Файл: Контрольная работа по дисциплине Оперативнорозыскная деятельность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

Академия права и управления

Псковский филиал

(Псковский филиал Академии ФСИН России)

Кафедра организации режима и оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Оперативно-розыскная деятельность»
Вариант 5





Выполнил: слушатель 671 группы

6-го курса заочной формы обучения

Заббаров Э.И.










Преподаватель: д.ю.н., проф. Ковалев О.Г.





Отметка о допуске
к защите__________________________

(допущено/не допущено) (подпись)

Дата защиты _____________________

Оценка ___________________________



Псков 2022

Содержание


1. Силы, средства, методы и формы ОРД 2

2. Задачи и организация работы оперативных аппаратов мест лишения свободы 6

3. Задача 11

Список использованной литературы 13


1. Силы, средства, методы и формы ОРД



Силы ОРД - это штатные легальные и негласные (зашифрованные) сотрудники органов, осуществляющих ОРД, а также работники вспомогательных подразделений, конфиденты и внештатные сотрудники1.

В связи с наличием зашифрованных сотрудников, скрывающих свою причастности к органам, осуществляющим ОРД, законодатель дает право этим органам использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих ОРД, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

Лицам, которые с их согласия привлекаются к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий, гарантируется сохранение по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим ОРД, в том числе по контракту. В свою очередь эти лица обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, и не вправе предоставлять заведомо ложную информацию указанным органам.


Органы, осуществляющие ОРД, могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.

Органам, осуществляющим ОРД, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту со стороны депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.

Государство гарантирует лицам, изъявившим согласие содействовать по контракту органам, осуществляющим ОРД, выполнение своих обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе гарантирует правовую защиту, связанную с правомерным выполнением указанными лицами общественного долга или возложенных на них обязанностей.

Сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД.

В качестве средств ОРД законодатель называет информационные системы (оперативные учеты) и оперативную технику (видео-, аудио-, кино-, фото-, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде).

Методы ОРД представляют собой способы добывания и проверки информации. К ним относятся:

- опрос;

- наведение справок;

- сбор образцов для сравнительного исследования;

- проверочная закупка;

- исследование предметов и документов;

- наблюдение;

- отождествление личности;

- обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

- контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений

;

- прослушивание телефонных переговоров;

- снятие информации с технических каналов связи;

- оперативное внедрение;

- контролируемая поставка;

- оперативный эксперимент;

- получение компьютерной информации.

Приведенный перечень может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, с получением компьютерной информации, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими ОРД.

2. Задачи и организация работы оперативных аппаратов мест лишения свободы



В настоящее время личность осужденного к лишению свободы лица характеризуется явной криминальной направленностью, что, в свою очередь, негативно влияет на состояние преступности и уровень криминогенной обстановки в исправительных учреждениях. Обозначенное обстоятельство обязательно должно приниматься во внимание следователями, расследующими уголовные дела о пенитенциарных преступлениях2 и направлять названных должностных лиц на выбор в качестве субъекта взаимодействия сотрудников оперативных аппаратов мест лишения свободы (далее - оперативные аппараты ИУ), поскольку это единственная реальная возможность для воссоздания объективной картины пенитенциарного преступления.

В настоящей статье обоснуем очевидность давно назревшей необходимости совершенствования организации взаимодействия оперативных аппаратов ИУ и органов предварительного следствия Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД РФ) и Следственного комитета Российской Федерации (далее - СК РФ)3.

Оперативные аппараты ИУ, владея исключительной компетенцией на осуществление в оперативно-розыскной деятельности в местах лишения свободы (ч. 2 ст. 84 УИК РФ), более тесно контактируют с отбывающими наказание осужденными, и, следовательно, в большей степени, нежели оперативные аппараты МВД РФ, осведомлены обо всем происходящем на территории исправительного учреждения. Однако оперативные аппараты ИУ, сотрудничающие со следователями МВД, относятся к разным правоохранительным структурам
4.

Принадлежность взаимодействующих субъектов к отдельным ведомствам обуславливает потенциальный конфликт интересов между ними5. Это, в свою очередь, указывает на необходимость приведения рассматриваемого вида сотрудничества к такой управленческой категории, как организация межведомственного взаимодействия, к состоянию единой упорядоченной системы для достижения общей цели, в частности, в сфере расследования пенитенциарных преступлений6.

В процессе организации взаимодействия определяется основа управления в виде устойчивых связей между субъектами, устанавливаются параметры функционирования всех звеньев управления, которые должны быть закреплены в соответствующих положениях, уставах, наставлениях, инструкциях.

Однако перечень полномочий должностных лиц оперативных аппаратов ИУ, которые могут быть реализованы при совместной деятельности со следователем, расследующим уголовное дело о пенитенциарном преступлении, рассредоточено по различным нормативным документам. Единое межведомственное положение по организации взаимодействия при расследовании уголовных дел для оперативных подразделений ИУ и органов предварительного следствия МВД РФ и СК РФ не разработано.

Элементы исследуемой автором системы взаимодействия - субъекты (должностные лица) решают общие задачи собственными силами и средствами, используя присущие им способы и методы.

При расследовании пенитенциарных преступлений возможность проведения режимных мероприятий, предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, увеличивает объем оперативно-розыскной информации. «Их осуществление может ускорить сбор ориентирующей информации о личности участника уголовного судопроизводства, возможных местах сокрытия следов, вещественных доказательств и их выявление».

Полагаем, что осведомленность должностных лиц оперативных подразделений ИУ о личностных характеристиках пенитенциарных преступников, о специфике обстановки в исправительных учреждениях, а также о возможностях проведения режимно-технических и оперативно-розыскных мероприятий обязательно необходимо использовать следователю в ходе уголовного производства о пенитенциарном преступлении7.

В результате анализа действующего законодательства, ведомственных нормативных правовых актов МВД РФ, СК РФ, Генеральной прокуратуры РФ, инструкций, обзоров, протоколов координационных совещаний руководителей правоохранительных органов (в которых отмечается, что наряду с положительными результатами, в вопросах взаимодействия правоохранительных органов существуют проблемы, влияющие на эффективность работы) стало возможным систематизировать содержание процессуального положения должностного лица оперативного аппарата ИУ, применимого, в частности, и при расследовании пенитенциарного преступления
8. Выступая в качестве субъекта системы взаимодействия, оперативный уполномоченный ИУ имеет следующие права и обязанности:

- участвует в разработке конкретного плана следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по уголовному делу о пенитенциарном преступлении;

- при работе в составе следственно-оперативной группы докладывает о проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого;

- своевременно выявляет и изымает следы преступления, вещественные доказательства;

- устанавливает возможных очевидцев, свидетелей;

- устанавливает иные обстоятельства, подлежащие доказыванию в ходе предварительного следствия, а также обстоятельства, способствовавшие совершению пенитенциарного преступления;

- своевременно исполняет поручения следователя - как письменные, так и устные;

- уведомляет следователя о результатах выполненных оперативно-розыскных мероприятий без расшифровки источника информации;

- осуществляет розыск подозреваемого, обвиняемого, совершившего побег из исправительного учреждения;

- по поручению следователя осуществляет фактическое задержание лица, совершившего побег из исправительного учреждения;

- оказывает содействие следователю при производстве на территории исправительного учреждения отдельных следственных действий;

- оказывает содействие следователю при производстве предварительного расследования в целях нейтрализации противодействия предварительному расследованию в местах лишения свободы и обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства;

- оказывает содействие следователю в выявлении обстоятельств, способствовавших совершению пенитенциарного преступления и других нарушений закона;

- с разрешения следователя, в производстве которого находится уголовное дело, знакомится с его материалами в части, касающейся выполнения поставленных перед ним задач;

- своевременно и в установленном порядке предоставляет следователю информацию, относящуюся к расследуемому преступлению или иным фактам преступной деятельности осужденных, совершивших преступление в местах лишения свободы и привлекаемых к уголовной ответственности, полученную в ходе оперативно-розыскных мероприятий, докладывает ее начальнику мест лишения свободы