Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При убывающей отдаче от масштаба ситуация, соответственно, обратная. Каждая последующая единица выпуска требует все большего увеличения затрат, а значит, возрастает и себестоимость продукции.
При постоянной отдаче от масштаба – себестоимость продукции не меняется. А значит, при неизменном уровне цен, постоянной будет и величина прибыли производителя.
Эффект возрастающей экономии от масштаба можно рассмотреть на графике, на осях которого отложены величина дохода предприятия (производителя) и величина объема выпуска. Для простоты изобразим совокупные издержки в виде прямой линии (рисунок 3).
Доходы
TR
Размер прибыли
TC
Размер
убытков
Q
Q0 Точка самоокупаемости
Рисунок 3 – Процесс увеличения прибыли
Вторым фактором, влияющим на величину прибыли является уровень цен, по которым предприятие сбывает (продает, реализует) произведенный выпуск. Допустим, уровень цен меняется (увеличивается или уменьшается). Как это сказывается на прибыли производителя? Естественно, чем выше уровень цен – тем больше прибыль, чем ниже – тем меньше ее величина.
Теперь необходимо соотнести уровень цен со значением себестоимости.
Если цена ниже себестоимости продукции, то фирма производит продукцию и реализует ее себе в убыток. Если цена на продукцию совпадает с величиной себестоимости, это значит, что цена равняется затратам на производство продукции, то есть такой уровень цен обеспечивает самоокупаемость продукции. Прибыль фирмы при этом принимает нулевое значение.
Самоокупаемость продукции характеризует ситуацию, при которой стоимость продукции совпадает с ее себестоимостью.
Глава 2 Анализ прибыли
Прибыль и убытки представляют собой финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия.
Основными задачами анализа прибыли являются:
-
проверка обоснованности плановой величины прибыли. План по прибыли должен быть увязан с объемом реализуемой продукции и ее себестоимостью; -
оценка выполнения бизнес-плана по прибыли; -
исчисление влияния отдельных факторов на отклонение фактической суммы прибыли от плановой; -
выявление резервов дальнейшего роста прибыли и путей мобилизации (использования) этих резервов.
Важнейшими источниками информации для проведения анализа прибыли являются:
-
бухгалтерский баланс (Ф. № 1 отчетности), -
отчет о прибылях и убытках (Ф. № 2 отчетности), -
учетный регистр — журнал-ордер №15 по учету прибыли и ее использования, -
финансовый план организации.
Прибыль организации складывается из трех основных элементов:
-
прибыль (или убыток) от реализации продукции, работ и услуг; -
прибыль (или убыток) от прочей реализации; -
операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы.
Основную часть получаемой прибыли составляет прибыль от реализации продукции, работ, услуг.
В Ф. № 2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках» приводятся следующие виды прибыли:
-
валовая прибыль. Она определяется как разность между выручкой от продаж и себестоимостью реализованной продукции; -
прибыль от продаж. Она рассчитывается как разность между выручкой, себестоимостью, коммерческими и управленческими расходами; -
прибыль до налогообложения рассчитывается с учетом наличия операционных и внереализационных доходов и расходов; -
чистая прибыль определяется путем вычитания отложенных налоговых активов и текущего налога на прибыль из суммы прибыли до налогообложения и отложенных налоговых обязательств.
2.1 Анализ прибыли от основной деятельности
Проанализируем прибыль, получаемую от основной деятельности предприятия, т.е. прибыль от реализации продукции (работ, услуг). На рисунке 4 изображена методика расчета прибыли от основной деятельности предприятия.
-
Н алог на добавленную стоимость (НДС)
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) | = | Выручка от реализации продукции (работ, услуг) | − | Акцизы (на отдельные виды товаров) |
Себестоимость продукции (работ, услуг) |
-
Экспортные тарифы
Рисунок 4 – Прибыль от основной деятельности предприятия
Прибыль от реализации продукции – это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разнице между выручкой от реализации продукции в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию (формула 1).
Пр = Bp – С/с , (1)
где: Bp – выручка от реализации;
С/с – себестоимость (затраты на производство и реализацию).
Выручка принимается в расчет без налога на добавленную стоимость и акцизов, которые, являясь косвенными налогами, поступают в бюджет. Из выручки также исключается сумма наценок (скидок), поступающая торговым и снабженческо-сбытовым предприятиям, участвующим в сбыте продукции.
Предприятия, осуществляющие экспортную деятельность, при начислении прибыли исключают и экспортные тарифы, направляемые в доход государства.
Выручка от реализации продукции определяется либо по мере:
-
ее оплаты (при безналичных расчетах – на счета банка; при наличных – в кассе предприятия); -
по мере отгрузки и предъявления покупателем расчетных документов.
В натуральном выражении расчет прибыли от реализации продукции включает остатки готовой продукции на начало отчетного периода (Он.), нереализованные в предшествующем периоде, и выпуск товарной продукции отчетного периода (ТП) за минусом той части продукции, которая не может быть реализована в конце отчетного периода (Ок.), (формула 2).
Пр. = Он. + ТП – Ок. (2)
Под периодом понимается квартал или год.
Состав остатков нереализованной продукции на начало и конец периода зависит: от избранного предприятием метода учета выручки – по поступлению денег на расчетный счет (в кассу) предприятия или по отгрузке продукции, расчетные документы по которой предъявлены покупателю.
Расчет и анализ прибыли от основной деятельности рассмотрим на примере предприятия в таблице 1.
Таблица 1 – Прибыль от основной деятельности предприятия, тыс.руб./год.
Показатели | План | План/факт реализованная продукция | Факт |
1. Производственная себестоимость реализованной продукции | 19 398 | 19 491 | 19 552 |
2. Коммерческие расходы, относящиеся к реализованной продукции (расходы на продажу) | 154 | 144 | 144 |
3. Итого полная себестоимость реализованной продукции | 19 552 | 19 635 | 19 696 |
4. Выручка от реализации в продажных ценах без НДС и акцизов) | 22 726 | 23 087 | 23 072 |
5. Финансовый результат – прибыль (стр.4 – стр.3) | 3 174 | 3 452 | 3 376 |
Итак, прибыль от реализации товарной продукции увеличилась по сравнению с планом на сумму: 202 тыс. руб. (3 376–3 174). На это перевыполнение повлияли следующие факторы:
-
Увеличение против плана объема реализованной продукции. В анализируемом предприятии план по объему реализации (продаж) продукции выполнен на 101,6%. Умножив плановую прибыль от реализации на процент перевыполнения плана по объему реализации, найдем, какая сумма прибыли получена за счет роста объема реализации продукции: (3 174 * 1,6%) / 100% = +50,8 тыс.руб. Следовательно за счет увеличения объема реализованной продукции прибыль, полученная от реализации, возросла на сумму 50,8 тыс.руб.; -
Увеличение против плана производственной себестоимости реализованной продукции снизило прибыль. Сравним фактическую и плановую себестоимость фактически реализованной продукции, т.е. сравним четвертую графу таблицы с третьей графой по первой строке: 19 552–19 491 = - 61 тыс.руб. Этот результат означает, что за счет повышения производственной себестоимости реализованной продукции прибыль снизилась на сумму 61 тыс. руб.; -
Коммерческие (управленческие) расходы, так же, как и производственная себестоимость, оказывают обратное влияние на прибыль. Однако в данном примере величина их не изменилась и на прибыль не повлияла. Чтобы установить это, сравним фактическую и плановые величины коммерческих расходов, приходящиеся на фактический объем реализации продукции, т.е. сравним четвертую графу таблицы с третьей графой по второй строке: 144–144 = 0 -
Влияние изменения оптовых цен на прибыль от реализации продукции устанавливаем путем сравнения фактически реализованной продукции в действовавших оптовых ценах (без НДС и акцизов) и фактически реализованной продукции в плановых ценах (без НДС и акцизов). С этой целью сравним четвертую графу таблицы с третьей графой по четвертой строке: 23 072–23 087 = - 15 тыс.руб. Этот результат означает, что оптовые цены на реализуемую продукцию понизились на 15 тыс.руб., что сократило прибыль на ту же сумму; -
Влияние изменения структуры реализованной продукции на прибыль исчислим сальдовым способом, т.е. как разность между суммой отклонения фактической прибыли от реализации от плана и суммами влияния всех остальных (уже известных) факторов: 202–(50,8–61+0 –15) = +227,2 тыс.руб. Этот результат означает, что сдвиг в структуре (изменение структуры) реализованной продукции в сторону увеличения удельного веса более рентабельных видов продукции увеличил прибыль от реализации на сумму 227,2 тыс. руб.