Файл: Опорные конспекты по дисциплине основы философии Составила гоголева г. С. Г. Казань, 2014 г. Тема 1 Предмет философии Вопросы Место философии в системе научного познания. Структура и функции философии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 409
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Это сфера сознания – маленькое пламя свечи в огромном тёмном подвале бессознательного. «Я» формируется как оттиск внешней реальности. «Я» зависит от влечений и инстинктов «Оно»
Третий, нижний этаж – бессознательное, Оно
Это низшая сфера бессознательного – «кипящий котёл» неосознаваемых влечений и инстинктов. Инстинкт жизни (Эрос) - стремление к сохранению и продолжению рода. Инстинкт смерти (Танатос) - Агрессивная сила, необходимая для уравновешивания раздражений, вызываемых инстинктом жизни
Вопрос 4: Идеальный мир человека.
Идеальное — субъективный образ объективной реальности, т. е. отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли. Идеальное есть не индивидуально-психологический, тем более не физиологический факт, а факт общественно-исторический, продукт и форма духовного производства. Идеальное осуществляется в многообразных формах общественного сознания и воли человека как субъекта общественного производства материальной и духовной жизни. По характеристике Маркса, «…идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней»
Идеальный мир в нашем представлении:
-
Идеальная планета
-
Любовь забота -
Доброта и милосердие -
Здоровье -
Творчество и реализация -
Семья -
Гармония -
Чистота помыслов
Тема 2.6 Урок 2 «Сознание и разум»
Вопросы:
1.) Абстрактное мышление человека: рассудок и разум.
2.) Естественно- научные данные о деятельности человеческого мозга и роль языка, речи в сознании.
3.) Самосознание и рефлексия. Понятие идеального и бессознательного.
Вопрос 1: Абстрактное мышление человека рассудок и разум
Абстрактное мышление — (лат. abstractiо отвлечение) мышление, в котором используются преимущественно отвлечённые (от вещественных и второстепенных или не имеющих значения в данном контексте конкретных свойств объектов и явлений) понятия, категории и логические.
Абстракция – одна из сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними.
По способу умственной деятельности мыслящее сознание личности можно разделить на два основных типа: рассудок и разум.
Рассудок- низшая ступень логического понимания. Это скорее житейское, расчетливое мышление, отличающееся конкретностью и ориентированное на практическую пользу.
Рассудок - это способность мышления абстрагировать общие понятия и фиксировать их непротиворечивость. Мышление на уровне рассудка "не гибко", не диалектично, т.е. не умеет понять противоречие. Тем не менее умение создавать общие (абстрактные) понятия - это первая необходимая ступень логики.
-
Разум – высшая ступень логического понимания, теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими общениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины -
Эффективность мышления зависит от прошлого опыта, реалистичности оценки и умственных способностей человека, что в свою очередь предполагает способность оптимальной организации мышления, чувств и поведения. Чем совершеннее такая организация, тем совершеннее ум. -
Вопрос 2: Естественно- научные данные о деятельности человеческого мозга и роль языка, речи в сознании.
-
Речь – деятельность человека заключающаяся в общении с другими людьми, в выражении и передаче им мыслей посредством того или иного языка.
Речь раскрывает замыслы, чувства и переживания человека
-
Язык – знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в процессе человеческой деятельности. -
Язык - это система содержательных, значимых форм: всякое слово светится лучами смыслов.
Посредством языка мысли, эмоции отдельных людей превращаются из их личного достояния в общественное, в духовное богатство всего общества. Благодаря языку человек воспринимает мир не только своими органами чувств и думает не только своим мозгом, а органами чувств и мозгом всех людей, опыт которых он воспринял с помощью языка. Храня в себе духовные ценности общества, будучи материальной формой конденсации и хранения идеальных моментов человеческого сознания, язык выполняет роль механизма социальной наследственности
-
Обмен мыслями, переживаниями при помощи языка складывается из двух теснейшим образом связанных между собой процессов: выражения мыслей (и всего богатства духовного мира человека) говорящим или пишущим и восприятия, понимания этих мыслей, чувств слушающим или читающим. (Необходимо иметь в виду и индивидуальные особенности общающихся с помощью слова: читающие одно и то же вычитывают разное.) -
Левое полушарие , отвечает за язык и речь и их контроль. Правое ответственно за образное мышление и люди отличаются либо склонностью к абстрактному (точные науки) мышлению либо к образному (гуманитарные науки, искусство).
Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная деятельности мысли, сознания.
-
Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Наши мысли строятся в соответствии с нашим языком и должны ему соответствовать.
Дополнение:
Современное естествознание считает, что все акты сознания возникают в результате совместных действий множества клеток головного мозга, который является органом сознания.
Основные действующие элементы нервной системы отдельные нервные клетки – нейроны. Мозг человека состоит из 40-50 миллиардов нейронов, каждый из которых имеет до 10 тысяч соединений со своими соседями. Они осуществляют передачу и переработку информации.
Серое вещество - кора головного мозга из тел нервных клеток я имеет глубину 2-6мм. Под ней - белое вещество, мозговые извилины.
Мозг имеет три функциональных блока: 1) Первый обеспечивает тонус коры, ее жизнедеятельность. 2) Второй блок обеспечивает прием, переработку и хранение информации т.е. главный аппарат познавательных процессов. 3)Третий, блок программирование поведения человека, его регуляция в контроль за всеми поступками и действиями.
Три блока работают в неразрывном единстве поддержание необходимого для деятельности в человека внутреннего состояния организма Затем положительные и отрицательные реакции человека. Память, рода все это формирует интеллект человека, т.е. чем больше потребляем мы разум, тем больше мы его развиваем.
Исследования ученых - наш мозг хранит намного больше информации, чем мы этого хотим или в чем мы нуждаемся. доступ к этой информации и извлечении её из памяти, непростое дело, В мозгу постепенно осуществляются процессы отбора необходимой и значимой для жизни человека информации. Процессы запоминания и забывания имеют ярко выраженный индивидуальный, избирательный характер, они связаны с личностным смыслом человека.
Мозг не источник а орган сознания, поэтому первая -причина функционирования сознания находится вне мозга - в объективном мире, в общественно - исторической практике человечества, в личном образе в стиле жизни человека. Факт рождения человека - это только факт рождения биологического существа, который становится социальным, в процессе овладения я (на ее основе) абстрактным мышлением
Только в обществе человек осваивает законы человеческой мыслительной деятельности. Под влиянием особенностей социального бытия людей развиваются и изменяются анализаторы, связывающие человека с миром - зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Мыслят и животные, однако абстрактное мышление возможно лишь на основе языка – «Мы мыслим так как говорим но и говорим как мыслим» - В.Гумбольт (немецкий ученый)
Левое полушарие , отвечает за язык и речь и их контроль. Правое ответственно за образное мышление и люди отличаются либо склонностью к абстрактному (точные науки) мышлению либо к образному (гуманитарные науки, искусство).
Язык и мышление.
Язык называют орудием мышления. Функции: 1) Познавательная 2) Коммуникативная (обращение). Они связаны. Язык служит, как формой выражения мысли, так и средством общения людей. Язык фиксирует, закрепляет и сохраняет накопленные людьми знания, нормы и ценности общества и передает их из поколения в поколение. С помощью языка осуществляется планирование будущих действий, т.е. реализуется прогностическая функция мышления (отличие человека от животного).
Речь раскрывает замыслы, чувства и переживания человека. Язык и мышление связаны, но тождественны друг другу. Мышление связано с овладением законами логики и зависит от познавательных способностей каждого человека. Человек при рождении обладает лишь психикой и врожденными задатками к мышлению. На основе общения со взрослыми включается в определенную социальную среду, получает определенную направленность своей жизнедеятельности и развивает свои способности. Высшая первая психическая деятельность человека включает в себя З уровня: сознание, подсознание, сверхсознание (творческая интуиция).
Вопрос 3: Самосознание и рефлексия. Понятие идеального и бессознательного.
-
Самосознание – выделение человеком себя из объективного мира, осознание своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий мыслей и чувств, желаний и интересов. -
В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.
Говоря о сознании и самосознании, мы должны оттенить такой их аспект, как сознательность. Что значит сознательный поступок? Поступок обладает качеством сознательности, поскольку он есть выражение замысла, намерения, цели, предвосхищающих результат действия. Нет абсолютной меры сознательности. Масштабы осознания субъектом своей психической деятельности простираются от смутного понимания того, что происходит в душе, до глубокого и ясного самосознания. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности,
которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.
-
Рефлексия — размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может полностью осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Здесь важны постоянные подытоживания содеянного. Поскольку человек понимает себя как разумное существо, рефлексия принадлежит его природе, его социальной наполненности через механизмы коммуникации: она не может зародиться в недрах обособленной личности, вне коммуникации, вне приобщения к сокровищам цивилизации и культуры человечества. -
Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными — от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки и т.п. Познавая себя, он никогда не остается таким же, каким был прежде.
Есть два определения бессознательности:
-
действие совершенное автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания. -
активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности.
-
Следует различать два вида неосознанных действий. К первому относятся действия, никогда не осознававшиеся, а ко второму — ранее осознававшиеся. Так, многие наши действия, находясь в процессе формирования под контролем сознания, автоматизируются и затем совершаются уже неосознанно. Сама сознательная деятельность человека возможна лишь при условии, что максимальное число элементов этой деятельности осуществляется именно автоматически. По мере развития ребенка происходит постепенная автоматизация многих функций.