Файл: Сочинительные ряды в синтаксическом строе романа Лермонтова Герой нашего времени.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Необходимость соблюдения данных логических правил является не только важной в научных текстах, но и в других формах выражения, так как нарушение этих правил может привести к созданию комического эффекта, как и в случае со всем нелогичным. Так, у Гоголя: «Это все перед домом; а посмотрели бы, что у него в саду! Чего там нет? Сливы, вишни, огородина всякая, подсолнечники, огурцы, дыни, стручья, даже гумно и кузница.» [3, глава «Однородные члены предложения», параграф 435].

Кроме того, в художественной речи, особенно в стихотворении, широко используется игра слов, которая позволяет создавать специальные обороты на основе прямого и переносного значения слов. Эта игра слов позволяет смело соединять понятия, которые на первый взгляд могут казаться далекими и несвязанными друг с другом, а также перечислять разные значения по одному слову. Часто в таких перечислениях можно встретить далекие и логически непохожие понятия. Так, у Крылова:

[Философ]

«Читал, выписывал, справлялся,

И в книгах рылся и в грядах

("Огородник и философ".)

Здесь рядом с прямым значением рылся в грядах дается переносное рылся в книгах, т.е. отыскивал в книгах.

Поэтому трудно полностью согласиться с данными замечаниями Чернышева: «Нельзя также соединять в одно слитное предложение глаголы, тождественные по звукам, но неодинаковые по значению, как это делается в известной шуточной фразе: На улице шли дождь и молодой человек. Поэтому не совсем правильно следующее:

«Какая тень и аромат

Плывут над меркнущею степью.»

(Фет.)

Неудобно сочетание частей слитного предложения с помощью союзов, которые имеют одинаковую форму, но различный смысл. Например, у Лермонтова в рукописи «Героя нашего времени» написано: «...гостей не было, кроме Веры и скуки». В печатном тексте это место, однако, оказалось переделанным: «...гостей не было, кроме Веры и одного презабавного старичка». Неловко сказано и у Аксакова: «Когда мы весело возвращались с богатой добычей, милая сестрица выбежала ко мне навстречу с радостным криком и с полоскательной чашкой спелой ежевики

Пример из Фета не вызывает сомнений. В то же время, при примерах из Лермонтова и Аксакова возникает вопрос только об уместности употребления комического оттенка.

При перечислении в работах учащихся может возникать логическая неоднородность, требующая исправления. Например: «
Я увидела очень много интересного, такие как Украина, горы и соленые озера». В данном случае в перечислении находятся разные по своей природе абстрактные и конкретные понятия, которые не связаны между собой логически [3, глава «Однородные члены предложения», параграф 436].

Одним из общепринятых способов составления полного списка является представление ряда однородных элементов, которые не содержат союзов, за исключением двух последних, которые соединены союзом "и". При таком использовании одинокого союза "и" возникает впечатление логической однородности и законченности списка. Музыкальные звуки различаются по силе, высоте и тембру; «Мы видели, что суждения бывают общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные и частноотрицательные» (Учебник логики). [3, глава «Однородные члены предложения», параграф 437].

Однородные члены также могут иметь синонимы, которые описывают единое понятие, явление или признак, и используются вместе для более полного представления, так как каждый из них по отдельности не может полностью его охарактеризовать. В таких случаях необходимы совершенно иные логические условия для определения понятий, и данные синонимы, как правило, не исключают друг друга. «День был августовский, знойный, томительно скучный» (А.И. Чехов); «Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка» (Л.Н Толстой); «Прелестный вид, представившийся глазам его, был общий, губернский, форменный» (А.И. Герцен).

Как можно заметить на примерах, одни слова в перечислении под воздействием других слов могут получить лишь определенный оттенок своего значения, который используется при описании конкретного явления [3, глава «Однородные члены предложения», параграф 439].

Таким образом, благодаря разнообразию состава, связей и отношений, ряды однородных элементов предложения не только усложняют структуру, но также расширяют возможности выражения разнообразных мыслей в рамках простого предложения.
1.3 Особенности функционирования сочинительных рядов в синтаксическом строе

В синтаксическом аспекте сочинительные конструкции исследуются давно. Ф.И. Буслаевым, А.А. Потебней, А.А. Шахматовым, A.M. Пешковским, а позднее В.В. Виноградовым, Е.В. Скорлуповской, М.Е. Восковой и другими учеными, был подмечен факт увеличения союзных средств за счет появления новых союзных образований, а также гибридных слов. Классификаций сочинительных союзов много, некоторые из существовавших и многие из существующих приводятся в работах Н.Н. Холодова, В.Н. Перетрухина, В.А. Белошапковой, Е.И. Дибровой, Е.И. Троицкого, Ю.И. Леденева и др.



В «Исторической грамматике» Ф.И. Буслаева мы впервые встречаем функциональное описание союзов: «Союз указывает связь между предложениями, объединяемыми по способу сочинения и подчинения.» Область действия союзов, используемых для сочинения и подчинения, охватывает конструкции с однородными членами, части сложных предложений, а также самостоятельные предложения. В большинстве случаев синтаксические конструкции, объединяемые сочинительными союзами, характеризуются логико-синтаксической соизмеримостью частей, в соответствии с положением А.М. Пешковского о союзах, которые являются точками опоры. Это проявляется в оформлении однородных членов сочинительного ряда, которые формально не влияют друг на друга. Части сложносочиненного предложения имеют форму, совпадающую с самостоятельными предложениями, что придает им внешнюю независимость друг от друга. Союзы выражают внутренние связи между ними и подчеркивают их принадлежность к общей структуре» [14].

В разделе "Грамматика современного русского литературного языка", автором которого является В.А. Белошапкова, содержится информация о том, что применение лексических средств порождает измененные и переносные модально-временные значения. Тем не менее, важную роль при этом играют союзы, которые способны влиять на синтаксические наклонения и времена необходимым образом. Соединения, в которых используются союзы "и", "а" или "но", также могут содержать слова, осуществляющие функцию частиц, наречий или модальных слов, и выступать в качестве выразительных средств смысловых отношений. [16, с.110].

Термин «лексические конкретизаторы» пока не используется при обозначении лексических единиц в АГ-70. Однако, в характеристиках структурной схемы сложного предложения указаны особенности его «семантического наполнения, строения и лексического состава компонентов». В общих положениях об организации сложносочиненного предложения не отмечается функционирование указанных единиц. [17].

Таким образом, в описаниях структурных типов сложносочиненных предложений лексические единицы могут быть показаны как «специальные слова» или «специальные выразители» в конструкциях, где необходимо использование сочинительного союза, или как «полусоюзы», где их использование необязательно. В случаях, когда определить союзную функцию лексических единиц затруднительно, они могут быть использованы как «иногда возможные» при реализации сложносочиненного предложения в речи. Однако морфологическая принадлежность и семантическая организация данных лексических единиц, их уровень действия и семантико-синтаксические отношения между компонентами предложения не всегда достаточно ясно проясняются. [9].


И.Б. Голуб описывает сочинительные ряды как синтаксическое средство экспрессивной речи: «Для интонационного и логического подчеркивания выделяемых предметов используется выразительная стилистическая фигура - многосоюзие (полисиндетон). Повторяются обычно сочинительные, соединительные союзы «и», «ни» – «Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и уходил куда-то в бесконечность...» (В.Г. Короленко); «Хоть не являла книга эта Ни сладких вымыслов поэта, ни мудрых истин, ни картин; Но ни Вергилий, ни Расин, ни Скотт, ни Байрон, ни Сенека, ни даже Дамских Мод Журнал Так никого не занимал: То был, друзья, Мартын Задека, Глава халдейских мудрецов, Гадатель, толкователь снов» (А.С. Пушкин). Большую выразительность обретают строки, в которых рядом с многосоюзием применяется противоположный ему стилистический прием- бессоюзие: «Был тиф, и лед, и голод, и блокада. Все кончилось: патроны, уголь, хлеб. Безумный город превратился в склеп, Где гулко отдавалась канонада» (Г. Шенгели). Как заметил Д.Э. Розенталь, «Отсутствие союзов придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями». Вспомним пушкинские строки: «Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах» (А.С. Пушкин). Этот отрывок из «Евгения Онегина» рисует быструю смену картин, предметы поистине мелькают! Но возможности бессоюзия и многосоюзия разнообразны, эти приемы использовал поэт, описывая динамику Полтавского боя: «Швед, русский - колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть, и ад со всех сторон» (А.С. Пушкин). Нанизывание однотипных синтаксических единиц (например, однородных членов, придаточных предложений) часто создает градацию - то есть такое расположение слов, (словосочетаний, частей сложного предложения), при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего, благодаря чему создается нарастание интонации и эмоционального напряжения речи. Это можно иллюстрировать процитированным выше отрывком из «Евгения Онегина» [8, раздел «Синтаксическая стилистика», глава 6.18]

Отметим, что для задания разнообразных сочинительных отношений в сложных конструкциях используются специальные лексические единицы - «слова и словосочетания, которые уточняют значение сочинительного союза». Это является одним из ключевых свойств союзов как лексических единиц. Каждый союз обладает своим собственным квалифицирующим значением, которое определяет отношение между соединяемыми частями конструкции и в случае подчинительных союзов - содержание подчиняемой части предложения. Таким образом, использование специальных лексических единиц вместе с сочинительными союзами позволяет создавать сложные конструкции и выражать различные смысловые отношения.


Анализ продемонстрировал, что исследования по синтаксису сочинительных конструкций в русском языке содержат увлекательные наблюдения о взаимодействии значений отдельных компонентов, объединенных в этих конструкциях. Приведем несколько примеров, которые позволят лучше понять общую тенденцию этих исследований [19].

Отмечается, что иногда к союзам, которые имеют присоединительное значение, добавляются частицы, наречия и местоимения (например, "вот", "потом", "а потому", и "вслед за тем"). Это замечание содержит важный момент для развития синтаксиса сложного предложения: «При анализе сложных предложений различных видов необходимо учитывать лексические ограничения, типизированное содержание и отдельные синтаксически специализированные слова. Это поможет правильно описать структуру и семантику сложных предложений. Однако, на данный момент, в науке еще не выявлена связь между многими тонкими оттенками грамматических значений и типизированными лексическими элементами.» [16, с.22]. Отмечается, что нельзя пренебрегать дополнительными элементами, которые могут использоваться в качестве строевых элементов, такими как отдельные частицы, морфологические формы слов, а также полноценные, имеющие смысл слова. В.А. Белошапкова подчеркивает, что частицы и модальные слова широко используются для выражения субъективных значений, подчеркивая их важную роль во внесении говорящим своих мыслей в содержание предложения: «Классы незнаменательных слов, исходя из их синтаксических функций, не могут быть обобщены одной характеристикой, так как содержат множество слов, имеющих различные синтаксические свойства. Для того чтобы описать значения и синтаксическое поведение каждого из этих классов, требуется провести детальное изучение условий употребления каждого слова и его соотношений с близкими по функции словами». Ученые в своих работах используют структурно-семантический подход для анализа синтаксических конструкций. Это означает, что они склоняются к изучению типовых особенностей и элементов конструкций как носителей их смыслового значения. [14]. Этот подход предусматривает учет возможности использования в строении сложного предложения различных лексических единиц (например, частиц и наречий с пространственно-временными значениями) как типизированных, то есть изменяющих как структуру, так и семантику сложного предложения. «Синтаксически специализированные слова» - это функция многочисленных неполнозначных слов определенных разрядов в сложном предложении, их синтаксическое употребление. Описывая частицы, Ю.И. Леденев особо отмечает, что все они находятся в пределах предложения и прикрепляются к его сказуемому или другому члену, чтобы подчеркнуть его важность. Это объясняет важную роль частиц в актуальном членении предложения.