Файл: Опорные конспекты по дисциплине основы философии Составила гоголева г. С. Г. Казань, 2014 г. Тема 1 Предмет философии Вопросы Место философии в системе научного познания. Структура и функции философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 374

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Досократики.

Досократики – это первые древнегреческие философы, жившие и творившие в раннем периоде античной философии в VI-V вв. до н. э., а также их преемники в IV в. до н. э., которые находились вне течения софистов и учения Сократа.

Главный объект внимания досократиков – это мир, природа, космос.

Эти понятия требуют пояснения.

Ранние досократики:

Общим для ранних досократиков (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Гераклит, Парменид и др.) является то, что они – монисты, то есть они ищут и находят одно первоначало мироздания (архе) или сущность всех вещей – Вода, Беспредельное, Воздух, Огонь, Число, Бытие…

Философия ранних досократиков прдставлена двумя географическими ветвями - ионийской и италийской.

Ионийская философия возникла в Ионии – области в Малой Азии, наиболее развитой и процветающей Греции в VI в до .н.э. (ныне это турецкий берег…)

Италийская философия представлена философами, действовавшими в греческих колониях Южной Италии.

Ионийская философия

ФАЛЕС - VII-VI вв. до н. э. Философ, математик, астроном, (Тексты не сохранились).

«Все из воды… и в воду все разлагается».

ВОДА - вот такое начало, полагает Фалес; под «водой» он понимает не просто одну из физических стихий, а саму основу мироздания

Вода - субстанциальное начало всего сущего, из нее все состоит

Вода – генетическое начало всего, из нее все произошло

Вода – животворящее начало, благодаря ей все живет и существует

Вода является обязательным компонентом всего живого.

2/3 массы тела взрослого человека состоит из воды, а у новорожденных еще больше– 3/4. Кровь человека содержит 83% воды, клетки костной ткани - 20%. Потеря воды в количестве 1% от веса тела вызывает сильную жажду. Если потеря воды в 10% от веса тела, - это может привести к смерти.

АНАКСИМАНДР - VI век до н. э. Ученик Фалеса. Сохранился фрагмент произведения «О природе»

БЕСПРЕДЕЛЬНОЕ

«А из чего возникают все вещи, в то же самое они и разрешаются согласно необходимости…»

Ученик Фалеса, Анаксимандр, как и его учитель (а также Анаксимен – ученик Анаксимандра), происходил из города Милет, расположенный на территории современной Турции

АНАКСИМЕН - VI век до н. э. Ученик Анаксимандра. Сохранились фрагменты произведения «О природе»

ВОЗДУХ является безграничным, всеобъемлющим и всепроницающим началом всего сущего


Воздух – это то, из чего все состоит

Воздух – это то, чем все порождено и оживотворяется

Воздух – это то, из чего происходят все отдельные вещи и явления путем разряжения при нагревании или сгущения при охлаждении

Воздух – активное начало мира, само его Дыхание

Душа человека есть часть всеобъемлющего Воздуха

ГЕРАКЛИТ - VI-V век до н. э. Сохранилось более ста фрагментов произведения «О природе»

ОГОНЬ

«…Мудрость в том, чтобы знать всё как одно».

Это Одно, которым существует Всё, для Гераклита есть огонь.

Огонь – первооснова мира и сам этот мир:

«Этот космос, тождественный для всех, не создал никто из богов, ни из людей, но он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами вспыхивающим и мерами угасающим».

Вечное угасание и возгорание Огня, порождающее Вселенную и все живое, происходит не хаотично, а в соответствии с законом, который Гераклит называет ЛОГОС.

ЛОГОС – это слово в языке тех времен имело более 20-ти значений: «слово», «речь», «рассказ», «счет», «закон», «тон», «тембр», «ритм»…

Логос Гераклита – всемирный разумный закон, царящий во Вселенной и управляющий миром и людьми, проявляющийся во всем и везде – в природе, обществе и душах людей;

Логос – это разумная «речь» Вселенной, которая говорит способным ее услышать о единстве всего сущего: «Выслушав не меня, но Логос, мудро согласиться, что все едино»;

Логос – всеобщий вселенский разум, приобщение к которому позволяет видеть вещи в истинном свете: «Хотя Логос всеобщ, большинство живет, как бы имея свое собственное разумение», «… не знают, что они, бодрствуя делают, подобно тому, как они забывают то, что происходит во сне».

Италийская философия.

Ряд городов-полисов в Южной Италии и о. Сицилия становятся в конце VI века до н. э. центрами древнегреческой философии

К италийским философам относятся:

  • Пифагор и его последователи – пифагорейцы;

  • Ксенофан;

  • Элеаты – Парменид, Зенон и Меллис – мыслители из города Элея.

ПИФАГОР:

ЧИСЛО – вот что, по Пифагору, наиболее емко выражает присутствие гармонии, упорядоченность, соразмерность, пропорцию.

Всё есть Число, и Число есть во всем – вся действительность выразима в виде математических законов;

Число – это то, что определяет отношения, на которых покоится сущность Красоты;

Число – это то, что выражает звук, вплоть до звучания небесной гармонии – музыки сфер.

Поздние досократики



ЭМПЕДОКЛ - V век до н. э. Ученик Парменида. Философ, поэт, ученый, врач и проповедник. Сохранились фрагменты сочинений «О природе» и «Очищения».

ЧЕТЫРЕ ЭЛЕМЕНТА

«…Изо всех смертных вещей ни у одной нет ни рожденья Ни какой бы то ни было кончины от проклятой смерти, А есть лишь смешение и разделение смешанных [элементов]».

Выдвигает в качестве основы всего сущего не один, а четыре элемента, «корни всех вещей» - воду, землю, огонь и воздух.

Четыре основных элемента – вечны и неизменны, не рождаются и не исчезают. Движимы они силами Любви и Вражды, взаимодействие которых приводит к возникновению из основных элементов путем смешения и разделения конкретных вещей и всего мира.

< Этапы античной философии.

  1. < (6-5 вв. до н.э.) досократовский Натурфилософский или космологический - Интерес к проблемам космоса, поиск субстанционального начала всех вещей. Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Пифагор Парменид Зенон Эмпедокл Демокрит

  2. < (5 в. До н.э.) антропологический - Главный предмет исследования человек, определение его сущности. Представители: Сократ, Протагор

  3. < (5-4вв. до н.э.) систематический - Открытие сверхчувственного и категориальной диалектики, формулируются основные философские проблемы. Представители: Платон, Аристотель

  4. < (3 в. До н.э. – 1 в. Н.э.) этический - Философия как нравственное учение, разрабатывающая нормы и правила человеческой жизни. Представители: Эпикур, Пиррон.

  5. < (1-6 вв. н.э.) религиозный - Главный объект философии - познание божественного. Представители: Плотин Сенека Марк Аврелий.

< Вопрос 3: Философия эпохи Средневековья и Возрождения

< Средневековая философия:

< Основные черты философии: теоцентризм; креационизм; теодицея; эсхатология; утверждение, что вера выше разума.

< Схоластика (IX-XY)

< Главная проблема-отношение веры и знания

< Основной тезис-вера выше разума

< Основной философский вопрос – отношение

общего к единичному

  • < Реализм «универсалии» (предельно общие понятия) существуют реально до единичных вещей и независимо от них

  • Три периода:

    • Период ранней схоластики (IX-XII)

      • Августин Блаженный (354-430гг)

      • Иоанн Скотт (810-877гг)

      • Ансельм (1033-1109гг)

      • Пьер Абельяр (1079-1142гг)

    • Период зрелости (XIII в)

      • Фома Аквинский (1225-1274г)

      • Дуанс Скотт (1265-1308гг)

    • Период упадка (XIY-XY)

      • Уильям Оккам (1300-1350 гг)

      • Жан Буридан (XIYв)

      • Никола Орем (1320-1382гг)

  • Номинализм «универсалии» не существуют реально независимо от человека, они - только общие имена


< Теологическая философия средних веков

< Средневековая теологическая философия - ведущее философское направление, распространенное в Европе в V - XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего начала, а весь окружающий мир - его творения.

Особенности:

  • Зарождается еще в Римской империи в I-V вв. н.э. на основе раннего христианства и античной философии и достигает расцвета в Y-XIII вв. н. э. (в период между распадом Западной Римской империи (476 г.) и началом эпохи Возрождения);

  • Отличалась ориентацией на религию, теологию, оторванностью от реального мира, догматизмом, назидательностью.

Основные черты:

• теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследовании являлся Бог);

• изучение природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания;

• господство догматов (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении всего Богом и откровении (Бога о самом себе - в Библии);

• человек выделялся из природы и объявлялся высшим творением Бога;

• провозглашается принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;

• выдвигалась идея о спасении души в будущем при богоугодном поведении;

• мир считался познаваемым через познание Бога, веру в него.

Основные догмы средневековой теологическая философия

  • Согласно догмату творения

  • мир из ничего;

    • творение мира есть результат акта Божественной воли;

    • мир сотворен благодаря всемогуществу Бога;

    • единственным творческим началом во Вселенной является Бог;

    • Бог вечен, постоянен и всепроникающ;

    • подлинным бытием обладает только Бог;

    • сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он вторичен по отношению к Богу;

    • так как мир не обладает самодостаточностью и возник по воле другого (Бога), он непостоянен, изменчив и временен;

    • нет четкой границы между Богом и его творением.

  • Согласно догмату откровения

    • мир можно познать, только познав Бога;

    • самый надежный способ познания Бога и всего сущего – откровение, т.е. Изучение и толкование Библии;

    • прямой путь постижения Бога – вера.

  • Решение проблем добра и зла

    • мир всецело сотворен Богом;

    • Бог носитель и сосредоточие добра и справедливости;

    • следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром;

    • зло в мир приносит дьявол (сатана) - падший ангел, восставший против Бога;

    • т.к. зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и так добивается своих темных целей;

    • в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир - творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом.


< Материализм и идеализм средневековой философии

< Идеалистическая тенденция

< Реализм: подлинно существуют не вещи, а общие понятия – универсалии

(Ф.Аквинский, Ансельм Кентерберийский)

< Истинное знание: В религии, в богословии.

< Материалистическая тенденция

< Номинализм: понятия-лишь названия, имена; реальны только отдельные вещи (Дунс Скотт, Иоанн Росцелин)

< Концептуализм: понятия – имена, фиксируют общие черты отдельных вещей (Пьер Абеляр)

< Истинное знание: Возможно и вне богословия (Дунс Скотт, Уильям Оккам)

< Направления схоластики: Природа общих понятий (универсалий)

Схоластика - господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство.

Философия эпохи Возрождения

Совокупность философских взглядов, возникших и развивавшихся в Европе в XY-XYII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, жизнеутверждающий оптимизм, вера в человека, его возможности и творческий потенциал.

Характерные черты

Антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

< Оппозиционность к Церкви и церковной идеологии, отрицание не самой религии , Бога, а организации, сделавшей себя посредником между богом и верующими, а также схоластики;

< Принципиально новое пантеистическое миропонимание;

Интерес к социальным проблемам обществу, государству;

< Широкое распространение идеи социального равенства

Философия эпохи Возрождения

Гуманизм

Совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности. В центре внимания-человек, его достоинство, величие и могущество, ирония над догматами Церкви

(Ф. Петрарка,Л.Валла, Л,Бркни).

Неоплатонизм XY-XYIвв.

Углубленное изучение и систематизация учения Платона, применение его идей к познанию природы и человека

( Н.Кузанский, Парацельс, Ф.Патрици )

Реформация XYI-XYII вв.

Критика идеологии ср.-векового католицизма, противопоставление авторитета Библии