Файл: Опорные конспекты по дисциплине основы философии Составила гоголева г. С. Г. Казань, 2014 г. Тема 1 Предмет философии Вопросы Место философии в системе научного познания. Структура и функции философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 408

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Филатов «Возникшая теория на первых парах, как правило, ограничивается объяснением лишь небольшого круга явлений, причем таких, которые явно поддерживают ее. Требуется время - и нередко немалое - для расширения ее области применения, для оправдания используемых его моделей и методов, для убеждения в ее правоте других ученых, для привлечения их к ее разработке. Такая система типична даже для самых плодотворных теорий. Включение в повседневное и научное познание элементы веры и убеждения достаточно естественны по своему содержанию, обычно они выглядят само собой разумеющимися, общепринятыми установками и поэтому могут не осознаваться как таковые. Вместе с верой и убеждением в познание входит личная позиция ученого, включающая познавательную деятельность в целостный процесс человеческой жизни с ее эмоционально - волевыми, ценностями ориентациями, актами свободного выбора и т.п. Обладание достоверными знаниями дает чувство компетентности, гарантированной уверенности, стабильности.

Познание -всегда остается человеческим, Оно есть деятельность людей, осуществляемая в социально- культурной среде, в мире человека. Эта деятельность соразмерна познавательным способностям человека, возможностям его действий в мире. Как и всяческая человеческая деятельность, познание организуется по социально-культурным законам, направляется исторически конкретными целями и идеалами. Объективность и истинность научного познания не требует его разрыва с миром человека, которые складываются в мире человеческой жизнедеятельности и духовно обеспечивает ее. Функции научного познания не исчерпываются производством достоверного знания, большое значение отводится и его культуро-созидающей роли.

Тема 2.7 Урок 2 «Теория познания (Гносеология)»

Вопросы:

1.Истина как цель познания. Диалектика истины. Истина и заблуждение.

2.Научное познание: сущность. уровни, формы, методы.

3.Виды познавательной деятельности человека. Человек ка субъект творчества.
Вопрос 1: Истина как цель познания. Диалектика истины. Истина и заблуждение.
Истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредст­вом его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Таким образом, истина существует не как объективная, а как субъективная, духовная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Другими сло­вами, истина есть свойство знания, а не самого объекта познания.


Чтобы глубже оценить истину и судить о ней, необходимо знать и о заблуждении, и о лжи.

Ложь- это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого либо в обман.

Заблуждение- это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное.

П. Флоренский, говоря о путях обретения истины — задаче вся­кого познания, первоначально называет два: интуицию, т.е. непо­средственное восприятие, и дискуссию, т.е. сведение одного сужде­ния к другому, рациональный анализ. Подразумевая различные тео­рии знания, он различает «чувственную интуицию» эмпириков, т.е. непосредственное восприятие объекта органами чувств, «субъективную интуицию», т.е. само восприятие субъекта, у трансцендентализмов и достаточно туманно им характеризуемую «субъективно-объективную интуицию» различных мистиков.

Научные знания, в ом числе и самые достоверные, точные, носят относительный характер. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина относительна, ибо она отражает объект не полностью, не целиком, не исчерпывающим образом, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. Относительная истина есть ограниченное верное знание о чем либо.

Абсолютность истины прежде всего наблюдается в прошлом. В настоящем, а тем более в будущем, абсолютность истины есть продукт большей или меньшей доли абстрагирования или допустимости-достаточно вспомнить классическую механику Ньютона Евклидову геометрию. Признание истины абсолютной допустимо и правомерно по этическим и практическим соображениям, а также в зависимости от степени развития знаний.

Термин «диалектика» принадлежит Сократу (умение вести спор, рассуждать). Выведение общей истины майевтика.

Дополнение:

Истина - адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его так, как он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания; объективное содержание чувств, эмпирического опыта, понятий, идей, суждений, теорий, учений и целостной картины мира в диалектике ее развития. Истина характеризует как результаты процесса познания, так и методы, с помощью которых осуществляется познавательная деятельность.

Истина понимается:

  • как вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин)

  • как согласие мышления с самим собой, с его априоритными формами(Кант)

  • как диалектический процесс развития знаний, в котором достигается соответствие понятия предмету мысли (Гегель)

  • как соответствие мышления ощущением субъекта (Юм, Рассел)

  • как соответствие идей стремления личности к достижениям успеха (прагматизм)

  • как наиболее простая взаимо-согласованность ощущений (Мах, Авенариус)

  • согласованность предложений науки с чувственным опытом (Неопозитивизм)


Вопрос о том, что такое истина, есть, по существу, вопрос о том, в каком отношении находится знание к внешнему миру, как устанавливается и проверяется соответствие знаний и объективной реальности. Содержание наших представлений и знаний, не зависящее ни от человека, ни от человечества было названо объективной истиной.

Форму выражения объективной истины, зависящую от конкретных исторических условий, характеризующую степень ее точности, строгости и полноты, которая достигнута на данном уровне познания называют относительной истиной. Таким образом все развитие человеческого понимания, в том числе и науки, есть постоянная смена одних относительных истин другими, более полно и точно выражающими объективную истину.

Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком -либо явлении называют - абсолютной истиной.

Считается что достичь и сформулировать абсолютную истину не возможно. Так как каждая из истин оказывается со временем не вполне точной и полной. Абсолютная истина - это тот предел, та цель, к которой стремится человеческое познание.

Конкретная истина - предполагает точный учет всех условий, в которых находится объект познания, выделение главных существенных свойств, связей тенденций его развития. Достоверность всех знаний проверяется практикой, которая составляет высший критерий истины.

Проблема истины и ее решение в философии.

Аристотель: «Нет способа судить об истине на том основании, что окружающие нас вещи явно изменяются и никогда не остаются в одном и том же состоянии. Ибо в поисках истины необходимо отправляться от того, что всегда находится в одном и том же состоянии и не подвергается никакому изменению (таковы небесные тела). Мнение о том, что об одном и том же можно высказывать противоречащие друг другу утверждения, основывается больше всего, по - видимому, на предположении, что количество тел не остается неизменным. Однако сущность связана с качеством, а качество имеет определенную природу, тогда как количество - неопределенную. Коль скоро люди изменяются, то именно их изменением, а не изменения ни в чувственно воспринимаемых предметах определяются изменения в их представлениях.

Отсюда очевидно, что противолежащие друг другу высказывания об одном и том же не могут быть истинны в одно и тоже время; не могут быть такими и противоположности, ибо о всяком противоположении говорится на основании лишенности.

Р.Декарт «Это слово - истина - в собственном своем
смысле означает соответствие мысли предмету, но в применении к вещам, находящимся вне досягаемости мысли, оно означает лишь, что эти вещи могут служить объектами истинных мыслей- наших или бога; однако мы не можем дать никакого логического определения, помогающего познать природу истины»

Т.Гоббс «Лишь благодаря именам мы способны к знаниям, к которому животные, лишенные преимущества в использования имен, не способны. Так как существует много представлений об одной в той же вещи в так как мы даем особое имя каждому представлению, то отсюда следует, что для одной и той же вещи мы имеем много имен, или атрибутов. То обстоятельство, что одно имя может быть общим к другим вещам, привело к тому, что некоторые люди полагают, будто сами вещи универсальны....

Универсальны только имена. Но некоторые имена не имеют постоянного значения и вызывают в нашем уме другие мысли, а не те, для обозначения которых они были предназначены.» («двусмысленные имена»)

Лейбниц «Истинным следует всегда признавать лишь столь очевидное, в чем невозможно было бы найти ничего, что давало бы какой - либо повод для сомнения. Дня того, чтобы выводить одну истину из другой, следует сохранять их неразрывное сцепление.»

Гегель «В качестве науки истина есть чистое развивающееся самопознание и имеет образ самости, (что выражается в том), что в себе и для себя сущее есть осознанное понятие, а понятие, как таковое, есть в себе и для себя сущее.»

Соловьев « Истина само по себе - то. что есть, в формальном отношении - соответствие между нашей мыслью и действительностью.»

Б. Рассел «Истина заключается в определенном отношении между верой и одним или более фактами. иными, чем сама вера.»
Вопрос 2: Научное познание: сущность. уровни, формы, методы.
Человек с самого момента своего появления на свет стремится познать мир. Делает он это разнообразными путями. Одним из самых верных способов сделать происходящее в мире понятным и открытым является научное познание. Самая первая особенность, которой обладает научное познание – это его объективность.

Человек, приверженный к научным взглядам, понимает, что все в мире развивается независимо от того, нравится нам это или нет. Частные мнения и авторитеты ничего с этим поделать не могут. И это замечательно, потому что невозможно себе представить иную ситуацию. Мир бы просто оказался в хаосе и вряд ли смог бы существовать.


Характеристика уровней научного познания

Эмпирический уровень-

Отражение внешних признаков, сторон связей.

Получение эмпирических фактов, их описание и систематизация

Теоритический уровень-

Объяснение фактов. Отражение существенных фактов, открытие законов.

Систематизация знаний. Формирований научных теорий.

На эмпирическом (опытном) уровне познания используются главным образом методы, опирающиеся на чувственно-наглядные приемы и способы познания, такие, как систематическое наблюдение, сравнение, аналогия и т.д. Здесь накапливается первичный опытный материал, который требует дальнейшей обработки и обобщения. К сожалению, сами по себе эмпирические факты и обобщения мало что объясняют. Чтобы это понять, нужно пойти дальше и перейти с эмпирического на теоретический уровень познания

Эмпирические законы можно назвать количественными, а теоретические – качественными законами.

Индукция- процесс выведения общего положения из ряда частных утверждений, из единичных фактов; дедукция наоборот,- процесс рассуждения, идущий от общего к частному или менее общему.

Анализ- это мысленное разложение предмета на составляющие его части или стороны.

Синтез-мысленное объединение в единое целое расчлененных анализом элементов.

Обобщение– процесс мысленного перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему.

Методика- конкретные приемы, средства получения и обработки фактического материала.

Теория- это система суждений и умозаключений, объясняющих определённый класс явлений и лежащих в основе научного предвидения.

Теоретический уровень познания. Только на этом уровне становится возможным формулирование законов, являющееся целью науки. Главная задача теоретического уровня познания заключается в том, чтобы привести полученные данные в стройную систему и создать из них научную картину мира.

Важными методами исследования в науке, особенно в естествознании, наблюдение и эксперимент.

Наблюдение представляет собой преднамеренную, планомерную акцию, осуществляемую с целью выявить существенные свойства и отношения объекта познания.

Эксперимент-это метод исследования, с помощью которого объект или воспроизводиться искусственно, или ставится в определенные условия, отвечающие целям исследования. В ходе наблюдения и эксперимента осуществляется описание или протоколирование. Основные научные требования к описанию- это достоверность и точность воспроизведения данных наблюдения и эксперимента.