Файл: Опорные конспекты по дисциплине основы философии Составила гоголева г. С. Г. Казань, 2014 г. Тема 1 Предмет философии Вопросы Место философии в системе научного познания. Структура и функции философии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 378
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, не менее великий швейцарец Руссо, гиганты немецкой классической философии Кант и Фихте.
< Вопрос 2: Немецкая классическая философия
Источниками немецкой классической философии, которые она синтезировала и превзошла, сделав этот синтез базой для своих миропостроений, стали философия Нового времени, философия Просвещения и романтизм. < Немецкая классическая философия изменила акценты с противопоставления человека природе, разумного не разумному на разделение универсальной категории бытия на подлинное и неподлинное. < В этой категории она синтезировала рационализм и эмпиризм Нового времени, разумное и неразумное эпохи Просвещения, интуитивизм и рассудочность романтизма под единой эгидой разума. Реальность – это воплощенный разум. Но помимо реальности есть еще невоплощенные в ней, неадекватные формы разума. Здесь и проходит граница между подлинным и неподлинным бытием. Опираясь на разум как воплощение разумного бытия, классики строили свои самодостаточные непротиворечивые системы.
Важной новой чертой немецкой классической философии оказалось выведение на базе единства бытия принципов его развития. Имеется в виду не именно и не только диалектика Гегеля, но прежде всего само развитие.
Будучи обращенным на общество, на природу и на человека, оно воплотило в себе впервые осознанный синтетический принцип историзма, который объединил всю историю человечества в единый процесс, заложив основы новой теории и методологии познания.
Еще одной типичной чертой немецкой философской классики является осознание факта, что человек живет не только мире природы, но и в мире культуры. Отсюда пристальное внимание к человеку, обществу и истории. Главный предмет познания - человек, ибо, познавая любое явление действительности, он в конечном счете делает это ради себя, как своей конечной цели. Исходя из этого, в центре внимания философствования оказывается человеческий мир, который далеко не ограничивается миром природным.
Вопрос 3: Основные направления современной философии
Различают Два вида Современной философии: Аналитическая и Континентальная.
В духе неореализма Мур говорил о независимом от сознания существовании понятий. Понятие постигается интуитивно и вступает в отношения с мыслью. Суждение конструируется из понятий. Относительно суждений существования Мур придерживался точки зрения, согласно которой их отличие от иных суждений лишь в наличии понятия существования. Факт имеет форму суждения, поэтому ссылка на факт не обладает доказательной силой. Бытие мира есть бытие понятий — так кратко можно суммировать онтологию Мура.
Философия, по мнению Рассела, занимает «ничейную» область между наукой и теологией, пытаясь дать соответствующие требованиям научности ответы на вопросы, в которых бессильна теология. И хотя философия не является наукой, она все же представляет определённую духовную силу, оказывающую значительное влияние на жизнь общества и его историю. Рассел признает взаимную связь философии с политическими и социальными условиями развития общества.
Континентальная философия включает:
Философия жизни (нем. Lebensphilosophie) — иррационалистическое течение в европейской философии, получившее преимущественное развитие в Германии в конце XIX — начале XX веков.
Феноменоло́гия (нем. Phänomenologie — учение о феноменах) — направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт.
Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. existentia — существование), также философия существования — особое направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным.
Гермене́втика (др.-греч. ἑρμηνευτική — «искусство толкования», от ἑρμηνεύω — «толкую»
Критическая теория — целый ряд подходов, течений и (теоретических) дискурсов, пристально рассматривающий и критикующий общество и культуру, опираясь на знания из социальных и гуманитарных наук, а также на растущую меж-/трансдисциплинарность и растущую рефлексивную политизацию, как феномены в науках современности. Буквально термин «критическая теория» собирает под собой различные подходы и знания, основанные на критике и рефлексивном отношении к знанию или текущему положению в какой-либо области, а также пытающихся «объяснить возникновение объектов своего познания».
Неотоми́зм (от имени Фомы Аквинского) — официальная философия католицизма с 1879, современная версия томизма, который представляет собой христианскую адаптацию философии Аристотеля. Бог воспринимается как первопричина, вещи — как соединение материи и формы, процессы — как переход потенции в актуальность.
Постмодерни́зм (фр. postmodernisme — после модернизма) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века[2]: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи.
Психоана́лиз (нем. Psychoanalyse) — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории[1]. Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно бывшими коллегами Фрейда, такими как Альфред Адлер и К. Г. Юнг, а позднее нео-фрейдистами, такими, как Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Стек Салливан и Жак Лакан.
Основные положения психоанализа заключаются в следующем:
Структурали́зм — направление и интеллектуальное движение в современной (в основном континентальной) философской мысли. Наиболее влиятелен структурализм был во Франции в 1960-х годах. Оказал влияние на развитие семиотики.
Дополнение по теме 1.3.: Дак Беркли, Д.Юм отрицали возможность объективного познания мира. Кант-«есть опытное и до опытное знание, опытное (эмпирическое), доопытное (теоретическое). Человек не может познать того что находится за пределами его опыта. Гегель- три закона диалектики «Субъективность знания» - человеческая история «объективный дух». Вводится понятие относительной истины.
Марксизм – диалектический (люди-творцы истории т.д.) и исторический материализм (наука о законах развития человеческого общества, общественное бытие первично, а общественное сознание вторично)
Ленин- формирует закон о неравномерности экономического и политического развития капиталистических стран.
Философия 20 века стала уделять большее внимание целостности человеческого духовного общества. Исторические формы позитивизма. Латинское слово положительный. Направление философии объявляющий единственным источником знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающие познавательную ценность философского исследования. Основатель позитивизма- Кант. Три этапа в развитии позитивизма .Кант- закон трех стадии познания. Важное место социологии.». Эмпирикритизм - Авенариус. Неопозитивизм- Нейрат, Крауз - философские проблемы языка логики.
Философия психоанализа- общая теория и метод лечения нервных и психических заболеваний. Фрейд. Основные положения :господствующие над психикой бессознательное задерживается в глубинах психики. Иногда это выходит в виде сновидении, невротических симптомах.
Исследовать психику особыми методами, которые за явным смыслом проявления бессознательного должны угадывать их истинную сексуальную подоплеку. Фрейд и его ученики эти методы психоанализа перенесли на историю общества.
Тема 1.4 «Русская философия»
Вопросы:
1.Становление и развитие древнерусской философии
(Митрополит Илларион). Научный статус философии в эпоху Петра I. М.В. Ломоносов, П.Я.Чаадаев.
2.Западники и славянофилы в русской философии.
3.Русская религиозная идеалистическая философия (В. Соловьев, И.А. Бердяев). Русский космизм (К.Э. Циолковский, П. Чижевский, В.И. Вернадский).
4.Становление и развитие отечественной диалектической мысли. Революционеры-демократы. Судьба русской философий в XX веке.
Вопрос 1: Становление и развитие древнерусской философии
Русская философия является важнейшей составной частью мировой философской мысли. Имея почти тысячелетнюю историю, она складывалась постепенно и оформилась лишь в XVIII в. До этого философские идеи и положения не были институционально оформлены и входили в качестве специфических компонентов в другие формы общественного сознания. Сегодня русская философия представляет собой многообразие течений, школ, учений, для которых характерен повышенный интерес к теме духовности как важнейшей характеристике бытия человека и общества.
Своими корнями русская философия уходит во времена Киевской Руси и Московского царства. На ее становление значительное влияние оказали не только византийское православие, но и языческие традиции славян, представляющие собой довольно богатый культурный пласт. Вместе с христианством Русь получила от Византии и православную философия, постепенно выделяя ее в самостоятельную область знаний.
Правда, православная философская традиция смогла укорениться в нашей стране, лишь приобретая национальный характер и усваивая культурные традиции русского народа. В ходе развития философии в ней отразился сложный и противоречивый характер отечественной истории, особенности культуры и национального самосознания россиян.
Среди первых мыслителей, которые начали разрабатывать философско-религиозные проблемы, можно назвать митрополита Иллариона
< Вопрос 2: Немецкая классическая философия
Источниками немецкой классической философии, которые она синтезировала и превзошла, сделав этот синтез базой для своих миропостроений, стали философия Нового времени, философия Просвещения и романтизм. < Немецкая классическая философия изменила акценты с противопоставления человека природе, разумного не разумному на разделение универсальной категории бытия на подлинное и неподлинное. < В этой категории она синтезировала рационализм и эмпиризм Нового времени, разумное и неразумное эпохи Просвещения, интуитивизм и рассудочность романтизма под единой эгидой разума. Реальность – это воплощенный разум. Но помимо реальности есть еще невоплощенные в ней, неадекватные формы разума. Здесь и проходит граница между подлинным и неподлинным бытием. Опираясь на разум как воплощение разумного бытия, классики строили свои самодостаточные непротиворечивые системы.
Важной новой чертой немецкой классической философии оказалось выведение на базе единства бытия принципов его развития. Имеется в виду не именно и не только диалектика Гегеля, но прежде всего само развитие.
Будучи обращенным на общество, на природу и на человека, оно воплотило в себе впервые осознанный синтетический принцип историзма, который объединил всю историю человечества в единый процесс, заложив основы новой теории и методологии познания.
Еще одной типичной чертой немецкой философской классики является осознание факта, что человек живет не только мире природы, но и в мире культуры. Отсюда пристальное внимание к человеку, обществу и истории. Главный предмет познания - человек, ибо, познавая любое явление действительности, он в конечном счете делает это ради себя, как своей конечной цели. Исходя из этого, в центре внимания философствования оказывается человеческий мир, который далеко не ограничивается миром природным.
Вопрос 3: Основные направления современной философии
Различают Два вида Современной философии: Аналитическая и Континентальная.
-
Аналити́ческая филосо́фия (англ. Analytic philosophy) — англо-американская традиция философии, получившая широкое распространение в середине XX века. Термин аналитический указывает на идеалы ясности, точности и логической (Аристотель называл логику аналитикой) строгости мышления, которые стремятся осуществить представители данного направления философии.
-
Джордж Эдвард Мур— английский философ, родоначальник аналитической традиции в философи. Выступил с обоснованием неореализма («Опровержение идеализма», 1903); разработал метод логического анализа.
В духе неореализма Мур говорил о независимом от сознания существовании понятий. Понятие постигается интуитивно и вступает в отношения с мыслью. Суждение конструируется из понятий. Относительно суждений существования Мур придерживался точки зрения, согласно которой их отличие от иных суждений лишь в наличии понятия существования. Факт имеет форму суждения, поэтому ссылка на факт не обладает доказательной силой. Бытие мира есть бытие понятий — так кратко можно суммировать онтологию Мура.
-
Бе́ртран А́ртур Уи́льям — британский философ, общественный деятель и математик. Рассел известен своими работами в защиту пацифизма, атеизма, а также либерализма и левых политических течений и внёс неоценимый вклад в математическую логику, историю философии и теорию познания.
Философия, по мнению Рассела, занимает «ничейную» область между наукой и теологией, пытаясь дать соответствующие требованиям научности ответы на вопросы, в которых бессильна теология. И хотя философия не является наукой, она все же представляет определённую духовную силу, оказывающую значительное влияние на жизнь общества и его историю. Рассел признает взаимную связь философии с политическими и социальными условиями развития общества.
-
Континентальная философия — термин, используемый для определения одной из двух главных «традиций» современной европейской философии. Такое название используется, чтобы отличить эту традицию от англо-американской или аналитической философии, потому что, в то время, когда различие было впервые отмечено (в середине двадцатого столетия), континентальная философия была доминирующим стилем философии в континентальной Европе, в то время как аналитическая философия была преобладающим стилем в англоговорящем мире.
Континентальная философия включает:
-
философию жизни; -
феноменологию; -
экзистенциализм; -
герменевтику; -
Критическая теория - включает в себя философию Франкфуртской школы и работы ряда боле поздних авторов, таких как Славой Жижек; -
неотомизм; -
постструктурализм и постмодернизм; -
психоанализ; -
деконструктивизм; -
структурализм; -
французский феминизм.
Философия жизни (нем. Lebensphilosophie) — иррационалистическое течение в европейской философии, получившее преимущественное развитие в Германии в конце XIX — начале XX веков.
Феноменоло́гия (нем. Phänomenologie — учение о феноменах) — направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт.
Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. existentia — существование), также философия существования — особое направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным.
Гермене́втика (др.-греч. ἑρμηνευτική — «искусство толкования», от ἑρμηνεύω — «толкую»
-
искусство толкования, теория интерпретации и понимания текстов, в том числе текстов классической древности; -
направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.
Критическая теория — целый ряд подходов, течений и (теоретических) дискурсов, пристально рассматривающий и критикующий общество и культуру, опираясь на знания из социальных и гуманитарных наук, а также на растущую меж-/трансдисциплинарность и растущую рефлексивную политизацию, как феномены в науках современности. Буквально термин «критическая теория» собирает под собой различные подходы и знания, основанные на критике и рефлексивном отношении к знанию или текущему положению в какой-либо области, а также пытающихся «объяснить возникновение объектов своего познания».
Неотоми́зм (от имени Фомы Аквинского) — официальная философия католицизма с 1879, современная версия томизма, который представляет собой христианскую адаптацию философии Аристотеля. Бог воспринимается как первопричина, вещи — как соединение материи и формы, процессы — как переход потенции в актуальность.
Постмодерни́зм (фр. postmodernisme — после модернизма) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века[2]: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи.
Психоана́лиз (нем. Psychoanalyse) — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории[1]. Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно бывшими коллегами Фрейда, такими как Альфред Адлер и К. Г. Юнг, а позднее нео-фрейдистами, такими, как Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Стек Салливан и Жак Лакан.
Основные положения психоанализа заключаются в следующем:
-
человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями; -
эти влечения преимущественно бессознательны; -
попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов; -
помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства; -
конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и так далее; -
освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке).
Структурали́зм — направление и интеллектуальное движение в современной (в основном континентальной) философской мысли. Наиболее влиятелен структурализм был во Франции в 1960-х годах. Оказал влияние на развитие семиотики.
Дополнение по теме 1.3.: Дак Беркли, Д.Юм отрицали возможность объективного познания мира. Кант-«есть опытное и до опытное знание, опытное (эмпирическое), доопытное (теоретическое). Человек не может познать того что находится за пределами его опыта. Гегель- три закона диалектики «Субъективность знания» - человеческая история «объективный дух». Вводится понятие относительной истины.
Марксизм – диалектический (люди-творцы истории т.д.) и исторический материализм (наука о законах развития человеческого общества, общественное бытие первично, а общественное сознание вторично)
Ленин- формирует закон о неравномерности экономического и политического развития капиталистических стран.
Философия 20 века стала уделять большее внимание целостности человеческого духовного общества. Исторические формы позитивизма. Латинское слово положительный. Направление философии объявляющий единственным источником знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающие познавательную ценность философского исследования. Основатель позитивизма- Кант. Три этапа в развитии позитивизма .Кант- закон трех стадии познания. Важное место социологии.». Эмпирикритизм - Авенариус. Неопозитивизм- Нейрат, Крауз - философские проблемы языка логики.
Философия психоанализа- общая теория и метод лечения нервных и психических заболеваний. Фрейд. Основные положения :господствующие над психикой бессознательное задерживается в глубинах психики. Иногда это выходит в виде сновидении, невротических симптомах.
Исследовать психику особыми методами, которые за явным смыслом проявления бессознательного должны угадывать их истинную сексуальную подоплеку. Фрейд и его ученики эти методы психоанализа перенесли на историю общества.
Тема 1.4 «Русская философия»
Вопросы:
1.Становление и развитие древнерусской философии
(Митрополит Илларион). Научный статус философии в эпоху Петра I. М.В. Ломоносов, П.Я.Чаадаев.
2.Западники и славянофилы в русской философии.
3.Русская религиозная идеалистическая философия (В. Соловьев, И.А. Бердяев). Русский космизм (К.Э. Циолковский, П. Чижевский, В.И. Вернадский).
4.Становление и развитие отечественной диалектической мысли. Революционеры-демократы. Судьба русской философий в XX веке.
Вопрос 1: Становление и развитие древнерусской философии
Русская философия является важнейшей составной частью мировой философской мысли. Имея почти тысячелетнюю историю, она складывалась постепенно и оформилась лишь в XVIII в. До этого философские идеи и положения не были институционально оформлены и входили в качестве специфических компонентов в другие формы общественного сознания. Сегодня русская философия представляет собой многообразие течений, школ, учений, для которых характерен повышенный интерес к теме духовности как важнейшей характеристике бытия человека и общества.
Своими корнями русская философия уходит во времена Киевской Руси и Московского царства. На ее становление значительное влияние оказали не только византийское православие, но и языческие традиции славян, представляющие собой довольно богатый культурный пласт. Вместе с христианством Русь получила от Византии и православную философия, постепенно выделяя ее в самостоятельную область знаний.
Правда, православная философская традиция смогла укорениться в нашей стране, лишь приобретая национальный характер и усваивая культурные традиции русского народа. В ходе развития философии в ней отразился сложный и противоречивый характер отечественной истории, особенности культуры и национального самосознания россиян.
Среди первых мыслителей, которые начали разрабатывать философско-религиозные проблемы, можно назвать митрополита Иллариона