Файл: Сочинительные ряды в синтаксическом строе романа Лермонтова Герой нашего времени.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Актанты, связанные с предикатными словами, формируют свою определенную структуру: каждый актант занимает свою "позицию" в зависимости от степени его важности для понимания данного предиката, что не допускает его опускания при толковании лексического значения.
Способность слова-предиката "притягивать" к себе определенное количество актантов определяется его семантической валентностью. Эта семантическая валентность отражается в синтаксической валентности, выражающейся в зависимости словоформ и словосочетаний от предиката. Обычно между семантической и синтаксической валентностями существуют определенные закономерности, такие как выражение субъекта именительным падежом, объекта - винительным падежом, адресата - дательным падежом, инструмента - творительным падежом. Однако в русском языке не всегда синтаксические формы также однозначно отражают семантическую валентность. Например, субъект может выражаться формой любого падежа, объект - не только винительным, но и дательным, творительным или родительным падежом, а иногда и предложно-падежными формами. Кроме того, некоторые предикатные слова на поверхностном уровне не выражают все свои актанты. Например, для глагола "ограбить" необходимы субъект, объект и контрагент, но на русском языке нельзя выразить все актанты синтаксически зависимыми словами. Например, можно сказать «вор украл у пассажира кошелек», но нельзя сказать «вор ограбил у пассажира кошелек» [2, глава «Предикатная лексика. Актантная структура слова»].
Таким образом, сочинительный ряд – это один из способов объединения слов или предложений в тексте. Его структура может быть различной и зависит от того, какие элементы входят в список. Важно помнить, что сочинение не должно приводить к несвязному и непонятному тексту, поэтому необходимо умело использовать соединительные слова и правильно расставлять акценты в предложении.
1.2 Понятие и структура сочинительного ряда
Структура сочинительного ряда состоит из последовательного перечисления однородных членов предложения, которые соединяются союзами. При составлении сочинительного ряда необходимо соблюдать определенный порядок и правила соединения однородных членов, чтобы предложение было логичным, грамматически и стилистически правильным.
Союз является синтаксической связью между словоформами, которые имеют общее синтаксическое значение и занимают одинаковые позиции в предложении или словосочетании. Форма словоформ определяется синтаксической позицией, в которую они вступают. Однако, в соответствии с явлением синтаксической вариативности, одна и та же позиция в предложении или словосочетании может быть представлена разными словоформами в зависимости от синтаксической связи. При этом, форма слов, введенного союзом, не определяется его синтаксической связью в составе предложения или словосочетания. Следовательно, возможность разного морфологического оформления членов ряда вытекает из их соподчиненной связи.
В независимой позиции (подлежащее) форма слова, введенного союзом, определяется самой этой позицией: Минует и лето, и осень. В этом случае грамматическое оформление связи каждого из членов ряда со сказуемым не является обязательным: Не только родители, но и школа отвечает за воспитание детей; Плакала девочка, а не мальчик; Его одолевали сомнение и страх [13].
При установлении связи между членами ряда, союз занимает срединное положение между ними, и части этого союза могут быть расположены как перед каждым членом ряда, так и после него.
«Обычно упоминают, что сочинительный ряд должен быть однородным и синтаксически эквивалентным. Однако, необходимо уточнить этот признак. Обычно, сочинительная связь используется для объединения однородных членов предложения, то есть для таких, которые занимают одинаковую позицию, например, позицию подлежащего, дополнения, определения и т.д.» - как рассуждает А.Ф. Прияткина. Пример: «Так это кум иль сват и, словом, кто-нибудь из вашего же роду. (И.А. Крылов)»
Неоднозначность и недостаточная функциональность членов ряда иногда возникают, но сочинение между ними при этом сохраняется. Синтаксическая неоднозначность членов может изменяться, так что они могут быть однородными по одному признаку, но различаться в другой. Необходимо разделять синтаксическое равноправие и однородность при описании ряда. Обычно ряд объединяет оба признака, но это не всегда так.
Члены ряда, выражающие синтаксические отношения в предложении (например, объектные или атрибутивные), могут отличаться по своей значимости. Один из них может быть главным, а другой - второстепенным. Например, в предложении «Отметьте про себя эти цифры или хотя бы их общий смысл» один член ряда является второстепенным. Также один член ряда может зависеть от другого семантически, как в предложении «Каждое слово звучало значительнее, серьезнее, а, значит, ранимее» (В. Тендряков). Кроме того, члены ряда могут иметь разную коммуникативную значимость, как в предложении «Из дальних странствий возвратясь, какой-то дворянин (а может быть и князь), с приятелем своим пешком гуляя в поле, расхвастался о том, где он бывал» (И.А. Крылов). Несмотря на то, что они являются однородными членами предложения и занимают позицию дополнения, характеризующего обстоятельства и подлежащего, их внутренние связи отличаются. Таким образом, они не являются синтаксически равноправными, хотя внешние связи их отождествляют.
Поскольку ряд имеет различные функции и может входить в разные синтаксические конструкции, невозможно утверждать, что он всегда занимает одну и ту же синтаксическую позицию и является одним членом предложения. Например, «Никто нигде меня не ждет» (К. Паустовский) - в составе сочинительного ряда один член (никто) занимает позицию подлежащего, а другой (нигде) - обстоятельства. Они сочинены, но на ином основании. Неоднородность таких членов определяется их внешними связями.
На различных уровнях можно заметить проявление неравноправия и неоднородности. Первое проявляется на собственно-синтаксическом уровне при формировании внутрирядных отношений, посредством союза, а также при использовании определенного порядка слов и интонации. Второе проявляется на уровне словоформ, при морфологическом оформлении членов, которые бывают разнооформленными.
Когда ряд членов содержит зависимые отношения, члены этого ряда не являются полностью эквивалентными, а имеют неравноправный статус. Данные зависимости могут быть выражены соединительными и противительными союзами, что приводит к отношениям смысловой зависимости, обусловленности, и она может быть причинно-следственной или условно-уступительной. Такие отношения имеют преимущественно грамматический характер и могут быть выражены с помощью подчинительных союзов, но в речи это происходит крайне редко. Такое употребление впервые отмечено А.М. Пешковским в примере: «Молодой режиссер Евгений Петров пробует свои силы на труднейшем, потому что новом, испытанном в кино материале.» Хотя подчинительный союз в составе ряда-явление нехарактерное, оно отражает языковую потенцию.
Союзы уступительные или условно-противительные ближе к сочинительным и используются свободно, таковы: даже если, хотя (чаще в форме хотя и), например: «Он стрелял быстро, хотя не точно» (А.И. Куприн); «В комнату внезапно, хотя и совсем тихо, вошла Грушенъка» (Ф.М. Достоевский). Значение следствия, вывода, мотивировки создается с помощью служебных слов (уточнителей): значит, стало быть, следовательно; потому, поэтому. Значение уступительно-противительное - при помощи слов: все-таки, тем не менее, вместе с тем и др. [15, параграф 15]
Следовательно, союзные ряды могут быть двух типов. В первом случае, союз соединяет словоформы, которые синтаксически равноправны между собой, что называется сочинением. Во втором случае, союз связывает словоформы, которые синтаксически однозначны, но находятся друг в зависимости от друга в качестве определяемого и определяющего, называемый это типом связи как пояснение.
Однородные ряды с соединительными и разделительными отношениями могут иметь замкнутую или незамкнутую структуру в зависимости от средств связи [6, с.154].
Сочинительные ряды с повторяющимися соединительными или разделительными союзами, а также бессоюзные являются незамкнутыми, открытыми для присоединения новых членов: «Стоял говор, и звук ножниц, и шелест бумаги, и звук перьев»; «В глазах застыло нехорошее, неопределённое выражение не то растерянности, не то испуга»; «На перевозе стоял гам, шум, говор, крики, восклицания, скрип колёс».
При употреблении одиночных, неповторяющихся союзов или парных союзов (как, "так и, не только", но, и и др.) сочинительный ряд является замкнутым: «Из далёких лесов за лугами осторожно поднимается ночь, скользит по воде и стирает яркие краски вечерней зари»; «Артисту надо не только уметь работать над собой, но и над ролью». Возможность «замыкать» (закрывать) сочинительные ряды одиночным союзом позволяет разбивать ряды однородных членов предложения на сегменты, то есть на некий ряд внутри основного ряда. Например: «Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного света» — здесь чередованием бессоюзной и союзной связи ряд однородных дополнений расчленен на два замкнутых ряда (с цветом, росой и туманами, с криком и яркостью).
Используя дополнительные лексические инструменты, такие как антонимы, можно добиться внутреннего разделения однородного ряда. Так, в предложении «…Искусство казалось мне то лёгким, то трудным, то восхитительным, то нестерпимым, то радостным, то мучительным» однородный ряд благодаря повторяющемуся разделительному союзу то…то внешне выглядит как незамкнутый, но внутри этот ряд разделен на три двучленных автономных ряда с помощью антонимов.
Рассуждая о стилистике однородных членов А.Н. Гвоздев пишет: «Характеризуя стилистическую роль однородных членов, прежде всего следует отметить разницу между предложением, имеющим однородные члены, с одной стороны, и рядом самостоятельных простых предложений — с другой. Вторые эмоциональны и экспрессивны и используются редко, обычно в приподнятой речи.» Так, у Эренбурга:
«На их место [убитых немцев. — А. Г.] пришли новые. Пришли старики. Пришли подростки. Пришли калеки. Пригнали марсельских сутенеров. Пригнали босячье всей Европы»
("Солнцеворот").
Для того чтобы убедиться в том, что эмоциональность отрывка снизится и изложение приобретет спокойный и заранее обдуманный характер, достаточно заменить ряд имеющихся здесь отдельных предложений на одно предложение с однородными членами. Так: Пришли старики, подростки, калеки... и т. д.
«И тотчас множество мелких и даже мельчайших подробностей, на которые солдаты не обратили внимания именно потому, что эти подробности были так близко, сразу бросились им в глаза. Они увидели втоптанную в землю недокуренную сигарету. Они увидели целый ворох листьев, сбитых с поломанного куста. Наконец, они увидели немного подальше веревочный кнут Вани» (В. Катаев). И здесь объединение трех последних предложений в одно (с опущением повторных) лишило бы речь экспрессии».
Часто, однородные члены текста представлены в логической последовательности, и не включают эмоциональных выражений. Доказательством этому может служить то, что эмоциональная речь вместо перечисления содержит отдельные, разорванные восклицания. [3, глава «Однородные члены предложения», параграф 433]
Однородные члены могут использоваться для классификации различных объектов. В этом случае нужно следовать логическим требованиям, таким как:
1) Основание деления должно быть одним. В логике основание деления – это признак понятия, на основе которого общее понятие разделяется на группы. Например, студентов можно поделить на группы по успеваемости, партийности, возрасту или полу. Каждый из этих признаков является основанием деления, но логически требуется использовать только одно из них. При перечислении членов предложения, нужно учитывать их функцию. Если в перечисление попадает слово, которое не относится к основанию деления, например, существительное или прилагательное, то это может изменить основание деления. Также, если в перечне звуков попадаются звуки, которые отличаются по способу образования или акустическим признакам, то это также может привести к изменению основания деления.
2) Члены деления должны исключать друг-друга. Если в перечень членов — определение, дополнение, обстоятельство — будет включено обстоятельство причины, которое уже входит в общее обстоятельство, это требование нарушится. Например, «взрослые, дети, учащиеся» не исключают друг друга и нарушают единство основания деления. То же самое происходит с понятиями «подлежащее и существительное» или «зубные и взрывные».
3) Полнота деления является важным требованием, чтобы охватить все виды известного рода при перечислении членов предложения. Для научных классификаций это обязательно, но в других случаях перечень может быть и неполным [3, глава «Однородные члены предложения», параграф 434].