Файл: Опорные конспекты по дисциплине основы философии Составила гоголева г. С. Г. Казань, 2014 г. Тема 1 Предмет философии Вопросы Место философии в системе научного познания. Структура и функции философии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 375
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
авторитету церкви как посредника между человеком и Богом.
(М.Лютер, Т.Мюнцер, Э.Ротердамский)
Натурфилософия (XYI-XYIIвв.)
Умозрительное толкование природы, рассматриваемой в целостности. Попытка опираясь на научные открытия, пытались развенчать учения Церкви о Боге, Вселенной, космосе и основах мироздания (Н.Коперник, Д.Бруно, Г.Галилей, Л. да Винчи).
Пантеизм – отождествление бога и мира
-
Натуралистический растерявший бога в природе
и подводивший к материализму
(Д.Бруно, Н.Кузанский)
-
Религиозно-мистический, растворявший природу в боге
(Краузе)
Социально-политическая
-
Утопический социализм XY-XYII вв. Т.Мор, Т.Кампанелла
Поиск идеально-фантастических форм построения общества, государства, без частной собственности при всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государства
-
Политическая философия (XY-XYIвв.) Н.Макиавелли
Изучение проблем управления государством, поведением правителей
< Основные направления
-
< Натурфилософия-
Проблема материи-
Концепции -
Атомистическая -
Пантеистическая
-
-
Проблема движения-
Движущая сила-разумное начало, неотделимое от материи (пантеизм)
-
-
-
< Методология-
Диалектические тенденции (XY-XYIвв.) -
Метафизические тенденции (XYIв.)
-
-
< Гносеология-
Познаваемость мира -
Признание воздействия внешнего мира на органы чувств в качестве источника знания -
Отрицание врожденных идей -
Утверждение роли разума и логики
-
-
< Политика-
Тираноборческое направление (республиканское) -
Монархическое направление(абсолютизм)
-
-
< Социальные проблемы-
Обновление социального идеала на основе божественного природного закона -
Отрицание частной собственности -
Общественный труд -
Равное распределение материальных благ
-
Особенности философии гуманизма:
Получил распространение в Европе в XIY-сер. XYвв. Центр – Италия. По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась в иносказательной форме (Данте Алигьери, Франческа Петрарка, Лоренцо Валла).
Основные черты:
* антицерковная и антисхоластическая направленность;
* стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека;
* антропоцентризм –особое внимание к человеку, воспевание его сил, величия, возможностей;
* жизнеутверждающий оптимизм.
Неоплатонизм – идеалистическое направление ставившее своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. (XYв. Н Кузанский,
Прокл).
- предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалась роль первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей;
-
не отрицали Божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм; -
- призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления.
Натурфилософия
Основные черты
- обоснование материалистического взгляда на мир(чаще-в форме пантеизма);
- стремление отделить философию от теологии;
выдвижение новой картины мира, в которой Бог, природа и космос Едины, а Земля не является центром вселенной;
- утверждение, что мир познаваем и, в первую очередь, благодаря чувственному познанию и разуму, а не Божественному откровению.
Социально-политическая философия
-
Философия Реформации -
Политическая философия -
Философия социалистов-утопистов
П Р О Б Л Е М Ы
- государство, его устройство, механизм правления;
- принципы устройства общества;
- взаимоотношения государственных институтов, церкви, верующих.
Дополнение:
В эпоху возрождения философия обращается не только к проблемам человека, но и к развивающемуся естествознанию. Труды Галилея-«Закон Инерции, мир бесконечен, материя вечна, природа едина солнечной системы». Бруно-«бесчисленность миров. Физическая однородность земного и небесного мира» Кузанского-«Единое есть все одно тождественно бесконечному». Открыл принцип совпадения противоположностей- максимума и минимума.
Гуманизм- центральный принцип философствования. Появились новые вопросы. Каков путь познания? Что важнее: эмпирический опыт(практика, научность) или теоретические познания. БЭКОН (наука служит жизни и практике). Знание – сила- методика индукции- Бэкон- от изучения факторов к общим положениям. Декарт- принцип очевидности. Закон действия и противодействия. Дедуктивный метод познания- мысль движется от изучения очевидных положении (аксиом) к частным выводам. Спиноза- соотношение разума и страстей в действиях человека, свобода личности всегда связана с пониманием человеком необходимости.
Глоссарий.
Религия (в переводе означает соединять человека с Богом) – специфическая форма мировоззрения, основанная на вере в существование сверхъестественного Бога или богов.
Мифы - это древние сказания, которые рассказывают про происхождение человека и вселенной, про тайны смерти и рождения, про чудеса мира и подвиги, про любовные переживания героев, богов и царей.
Астика (утверждаюшие) – школы, считают себя наследниками традиции Вед.
Настика (отрицающие) – не признают себя прямыми наследниками Вед.
Досократики – это первые древнегреческие философы, жившие и творившие в раннем периоде античной философии в VI-V вв. до н. э., а также их преемники в IV в. до н. э., которые находились вне течения софистов и учения Сократа.
Пантеизм – отождествление бога и мира.
ЛОГОС – это слово в языке тех времен имело более 20-ти значений: «слово», «речь», «рассказ», «счет», «закон», «тон», «тембр», «ритм»…
Тема 1.3 «История философии Нового времени.
Современная философия»
Вопросы:
1.Философия эпохи Нового времени и
эпохи Просвещения
2.Немецкая классическая философия
3. Основные направления современной философии
Вопрос 1: Философия эпохи Нового времени и
эпохи Просвещения
< Эпоха Нового времени:
Период Нового времени часто называют эпохой научной революции. Он знаменуется значительными открытиями в различных областях естественных наук, главенствующее место при этом занимает механика. Философия Нового времени обязана своими достижениями отчасти углубленному изучению природы, отчасти все более усиливающемуся соединению математики с естествознанием. Отвечая на потребности научного познания, философия этого периода поставила в центр осмысления проблему метода познания, исходя из того, что знаний бесконечно много, а метод их достижения должен быть единым, применимым к любым наукам, в том числе и к философии. Представления о таком универсальном методе и разделило философов Нового времени на ряд различных направлений.
< Рационализм
< Рационалисты фактически предлагали дедуктивный метод познания (от общего к частному). Для этого им приходилось признать существование врожденных идей. Из этих идей можно вывести любое знание, вплоть до знания о существовании Бога. Идеи существуют до ощущений и независимо от них. Понятно, что сведения о природе мы получаем из ощущений. Мышление использует опыт и эксперимент, но оно прилагается к их результатам и служит единственным критерием истинны. Образцом для методов всех наук и философии служат математические методы, данные вне опыта и исходящие из априорных аксиом, на основании которых делаются математические выводы.
< Эмпиризм
< Эмпирики. < Основной метод, предлагаемый сенсуалистами, индукция. Единственным источником знания они считали опыт, данный нам в ощущениях, восприятиях, представлениях. Априорные врожденные знания полностью отрицаются. Душа человека – tabula rasa (чистая доска), на которую природа наносит свои письмена. Эмпирики признавали возможную обманчивость ощущений, но считали, что для их верификации следует использовать эксперимент. На основе верифицированных знаний, добытых из опыта, мы можем строить теории. Свой метод они, как и реалисты, считали универсальным для всех наук
< Субъективный идеализм
Вряд ли кто будет оспаривать тезис, что в нашем уме существуют различные виды понятий – об отдельных предметах, их признаках, их объединениях, свойствах. Однако имеются понятия, которым не соответствуют никакие ощущения и восприятия нашего ума. Субъективные идеалисты считают, что за такими понятиями нет никакой реальности, т.е. они суть фикции. < Исходя из основного постулата субъективного идеализма, выдвинутого его главным представителем Дж. Беркли, «существовать – значит быть воспринимаемым», какая-либо объективная реальность, выражаемая этими понятиями-фикциями, не существует.
< Агностицизм
Основы позиции агностиков в противоречии: знание может быть только логическим, а предметы исследования могут быть взяты только из опыта, который не поддается логическому анализу. < Опыт есть поток впечатлений, причины которых непостижимы. Причинно-следственные связи формируются имманентно в нашем уме и не соответствуют реальным, по крайней мере о степени соответствия мы ничего не можем знать. Поэтому даже на вопрос «существует ли внешний мир?» Юм отвечал: «Не знаю».
< Эпоха Просвещения:
< Эпоха Просвещения – еще одно мировое явление, еще один взлет человечества. Ей, так же как и Ренессансу, соответствует становление капиталистических отношений в ряде стран, в которых она и достигает своих вершин. Бесспорно, ее можно рассматривать как преемницу эпохи Возрождения на новом историческом этапе. < Об этом свидетельствуют и важнейшие характеристики:
-
< Культ разума; -
< Культ науки; -
< Культ человека; -
< Идея прогресса, впервые осмысленная в эту эпоху -
< Идея всеобщего равенства, прежде всего юридического -
Идея просвещения народных масс и надежда на просвещенных правителей -
Борьба с религией и метафизическими учениями, обосновывающими бытие Бога -
Проблемы наилучшего общественного устройства -
Исторический оптимизм, вера в прогресс человечества -
Подход к историзму как типу мышления.
< Романтизм
Романтизм был необходимым и закономерным этапом в развитии философии. < Он сыграл огромную роль в становлении немецкой классической философии. < Помимо прямых представителей романтизма – Ф. Шлегеля, Ф Шлейермахера, Л. Тика, дань ему в разной степени и на разных этапах своего развития отдали великие немецкие просветители Шиллер и Гете