность. Поэтому Юнг понял, что они имеют сходство с иррациональными формами культуры, имеют другое происхождение, чем содержания, описанные Фрейдом. Они не могут быть отколовшимися и репрессированными формами опыта. Они имеют врожденный, доопытный и унаследованный характер. Эти мотивы Юнг
Однако не менее ясно и то, что каждый новый успех в решении задачи, обогащение знания о природе человека, её социальной, физической и духовной слагаемых будет усиливать наше желание быть Человеком, активно содействовать созданию условий, наиболее достойных имени Человека, его сокровенного содержания.
Философия человека – важнейшая составная часть складывающейся единой науки, целостного знания, представленного многочисленными специальными науками. Каждая из них с разных сторон подходит к человеку, занимая в комплексном человековедении свою “нишу”. Философское учение о человеке выступает для частных наук, изучающих его, в качестве общей теории и методологии. Сама философия человека, естественно, включена в единую философскую науку – общую теорию обществоведения и природоведения.
Дополнение:
-
Человек в Западной и Восточной философских традициях.
Западную и Восточную культуры рассматривают как определяющие ход мировой истории. К западной относят страны западной Европы, США, Канаду, Австралию и в определенной степени Россию.
Уникальность индустриальной модели, антропологический характер культуры, гуманистические традиции, жизнестойкость, экспансивность, выживаемость.
Модель человека утверждает его самоценность, единство и реальность. Поступок человека рассматривается изнутри, ищет мотив.
Метафизические традиции Декарта: человек - это субъект. Человек естественный - конечен, он рождается, умирает. Субъект - бесконечен, он не в силах постичь предела человеческого существования. Смерть и рождение остается за горизонтом присутствия.
Запад живет в мире разделенном на субъект и объект, «Я» и «не Я», «да» и «нет», «добро» и «зло». Запад верит в исторический процесс, в будущее.
Представители запада отличаются практичностью, экстраверностью, отдают предпочтение разуму и логике. Духовная свобода личности включает в себя интеллектуальную свободу. У граждан запада сознание того, что интересы отдельного человека должны уступать интересам группы вызывают чувство отвращения. А
Западные философы и социологи часто высказывают мысль, что индивидуальная свобода существует тогда, когда люди добровольно подчиняют свои интересы общественным. В Америке личный успех в делах и в жизни - ценность наивысшая, поддерживается ориентация на реализацию личных, а не коллективных интересов.
Многие философы критикуют утвердившийся на западе утилитаризм в основе которого лежит оценка явлений с точки зрения их полезности, экономического интереса. Недостаток этой теории: преувеличение значения материальных потребностей людей в развитии истории, отрицает понятие дома и свободы. Ученые запада предлагают пересмотреть эту его ориентацию, т.к. утрачивается самоценность личности.
Восток: проповедуется - покорность, отрешенность, не активность. Мыслители востока склонны к обращенности во внутрь своего «Я»
Япония – принцип – природа, иерархия ценностей воспринимаемых как единство. Коллективизм - это не самоцель, а основа организации работы, отдельный человек сам по себе «ничто». Эта система воспитывает и приручает людей к долговременным связям, и достойному отношению друг к другу.
В восточной философии (особенно индийской) утверждается, что творческая активность, составляющая сущность «Я» развертывается лишь во внутреннем духовном пространстве и познается в акте мгновенного озарения.
-
Проблема человека в философии ХХ века.
Проблема человека в философии ХХ века стала центральной в философии.
Фрейд(1856-1936) — создал психоаналитическую концепцию человека, ядро психоанализа – «война» между скрытыми в глубине индивидуума бессознательными, психическими силами и необходимость соблюдения общепринятых норм и правил поведения в обществе. Социальные запреты, подавляя энергию бессознательных влечений, вынуждают ее искать обходные пути в она прорывается в виде невротических синдромов, сновидений, забывания неприятного… Психические процессы и явления, являются главным фактором в развитии личности и всего общества. Он подчиняет психике всю историю человечества и всю его культуру. Он ввел в теорию личности ряд важнейших проблем: о бессознательной мотивации, о соотношение нормальных и патологических явлений психики, о её защитных механизмах, о роли сексуального фактора, о влиянии психологических травм, полученных в детстве на поведение взрослого человека. Отношения между людьми враждебны друг к другу и культуре т.к. оно запрещает все влечения человека и он ненавидит её.
Эрих Фромм(1900-1980) американский психолог- человек не разумное существо, а иррациональное животное которое нарушило единство в равновесие с природой, поэтому существование стало проблемой, с которой ему не справится. Для прогресса цивилизации сначала должны произойти изменения в самой природе человека и лишь после этого можно будет строить новое общество, в котором люди смогут реализовывать заложенные в них внутреннее духовное богатство, жить активной и полноценной жизнью.
Макс Шелер(1874-1928) - школа философской антропологии - главной особенностью человеческого существа - это способность к постоянному самопроникновению в структуру внешнего и своего внутреннего мира. Важным принципом организации человеческого бытия является «жизненный порыв» - это разум, интуитивное постижение сути вещей и явлений включая любовь, страдание, жалость, свободу выбора и т.д.
Гелен Арнольд(1904-1976) - человек не определившееся животное. Он «биологически недостаточен», чтобы это преодолеть он создал культурное общество, это позволяет индивидууму выйти из животного мира и стать человеком.
Мартин Хайдеггер(1889-197б) - мир в котором живет человек заново возникает в его человеческой деятельности. Он предлагал осуществить «поворот» - обращение человека к самому себе.
Альберт Калио(1913 - 1960) - лауреат Нобелевской премии - нужно помочь человеку стать свободным от идеологических и прочих доктрин. Мир спасет красота, красота и общение выведут людей из изоляции и приведут к социальной справедливости.
Папа Римский – Иоанн Павел II - Церковь только в начале ХХ века признала право человека на все проявления его жизни и перестало рассматривать тело человека как «сосуд мерзости и греха». Тело, дух и разум человека - подарок творца и они божественны как и все созданное Богом.
Философия вносит неоценимый вклад в изучение человека, его сущностных характеристик, бытия и сознания.
Вопрос 3: Философия психоанализа З.Фрейда и К.Юнга
Понятие психоанализа
Психоанализ (нем. Psychoanalyse) — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории. Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно бывшими коллегами Фрейда, такими как Альфред Адлер и К. Г. Юнг.
Зигмунд Фрейд - австрийский психолог, психиатр и невролог, наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию , медицину, социологию , антропологию , литературу и искусство XX века
Карл Густав Юнг — швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, — аналитической психологии.
Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, "кипящий" пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.
Не ограничившись изучением и лечением невропатов, упорной работой по восстановлению их психического здоровья, Фрейд создал теорию, объяснявшую переживания и поведение не только больного, но и здорового человека. Эта теория приобрела в странах Запада столь великую популярность, что многие там и в наши дни убеждены, что "психология - это и есть Фрейд". Фрейдовская теория во многих зарубежных странах прочно вошла в учебники по психологии, психотерапии, психиатрии. Она оказала воздействие на другие науки о человеке - социологию, педагогику, антропологию, этнографию, а также на искусство и литературу.
Важнейшие направления психоанализа
Теория поведения человека, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии. Обычно относится к классическому психоанализу, созданному Зигмундом Фрейдом, но употребляется и к любой производной (даже сильно отличающейся от него теории), например аналитической психологии Юнга или индивидуальной психологии Адлера, которые предпочитают обозначать термином «неопсихоанализ».
Зигмунд Фрейд сравнивал пси¬хику человека с айсбергом бессознательное «Оно» подоб¬но скрытой под водой ледяной горе, а сознательное «Я» лишь выступает над поверхностью. «Оно» не только преобладает
основные положения психоонализа
попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;
конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и т.д.;
Классический психоанализ Фрейда обозначает специфический тип терапии, при котором «анализант» (аналитический пациент) вербализует мысли, включая свободные ассоциации, фантазии и сны, на основании чего аналитик пытается сделать заключение о бессознательных конфликтах, являющихся причинами симптомов и проблем характера пациента, и интерпретирует их для пациента, для нахождения пути разрешения проблем. Специфика психоаналитических интервенций как правило включает конфронтацию и разъяснение патологических защит и желаний пациента.
Важнейшие направления психоанализа
Теория поведения человека, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии . Обычно относится к классическому психоанализу, созданному Зигмундом Фрейдом, но употребляется и к любой производной (даже сильно отличающейся от него теории), например аналитической психологии Юнга или индивидуальной психологии Адлера, которые предпочитают обозначать термином «неопсихоанализ».
Методы исследования основных мотивов поведения человека. Фундаментальный предмет изучения психоанализа — скрытые бессознательные мотивы, ведущие к расстройствам. Они выявляются через высказываемые пациентом свободные ассоциации.
Метод и методики лечения психических расстройств на основе вышеуказанного анализа бессознательного, проявлений переноса и сопротивления, посредством техник интерпретации и проработки. Цель психоаналитика — помочь освобождению пациента от скрытых механизмов, создающих конфликты в психике, то есть от привычных шаблонов, не пригодных или создающих специфические конфликты в реализации желаний и в адаптации к обществу.
Анализ творчества З. Фрейда можно провести в сравнении с творчеством его ученика и критика К. Г. Юнга Анализ творчества З. Фрейда можно провести в сравнении с творчеством его ученика и критика К.-Г. Юнга (1875-1961). Юнг ввел понятие архетипа в 1919г. в статье «Инстинкт и бессознательное». Этому предшествовало наблюдение устойчивых образов оккультных феноменов и образов глубинной душевной жизни шизофреников. То и другое напоминало те образы, которые составляют повторяющиеся мотивы в религиозном сознании различных народов, начиная с мифологических времен. При этом Юнг привлек обширный материал из истории словесных изобразительных искусств, сравнительной истории религий, антропологии и этнографии. Фрейд в классической работе «К психопатологии повседневной жизни» (1901) показал, что в нашу обыденную жизнь вторгаются аномалии, т.е. ошибки, оговорки, выпадения памяти и т.д. Их можно объяснить только действием внесознательных факторов. Аналогичные факторы Фрейд нашел в основе сновидений и в поведении невротиков. Он определил их как содержания, отколовшиеся от сознания и репрессированные в область бессознательного (вытеснение). Юнг в 1906 г. назвал их комплексами. Это понятие было принято Фрейдом и всеми психоаналитиками. Но Юнг еще дальше исследовал устойчивые мотивы высказываний шизофреников и их изобразительную деятельность. Поэтому Юнг понял, что они имеют сходство с иррациональными формами культуры, имеют другое происхождение, чем содержания, описанные Фрейдом. Они не могут быть отколовшимися и репрессированными формами опыта. Они имеют врожденный, доопытный и унаследованный характер. Эти мотивы Юнг