Файл: Конституционноправовые основы статуса органов государственной власти.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вместе с тем, Конституционный Суд не является высшим судебным органом РФ в том смысле, что он не возглавляет систему судебных органов и не является для судов общей, арбитражной, конституционной юрисдикции кассационной или надзорной инстанцией. Поэтому правильнее его можно определить не как высший, а как федеральный судебный орган конституционного контроля.

Порядок формирования Конституционного Суда РФ.Впервые КС РФ был избран Съездом народных депутатов РСФСР еще 29-31 октября 1991 года в составе 13 судей и действовал до октября 1993 года, когда его деятельность была приостановлена Президентом РФ из-за того, что КС РФ признал противоречащим Конституции РФ Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 года, которым он распустил Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ.

Конституционное правосудие в Российской Федерации, появившееся впервые в 1991 году на основе внесения поправок в действовавшую Конституцию РСФСР, развивалось далее через принятие второго Закона о Конституционном Суде уже в 1994 году, того Закона, который попытался учесть недостатки первого опыта регулирования и, прежде всего, освободился от права суда самостоятельно по своей инициативе начинать производство по делу о конституционности каких- либо действий или каких-либо актов. ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 1994г. был разработан с учетом опыта западноевропейских стран. Этот закон включает в себя как правила, регулирующие структуру, компетенцию, образование Суда, так и правила, регулирующие судебные процедуры. И таким образом, в нормативной своей базе конституционное судопроизводство в России отвечает всем тем признакам, которые характерны для демократической организации конституционного судебного контроля в правовом государстве.

ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 05.04.2005 г. № 3-ФКЗ внёс ряд изменений в ст. 14 о сроках полномочий судьи КС РФ:

полномочия судьи КС РФ не ограничены определенным сроком;

предельный возраст пребывания в должности судьи КС - семьдесят лет;

судья считается вступившим в должность с момента принятия им присяги;

полномочия судьи прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет;

судья КС РФ, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи.


Порядок формирования конституционного суда. Действующими конституциями во всем мире используются две процедуры формирования состава суда: парламентская и смешанная. Примером парламентского порядка формирования может служить федеральный конституционный суд Г ермании, 1/2 членов которого избирается Бундестагом, а вторая половина - Бундесратом. Смешанная процедура предполагает участие в формировании данного органа нескольких субъектов власти: нижняя и верхняя палаты парламента, президент и т.д.

В России согласно Конституции РФ 1993 г. судьи Конституционного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.


Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Ст. 8 ФКЗ содержит требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда РФ:

судьей может быть назначен гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет;

безупречная репутация;

наличие высшего юридического образования и стажа работы по юридической профессии не менее 15 лет;

обладание признанной высокой квалификацией в области права.

Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи в

срок не позднее 14 дней с момента получения представления Президента РФ.

Структура и функции Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд представляет собой двухпалатный орган, каждая палата которого состоит соответственно из 10 и 9 судей. Обе палаты комплектуются по жребию и полностью равноправны, так что аналогия с верхней и нижней палатами парламента здесь неуместна. Председатель Конституционного Суда и его заместитель не могут входить в состав одной и той же палаты. При открытии вакансий в палатах жеребьевка не обязательна: порядок замещения вакансий определяется в каждом случае специальным решением пленарного заседания КС РФ.

В структуру Конституционного Суда России входят:

Председатель КС РФ, полномочия которого установлены ст. 24 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 1994 г. и в параграфе 2 Регламента Конституционного Суда (курирует вопросы международного характера, федеративного устройства и т.д.);

заместитель Председателя КС РФ, полномочия которого регулируются ст. 26 ФКЗ от 1994г. (вопросы права человека и правоприменительная практика, трудовое право и социальное обеспечение и т.д.);

судья-секретарь КС РФ (курирование рабочей комиссии судей по бюджету, финансам и управлению);

рабочие комиссии судей КС РФ: комиссия по бюджету, финансам и управлению; комиссия по совершенствованию структуры аппарата Конституционного Суда и кадрам; аналитическая комиссия по Регламенту и вопросам применения ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»; комиссия по координации с органами судебного конституционного контроля субъектов Российской Федерации и государств - участников СНГ; комиссия по международным связям
;

аппарат Конституционного Суда, который осуществляет:

а) организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Конституционного Суда РФ;

б) прием посетителей;

в) в) рассмотрение обращения в адрес Конституционного Суда в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями Конституционного Суда;

г) содействие судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях;

д) изучение и обобщение деятельности государственных органов по обеспечению исполнения решений Конституционного Суда.

В заседаниях палат может рассматриваться любое дело, кроме отнесенных к исключительной компетенции пленарных заседаний:

вопросы о конституционности основных законов регионов;

о толковании Конституции РФ;

о заключении по поводу отрешения Президента от должности;

о принятии посланий;

о выступлении с законодательной инициативой.

Кроме того, в заседаниях палат не могут решаться вопросы, не относящиеся к рассмотрению дел (избрание руководителей КС, деление на палаты, принятие Регламента, приостановление и прекращение полномочий судей). Очередность рассмотрения дел и решения о передаче дел на рассмотрение палат принимаются пленарным заседанием.

Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Решение КС РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Акты или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом неконституционными, утрачивают силу. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных законом случаях.

Решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Решение, принятое палатой, считается решением Конституционного Суда РФ. Палата может при необходимости дать разъяснение принятому ей решению.

Если большинство палаты склоняется к решению
, не соответствующему правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях КС РФ, дело передается на рассмотрение в пленарном заседании.

Создание палат в составе КС РФ способствует ускорению рассмотрения дел. КС не может переходить к рассмотрению нового дела, пока не вынесет решение по рассматриваемому делу, но очередь для пленарного заседания и для каждой палаты своя, что позволяет рассматривать параллельно три дела (одно в пленуме и два в палатах).

Конституционный Суд иногда рассматривает вопросы, относящиеся к компетенции палат, в пленарных заседаниях. Примерами могут служить «чеченское»4, «удмуртское»5 и др. дела, по которым были вынесены Постановления Конституционного Суда РФ.

Принципы конституционного судопроизводства. Правила конституционного судопроизводства основываются на принципах, общих для различных форм осуществления судебной власти и в то же время отличаются определенной спецификой. Среди общих принципов можно отметить:

непрерывность рассмотрения дела;

состязательность (которая имеет определенную специфику);

коллегиальность.

В порядке абстрактного нормоконтроля, для толкования Конституции, разрешения спора о компетенции и получение заключения в Конституционный Суд могут обращаться перечисленные в Конституции и законе органы и должностные лица, а в порядке конкретного - физические лица и суды. Физические лица подают в Конституционный Суд жалобы, по спорам о компетенции подается ходатайство, а во всех остальных случаях - запросы. Обращения (жалобы, ходатайства и запросы) являются поводом для рассмотрения дела в Конституционном Суде, поскольку, как и другие суды, он связан внешней инициативой (в отличие от французской модели).

Сторонами в конституционном процессе являются обратившиеся физические лица, органы или должностные лица, а также органы, издавшие нормативный акт, конституционность которого ставится под сомнение, и органы, чья компетенция оспаривается.

Основанием для производства в Конституционном Суде является неопределенность в вопросах применения Конституции (вопросе о соответствии нормативных актов Конституции по форме или содержанию, вопросе о содержании её положений и т.д.).

ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1994 устанавливает процедуру рассмотрения дела в Конституционном Суде, включающую ряд стадий (предварительное рассмотрение обращения