Файл: Курс лекций для студентов, обучающихся по специальностям педагогического образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 427

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Аналогичному исследованию подвергнуты принципы духовного и нравственного воспитания. В качестве примера приведем два принципа: 1) обеспечение этической рефлексии учащихся (переживание детьми конструируемых педагогом ситуаций, коллизий, игровых приемов, психологических экспериментов, их нравственное осмысление, соотнесение со своим Я) в нравственном воспитании и 2) построение жизни по требованиям христианского совершенства (воспитание с детства способности к противлению злу, не только внешнему, но и внутреннему, гнездящемуся в нашем «я») – в духовном воспитании. В поле интеграции этих принципов лежит требование создания условий для нравственного саморазвития, самовоспитания личности в соответствии с принятыми духовными ценностями.

В результате исследования основных компонентов вышеназванных направлений воспитания мы пришли к следующему выводу. Духовно-нравственное воспитание – это воспитание, интегрирующее цели, принципы, содержание и методы духовного и нравственного воспитания. Оно направлено на приобщение молодых людей к одной из существующих в обществе системе духовных ценностей (гуманистической, религиозной, этнической), на создание условий для поиска и нахождения ими личностных смыслов этих ценностей, на формирование стремления и готовности действовать в своей повседневной жизни в соответствии с этими ценностями.



Психологические механизмы духовно-нравственного воспитания




В психологии под механизмом понимается закономерная смена состояний какого-либо сложного субстрата, в педагогике – это логическая последовательность процедур, определяющая внутреннее устройство какого-либо педагогического процесса и обеспечивающая его развитие и действие; совокупность способов педагогической деятельности, выстроенная в определенной последовательности и направленная на достижение конкретной цели. В психологии понятие «механизм» относится к психической деятельности или к психическим процессам, в педагогике – к педагогической деятельности или педагогическим процессам. Механизмы следует считать входящими в эти процессы. «Вскрыть механизм чего-либо – это значит проникнуть в его внутреннее устройство, уяснить взаимосвязь и взаимозависимость частей и элементов целого и через это понять и объяснить сущность предмета (процесса), его необходимый закономерный ход и его неизбежное возникновение из тех или иных условий» [5, с.13].

Воспитание как управление процессом формирования личности растущего человека имеет особые психологические механизмы. Механизм трансформации общественных требований в личные убеждения ребенка, т.е. процесс интериоризации раскрыт в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др. отечественных психологов.

В науке не существует единого мнения о том, какие из ниженазванных механизмов присущи духовно-нравственному воспитанию. С позиций своих представлений о сущности духовно-нравственного воспитания выделите психологические механизмы, которые лежат в основе изучаемого нами направления воспитания.

Искусство воспитания, по мнению А.Н. Леонтьева, заключается в использовании такого психологического механизма, как создание правильного сочетания «понимаемых мотивов» и мотивов «реально действующих», а вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход и к более высокому типу мотивов, управляющих жизнью личности.

Л.С. Выготский в качестве основного механизма, который гарантирует правильность поведения ребенка, называет механизм игры, т.к. он не является чем-либо посторонним, навязанным ребенку, а лежит в самой его природе. «Нигде поведение ребенка не бывает так регламентировано правилами, как в игре, и нигде оно не принимает такой свободной и нравственно-воспитательной формы. Это не какие-либо формы, продиктованные взрослым ребенку. Напротив, это – естественные ростки будущего нравственного поведения. Ребенок подчиняется правилам игры не потому, что ему грозит наказание или же он боится понести какой-нибудь неуспех или урон, но только потому, что соблюдение правила сулит ему внутреннее удовлетворение игрою, поскольку ребенок действует как часть общего механизма, составленного из играющего коллектива. Несоблюдение правила не грозит ничем иным, как только тем, что игра не удается, потеряет свой интерес, и это составляет достаточно сильный регулятор поведения ребенка» [6, с.264 – 265].



Кроме того, другими исследователями в качестве механизмов воспитания и развития личности называются:

  • идентификация как когнитивное и эмоциональное отождествление себя со взрослыми и сверстниками [14, с.84];

  • внушение – особый вид эмоционально-волевого неаргументированного воздействия одного человека на сознание другого [3, с.162 – 166];

  • заражение – бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Оно проявляется не через осознанное принятие этической информации, а через определенное эмоциональное состояние [3, с.162 – 166];

  • подражание – воспроизводство индивидом определенных черт, образцов поведения, манер, действий и поступков других людей [3, с.162 – 166];

  • рефлексивное принятие и освоение социальных ролей [7, с.308];

  • обособление как феномен социогенеза личности, индивидуализирующий поведение, ценностные ориентации и мотивы человека [14, с.92];

  • механизм сдвига мотива на цель, позволяющий предмет (идею, цель), который длительно и стойко насыщался положительными эмоциями, превратить в самостоятельный мотив и вызвать новые мотивы, в том числе и идеальные – стремление к красоте, справедливости и т.д. [14, с.112];

  • механизм интериоризации, позволяющий внешнее (существующие в обществе ценности) стать внутренним (ценностными ориентациями личности): всякая функция в культурном развитии личности появляется на «сцену» дважды (сначала как категория интерпсихическая в социальном плане, затем как интпрапсихическая в психологическом плане внутри личности) [6, с.281];

  • экстериоризация – процесс порождения внешних действий творческим изменением среды, путем создания новых объектов на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации внешней социальной деятельности человека. С помощью экстериоризации реализуются потребности созидания, составляющие основу мотивационно-ценностного отношения личности [6, с.284].

Краткая характеристика вышеназванных механизмов прямо или косвенно свидетельствует об их действии и в сфере духовно-нравственного воспитания.

Необходимо также назвать существующие в современной психолого-педагогической литературе точки зрения на суть механизма приобщения подрастающего поколения к духовным ценностям. А.И. Кирьякова объединяет такие элементы механизма, как поиск, оценка, выбор и проекция в единую цепочку, обеспечивающую весь цикл ориентации подрастающего поколения на высшие ценности [10, с.90 – 91].


В.И. Андреев предлагает следующий механизм: 1) педагогическое стимулирование интереса, показ личной и социальной значимости истинных национальных и общечеловеческих, духовных и материальных ценностей; 2) педагогическая  инструментовка,  вовлечение воспитанника  в  различные виды деятельности и общения, где бы он осознал, испытал потребности в достижении, овладении вышеперечисленными ценностями; 3) воспитание, которое на отдельных этапах переходило бы в самовоспитание, где критерием жизнедеятельности воспитанника стали бы не мнимые, а истинные ценности [2, с.148].

С.И Маслов выстраивает следующую логику присвоения ценностей: эмоциональное приятие ценности (пробуждение адекватных эмоций), ее осознание (акцентирование ценности) и включение в систему ценностных ориентаций ребенка (ценностных сопоставлений) [13, с.162].

Таким образом, сущность духовно-нравственного воспитания определяется и теми психологическими механизмами, которые лежат в его основе.
Библиографический список

  1. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. – М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1998. – 80 с.

  2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. – Кн. 2. – Казань: Изд-во КГУ, 1998. – 318 с.

  3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – 432 с.

  4. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. – М.: Наука, 1973. – 270 с.

  5. Бойко Е.И. Механизмы умственной деятельности. – М.: Педагогика, 1976. – 248 с.

  6. Выготский Л.С. Избранные психологические труды. – В 2 т. – М., 1986. – Т.2.

  7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1996.

  8. Грибоедова Т.П. Педагогические условия подготовки учителя к духовно-нравственному развитию учащихся: Дис. … канд. пед. наук. – Томск, 2000.

  9. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М.: Школа-Пресс, 1996. – 272 с.

  10. Кирьякова А.И. Ориентация школьников на социально-значимые функции: Дис. … д-ра пед. наук. – Ленинград, 1991. – 423 с.

  11. Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы. – М.: Планета, 2003. – 63 с.

  12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. - С. 210.

  13. Маслов С.И. Дидактические основы реализации эмоционально-ценностного компонента в начальном образовании: Дис. … д-ра пед. наук. – М., 2000. – 302 с.

  14. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития. Детство, отрочество. – М., 1998.

  15. Петракова Т.И. Святоотеческое наследие и проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся в современной школе // Духовное наследие Глинской пустыни в современной системе образования: Глинские чтения: Сб. – М., 1999. – 296с.

  16. Саласкина З.И. Становление духовно-нравственной личности в условиях национальной татарской гимназии: Дис. … канд. пед. наук. – Саратов, 1998.

  17. Солдатенков А.Д. Теория и практика духовно-нравственного воспитания школьников: Автореф. … д-ра. пед. наук. – М., 1998.

  18. Философский словарь /Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1987. – 590 с.

  19. Шестун Е. Православная педагогика. – М.: Православная педагогика, 2001. – 560 с.



ЛЕКЦИЯ 4

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА

ВОСПИТАНИЯ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДАННОЙ ТЕМЫ

  • вы раскроете сущность категорий «ценности», «духовные ценности», «механизмы формирования ценностных ориентаций», «значение» и «личностный смысл» ценностей;

  • познакомитесь со значением некоторых ценностей, лежащих в основе воспитания, духовном опыте нашего народа, в психологии, религии, этике;

  • определите систему ценностей, к которой вы хотели бы приобщить своих воспитанников.

П одумайте над нижеприведенными словами известного филолога В.Ю. Троицкого [15, с.30]и выскажите свои предположения о том, почему в понимании людей часто искажается первоначальный смысл тех или иных нравственных категорий. «Нравственность: основана на добромыслии, на следовании тому, что считается благом. Те, кто признавали общее благо и стремились к нему из рода в род, стали называться благородными, т.е. рожденными от добрых родителей (от родителей, стремившихся к общему благу – добавлено нами). Благородство являлось понятием нравственным. Но оно не было духовным, ибо стяжать благодать от Бога можно было только через доброделание, через жизнь, проведенную в служении по Божьим заповедям. Отсутствие непосредственного духовного начала было причиной того, что на понятие благородство было перенесено то, что определялось земною мерой: оно стало оцениваться зачастую как родовое превосходство, как превосходство «чиновное». Поэтому в некоторых случаях это понятие искажалось корыстной традицией: благородным (иногда с раздражением или иронией) называли даже хама, если он принадлежал к семейству или роду, прославившемуся ревностью к добру…».
В
Основные понятия темы

качестве одного из проявлений духовного кризиса в современном обществе исследователи называют переоценку ценностей. «Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными:

  • христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма;

  • педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности;

  • целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей;

  • любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения;

  • интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям» [11, с.4].