Файл: Понятие и сущность конституционной ответственности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2. Понятие конституционной ответственности граждан
Конституционно-правовая ответственность является одним из актуальных вопросов теории конституционного права. Однако несмотря на огромный интерес к данной теме, можно назвать малоизученной ответственность граждан как субъектов конституционно-правовых отношений. Представляется необходимым провести в рамках статьи краткий анализ условий привлечения граждан к конституционно-правовой ответственности.
Конституционная деликтоспособность. Относительно конституционной деликтоспособности граждан мнения ученых расходятся. Одни считают, что конституционно-правовая ответственность распространяется лишь на должностных лиц и органы публичной власти3. Другие полагают, что конституционная ответственность может применяться и в отношении физических лиц (граждан, лиц без гражданства, иностранных граждан) либо физических лиц, обладающих особым конституционно-правовым статусом (беженцев, переселенцев, иностранных граждан)4.
Несомненно то, что граждане являются субъектами конституционных правоотношений и наделены конституционными правами и обязанностями. Кроме того, они обладают общеправовой деликтоспособностью, т.е. способностью нести юридическую ответственность за свои противоправные поступки. Такая способность основывается на имеющейся у физического лица возможности волеизъявления, т.е. психического отношения к своим действиям.
Граждане обладают конституционной деликтоспособностью при достижении 18-летнего возраста и дееспособности. Предпосылкой для несения конституционной ответственности в качестве гражданина Российской Федерации является приобретение физическим лицом гражданства Российской Федерации5. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единственным и равным независимо от оснований приобретения (ч. 1 ст. 6 Конституции РФ). Именно с момента приобретения гражданства и до его прекращения гражданин Российской Федерации обладает на территории России всеми правами и свободами и несет обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее - Закон N 62-ФЗ) гражданство представляет собой устойчивую правовую связь лица с государством, выраженную в совокупности взаимных прав и обязанностей (ст. 3). Следовательно, гражданином Российской Федерации является физическое лицо, наделенное своим собственным конституционным статусом. Причем статус гражданина - это такой же индивидуальный статус, как статус президента, правительства, иного органа или должностного лица, кто является субъектом конституционного права и субъектом конституционной ответственности в частности. При получении гражданства статус приобретается вследствие выхода из гражданства или при иных основаниях его прекращения теряется. Прекращение статуса допустимо и в связи с виновным поведением субъекта
6.
Таким образом, статус гражданина заключается не только в наличии конституционных прав и обязанностей, но и в возможности и необходимости нести ответственность. Понятие «гражданство» должно быть дополнено указанием на взаимную ответственность граждан и государства (именно такой является и общетеоретическая трактовка).
Санкции. Отличительным признаком санкций конституционно-правовой ответственности является их направленность на ограничение или лишение статусных полномочий субъекта права.
Применение самой строгой санкции - лишения статуса гражданина - сейчас находится под запретом (ч. 3 ст. 6 Конституции РФ). Как показывает конституционная практика зарубежных стран, к числу оснований для прекращения гражданства может быть отнесено совершение лицом деятельности, противоречащей национальным интересам7.
В советское время гражданина можно было лишить гражданства, а потому многие исследователи смело называли данную меру в качестве санкции за нарушение норм конституционного права, т.е. по сути мерой конституционно-правовой ответственности. По мнению А.М. Цалиева и М.С. Басиева, данная санкция вполне обоснована и сейчас, в частности, за добровольную службу в вооруженных силах иностранного государства, отсутствие реальной связи между государством и гражданином, постоянно проживающим за границей, приобретение гражданства путем мошенничества и по другим основаниям8.
Правомерность и целесообразность такой меры ответственности не бесспорна, однако очевиден тот факт, что с точки зрения структуры конституционно-правовой ответственности данная санкция могла бы стать логичным последствием для гражданина в связи с совершением им самых тяжких правонарушений, т.е. деяний, которые не могут быть совместимы с имеющимся статусом. Однако введение подобной санкции в Российской Федерации на сегодняшний день недопустимо в силу отсутствия у законодателей четких критериев определения правомерного и неправомерного поведения лица, а также нередких фактов злоупотребления полномочиями.
Чаще всего в качестве конституционно-правовой меры ответственности применительно к гражданам признается ограничение того или иного конституционного права. Также подобной мерой называется отказ в выходе из гражданства.
Довольно широкий перечень санкций конституционно-правовой ответственности применительно к гражданам предлагает В.А. Лучин: ограничение; лишение специального или общественного статуса гражданина (лишение государственных наград, почетных и других званий, лишение определенных прав, льгот и преимуществ, отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации, лишение статуса вынужденного переселенца); принуждение к исполнению конституционных обязанностей; ущемление имущественного положения
9.
Представляется вполне логичным основной мерой конституционно-правовой ответственности граждан признать ограничение права. Санкции конституционно-правовой ответственности могут быть направлены на ограничение таких прав, как:
1) свобода передвижения по территории Российской Федерации и выезд за ее пределы;
2) право на добровольный выход из гражданства (например, при уклонении от прохождения военной службы, уплаты налогов, от возложенного в судебном порядке наказания или обязанности);
3) право на осуществление службы в органах государственной власти или местного самоуправления (в частности, в том случае, если человек не прошел военную службу, но при этом не имел от нее ни отсрочки, ни освобождения);
4) право на проведение митинга, шествия, демонстрации или пикетирования (если были нарушены правила их проведения, повлекшие тяжкие последствия);
5) право участвовать в организации и проведении выборов (в случае допущения существенного нарушения законодательства о выборах);
6) право выставлять свою кандидатуру на выборах, право быть избранным;
7) право на осуществление предпринимательской деятельности (например, если было допущено злоупотребление доминирующим положением на рынке, нарушены условия конкуренции);
8) право собственности (в частности, если осуществление данного права оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду и здоровье населения);
9) право на получение высшего образования в конкретном учебном заведении (в случае, если лицом было допущено грубое нарушение требований устава высшего учебного заведения, положений Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", совершено преступление в отношении лиц, работающих или обучающихся в данном учебном заведении);
10) право на поиск, получение и распространение информации (если при этом допускается нарушение установленной законом тайны, происходит пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства и т.д.);
11) право на занятие той или иной должности, осуществление профессиональной деятельности (например, когда лицом был совершен аморальный поступок, было совершено преступление, несовместимые с занятием такой должности; если лицом было допущено злостное нарушение семейно-правовых обязанностей, послужившее основанием для лишения или ограничения его в родительских правах либо выражающееся в уклонении в течение длительного срока от уплаты алиментов на супруга или бывшего супруга, детей, родителей).
Некоторые ограничения прав в связи с неправомерным их использованием или же совершением иного правонарушения уже имеются в законодательстве. Так, в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон N 67-ФЗ)10 в связи с предыдущим неправомерным виновным поведением не имеют права избирать и быть избранными, осуществлять другие избирательные действия, участвовать в референдуме лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (п. 3 ст. 4).
Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую или непогашенную судимость за указанные преступления, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости; осужденные за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения 15 лет после снятия или погашения судимости; осужденные за совершение предусмотренных Уголовным кодексом РФ преступлений экстремистской направленности и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.3 и 20.29 Кодекса РФ11 об административных правонарушениях, если голосование на выборах должно состояться до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, и др.
Не может быть зарегистрирован в качестве кандидата и гражданин Российской Федерации при наличии в отношении его вступившего в силу решения суда о лишении его права в течение определенного срока занимать государственные и (или) муниципальные должности, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления должно состояться до истечения этого срока (п. 7 ст. 4 Закона N 67-ФЗ).
Лишены пассивного избирательного права и лица, допустившие другое действие, несовместимое с приобретением статуса кандидата на выборную должность: получение иностранного гражданства или вида на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства (п. 3.1 ст. 4 Закона N 67-ФЗ).
Также по указанным выше обстоятельствам не имеют права избирать и быть избранными, участвовать в иных избирательных действиях граждане Российской Федерации при проведении выборов Президента РФ и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания (п. 4, 5.2, 6 ст. 3 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»12, ч. 6 - 8, 12 ст. 4 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»). Схожие основания ограничения права по выставлению своей кандидатуры на выборах предусмотрены и в отношении лица, решившего стать членом Совета Федерации (ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.12.2012 N 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»13).
В соответствии с Трудовым кодексом РФ14 к педагогической деятельности в силу своего ранее имевшего место противоправного поведения не допускаются лица, лишенные права заниматься этой деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности; имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. То есть данные лица, по сути, в качестве наказания лишаются права свободного распоряжения способностью к труду. Пусть данные правоограничения законодателем в качестве мер конституционно-правовой ответственности не названы, но, безусловно, по своей правовой природе они ими являются, так как направлены в отношении граждан как субъектов - обладателей конституционных прав и свобод и в связи с их виновным поведением.
Конституционно-правовая ответственность является одним из актуальных вопросов теории конституционного права. Однако несмотря на огромный интерес к данной теме, можно назвать малоизученной ответственность граждан как субъектов конституционно-правовых отношений. Представляется необходимым провести в рамках статьи краткий анализ условий привлечения граждан к конституционно-правовой ответственности.
Конституционная деликтоспособность. Относительно конституционной деликтоспособности граждан мнения ученых расходятся. Одни считают, что конституционно-правовая ответственность распространяется лишь на должностных лиц и органы публичной власти3. Другие полагают, что конституционная ответственность может применяться и в отношении физических лиц (граждан, лиц без гражданства, иностранных граждан) либо физических лиц, обладающих особым конституционно-правовым статусом (беженцев, переселенцев, иностранных граждан)4.
Несомненно то, что граждане являются субъектами конституционных правоотношений и наделены конституционными правами и обязанностями. Кроме того, они обладают общеправовой деликтоспособностью, т.е. способностью нести юридическую ответственность за свои противоправные поступки. Такая способность основывается на имеющейся у физического лица возможности волеизъявления, т.е. психического отношения к своим действиям.
Граждане обладают конституционной деликтоспособностью при достижении 18-летнего возраста и дееспособности. Предпосылкой для несения конституционной ответственности в качестве гражданина Российской Федерации является приобретение физическим лицом гражданства Российской Федерации5. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единственным и равным независимо от оснований приобретения (ч. 1 ст. 6 Конституции РФ). Именно с момента приобретения гражданства и до его прекращения гражданин Российской Федерации обладает на территории России всеми правами и свободами и несет обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее - Закон N 62-ФЗ) гражданство представляет собой устойчивую правовую связь лица с государством, выраженную в совокупности взаимных прав и обязанностей (ст. 3). Следовательно, гражданином Российской Федерации является физическое лицо, наделенное своим собственным конституционным статусом. Причем статус гражданина - это такой же индивидуальный статус, как статус президента, правительства, иного органа или должностного лица, кто является субъектом конституционного права и субъектом конституционной ответственности в частности. При получении гражданства статус приобретается вследствие выхода из гражданства или при иных основаниях его прекращения теряется. Прекращение статуса допустимо и в связи с виновным поведением субъекта
6.
Таким образом, статус гражданина заключается не только в наличии конституционных прав и обязанностей, но и в возможности и необходимости нести ответственность. Понятие «гражданство» должно быть дополнено указанием на взаимную ответственность граждан и государства (именно такой является и общетеоретическая трактовка).
Санкции. Отличительным признаком санкций конституционно-правовой ответственности является их направленность на ограничение или лишение статусных полномочий субъекта права.
Применение самой строгой санкции - лишения статуса гражданина - сейчас находится под запретом (ч. 3 ст. 6 Конституции РФ). Как показывает конституционная практика зарубежных стран, к числу оснований для прекращения гражданства может быть отнесено совершение лицом деятельности, противоречащей национальным интересам7.
В советское время гражданина можно было лишить гражданства, а потому многие исследователи смело называли данную меру в качестве санкции за нарушение норм конституционного права, т.е. по сути мерой конституционно-правовой ответственности. По мнению А.М. Цалиева и М.С. Басиева, данная санкция вполне обоснована и сейчас, в частности, за добровольную службу в вооруженных силах иностранного государства, отсутствие реальной связи между государством и гражданином, постоянно проживающим за границей, приобретение гражданства путем мошенничества и по другим основаниям8.
Правомерность и целесообразность такой меры ответственности не бесспорна, однако очевиден тот факт, что с точки зрения структуры конституционно-правовой ответственности данная санкция могла бы стать логичным последствием для гражданина в связи с совершением им самых тяжких правонарушений, т.е. деяний, которые не могут быть совместимы с имеющимся статусом. Однако введение подобной санкции в Российской Федерации на сегодняшний день недопустимо в силу отсутствия у законодателей четких критериев определения правомерного и неправомерного поведения лица, а также нередких фактов злоупотребления полномочиями.
Чаще всего в качестве конституционно-правовой меры ответственности применительно к гражданам признается ограничение того или иного конституционного права. Также подобной мерой называется отказ в выходе из гражданства.
Довольно широкий перечень санкций конституционно-правовой ответственности применительно к гражданам предлагает В.А. Лучин: ограничение; лишение специального или общественного статуса гражданина (лишение государственных наград, почетных и других званий, лишение определенных прав, льгот и преимуществ, отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации, лишение статуса вынужденного переселенца); принуждение к исполнению конституционных обязанностей; ущемление имущественного положения
9.
Представляется вполне логичным основной мерой конституционно-правовой ответственности граждан признать ограничение права. Санкции конституционно-правовой ответственности могут быть направлены на ограничение таких прав, как:
1) свобода передвижения по территории Российской Федерации и выезд за ее пределы;
2) право на добровольный выход из гражданства (например, при уклонении от прохождения военной службы, уплаты налогов, от возложенного в судебном порядке наказания или обязанности);
3) право на осуществление службы в органах государственной власти или местного самоуправления (в частности, в том случае, если человек не прошел военную службу, но при этом не имел от нее ни отсрочки, ни освобождения);
4) право на проведение митинга, шествия, демонстрации или пикетирования (если были нарушены правила их проведения, повлекшие тяжкие последствия);
5) право участвовать в организации и проведении выборов (в случае допущения существенного нарушения законодательства о выборах);
6) право выставлять свою кандидатуру на выборах, право быть избранным;
7) право на осуществление предпринимательской деятельности (например, если было допущено злоупотребление доминирующим положением на рынке, нарушены условия конкуренции);
8) право собственности (в частности, если осуществление данного права оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду и здоровье населения);
9) право на получение высшего образования в конкретном учебном заведении (в случае, если лицом было допущено грубое нарушение требований устава высшего учебного заведения, положений Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", совершено преступление в отношении лиц, работающих или обучающихся в данном учебном заведении);
10) право на поиск, получение и распространение информации (если при этом допускается нарушение установленной законом тайны, происходит пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства и т.д.);
11) право на занятие той или иной должности, осуществление профессиональной деятельности (например, когда лицом был совершен аморальный поступок, было совершено преступление, несовместимые с занятием такой должности; если лицом было допущено злостное нарушение семейно-правовых обязанностей, послужившее основанием для лишения или ограничения его в родительских правах либо выражающееся в уклонении в течение длительного срока от уплаты алиментов на супруга или бывшего супруга, детей, родителей).
Некоторые ограничения прав в связи с неправомерным их использованием или же совершением иного правонарушения уже имеются в законодательстве. Так, в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон N 67-ФЗ)10 в связи с предыдущим неправомерным виновным поведением не имеют права избирать и быть избранными, осуществлять другие избирательные действия, участвовать в референдуме лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (п. 3 ст. 4).
Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую или непогашенную судимость за указанные преступления, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости; осужденные за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения 15 лет после снятия или погашения судимости; осужденные за совершение предусмотренных Уголовным кодексом РФ преступлений экстремистской направленности и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.3 и 20.29 Кодекса РФ11 об административных правонарушениях, если голосование на выборах должно состояться до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, и др.
Не может быть зарегистрирован в качестве кандидата и гражданин Российской Федерации при наличии в отношении его вступившего в силу решения суда о лишении его права в течение определенного срока занимать государственные и (или) муниципальные должности, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления должно состояться до истечения этого срока (п. 7 ст. 4 Закона N 67-ФЗ).
Лишены пассивного избирательного права и лица, допустившие другое действие, несовместимое с приобретением статуса кандидата на выборную должность: получение иностранного гражданства или вида на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства (п. 3.1 ст. 4 Закона N 67-ФЗ).
Также по указанным выше обстоятельствам не имеют права избирать и быть избранными, участвовать в иных избирательных действиях граждане Российской Федерации при проведении выборов Президента РФ и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания (п. 4, 5.2, 6 ст. 3 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»12, ч. 6 - 8, 12 ст. 4 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»). Схожие основания ограничения права по выставлению своей кандидатуры на выборах предусмотрены и в отношении лица, решившего стать членом Совета Федерации (ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.12.2012 N 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»13).
В соответствии с Трудовым кодексом РФ14 к педагогической деятельности в силу своего ранее имевшего место противоправного поведения не допускаются лица, лишенные права заниматься этой деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности; имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. То есть данные лица, по сути, в качестве наказания лишаются права свободного распоряжения способностью к труду. Пусть данные правоограничения законодателем в качестве мер конституционно-правовой ответственности не названы, но, безусловно, по своей правовой природе они ими являются, так как направлены в отношении граждан как субъектов - обладателей конституционных прав и свобод и в связи с их виновным поведением.