Файл: Сочинительные ряды в синтаксическом строе романа Лермонтова Герой нашего времени.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сочинительные ряды в синтаксическом строе романа Лермонтова «Герой нашего времени»

ВВЕДЕНИЕ

Современные читатели все еще проявляют интерес к М.Ю. Лермонтову, одному из величайших русских писателей, и его самой сложной работе, "Герой нашего времени", и этот интерес только увеличивается. Особенно важным для исследователей является язык, на котором написан роман. Несмотря на это, довольно мало исследований было посвящено языку и синтаксису Лермонтовских текстов.

Язык является многоуровневой системой, которая состоит из нескольких ярусов, и синтаксис является самым высоким из них. Изучение структуры мышления писателя на этом самом сложном уровне помогает нам определить теоретическую основу для изучения языковой личности каждого человека.

Данная дипломная работа рассматривает произведение М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В «Герое нашего времени», как и во многих классических произведениях, присутствует немало загадок. Одной из наиболее обсуждаемых проблем, помимо образа главного героя, является композиция произведения.

Обсуждение этого вопроса длинное и непрерывное в течение нескольких десятилетий. Сопоставление событий, предметов, фактов и деталей, находящихся удаленно друг от друга в тексте, может оказаться художественно значимым. Последовательность введения различных деталей также является важным аспектом композиции, которая, кроме того, включает в себя взаимосвязь разных уровней литературной формы. Многие современные теоретики используют термин "структура", чтобы обозначить то же самое, что и "композиция". «Герой нашего времени» - роман, состоящий из пяти повестей и рассказов, объединенных общим персонажем - Григорием Александровичем Печориным. Герой - интересный и необычный человек, но в то же время такой же, как и все, со своими страстями, пороками, чувствами, желаниями и мыслями.

Актуальность исследования заключается в том, что изучение особенностей композиции в романе, помогает глубже понять авторские мотивы в создании образа героя и произведения в целом.

Объект исследования - роман М.Ю. Лермонтова «Герои нашего времени».

Предмет исследования - Сочинительные ряды в синтаксическом строе романа Лермонтова «Герой нашего времени».

Цель исследования - проанализировать роман М.Ю. Лермонтова «Герои нашего времени» и сочинительные ряды в синтаксическом строе романа.


Общая проблема изучения сочинительных рядов в синтаксическом строе романа в произведении «Герой нашего времени» была конкретизирована в следующих задачах:

- ознакомиться с синтаксическими связями в современном русском языке;

- дать определение понятию и структуре сочинительного ряда;

- рассмотреть особенности функционирования сочинительных рядов в синтаксическом строе.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. СИНТАКСИЧЕСКИЙ СОЧИТНИТЕЛЬНЫЙ РЯД И ЕГО ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

1.1 Синтаксические связи в современном русском языке

Синтаксическая связь представляет собой отображение взаимодействия элементов в рамках синтаксической конструкции и выполняет несколько функций. Во-первых, она служит для выражения синтаксических отношений между словами. Во-вторых, синтаксическая связь создает структуру предложения и словосочетания. В-третьих, она обеспечивает условия для реализации лексического значения слова, что позволяет правильно воспринимать контекст и смысл произносимого текста.

Основные виды (типы) синтаксической связи - сочинение и подчинение [3, с.238].

Структурные связи в языке, такие как подчинение и сочинение, позволяют организовать объективные отношения между словами. Подчинение используется для передачи отношений между фактами, где одно слово выступает главным, а другое зависимым. Сочинение же позволяет выразить отношения между фактами на равных основаниях, когда все слова в предложении равноправны.

На базе основных типов связи в лингвистической литературе выделяется:

1) пояснительная связь;

2) двунаправленная связь;

3) детерминантная связь [4].

Рассмотрим их подробнее.

Пояснительная связь характерна только для словоформ в составе предложения. В книге "Строение простого предложения" И.П. Распопов называет такую связь аппликацией, в "Грамматике-80" отмечено, что это вид сочинительной связи. Это связь между словоформами, которая позволяет одному компоненту предложения "накладываться" на другой и получать таким образом синтаксическую однородность с остальными компонентами. Она используется для выражения пояснительных синтаксических отношений, где разные названия одного и того же явления могут быть выражены одним предложением. Эту связь можно заметить в предложениях, которые обычно рассматриваются как обособленные приложения (включая придаточные, прилагательные и наречные компоненты). Пример:

Она выходила на улицу в стареньком, очень потрепанном, платье. Налево, у дороги, стояло одинокое дерево.

Как считает А.Ф. Прияткина: «Синтаксическая природа пояснительных отношений настолько своеобразна, что не укладывается четко ни в одно из двух основных понятий - сочинение или подчинение. Но и выделение пояснения в особый тип синтаксической связи, стоящий вне сочинения и подчинения, не имеет достаточного теоретического основания.»

Что делает пояснительные отношения уникальными? По функционально-смысловой стороне, они выделяются среди остальных типов внутрирядных отношений, таких как соединение, противопоставление, сопоставление, разделение и т.д. Логическая основа пояснительных отношений заключается в мысли о тождестве. Оба члена предложения имеют общий денотативный смысл, который устанавливается только говорящим. Пример: «Младший из сыновей тети Марьи, а именно Дмитрий, уехал на сторону позже всех» (В. Солоухин). Дмитрий и младший сын тети Марьи – это один человек. Разные имена указывают на одно и то же существо, но описывают его по-разному. Таким образом, возникает техника двойного обозначения. Активное использование двойного обозначения не является излишним, так как всегда имеет функциональное объяснение. Обычно пояснения обогащают содержание предложения смыслом, часто предоставляют новую информацию и могут быть ключевой частью сообщения [15, параграф 16].

Двунаправленная связь характерна только для предложений, её признаком является связь зависимой словоформы с двумя другими (стержневыми) словоформами в предложении, служит для выражения нескольких видов синтаксических отношений, таких как определительные и обстоятельственные, определительные и объектные [1]. Примеры:

«Уткнувшись лицом в полотенце, он заплакал навзрыд, как плакал в этой комнате, когда маленького его несправедливо и жестоко наказывал отец» (Федин). Словоформа маленького выражает одновременно атрибутивное отношение к словоформе его (он какой?) и обстоятельственное временное к словоформе наказывал (когда?).

«Неужели война сделала тебя суеверным?» (К.М. Симонов). Словоформа суеверным выражает одновременно атрибутивные и объектные синтаксические отношения.

По словам А.Ф. Прияткиной: «Двунаправленная связь выражает сложное смысловое содержание, которое отличает конструкции с использованием подчинительных союзов. Обычно они включают скрытую предикативность, что позволяет рассматривать некоторые из них как сложные предложения» [15, параграф 17].


Словоформа, присоединяемая свободно к предложению, образует детерминантную связь, которая выражает объектные и обстоятельственные синтаксические отношения в предложении (см. работы Шведовой Н.Ю., Малащенко В.П. и др.). Примеры:

В писателе должны действовать одновременно мыслитель, художник и критик. Для большого писателя мало знать родной язык. Выделенные единицы являются объектным детерминантом.

С балкона в комнату пахнуло свежестью. В распахнутые окна дул теплый ветер - пример обстоятельственного детерминанта.

Для того, чтобы объяснить, что такое синтаксические связи, необходимо предварительно определить, что такое синтаксические отношения, так как связи используются именно для их выражения.

Как об этом пишет Л.Д. Чеснокова: «Синтаксические отношения – есть те смысловые отношения, которые в школьном синтаксисе квалифицируются как грамматические значения словосочетания, это те отношения, которые определяют специфику синтаксической структуры предложения, составляют значение членов предложения, значение придаточных предложений, значение сложносочиненных и бессоюзных предложений и т.д.»

Отношения между предметами и явлениями реального мира отражаются в языке через шесть основных видов отношений: между предметом и предметом, между признаком и предметом, между признаком и признаком, между действием и предметом, между действием и признаком, между действием и действием.

Одним из основных назначений структурных, языковых отношений является структурное оформление объективных отношений в языке. [18, с.97].

Для классификации синтаксических отношений можно также выделить две основные категории: предикативные и непредикативные.

Предикативные связи обычно присутствуют в главных частях предложения - подлежащем и сказуемом.

Непредикативные связи, в свою очередь, включают сочинительные и подчинительные связи (атрибутивные, объектные, обстоятельственные). Они могут появляться между любыми компонентами синтаксических конструкций.

По словам Л.И. Богдановой: «Существует два вида слов: предикатные и непредикатные. Эти категории определяются их способностью обозначать объекты и действия. Непредикатные слова, также известные как конкретные, указывают непосредственно на конкретные предметы. Предикатные слова, с другой стороны, обозначают различные ситуации».

Существует два типа предикатных слов:

1) прилагательные и глаголы, которые обладают только понятийным содержанием и не способны обозначать конкретные объекты реального мира;


2) имена нарицательные, которые имеют полную семантическую структуру, позволяющую обозначать как объекты, так и ситуации.

Глаголы и существительные (особенно отглагольные) являются основными представителями предикатной лексики и могут обозначать действия, процессы, отношения и другие ситуации. [2, глава «Предикатная лексика. Актантная структура слова»].

Ситуацией называется определенный фрагмент реальности, в котором под определенными условиями можно выделить одного или нескольких участников или значимое отсутствие таковых. Участником может служить не только человек, но и любое понятие, информация, предмет и т.д. Например, в ситуации рассвета нет явного участника (светает, растает), а в ситуации сна - только один участник: тот, кто спит (ребенок спит). В зависимости от ситуации может быть от одного до нескольких участников, а также разные типы участников, такие как субъект, объект, адресат, инструмент и т.д.

Субъект – тот, кто совершает действие (в широком смысле) или является носителем состояния. Объект – то, на что направлено действие, отношение. Адресат – тот, кому субъектом передаётся какой-либо объект (предмет или информация). Инструмент – то, с помощью чего совершается действие, и т. д. Типичные участники ситуации получили название актантов.

Люсьен Теньер, основоположник теории актантов, утверждает, что глагол, как предикатное слово, изображает драму между участниками – актантами, играющими роль актёров в этой драме. Кроме участников, ситуацию описывают сирконстанты – имена обстоятельств, на фоне которых происходят действия (место, время, условия, причина и т.д.). Таким образом, ситуация – это комплексное явление, в котором не только определенное действие, но и окружающие обстоятельства, играют важную роль.

Если мы говорим об актантах, то они являются обязательными участниками ситуации, в то время как сирконстанты - это факультативные её участники. Например, когда мы используем глагол "говорить", то ситуация предполагает наличие трёх актантов - субъекта, объекта (содержания речи) и адресата, т.е. человека, кому говорят (как в предложении «Он говорил ей о любви»). Без учета этих трех актантов, значение глагола не будет полностью раскрыто, а предикатное слово невозможно будет использовать правильно. Но когда дело касается сирконстантов, они не являются обязательными для осмысления и использования слова, обозначающего данную ситуацию. Например, мы можем говорить о любви в парке, на скамейке, в купе поезда, при свете луны, во время лекции и т. д. Хорошо знать, что ни одно из этих обстоятельств не влияет на правильное осмысление и использование значения глагола "говорить".