Файл: Банковские риски и основы управления ими.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 184

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Регулярно проводится аллокация суммы ущерба от крупных инцидентов операционного риска на подразделения Банка. Данные об ущербе учитываются в составе ключевых показателей эффективности членов Правления, кураторов функциональных блоков центрального аппарата и председателей территориальных банков. Кроме того, в Банке ведется рейтинг внутренних структурных подразделений по уровню операционных рисков в целях их минимизации.

Несмотря на уникальность и индивидуальность каждого возможного риска, в ПАО «Сбербанк» предусмотрены общие принципы, которые руководство банка обязаны придерживаться в ходе принятия бизнес-решений. К таким принципам относятся:

1) Осведомленность о риске В зависимости от степени риска, каждое ответственное лицо банка обязано доложить о его существовании необходимым департаментам/должностным лицам, а также обеспечить их полную осведомленность о характере данного риска.

2) Управление деятельностью банка с учетом принимаемого риска Управление бизнес-процессами в банке должно осуществляться с учётом существующего риска. Недопустима такая ситуация, где риск в принципе не принимается во внимание, а также от его анализа отказываются в угоду тех или иных причин.

3) Вовлеченность высшего руководства У ПАО «Сбербанк» существует разветвленная система корпоративного управления, где на разных уровнях происходит взаимодействие правления, совета директоров, Председателя правления, членов Наблюдательного совета и т.д. Все они должны быть вовлечены в подконтрольные решения и давать свое согласие на возможность осуществления деятельности с учетом риска.

4) Принцип пропорциональности При анализе любого риска учитывается его соотношение с капиталом ПАО «Сбербанк» и возможные последствия данного риска на общий капитал.

5) Ограничение рисков В ПАО «Сбербанк» введена целая система лимитов и ограничений, которые допустимы для каждой отдельной финансовой единицы и структурного подразделения. Нарушение данных лимитов возможно только после согласования с вышестоящим руководством.

Если рассматривать непосредственную реализацию системы управления рисками в ПАО «Сбербанк», то в компании предусмотрена так называемая «линейная» система защиты от рисков, где каждый уровень должен отвечать за минимизацию самого негативного варианта.

Первая линия защиты предусматривает управление уровнем риска в рамках установленных ограничений. Это происходит с помощью:

1) Идентификации видов рисков;


2) Выявления и первичной оценки рисков при совершении операций и заключении сделок;

3) Прогнозирования уровня рисков, связанных с позициями/портфелями, управляемыми на консолидированной основе, моделирования поведения клиентов, статей баланса, продуктов и т.п.;

4) Первичного контроля соответствия принимаемого риска, принятого риска и прогнозного уровня риска установленным ограничениям на риск;

5) Разработки и реализации мер, необходимых для соблюдения установленных ограничений.

Вторая линия защиты направлена на независимую оценку и контроль рисков:

1) Разработка системы ограничений уровня рисков (включая разработку предлагаемых к утверждению лимитов аппетита к риску и/или структуры и значений прочих лимитов рисков и/или иных качественных ограничений);

2) Независимые от первой линии оценки уровня рисков, контроль соответствия фактического уровня риска и прогнозного уровня риска установленным ограничениям на риск(разработка процедур эскалации и контроль реализации мер по устранению нарушений)

3) Контроль соблюдения обязательных регуляторных нормативов, если применимо;

4) Организация/проведение процедур стресс-тестирования.

Независимая оценка эффективности системы управления рисками и капиталом и ее соответствия внутренним и внешним требованиям является третьей линией защиты.

Она предусматривает:

1) Проведение оценки эффективности системы управления рисками и капиталом, в т.ч. проверка эффективности методологии оценки банковских рисков и процедур управления банковскими рисками

2) Информирование руководства о выявленных недостатках в системе управления рисками и капиталом;

3)Контроль устранения выявленных недостатков в системе управления рисками и капиталом.

В качестве четвертой линии защиты и контроля выступает регулятор, а также внешние аудиторы, которые несмотря на то, что являются внешними по отношению к ПАО «Сбербанк» компаниями, тем не менее представляют собой важный элемент не только для системы управления рисками и капиталом, но и для корпоративного управления целом.

В качестве возможного пути совершенствования работы риск-менеджмента можно предложить более активную имплементацию достижений информационных технологий. Блокчейн, большие данные, цифровизация корпоративного управления могут позитивно повлиять на дальнейшее предотвращение возможных рисков.


2.3. Рекомендации по совершенствованию деятельности по управлению рисками банка

Проанализировав современное состояние страхования рисков банковской деятельности, необходимо выделить выгоды, которые получают банки при его применении:

–отсутствует необходимость в создание резервов на возможные потери вследствие реализации застрахованных рисков, что позволяет улучшить качество кредитного портфеля и обеспечить его предоставление на более выгодных для клиентов условиях, в свою очередь это позволит расширить клиентскую базу;

–при страховании своих рисков банки имеют возможность увеличить объемы осуществляемых банковских операций;

–снижается потребность в поддержании капитала для покрытия застрахованных рисков;

–банк имеет возможность значительно снизить расходы на обеспечение постоянного управления рисками системой внутреннего контроля;

–наличие договора страхования повышает имидж банка, помогает привлекать клиентов и инвестиции, поскольку снижает риск его неплатежеспособности и банкротства[14].

Учитывая все преимущества от применения страхования банками своих рисков необходимо разработать предложения по усовершенствованию этого процесса и разработать модель реализации комплексного страхования банковских рисков.

Актуальным на сегодняшнее время становится законодательное регулирование страхования банковских рисков. Опыт других стран свидетельствует, что требования государства к банкам в обязательном порядке застраховать свои риски носит позитивный характер и положительно отражается не только на банковском секторе страны, но и на экономике.

Поэтому необходимо на государственном уровне с помощью нормативно–правовых актов урегулировать вопрос страхования рисков банка и разработать единые требования к страхованию банковских рисков, что позволит повысить уровень ответственности страховых компаний и снизить количество случаев, когда страховая компания занимается демпингом.

Также на государственном уровне должны регулироваться отношения кредитной организации и страховой компании, непосредственно регулированию подлежит соответствие объема активов банка, решившего застраховать свои риски и объема активов страховой компании, которую выбирает банк. Необходимо разработать комплексные группы, которым будут характерны банки и страховые компании определенного размера с соответствующим объемом активов и утвердить требования к ним нормативно–правовыми актами[15].


Банкам необходимо применять комплексный подход к риск–менеджменту банка. Для этого банки должны осознать необходимость управлять рисками, как одной из ключевых задач и осуществлять управление не по остаточному принципу, а параллельно с другими ключевыми задачами.

Так как при страховании своих рисков банки не выступают страхователями, только при кредитовании физических лиц, когда заключается договор страхования жизни и здоровья заемщика, банками должно быть обеспечено:

–предоставление клиентам выбора страховой компании и страхового продукта на рынке банкострахования;

–клиент должен быть проинформирован о сути и стоимости приобретаемых страховых продуктов;

–должен быть оговорен период, в течение которого клиент сможет отказаться от договора страхования[16].

Последний пункт должен регулироваться на законодательном уровне. При страховании жизни и здоровья заемщика банка, необходимо установить период, в течение которого страхователь имеет возможность отказаться от договора страхования без финансовых потерь.

При выборе банками страховой компании необходимо отдельное внимание уделить ее финансовой устойчивости. Определить уровень финансовой устойчивости достаточно сложно, но возможно при проведении анализа соотношения ее активов и обязательств[17].

Также необходимо обратить внимание на то, заключен ли у страховой компании договор перестрахования с более крупной страховой компанией.

Чтобы обеспечить привлекательность для банков комплексного страхования рисков, страховым компаниям также необходимо принимать меры.

Страховым компаниям, специализирующиеся на страховании банковских интересов, необходимо разрабатывать и предлагать страхователю оригинальные, разработанные специально для банка или его клиентов правила страхования. В таких правилах должны отражаться все особенности страхования банковских интересов.

Преимуществом для страховой компании будет заключение договора перестрахование своих обязательств с зарубежной страховой компанией, это позволит повысить уровень доверия банка к страховщику и обеспечить выполнения своих обязательств, в случае недостаточности резервных средств, для их погашения[18].

С целью минимизации валютных рисков банку необходимо обеспечить постоянное участие органов управления в процессе организации и функционирования системы управления рисками, а также сформировать четкое распределение полномочий по управлению рисками[19].


Для того, чтобы понять механизм взаимодействия всех институтов в процессе страхования банковских рисков, разработана модель комплексного страхования банковских рисков (Рисунок 3).

Рисунок 3 - Модель комплексного страхования банковских рисков

В предложенной модели цифрами обозначены связи между институтами и процессами. Данной модели присущ следующий характер связей:

1. На законодательном уровне, с помощью нормативно-правовых актов и других инструментов воздействия регулируются отношения между кредитными организациями и страховыми компаниями.

2. Банк, через регулирующий орган Банк России, может оценить уровень финансовой устойчивости, так как финансовая устойчивость страховой компании определяется соотношением ее активов и пассивов. А данный вопрос регулируется Банком России при выдаче лицензий.

3. Страховая компания через независимого оценщика проводит анализ защищенности банка от рисков и предоставляет рекомендации по улучшению безопасности.

4. Страховая компания осуществляет перестрахование своих обязательств.

5. Банком анализируется финансовая отчетность страховой компании, показатели ее деятельности и условия, которые предлагает страховая компания для заключения договора комплексного страхования.

6. Страховая компания направляет банку заявку на страхование его рисков и сведенья о своей деятельности.

7. Банк и страховая компания заключают договор комплексного страхования рисков.

8. Банк получает страховой полис.

На сегодняшний день система управления банковскими рисками является одной из основных задач банка для эффективного осуществления своей деятельности. Особое место в системе управления банковскими рисками занимает страхование, в основе которого лежат многолетний опыт западных стран и обязательства по страховому покрытию банков, известные в мире как Bankers Blanket Bond[20].

Развитие страхования банковских рисков в Российской Федерации позволит обеспечить эффективное развитие сотрудничества между российскими и крупными западными банками, повысить надежность и стабильность деятельности данного сектора финансово–кредитной системы страны и, безусловно, внесет существенный вклад в процессы интеграции российской банковской системы в международную.

Существует несколько основных перспективных направлений страхования рисков в России, которые активно набирают обороты: