Файл: Конституционноправовые основы статуса органов государственной власти.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования

«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

Дисциплина: Конституцион право
Реферат

Тема: Конституционно-правовые основы статуса органов государственной власти


Выполнил:

Шарипова К

Омск 2022


Содержание
1. Понятие государственной власти и особенности складывания ее системы в РФ

2. Конституционно-правовой статус Президента

3. Федеральное Собрание Российской Федерации

4. Конституционно-правовой статус Правительства РФ

5. Конституционно-правовые основы судебной власти

6. Конституционный Суд РФ

Литература

1. Понятие государственной власти и особенности складывания ее системы в РФ
Государственная власть осуществляется или непосредственно народом, или органами государственной власти. Прямая реализация государственной власти со стороны народа возможна через такие формы, как референдум и выборы органов законодательной власти, а также государственных выборных должностных лиц (Президента, глав администраций субъектов РФ). В демократических государствах обычно эти две формы - представительная и непосредственная демократия сочетаются друг с другом.

Правовая природа государственной власти выражается в принятии нормативных правовых актов, имеющих государственно-обязательную силу, которые должны быть обеспечены авторитетом, организационными мероприятиями и, если это необходимо, принуждением со стороны государства.

Органы государственной власти по горизонтали делятся на три вида: органы законодательной, исполнительной, судебной власти; а по вертикали - на два вида: федеральные (национальные) и субфедеральные (субнациональные) органы.

Общими признаками системы власти являются: целостность, приоритет общего над частным, взаимосвязь, взаимозависимость. Поэтому под системой органов государственной власти следует понимать целостную, внутренне согласованную и взаимосвязанную совокупность органов государственной власти, призванных обеспечить эффективность действия государственной власти. С этой точки зрения
, система государственной в России окончательно не сложилась. В царской России баланс системы государственной власти нарушался господством императора и его придворных чиновников в ущерб другим органам государственной власти; в советский период система государственной власти не смогла полноценно сформироваться из-за беспрецедентного давления политической партии, ее центрального аппарата на государство в целом.

Попытки изменения системы органов государственной власти РФ были начаты с введением института конституционного контроля и учреждением Конституционного Суда РФ, наделенного широкими полномочиями по проверке конституционности не только законов, но и любых актов Президента РФ, Правительства РФ, правоприменительной практики и др. Речь идет не просто о создании еще одного органа государственной власти, а о принципиально новом, не известном ранее институте, призванном защищать Конституцию РФ.

Наряду с указанными изменениями в рассматриваемый период шел процесс усиления власти Президента РФ. В ряде случаев парламент принимал специальные решения, делегируя Президенту РФ дополнительные, не предусмотренные Конституцией РФ полномочия.

Переход на систему разделения власти с самого начала, т.е. с 1991 г., осуществлялся непоследовательно, что объясняется сложностью перехода от старых институтов власти к новым в рамках еще советской конституции 1977 г.

21 сентября 1993 года Президент РФ издал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», прерывавшим осуществление функций советского законодательного органа в лице Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ и назначившим выборы в Государственную Думу Федерального Собрания на 11-12 декабря 1993 г.

Следует отметить, что этот Указ за номером 1400 - акт, противоречащий Конституции РФ, т.к. согласно Конституции РФ полномочия Президента РФ должны были прекратиться с момента издания этого указа, чего фактически не произошло. Да и для ликвидации высших, а впоследствии и других органов государственной власти у Президента РФ не было правовых оснований. Последствия этого акта, который утратил силу с принятием Конституции РФ 1993 г., фактически до 2000 года отрицательно влияли на режим законности и разделения власти в России.

Таким образом, если с 1991 по 1993 гг. был определенный перевес в сторону законодательной власти, то после 1993 г. и по настоящее время явно наблюдается тенденция к президенциализации власти.

Согласно Конституции РФ 1993 г. государственная власть в РФ осуществляется на двух уровнях: федеральном и субфедеральном. Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть на федеральном уровне осуществляют Президент РФ, двухпалатное Федеральное Собрание РФ (законодательная власть), Правительство РФ (исполнительная власть) и федеральные суды (судебная власть). На субфедеральном уровне государственную власть отправляют образуемые каждым из 85 ныне существующих субъектов РФ органы государственной власти.



Осуществление государственной власти в городах, сельских поселениях и на других территориях, как правило, не предусматривается в связи с изменением природы власти на местах, которая квалифицируется не как власть государственная, а как местное самоуправление. Допускается делегирование местному самоуправлению государственно-властных полномочий.

Единство системы государственной власти РФ только складывается. Конституция РФ, с одной стороны, подчеркивает самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти, с другой, - предусматривает механизм согласования всех звеньев системы государственной власти через власть Президента РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ), который выведен из системы разделения власти. В этих условиях предполагается обеспечение баланса только за счет внешнего воздействия, идущего от Президента РФ, механизм самобалансирования внутри системы разделения власти, к сожалению пока бездействует. Таким образом, президентская власть закреплена как основа государственной власти, а три ветви власти, являясь юридически самостоятельными, взаимодействуют друг с другом в пределах президентской власти, которая и выступает гарантом такого взаимодействия.

Единство системы органов государственной власти юридически провозглашается только в пределах отдельных ветвей власти. Пункт 2 ст. 77 Конституции РФ предусматривает единую систему исполнительной власти в РФ, а из п. 3 ст. 118 Конституции РФ вытекает принцип единства судебной системы РФ, который достаточно полно реализован в федеральном конституционном законе о судебной системе. Единство судебной системы не отрицает независимости и самостоятельности судей и судов. Речь идет о единстве в организации и отправлении правосудия.

Сложность складывания системы государственной власти в РФ заключается в том, что реальное соотношение различных ветвей власти постоянно меняется, и это препятствует стабильному управлению страной. Юридически слабый парламент борется за расширение своих прерогатив. Фактические полномочия Правительства РФ колеблются в широких пределах и в значительной мере зависят от Президента РФ.
2. Конституционно-правовой статус Президента РФ
Роль и место Президента РФ в системе органов государственной власти. В правовом государстве статус главы государства максимально точно определяется конституцией и принимаемыми на ее основе законами. Это необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высшее положение в государстве, имело ясные права и обязанности и не могло, выходя за установленные пределы, своими действиями порождать угрозу конституционным правам и свободам граждан. Устойчивость конституционного строя, гражданский мир и реальность свободы народа в решающей степени зависят от баланса и гармонии между поведением главы государства и других органов власти.


Характеризуя конституционный статус Президента, необходимо помнить особенность его положения как главы федеративного государства. Она заключается в том, что Президент представляет интересы всех россиян, независимо от того, как проголосовало большинство избирателей в том или ином регионе. Например, Федеральное Собрание представляет многонациональный народ России в лице своих избирателей, т. е. население избирательных округов и регионов, и отсюда неизбежность известной несогласованности выражаемых депутатами парламента интересов. Но Президент РФ, получая свой мандат на прямых всеобщих выборах, представляет совокупные, т.е. общие, интересы всего народа и всей России. Вот почему неправомерны какие-либо его действия в интересах одних регионов при игнорировании других. Президент РФ как глава федеративного государства вправе контролировать президентов республик, входящих в Российскую Федерацию. Этот орган власти должен находиться вне интересов отдельных политических партий или каких-либо общественных объединений. Взаимодействие Президента и парламента должно обеспечить единство общегосударственных и региональных интересов.

При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу присягу в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации (ст. 82 Конституции РФ), дает обещание защищать суверенитет, безопасность и целостность государства.

Полномочия Президента РФ.Объем конституционных полномочий Президента РФ и его роль третейского судьи дают основания полагать, что Президент наделен широкими властными полномочиями: с одной стороны власть Президента - самостоятельная ветвь власти в системе «разделенных властей» (ст.11 Конституции РФ), с другой, - Президент - арбитр властей (ч.2 ст.80, ч.1 ст.85), поскольку он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ч. 2 ст. 80). Так, в соответствии с ч. 1 ст. 85 Конституции РФ Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации (т. е. республик, краев, областей, автономных образований и т.д.).

Обширные полномочия Президента осуществляются через механизм президентской власти, во главе которого стоит сам Президент. Структура этого механизма достаточно сложна. Среди подразделений президентской власти следует выделить, прежде всего, три обязательные структуры, так как они прямо упоминаются в Конституции РФ 1993 года:


Совет Безопасности РФ (ст. 83 «ж»);

Администрация Президента РФ (ст. 83 «и»);

институт полномочных представителей Президента РФ (ст. 83 «к»).

Совет Безопасности РФ предоставляет Президенту РФ полную информацию О событиях в стране: рассматривает вопросы внутренней и внешней политики в области безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования чрезвычайных ситуаций и т.д.

Особенность правового регулирования Совета Безопасности РФ состоит в том, что его статус согласно Конституции РФ устанавливается не Указами Президента РФ, а федеральным законодательством: ФЗ «О безопасности РФ» от 5 марта 1992 года с изменениями от 25 декабря 1992 года (отменены), от 28.12.2010 ФЗ - 390 (последняя редакция).

Изменения от 2 марта 2007 г. (№ 24-ФЗ) ограничили вопросы совмещения Секретаря Совбеза:

он не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории России их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;

не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не оговорено в соответствующем законе.

Кроме федеральных законов, правовое регулирование статуса Совета Безопасности осуществляется Указами Президента РФ:

Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации от 6 мая 2011 г. (с изменениями от 11.05.2014 г. № 590);

Вопросы межведомственных комиссий Совета Безопасности РФ от

сентября 2000 г. (с изменениями от 05.03.2014 г. № 119);

Об утверждении структуры аппарата Совета Безопасности РФ от 25 декабря 2000 г. (с изменениями от 6 апреля 2004 г. № 490) и др.

При рассмотрении вопросов обеспечения безопасности на территориях субъектов РФ для участия в работе Совета Безопасности привлекаются их полномочные представители, а также Председатель Государственного комитета РФ по национальной политике.

Основными задачами Совета Безопасности РФ являются:

выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;