Файл: Опорные конспекты по дисциплине основы философии Составила гоголева г. С. Г. Казань, 2014 г. Тема 1 Предмет философии Вопросы Место философии в системе научного познания. Структура и функции философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 407

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, научный факт – это нечто данное, установленное опытом и фиксирующее эмпирическое знание. В науке совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теория.

Теоретический уровень научного исследования начинается с выдвижения гипотез. С греческого гипотеза переводится как предположение.

Закон – следующая форма существования научного знания, в которую трансформируются гипотезы в результате всестороннего обоснования и подтверждения.
Вопрос 3: Виды познавательной деятельности человека. Человек ка субъект творчества.
Человек как субъект - это человек как носитель сознания, психических механизмов, регулирующих специфически человеческие формы активности.

Первый способ описания видов деятельности: у человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей. Другой способ: основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – это общение, игра, учение и труд.

В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). В случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание собственного «Я») определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории.

Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.

Формы познания:

Наука аксиология- учение о нормах и ценностях человеческого мира, как мира культуры.

Искусство

Практическая- в разных типах культуры значимой считали ту или иную форму познания.

В познавательной деятельности большую роль играет интуиция, вера и убеждение. Вера не нуждается в аргументах и может держаться на силе традиций, авторитете, обычае. Убеждение включает в себя все виды психических процессов- эмоциональный, рациональный, волевой. Убеждения ложиться в основу мировоззрения человека, формируя его сознания и определяет его жизненный путь и судьбу.

3 этапа освоения культуры:

1 этап- ребенок- подражание, ряд умений, навыков, речь, формы умственной деятельности.

2 этап- этап репродуктивного овладения культурой. Человек часть данного общества.

3 этап- продуктивное творчество

Развитие культуры всегда означает творчество. В основе творчества лежат потребность общественного бытия людей. Развитие культуры, а значит развитие общества зависит от факторов: производств – экономических, политических, социальных, эстетических, идеологических. И всегда творцом культуры является живой, реальный человек – главное богатство лобового общества.


Практика- материальное освоение человеком окружающего мира

Практика – это основа развития и формирования познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса познания. Для Платона практика есть нравственно благая и к тому же прекрасная деятельность. Свободная воля человека, считали стоики античности, воплощается в добродетели.

Каждая область научного знания, раскрывая соответствующие закономерности, объясняя определенное явление, участвует в созда­нии единой картины мира, в формировании мировоззрения. Наука, как заметил Э. Шредингер, должна ответить и на вопрос, кто мы и для чего явились в мир. Это имеет немалый и метафизический, и практический смысл.

Дополнение:

Практические потребности деятельности человека являются главным стимулом его познания. В процессе осознания мира человеком, были выработаны не только членораздельная речь, сформулированы законы логического мышления и созданы разнообразные методы познания, но и обособились одна от другой различные специфические формы познания: 1) Наука аксеология - учение о нормах и ценностях человеческого мира, как мира культуры. Характерно для философии средних веков.

2) Искусство З)Практическая - в разных типах культур значимой считали ту или иную форму познания. В познавательной деятельности большую роль играет интуиция, вера и убеждение.

Вера не нуждается в аргументах и может держаться на силе традиций, авторитете, обычае.

Убеждение включает в себя все виды психических процессов: эмоциональный, рациональный, волевой.

Оно формируется под влиянием личного жизненного опыта человека ют связано с его практической деятельностью.

Убеждение ложится в основу мировоззрения человека, формируя его сознание и определяет его жизненный путь и судьбу.

Человек вступающий в мир, обладает большим количеством задатков, у него множество разнообразных биопсихических свойств, определяющих его половые, возрастные характеристики, его темперамент.

Под влиянием социокультурной среды, особенно семьи, в первые годы жизни человек формирует свои волевые и эмоциональные качества, память и мышление, ощущения и восприятия. В этот же период жизни он получает первый опыт, как основу всех его последующих знаний, вырабатывает первичные изменения и навыки, формирует привычки, типичные реакции на типичные обстоятельства, т.е. то из чего затем вырастают ценностные установки, убеждения, мировоззрение личности и направленность ее активности.



3 этапа освоения культуры: 1 этап - ребенок- подражание, ряд умений, навыков, речь, формы умственной деятельности. 2 этап - этап репродуктивного овладения культурой. Человек часть данного общества. З этап – продуктивное творчество. Развитие культуры всегда означает творчество. В основе творчества лежат потребность общественного бытия людей. Развитие культуры, а значит развитие общества зависит от факторов: производ - экономических, политических, социальных, эстетических, идеологических. И всегда творцом культуры является живой, реальный человек - главное богатство любого общества.


Тема 2.8. «Философия техники»

Вопросы:

  1. Предмет, задачи техники.

  2. Техника и психология. Природа и техника.

  3. Инновации в современном обществе. Техника и этика


Вопрос 1: Предмет, задачи техники.
Смысл сущности понятия техники

Техника в XX столетии становится предметом изучения самых различных дисциплин как технических, так естественных и общественных, как общих, так и частных. Количество специальных технических дисциплин возрастает в наше время с поразительной быстротой, поскольку не только различные отрасли техники, но и разные аспекты этих отраслей становятся предметом их исследования. Всё возрастающая специализация в технике стимулирует противоположный процесс развития общетехнических дисциплин. Однако все они — и частные, и общие — концентрируют свое внимание на отдельных видах, или на отдельных аспектах, определенных "срезах" техники. Техника в целом не является предметом исследования технических дисциплин. Многие естественные науки в связи с усилением их влияния на природу (в том числе в глобальном масштабе) вынуждены принимать во внимание технику и даже делают её предметом специального исследования, конечно, со своей особой естествен-нонаучной (например, физической) точки зрения. Кроме того, без технических устройств невозможно проведение современных естественнонаучных экспериментов. В силу проникновения техники практически во все сферы жизни современного общества многие общественные науки, прежде всего социология и психология, обращаются к специальному анализу технического развития. Историческое развитие техники традиционно является предметом изучения истории техники как особой гуманитарной дисциплины. Как правило, однако, историко-технические исследования специализированы по отдельным отраслям или стадиям развития и не захватывают в поле своего анализа вопросы о тенденциях и перспективах развития современной техники.

Таким образом, философия техники, во-первых, исследует феномен техники в целом, во-вторых, не только ее имманентное развитие, но и место в общественном развитии в целом, а также, в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу. Однако, если предметом философии техники является техника, то возникает сразу же законный вопрос: Что же такое сама техника?


Каждый здравомыслящий человек укажет на те технические устройства и орудия, которые окружают нас в повседневной жизни — дома или на работе. Специалисты назовут конкретные примеры такого рода устройств из изучаемых или создаваемый ими видов техники. Но все это — лишь предметы технической деятельности человека, материальные результаты его технических усилий и размышлений. За всем этим лежит обширная сфера технических знаний и основанных на этих знаниях действий. Поэтому Фред Бон придает понятию "техника" предельно широкое значение: "Всякая деятельность и прежде всего всякая профессиональная деятельность нуждается в технических правилах". Он различает несколько способов действия, придавая особое значение целенаправленной деятельности, в которой успех достигается указанием в предшествующем рассуждении руководящего средства. Это фактически задает границы между "техникой" и "нетехникой", поскольку к сфере техники может быть отнесен именно этот способ действия.

Технические знания воплощаются не только через техническую деятельность в разного рода технических устройствах, но и в статьях, книгах, учебниках и так далее., поскольку без налаженного механизма продуцирования, накопления и передачи знаний никакое техническое развитие в нашем современном обществе было бы невозможно.

Это отчетливо понимал уже в конце XIX века немецкий инженер Франц Рело, выступивший в 1884 г. в Вене с лекцией "Техника и культура": "Не вещи или изобретения, но сопровождающие их идеи представляют то, что должно вызвать изменения, новшества... У нас пробило себе дорогу сознание, что силы природы при своих действиях подчиняются определенным неизменным законам, законам природы, и никогда, ни при каких обстоятельствах не бывает иначе".[1] Приобщение к технической цивилизации не дается одной лишь покупкой совершенных технических устройств — оно должно прививаться воспитанием, обучением, передачей технических знаний Доказательством этому служит, по мнению Рело, современный ему Китай, "где весь отличный европейский материал приобретенный покупкою, оказывается, по-видимому бесполезным перед правильным нападением..." западных стран. Но это же относится и к промышленной сфере. Как только Китай отошел от традиционной схемы "закупки" на Западе машин и перешел к перестройке всей экономической образовательной и технологической сферы, сразу же наметился отчетливый технический и экономический рост.

Техника относится к сфере материальной культуры. Это — обстановка нашей домашней и общественной жизни, средства общения, защиты и нападения, все орудия действия на самых различных поприщах. Так определяет технику на рубеже XIX— XX столетий П. К. Энгельмейер: "Своими приспособлениями она усилила наш слух, зрение,