Файл: Конституционноправовые основы статуса органов государственной власти.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, полномочными на то судами. Специфика задач судебной системы определяет особенности их организации и деятельности.

Под судебной системой понимается совокупность судов, структурированных в соответствии с их компетенцией, задачами и целями.

Согласно ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 г. (в ред. от 5 февраля 2014 г. № 4-ФКЗ)3 судебную систему РФ образуют федеральные суды и суды субъектов федерации.

К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд РФ;

Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды (эти суды составляют подсистему федеральных судов общей юрисдикции);

К судам субъектов РФ относятся:

конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

мировые судьи (они являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ).

Подобный вид судебная система приобрела с начала девяностых годов, а до этого она выглядела значительно проще: в нее входили только гражданские (общие) суды трех уровней (народные суды, суды среднего звена и Верховный суд РСФСР). 15 декабря 1990 года Съезд народных депутатов РСФСР принял решение об образовании Конституционного суда РСФСР, а 24 мая 1991 года - арбитражных судов. В конце декабря 1991 года военно-судебные органы, дислоцированные на территории РСФСР и бывшие до тех пор судами СССР, перешли под юрисдикцию Российской Федерации.

Обобщая вопрос о судебной власти и судебной системе, следует выделить следующие их общие признаки.

Во-первых, судебная власть осуществляется только судами. Суд - орган государственной власти, который создается и упраздняется только конституцией или федеральным законом. Суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Конституция запрещает создание и деятельность чрезвычайных судов, в том числе и в условиях чрезвычайного и военного положения (ст. 118).

Во-вторых, речь идет о единстве судебной системы, означающей:

установление Конституцией РФ исчерпывающего перечня судов;

установление правил судопроизводства федеральными законами, которые являются обязательными для всех судов;

обязательное исполнение актов судов, вступивших в силу на всей территории РФ;

закрепление федеральным законодательством единого статуса для судей всех судов
;

финансирование всех судов из средств федерального бюджета.

Здесь следует обратить внимание на то, что конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, хотя законодательно включены в единую судебную систему страны, но правила судопроизводства в конституционных (уставных) судах устанавливает не федеральный законодатель, а субъект РФ и финансирование этих судов осуществляется из бюджета субъекта РФ. Таким образом, и порядок финансирования, и порядок замещения должности мировых судей устанавливает субъект федерации. Согласно ст. 1 федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ (ред. от 21.07.2014) определение полномочий и порядка деятельности мирового судьи отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

В-третьих, в основе организации судебной системы лежит принцип федерализма, означающий, что при организации системы судов учитывается федеративное устройство: суды делятся на федеральные суды и суды субъектов, создаваемые и финансируемые субъектами РФ самостоятельно. В свою очередь, территория деятельности федеральных судов ограничивается территорией субъекта РФ (республиканские, краевые, областные суды) и административнотерриториальных единиц субъекта (районные суды).

В структуру судебной системы России входят:

суды общей юрисдикции, которые рассматривают гражданские, уголовные дела и дела об административных правонарушениях;

арбитражные суды, которые рассматривают споры экономического характера с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

конституционные и уставные суды, осуществляющие охрану конституций и уставов субъектов федерации.

В государственную судебную систему не входят ни коммерческие третейские суды, ни суды, осуществляющие международную защиту прав.

В каждом суде создается собственная организационная структура, которая включает в себя:

председателя и президиума суда - единоличный и коллегиальный органы, избираемые судьями этого суда,

пленум - собрания всех судей,

палаты (если речь идет о Конституционном Суде РФ),

коллегии, (если речь идет о рассмотрении дел определенных категорий).

Правосудие может осуществляться от лица всего суда единолично судьей или коллегиально.

В структуру судебной системы можно включить ещё и судейское сообщество как гарант независимости судей. Как известно, независимость судов обеспечивается самостоятельным решением всех организационных, финансовых и кадровых вопросов. В этих целях все судьи России образуют профессиональное объединение - судейское сообщество. В рамках этого сообщества создаются специальные органы: съезды и конференции судей, Советы судей, квалификационные коллегии, судебный департамент при Верховном Суде РФ.



Статус судей в Российской Федерации включает ряд гарантий и прав, установленных Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06. 1992 N 3132-1, ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» от 14.03.2002 г. № 30-ФЗ с последующими изменениями и добавлениями.

Независимость судебных органов обеспечивается:

независимостью судей, которые при рассмотрении дел должны руководствоваться только законом и своим убеждением, сложившимся в процессе рассмотрения дела;

организационной подчиненностью председателю суда;

несменяемостью до истечения срока, на который судья был назначен;

запретом быть членом политической партии.

Судьям обеспечивается ряд социальных и трудовых гарантий, многие из которых сохраняются при определенных условиях за судьей и после прекращения исполнения им судейских полномочий (за судьей в отставке).

Для назначения на должность судьи кандидат должен отвечать ряду требований, обеспечивающих необходимую квалифицированность принятия решений. Как условие назначения выступает обязанность сдать квалификационный экзамен. Судьи всех федеральных судов, за исключением высших, назначаются Президентом РФ.

Ответственность судей ограничивается рядом условий. Лишение судей неприкосновенности для привлечения к публично-правовой ответственности, как и привлечение к дисциплинарной ответственности осуществляется органами судейского сообщества.

Правовой статус судьи характеризуется следующими чертами:

независимость при осуществлении правосудия (запрет вмешательства на его деятельность, право на отставку и т.д.);

несменяемость, означающая запрет на перевод судьи на другую должность или в другой суд без его согласия, а также - запрет прекращения или приостановления полномочий, помимо оснований и порядка, установленных законом о статусе судей;

неприкосновенность:

а) освобождение его от административной и дисциплинарной ответственности;

б) освобождение от ответственности за принятое решение в процессе правосудия;

в) особый порядок привлечения судьи к уголовной ответственности;

г) неприкосновенность судьи распространяется и на его жилище, служебное помещение
, транспорт и т.д.;

профессионализм:

а) наличие российского гражданства, возраст не моложе 25 лет;

б) высшее юридическое образование;

в) 5 лет юридического стажа;

г) сдача квалификационного экзамена на должность судьи;

д) рекомендация квалификационной коллегии судей;

е) деполитизация;

наличие дискреционных (властных) полномочий, объем которых определен законом. Требования и распоряжения судей обязательны для всех государственных органов, общественных и иных объединений, должностных лиц, граждан, иностранцев и т.д.;

судейское сообщество: в РФ насчитывается около 24 тыс. судей, которые образуют судейское сообщество, выступающее как гарант независимости судей и выразитель их интересов. Судейское сообщество институционально представлено собственными органами в виде съездов (конференций) и собраний судей, избираемых ими на совете судей.

Органы судейского сообщества формируют квалификационные коллегии судей, рассматривают актуальные проблемы судов и т.д.

В статус судей входит и поощрение в виде жалования или заработной платы, включающей в себя:

должностной оклад;

доплата за особые условия труда;

50 % - доплата за квалификационный класс;

доплата за выслугу лет;

доплата за сложность и напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы;

доплата за ученую степень: кандидат юридических наук - 5 %, доктор юридических наук - 10 %, почетное звание «Заслуженный юрист РФ» - 10 %;

денежные поощрения (премия) по итогам работы за квартал и год;

судьям РФ, имеющим право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающим работать, выплачивается ежемесячная надбавка к заработной плате в размере 50 % ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть им начислено, при выходе в отставку.

Принципы и виды судопроизводства. Под принципами отправления правосудия понимаются общие правила рассмотрения дел в судах, к каковым относятся:

равенство перед законом и судом;

право на судебную защиту, включающее также и право на обжалование и пересмотр судебного решения вышестоящим судом в порядке как апелляции, так и кассации, которое, однако, не распространяется на сферу конституционной юстиции;

право на юридическую помощь;

право на рассмотрение уголовного дела судом присяжных;

недопустимость использования доказательств, полученных с нарушением закона;


презумпция невиновности;

обязательность решений судов;

гласность, открытость и устный характер судебного разбирательства;

государственный язык судопроизводства;

принцип состязательности и равноправия сторон;

непосредственность судебного разбирательства - означает исследование судом материалов дела в судебном заседании; решение суда выносятся только на основании тех материалов, которые были им исследованы; конституция РФ запрещает заочное разбирательство уголовных дел в судах, кроме случаев, предусмотренных федеральным законодательством;

участие граждан в отправлении правосудия (это не только принцип, но еще и конституционное право - ст. 32 Конституции) в качестве присяжных заседателей, представителей общественных организаций и трудовых коллективов (общественные обвинители и общественные защитники).

Конституция РФ предусматривает четыре вида судопроизводства (ст. 118): конституционное, гражданское, административное и уголовное. Федеральное законодательство знает также судопроизводство и в арбитражных судах, поэтому можно выделить и арбитражное судопроизводство.

Конституционное судопроизводство обеспечивается образованием и деятельностью особого органа конституционного контроля - Конституционным Судом РФ.


6. Конституционный Суд РФ
Правовая природа КС РФ. Конституционный суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства согласно ст.1 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ

КС РФ был учрежден в период российской конституционной реформы 12 декабря 1990 года вместо Комитета конституционного надзора РСФСР, который был предусмотрен Конституцией при реформе 1989 года, но так и не был создан. Первый закон о КС РФ был принят 12 июля 1991 года, он предусматривал пожизненное избрание судей КС и предельный возраст 65 лет.

Правовая природа КС РФ имеет двойственный характер: с одной стороны, он является особым судебным органом, входящим в общую систему судебной власти (ст. 118 Конституции РФ); с другой, - Конституционный Суд - это один из высших (конституционных) органов власти (наряду с законодательной и исполнительной), обеспечивающий баланс властей.

Отнесение Конституционного Суда к высшим органам государственной власти обусловлено тем, что его компетенция, наряду с компетенцией Президента, Г осударственной Думы, Совета Федерации и Правительства, прописана достаточно ясно в Конституции РФ. Это в некоторой степени дистанцирует его от Верховного Суда РФ, компетенция которого в большей степени определена текущим законодательством. Кроме того, статус КС РФ и порядок его деятельности установлен федеральным конституционным законодательством, что подчеркивает значимость его места системе государственного управления.