Файл: Опорные конспекты по дисциплине основы философии Составила гоголева г. С. Г. Казань, 2014 г. Тема 1 Предмет философии Вопросы Место философии в системе научного познания. Структура и функции философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 369

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Религия становится одним из мощных средств воздействия на сознание масс. В настоящее время сложились три мировые религии: Буддизм, Христианство и Мусульманство. (Буддизм - Индия6 в. До н.э. Гаутама. (Будда) отречение человека от активной жизни, совершенствовать свой внутренний мир. Надо понять законы жизни и не противостоять им.

2.Христианство-1 в.до н. э. Ближний Восток(Палестина). Существование единого бога, творец всего существующего. Бог един в трех лицах - отца , сына и святого духа. Христианство доктрина человека - страдания за грехи «нести свой крест». Человек может побеждать зло в себе и вокруг себя. Покорность судьбе, нет насилию, милосердие ко всем. Культ девы Марии (православной) или Мадонны (католической). В настоящее время Христианство представляется тремя мощными направлениями:

1.Римско-католическая церковь - Папа Римский.

2.Греческая или православная церковь (Русская, Армянская, Грузинская, Болгарская и др.)

3.Протестанская-Боитизм, кальвинизм, лютеране.

3.Ислам (араб. слово-предание себя богу , покорность) одна из самых молодых религии. Ближний Восток. Его автор Муххамед (Магомет) родился в Мекке 571 г. до н.э. Вера в единого всемогущего и милосердного бога(Аллаха) и его пророка Муххамеда. Обязаны соблюдать пост - Рамадан. Главная цель-паломничество в Мекку. Пятикратная ежедневная молитва. Коран.

Философия - проблемы взаимоотношения человека с миром, обществом и самим собой (Примеры философских вопросов: красота, принадлежит ли она предметам природы или продиктована чувством прекрасного, способностью человека воспринимать красоту).Философия всегда выступает в роли толкователя общественно исторического процесса. Слово «философ» употребил грек Пифагор (580-500 до н.э.) И термин «философия»- Платон
Вопрос 2 Философия Древнего Востока и Древний Греции
< Восточная философия

< Характерные черты

  • < Самобытность.

  • < Традиционность.

  • < Высокий статус философии в обществе.

  • < Отношение к философии как образу жизни.

< Характерные черты китайской философии:

  1. < Ориентация на самоосуществление в земной жизни, в межчеловеческих отношениях.

  2. < Особая значимость придается истории, книжной учености, социальной активности индивида


  • Великий предел неба Тай-цзи или абсолют Дао.

  • Безымянное Дао - Путь Неба

  • Ци(первооснова.)

    • Инь (мутное) Квадрат- Слабое; Женское – Земля; Луна – вода.

    • Ян (чистое) Круг – Сильное; Мужское – Небо; Солнце – огонь.

  • 5 первоэлементов У-Син: Дерево огонь земля вода металл.

Философское мировоззрение древнего Китая.

  • Родился Лао-цзы ок. 604 до н.э. в деревне Цюйжэнь, недалеко от современного Пекина.

По преданию, его мать носила в себе ребенка несколько десятков лет и Лао-цзы родился уже стариком, из-за чего и получил своё имя: Лао-цзы  - "Старый ребёнок".

  • Конфуций – кит. Кон Фу-цзы 552-479г до н.э.

    • Творчество философа было посвящено социальным проблемам:

    • индивидуальной и общественной морали,

    • смыслу жизни человека,

    • жизнедеятельности общества,

    • ритуалам.

Особенности видения мира и окружающей действительности Древнекитайской философией.

• восприятие своей страны - Китая - как центра существующего мира;

• понимание отдельных событий и истории в целом как циклического процесса;

• осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов;

• восприятие человека, природы и космоса как единого целого;

• консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен;

• невыделение отдельной человеческой личности из коллектива;

• осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии; приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены) распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (императора) высшей объединяющей силой государства, а государство - объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти;

• конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию;

•понимание жизни, прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного образа жизни и правильного отношения к окружающей действительности);

• восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших;

• уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов ("шэнов").

Древнеиндийская философия.



Основные периоды древнеиндийской философии:

Первый период. Ведический (XY-YI вв. до н.э.) Веды - древнеиндийские памятники религии. Состоят из нескольких книг. Оправдывают существование в древней индии каст: жрецы (брахманы), шатры (высшая аристократия), вайшьи (землевладельцы, ремесленники, торговцы), мудры (низшая бесправная каста).

Второй период - эпический (YI-II вв. до н.э.) Формируются учения, оппозиционные ведам. Буддизм. Джайнизм. Чарвака. Санкхья. Йога.

Третий период - Эра сутр (II в. до н.э. – YII в. н.э.). Это краткие философские трактаты, рассматривавшие отдельные проблемы. Этим завершается период древнеиндийской философии. В дальнейшем господствующее положение в ней занимает учение Гаутамы Будды – буддизм.

< Общие черты индийских философских систем:

< 1) философия рассматривается как руководство к жизни.

< 2)  начальной стадией философских учений выступает пессимизм.

< 3) во всех системах, кроме чарвака, господствует вера в вечный нравственный закон-карму (сумма поступков человека, определяющая его дальнейшую жизнь).

< 4)  Важнейшая задача человека-контроль над своим собственным Я.

< 5) Цель человека-нирвана (блаженство, мания, счастье)

Древнеиндийская философия.

Проблемы бытия:

- опирается на законы космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности;

бытие и небытие ассоциируются с вдохом и выдохом Бога-творца. Он живет 100 космических лет, затем умирает, наступает абсолютное небытие, тоже 100 лет, затем вновь появляется жизнь при новом рождении творца, но уже более совершенная;

мир взаимосвязан, любое событие, поступок человека, явление природы влияет на жизнь космоса;

Цель эволюции, развития – достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.

Проблемы познания:

- особенность познания в индийской философии – не изучение внешних признаков предмета, а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений;

- поэтому выделяют три вида сознания: материальное сознание, чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли люди), сознание сновидения, мираж;

согласно индийской философии, каждое сознание заслуживает изучения.

Даршан – делятся на две группы по критерию их отношения к Ведам

  • Астика (утверждаюшие) – школы, считают себя наследниками традиции Вед.


Санкхья

Йога

Ньяя

Вайшешина

Пурва-миманса

Веданта

  • Настика (отрицающие) – не признают себя прямыми наследниками Вед.

Буддизм

Джайнизм

Локаята

< Философия с античных времен стремилась к тому, чтобы дать человечеству теоретически идеал совершенного знания или практический идеал совершенного поведения.

< Первая линия связывает философию с наукой- Гераклит (огонь), Фалес (вода),Анаксимен (воздух).< Первых мыслителей звали «физиками» (от греч. слова природа). < Аристотель-«все знания у человека приобретенные а не врожденные». Вторая – Сократ (стойкое обретение мудрости и умение жить сообразно природе),киники -отказ от богатства, славы, чувственных удовольствий. Третья – Платон «познай самого себя» связало воедино философию и сверхчувственное знание.

< Греческая философия.

  • < Досократовский период (YII-Y вв. до н.э.)

    • < Милетская школа

      • < Фалес (624-547 гг. до н.э.)

      • < Анаксимандр (610-547 гг. до н.э.)

      • < Анаксимен (588-525 гг. до н.э.)

    • < Пифагорейская школа

      • < Пифагор (584-500 гг. до н.э.)

    • < Элейская школа

      • < Ксенофан (565-470 гг. до н.э.)

      • < Парменид (540-470 гг.до.н.э.)

      • < Зенон (490-430 гг.до н.э.)

    • < Диалектика

      • < Гераклит (540-480 гг.до н.э.)

  • < Классическая период (Y-YI вв. до н.э.)

    • < Атомистический материализм

      • < Левкип (500-440 гг. до н.э.)

      • < Демокрит (460-370 гг. до н.э.)

    • < Софистика

      • < Протогор (481-411 гг. до н.э.)

      • < Горгий (483-373 гг. до н.э.)

    • < Этический рационализм

      • < Сократ (469-399 гг. до н.э.)

    • < Объективный идеализм

      • < Платон (460-370 гг.до н.э.)

    • < Аристотель (384-322 гг. до н.э).

  • < Элинистический период (IY вв. до н.э.-II в.н.э. )

    • < Платонова академия

    • < Эпикурийская школа

    • < Скептицизм

    • < Эклектизм

    • < Римский период (I до н.э. -Y вв. н.э.)

В философии, в отличие от мифа:

Мышление преимущественно понятийное, а не эмоционально-образное; знание опосредуется логическими рассуждениями и выражается в обобщенной форме; Истина и мудрость обретается в самостоятельном поиске, а не от богов или легендарных героев; обязательна рефлексия – обращенность сознания на самое себя; разум выделяется в качестве особого объекта и делается предметом анализа.


Греческая мифология.

  • С VIII в. до. н. э. греки стали основывать колонии по всему Средиземноморью и побережью Черного моря. Их колонизация носила не агрессивно-завоевательный, а переселенческий характер. В полисах колоний Малой Азии и Южной Италии и зародилась античная философия в лице досократиков…

  • В управлении полисом могли принимать участие все свободные граждане-мужчины. При этом свобода понималась как жизнь сообща в соответствии с общим для всех законом. Возможно, именно свободное, управляемое законами общество древних греков было порождающей и питательной средой для философской мысли. Ведь философия – дело свободных духом людей…

Основные периоды греческой философии.

С VIII в. до. н. э. греки стали основывать колонии по всему Средиземноморью и побережью Черного моря. Их колонизация носила не агрессивно-завоевательный, а переселенческий характер. В полисах колоний Малой Азии и Южной Италии и зародилась античная философия в лице досократиков…

В управлении полисом могли принимать участие все свободные граждане-мужчины. При этом свобода понималась как жизнь сообща в соответствии с общим для всех законом. Возможно, именно свободное, управляемое законами общество древних греков было порождающей и питательной средой для философской мысли. Ведь философия – дело свободных духом людей…

Условными временными границами истории античной философии принято считать 585 г. до н.э. (когда древнегреческий философ Фалес предсказал солнечное затмение) и 529 г. н.э. (когда византийским императором Юстинианом были закрыты философские школы).

Основным языком античной философии был древнегреческий, со 2–1 вв. до н.э. началось развитие философской литературы также на латыни.

Основные периоды античной философии. (Принято выделять три основных периода развития античной философии).

  • Первый (6-5 вв. до н. э.) – досократический или натурфилософский период. «Досократическим» он назвается потому, что философы этого периода жили и творили либо до, либо вне русла учения Сократа, который является рубежной фигурой античной философии. Название «натурфилософский» связано с тем, что на первом плане для мыслителей этого периода были проблемы философии природы.

  • Второй (5-4 вв. до н. э.) – классический период - представлен школой софистов и именами .Сократа происходит обращение античной философии к проблемам человека; Платон соединяет в своем учении сократовский «поворот к человеку» с постижением предельных оснований бытия; Аристотель создает категориальный аппарат философии и превращает ее в вид научного знания.

  • Третий (3 в. до н.э. – 6 в. н. э.) – эллинистически-римский период, представленный школами эпикурейцев, скептиков, стоиков и неоплатоников. Выдающиеся философы этого периода – Эпикур, Пиррон и Цицерон, Сенека и Марк Аврелий, Плотин и Прокл. Фундаментальные идеи и самобытные учения не разрабатываются, главные проблемы этого периода – этические, делаются попытки осуществить синтез предыдущих философских учений.