Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УРАЛЬСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансы организаций»
на тему «Прибыль и ее роль в рыночной экономике»
Выполнил:
_______________________________
Ф.И.О.
Проверил:______________________
должность
_______________________________
Ф.И.О.
Екатеринбург – 2011
Содержание
Введение 2
Глава 1 Прибыль и ее роль в рыночной экономике 4
1.1 Экономическая сущность прибыли 4
1.2 ВИДЫ ПРИБЫЛИ 8
1.3 Факторы образования прибыли 11
Глава 2 Анализ прибыли 17
2.1 Анализ прибыли от основной деятельности 19
2.2 Анализ прибыли от прочей реализации активов, операционных, внереализационных и чрезвычайных доходов и расходов. 24
2.3 Анализ использования прибыли 27
ГЛАВА 3 УПРАВЛЕНИЕ ПРИБЫЛЬЮ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 31
Заключение 35
Список использованной литературы 38
Введение
«Ничто так не деморализует, как скромный, но постоянный доход»
Э.Уилсон
Прибыль один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности организаций. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по их научно-техническому и социально-экономическому развитию, увеличение фонда оплаты труда их работников. Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей организаций, но и приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.
Необходимость планирования прибыли в современных условиях обусловлена несколькими причинами. Ориентируясь на размер прибыли, собственники предприятия принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимой предприятием с учетом перспектив его развития. С планированием прибыли на предприятии возникает возможность эффективного направления средств на обновление производственных фондов и выпускаемой продукции предприятия. Кроме того, планирование прибыли на предприятии всегда сопряжено с
выявлением внутрихозяйственных резервов производства, более рациональным использованием производственных фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия.
Не менее важен процесс распределения прибыли, остающейся на предприятии после выполнения текущих финансовых обязательств. Эффективная система распределения прибыли должна обеспечить хозяйственную самостоятельность предприятий, повышать эффективность производства, максимально способствовать его производственному и социальному развитию.
Таким образом, экономическая целесообразность функционирования предприятия предполагает управление формированием, распределением и использованием прибыли как единым процессом. Поэтому владение современными методами формирования и распределения прибыли является актуальной задачей реализации целей стратегического развития предприятия и современного этапа развития общества в целом, в чём и заключается актуальностьвыбранной мною темы.
Целью работы является рассмотрение сущности прибыли и определение ее роли в рыночной экономике
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
-
рассмотреть сущность и функции прибыли; -
ознакомиться -
изучить -
выделить -
определить роль прибыли в рыночной экономике.
Объект исследования работы выступает деятельность предприятий по формированию, планированию и распределению прибыли.
Предметом исследования – финансовый результат (прибыль) деятельности предприятий.
Глава 1 Прибыль и ее роль в рыночной экономике
1.1 Экономическая сущность прибыли
Прибыль – это количество полученной выгоды в виде материальных благ или денежных активов после вычета всех затрат, связанных с хозяйственною деятельностью, производством, доставкой.
Существуют понятия «грязная» прибыль и «чистая».
Грязная прибыль – это сумма всех доходов за вычетом затрат, связанных с производством, доставкой, амортизацией оборудования, выплатой заработной платы наемным рабочим, кроме вычета налогов. Чистая прибыль или окончательная прибыль – это сумма доходов, полученная с вычетом всех налогов.
Прибыль с точки зрения капитализма означает прибавочную стоимость произведенного товара или предоставленной услуги, безвозмездно присвоенную капиталистом и не выплаченную наемным рабочим.
Говоря простыми словами, под прибылью понимают величину прибавочной стоимости к произведенному товару или оказанной услуги.
Показатель прибыли характеризует рентабельность бизнеса. Чем рентабельнее бизнес, тем выше получается прибыльность (рост, преумножение, увеличение) при обороте вложенного капитала. Любой бизнес предполагает эффективный оборот вложенного капитала, иначе организация бизнеса не имеет смысла и ведет к банкротству. Динамика развития бизнеса напрямую зависит от прибыли.
Понимание сущности прибыли в теории рыночной и государственно-монополистической экономики существенно различается. В рыночной экономике этой категории отводится активная роль «генератора» экономики. В государственно-монополистической экономике, напротив, отводится доминирующая роль заданным параметрам объемов хозяйствования, а прибыль при этом играет пассивную роль оценочного показателя.
Рыночная экономика трактует прибыль как доход, получаемый от использования всех израсходованных финансовых ресурсов, включая внутренние расходы, связанные с использованием собственных факторов производства.
Поэтому прибыль рассматривается как сложнейшая многофункциональная категория, в которой реализуются интересы различных собственников, участвующих в воспроизводственном процессе. Получение прибыли – непременное условие и цель предпринимательства любой хозяйственной структуры. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности. По прибыли определяется доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов. По прибыли определяется также рентабельность собственных и заемных средств, основных фондов, всего авансированного капитала. Чтобы управлять прибыль, необходимо раскрыть механизм ее формирования 9, с.75.
Основными показателями прибыли являются:
-
общая прибыль (убыток) отчетного периода – балансовая прибыль; -
прибыль от реализации продукции; -
прибыль от прочих внереализационных операций; -
налогооблагаемая прибыль; -
чистая прибыль.
Показатели прибыли характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия.
Прибыль является мерой эффективности бизнеса. Рассматривая бизнес как систему движения капиталов, нельзя не отметить, что его сущностью является вложение средств с целью создания через определенное время существенной экономически выгодной величины для возмещения первоначальных вложений, а затем получения достаточной прибыли.
Задача максимизации прибыли, решаемая на основе равенства предельных доходов и затрат, в условиях рыночной конкуренции является исходным моментом для определения оптимальных объемов хозяйственной деятельности.
По мере развития экономической теории определения понятия «прибыль» постоянно усложнялись. Поэтому для начала хорошо бы усвоить несколько простых идей. Одной из таких простых, но явно неглубоких идей является юридическое определение прибыли компании, которое квалифицирует ее как «доход, полученный от производства и реализации любого товара или услуги»
Из истории экономической мысли можно получить несколько больше сведений – не потому, что определения отличаются точностью – многие из них достаточно туманны, а ввиду многочисленных попыток отыскать постоянно ускользающее «идеальное» определение прибыли
Конечно, все авторы сходятся в том, что прибыль представляет собой разницу, отклонение, остаток. Исследователи единодушно рассматривают прибыль как «нечто», содержащееся в выручке от продажи, Разногласия, причем, весьма существенные, возникают при попытке установить, из каких же компонентов состоит это «нечто». По Дж.Ст. Миллю, например, прибыль подсчитывается путем вычитания из доходов компании затрат на закупку необходимых товаров и услуг (сырье, транспорт), а также выплачиваемой персоналу заработной платы. Подобная трактовка прибыли как «составного дохода» была оспорена Мак-Куллохом, а затем, после некоторых колебаний, и А. Маршаллом. По их мнению, вычитать из доходов компании следует, помимо вышеназванных затрат, также вознаграждение используемых в данном производстве капиталов. (При этом осталось неясным, о каких капиталах идет речь: привлеченных, собственных, постоянных или о пассиве в целом?) Наконец, основываясь на идеях Х.фон Тюнена и Л.Вальраса, Найт и Уэстон ввели понятие «чистой» прибыли, своего рода «остатка из остатка», из которого помимо уже названных элементов изъяты также вознаграждение руководства компании и премия за риск.
Этот краткий экскурс в историю экономических учений позволяет судить, какие составляющие следует (или, наоборот, не следует) включать в прибыль. Он свидетельствует и о другом: анализ проблемы прибыли далеко не завершен и в дальнейшем возможно появление ее новых определений. Но что касается существующих определений, то они слишком расплывчаты, чтобы на их основе можно было измерить прибыль.
В настоящее время для ее калькуляции используется анализ на двух уровнях: микроэкономическом (уровень предприятия) и макроэкономическом (уровень экономики в целом). Каждому из них соответствует определенный вид отчетности. Отчетность предприятия (фирмы, компании, товарищества и т.д.) позволяет рассмотреть процесс образования прибыли; система национального счетоводства дает возможность выявить место прибыли в доходе страны.