Файл: Опорные конспекты по дисциплине основы философии Составила гоголева г. С. Г. Казань, 2014 г. Тема 1 Предмет философии Вопросы Место философии в системе научного познания. Структура и функции философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 412

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 2.7 Урок 1 «Теория познание (гносеология)»

Вопросы:

1: Познание как предмет и объект философского анализа . Гносеология - наука о познании.

2: Многообразие форм познания. Чувственное и рациональное познание. Этапы.

3: Практика – основа и цель познания. Знание и вера.
Вопрос 1: Познание как предмет и объект философского анализа . Гносеология - наука о познании.
Гносеология - – раздел философии, в котором изучается природа познания, его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания

Термин введён в 1854 г. англичанином Дж. Феррером, но гносеологическая проблематика рассматривалась в философии с самой глубокой древности

Теория познания

Для античной философии главной была этика, для средневековой – теология, для новоевропейской – теория познания. Не как вести себя в мире, а как познать его – вот основной вопрос философии. Большинство философов Нового времени, в том числе И.Кант смотрели на человека прежде всего как на познающего существо.

Познание- это процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление и расширение, такое взаимодействие объекта и субъекта познания, результатом которого является новое знание о мире.

Объект познания – это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность. Объект не тождественен объективной реальности, материи

Субъект познания – это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания. В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом).
Вопрос 2: Многообразие форм познания. Чувственное и рациональное познание.
Многообразие видов познания. Тип знания тесно связан с особенностями познающего субъекта.

Житейское познание и знание основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями.

Научные знания. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Научное знание не терпит бездоказательности: то или иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано.


Практическое знание. К научному познанию также тесно примыкает практическое знание. Различие между ними состоит в основном в целевой установке. Практика состоит в овладении вещами, в господстве над природой, завещанном человеку в первые дни бытия. Преобразуя мир, практика преобразует и человека; она связана с социальностью.

Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой — в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире. Художественное произведение строится на образе, а не на понятии: здесь мысль облекается в «живые лица» и воспринимается в виде зримых событий.

Основные формы познания

Чувственное познание

Ощущение

Отражение в сознании человека отдельных свойств внешних предметов и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы

Восприятие

Отражение в сознании человека предметов и

явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на рецепторы

Представление

Возникающие в сознании человека образы

предметов и явлений внешнего мира или их

свойств, которые человек когда-то воспринимал или ощущал

Рациональное познание

Понятие

– умственный концепт, отличающийся

обобщенностью и отбором существенного;

– форма мышления, отражающая предметы в

их существенных признаках

Суждение

Форма мышления, в которой человек выражает вещь в ее связях и отношениях

Умозаключение

Форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение

Иррациональные формы познания

(интуиция и т.д.)

Сенсуалисты- (от лат. Sensus – чувство, ощущение) считали , что решающая роль в процессе познания принадлежит органам чувств, а ощущения и другие формы живого созерцания признавались единственным источником и средством достижения истины.

Рационалисты- (от лат. Ratio – разум, мышление) указывают, что данные, основанные на чувственном опыте, недостоверны, опирались прежде всего на успехи математики.
Вопрос 3: Практика – основа и цель познания. Знание и вера.
Практика — активная чувственно –предметная материальная деятельность людей, направленная на преобразование реальной действительности ( природы и общества).

Практика выступает и как критерий истинности полученных

знаний. На вопрос, соответствуют ли знания реальной действительности, способна дать ответ прежде всего практика. Следовательно, практика выступает как своеобразная форма связи между материей



и сознанием.

С ведением практики в теорию познания было установлено ,что человек познает реальный мир не потому что предметы и явления этого мира пассивно действуют на его органы чувств, а потому что он сам активно воздействует на окружающую его действительность и в ходе изменения познает ее.

Как много существует видов веры? По Канту, существуют три вида веры. Прагматическая вера человека в свою правоту в том или ином единичном случае; цена такой вере — «один дукат». Вера в общие положения — доктринальная. Например, вера в то, что на всех планетах Солнечной системы нет жизни. Эта вера содержит в себе все же что-то нетвердое. Она может быть доступна опровержению. Наконец, есть моральная вера, где вопрос об истинности суждений не встает вовсе. Верить в Бога, по Канту, означает не размышлять о его бытии, а просто быть добрым.

Знание – объективная реальность, данная в сознание человека, которую человек в своей деятельности определяет и воспроизводит. Знание образует довольно сложную структуру, это система, которую можно представить в виде социальной памяти, за счет которой из поколение в поколение передается мастерство, опыт

В гносеологии знание употребляется в смыслах:

1) любая познавательно - значимая адекватная информация об объекте;

2) особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действительности, которая существует наряду с практическим отношением

Дополнение:

Марксистская теория рассматривает познание, как сложный диалектический процесс.

Познание - есть отражение объективной реальности в сознании человека.

Источником познания является окружающий человека внешний мир, в нем находятся. вещи, а в сознании их образы т.е. отображение этих вещей. Вещь ее образ представляют единство.

Это означает, что не бывает образов без реально существующих вещей и наоборот не бывает существующих вещей , которые не могли бы отражаться в сознании.

Вывод: Нет непознавательных вещей, а есть только вещи пока еще не познанные, которые по мере развития наук будут обязательно познаны. Это вывод материальной диалектики. А есть учение - агностицизм прямо отрицающий познавательность мира, итак, наука доказывает познавательность мира и не научность агностицизма.

Коренное отличие марксисткой теории познания состоит в том, что в основу процесса познания была положена практика т.е. материальная производственная деятельность людей.

Практика- многообразие форм материальной деятельности людей в ходе которой происходит изменение предметов и явлений действительности. Практика явля ется исходным пунктом, основной целью познания. Это


означает, что практика ставит перед человеком задачу познавать материальный мир.

Человек познает материальный мир в процессе практической деятельности, для того, чтобы использовать познания на практике.

Познание является бесконечным, т.к. бесконечен материальный мир, и он так же бесконечно развивается. Теория и практика составляют единство.

Теория возникает из практики и вновь возвращается в практику.

В.И, Ленин писал, что познание материального мира проходит З ступени:

1) Чувственное.

2) Абстрактное мышление

3) Практика

Чувственное познание - есть отражение внешних свойств предмета в сознании человека через органы чувств. Основной формой чувственного познания является ощущение - это отражение отдельных свойств предмета. Есть еще формы, это: 1) Восприятие - это его отражение в сознании человека, предмета в целом. 2) Представление - есть воспроизведение в сознаний человека ранее воспринятого, оно глубже, чем восприятие отражает внешний мир. Представление не только предшествует мышлению но и является его о продуктом. чувственное познание дает первоначальное значение человеку о материальном мире. Оно не в состоянии раскрыть внутренние сущности и законы развития вещей. Здесь на Помощь человеку приходит абстрактное мышление, качественно новый высший этап в развитии познания.

Абстрактное мышление – есть мышление человека отвлеченное от конкретных предметов. Основной формой абстрактного мышления - является понятие - это обобщенное отражение однородной, объективной реальности в сознании человека (человек, дерево животное и т.д.)

Каждая наука выводит свои понятия и пользуется ими. На основе понятий существуют формы мышления – суждении, умозаключение.

Суждение - форма в которой, что либо утверждается или что либо отрицается.

Умозаключение - есть получение нового суждения, или вывода из ряда суждений.

Сочетание понятий, суждений и умозаключений образуют такие высшие формы мышления, как гипотеза и научная теория.

Гипотеза - есть предположение о каких-либо явлениях, событиях, законах.

Научная теория - есть глубокое всестороннее знание в каких-либо областях действительности.

Чувственное познание и абстрактное мышление, составляют единство, они отражают один и тот же материальный мир и их общей основой является практика человечества.


Абстрактной истины нет. Практика является критерием истинности постольку - поскольку люди действуют в соответствии с имеющимися у них знаниями.

Формы практики: 1) Эксперимент. 2) Заводские испытания. З) Массовое применение. 4) Сопоставление новых теорий с ужё оговоренной на практике теорией.

3 главных сферы практики:

1 ) Мир природы – от космоса и далее.

2) мир общества – как мир материальной и духовной культуры созданный человеком.

З) Мир внутренней жизни человека его мыслей и чувств, интуиции и представлений.
Типология различных форм знания: практическое и теоретическое знание.

Знание - отражение объективных характеристик действительности в сознании человека. Знание - идеально, поэтому для своего бытия оно нуждается в объективизации, которая осуществляется в продуктах труда, технологии, социальных институтах, предметах культуры. Знания- важнейшее средство преобразования действительности. Они представляют собой динамическую, быстро развивающуюся систему. Использование знаний в практической преобразовательной деятельности людей предполагает наличие особой группы правил, показывающих, каким образом, в каких ситуациях, с помощью каких средств и для достижения каких целей могут применяться те или иные знания.

В структуре знания мы можем выделить два слоя. Один из них зависит от специфики биологической и социальной организации человека, особенностей его нервной системы, органов восприятия, мозга, способа переработки информации, своеобразия данной культуры, исторической эпохи и языка. Другой зависит от объективной реальности, от специфики явлений и процессов, отражаемых познанием. Эти два слоя находятся в определенном отношении друг к другу Это отношение является основным в проблеме истинности знаний.

Одна из форм организации знаний - теория или система теорий, объединяемые в научные дисциплины. Основой познания и критерием соответствия знания с действительностью является предметно - практическая деятельность или практика. Практика рассматривается в двух ракурсах: как основу формирования знаний и образования не зависящую от человека и как средство проверки истины, то есть выявление меры соответствия знаний объективной действительности. Но поскольку практика по самой сути своей подвижна, изменчива и находится в постоянном развитии, то с введением практики в теоретическую схему познания идея развития, изменчивости проникает в саму теорию познания. Чтобы практика была основой и критериями объективно - истинного знания необходимо брать ее во всем ее объеме, во всей сложности, неподвижности, противоречивости. Необходимо учитывать объективные закономерности ее изменения, а также тенденцию к направлению этих изменений.