Файл: Экологическое право кейс 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»,

Зачетная работа

(№2 семестр)

Дисциплина Экологическое право

КЕЙС №1

Выполнил: студент группы 2 группы

дистанционного образования

Василенко Лариса Николаевна.

Проверил:_____________________

______________________________

г.Омск

2023

Ситуация 1.

При рассмотрении судом уголовного дела главного инженера завода возник вопрос о том, как квалифицировать загрязнение воздуха рабочей зоны производственных помещений вредными для здоровья людей веществами выше предельных концентраций: как нарушение правил охраны окружающей среды или как нарушение правил охраны труда? Дайте разъяснения по данному вопросу. Каковы юридические признаки, при наличии которых воздух, воды и почва будут охраняться с помощью законодательства об охране окружающей среды?


Решение.
Согласно статье 1 ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха», атмосферный воздух – жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений, а его загрязнение – это поступление в атмосферный воздух или образование в нем загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.

Из материалов дела следует, что загрязнение воздуха путем выброса вредных для здоровья веществ выше предельных концентраций имело место только в пределах производственных помещений, без проникновения их в атмосферу. По этой причине действия главного инженера не могут быть квалифицированы по нормам главы 26 Уголовного кодекса РФ – «Экологические преступления» (например, статьи 246 – Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, либо 251 – Загрязнение атмосферы). В случае, если главный инженер завода является лицом, на которое в установленном законом порядке (в том числе в силу его служебного положения или по специальному распоряжению) возложены обязанности по обеспечению соблюдения требований охраны труда, и в результате допущенного им загрязнения воздуха рабочей зоны был причине тяжкий вред здоровью человека, либо смерть человека, содеянное квалифицируется по соответствующей части статьи 143 Уголовного кодекса РФ – нарушение требований охраны труда. В тех же случаях, если загрязнение воздуха рабочей зоны имело место при ведении строительных или иных работ, либо на опасном производственном объекте и при этом повлекло причинение тяжкого вреда здоровью, смерть человека,
причинение крупного ущерба, – по соответствующей части статьи 216, либо 217 Уголовного кодекса РФ.

В любом случае исключается квалификация содеянного как экологического преступления.

Согласно статье 1 ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. В свою очередь, компоненты окружающей среды – это земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Согласно статье 4 того же федерального закона, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Отсюда, воздух, воды и почва охраняются с помощью законодательства об охране окружающей среды, в том числе, и путем установления уголовной ответственности за экологические преступления , тогда, когда они характеризуются признаками, позволяющими отнести их к компонентам окружающей среды. А эти признаки указываются в специальных законах, относящихся к тому или иному компоненту.

Так, например, признаком атмосферного воздуха именно как компонента окружающей среды, охраняемого при помощи законодательства об охране окружающей среды, является нахождение его за пределами жилых, производственных и иных помещений (статья 1 ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха»).


Ситуация 2.

Согласно лицензии согласованный уровень ежегодной добычи угля определен в 2 млн. тонн. Однако в последние годы угледобывающее предприятие, как установлено в ходе проведенной представителем Росприроднадзора проверки, добывало ежегодно по 2,5 млн. тонн угля. При этом соответствующие платежи осуществлялись только за предусмотренные в лицензии 2 млн. тонн угля. Какие действия должен предпринять представитель контролирующего органа по результатам проведенной проверки?



Решение.
Так как каменный уголь — это энергосберегающее полезное ископаемое, то в соответствии с главой 26 НК РФ предприятия, осуществляющие добычу каменного угля, облагаются специальным налогом на добычу полезных ископаемых Вступление в силу главы 26 и главы 26.4 НК РФ, а также ряда других нормативных правовых актов значительно видоизменило систему налогов, сборов и иных обязательных платежей, взимаемых в сфере недропользования. В настоящее время пользователи недр обязаны уплачивать все налоги и сборы, установленные для субъектов предпринимательской деятельности (НДС, налог на прибыль (доходы), акцизы и др.), а также налог на добычу полезных ископаемых и ряд обязательных платежей, установленных комментируемым Законом. Только налогоплательщики, заключившие соглашения о разделе продукции, освобождаются от уплаты налога на имущество, а также ряда других обязательных платежей. Определяющей для правовой природы общественных отношений в сфере недропользования, а также организации налогообложения в этой сфере является правовая норма, закрепленная в ч. 1 ст. 1.2 Закона о недрах. В соответствии с нею недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии со ст 39 ФЗ "О недрах"от 21 февраля 1992 года N 2395-1
ред. Федеральных законов от 03.03.1995 N 27-ФЗ, от 10.02.1999 N 32-ФЗ, от 02.01.2000 N 20-ФЗ, от 14.05.2001 N 52-ФЗ, от 08.08.2001 N 126-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 06.06.2003 N 65-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ) при пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:
- разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;

- регулярные платежи за пользование недрами;

- плата за геологическую информацию о недрах;

- сбор за участие в конкурсе (аукционе);

- сбор за выдачу лицензий.

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Согласно ч. 2 ст.39 ФЗ "О недрах" кроме указанных платежей пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Так, в систему обязательных платежей, взимаемых при недропользовании, также входят налог на добычу полезных ископаемых и акцизы на минеральное сырье и нефтепродукты. Кроме того, при совершении экспортных операций с добытыми полезными ископаемыми уплачивается таможенная пошлина на условиях, установленных таможенным законодательством. Особый налоговый режим установлен для лиц, с которыми было заключено соглашение о разделе продукции.

Платежи, предусмотренные комментируемой статьей, в соответствии с законодательством о налогах и сборах, уплачиваются помимо налогов и сборов, установленных в НК РФ. Уплата таких платежей не освобождает недропользователей от уплаты иных налогов и сборов, если иное не установлено законом.

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля стоимости добытых полезных ископаемых, на каменный уголь ставка составляет 4,0%.

Статья 10 ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» 20 июня 1996 года N 81-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.08.2000 N 122-ФЗ) регламентирует:
1. Федеральный орган исполнительной власти, на который возложено регулирование в области добычи (переработки) угля, организует и осуществляет лицензирование видов деятельности в области проектирования, строительства и эксплуатации организаций по добыче (переработке) угля в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Перечень подлежащих лицензированию видов деятельности в области добычи (переработки) угля, порядок предоставления соответствующих лицензий, а также условия прекращения их действия утверждаются федеральным законом или в установленном порядке.
Представитель государственной геологической службы по результатам проведенной проверки может составить протокол об административном правонарушении, а также обратится в соответствующий федеральный орган с предложением об отзыве лицензии данного юридического лица, а также направить материалы проверки в прокуратуру, с целью возбуждения уголовных дел в связи с нарушениями налогового законодательства


Ситуация 3.

Комитет по охране окружающей среды Башкортостана предъявил в арбитражном суде иск к Череповецкому металлургическому комбинату о взыскании ущерба, причиненного ответчиком загрязнением природной среды. Экспертизой, проведенной по инициативе истца, доказано, что в результате аварийных выбросов вредных веществ комбинатом замедлился прирост шерсти в отарах овец. Ответчик отказался удовлетворить исковые требования, заявив, что он уже выплачивает платежи за загрязнение окружающей среды. Решите дело.


Решение.
ФЗ «Об охране окружающей среды», в которой указывается, что причинитель вреда, обязан возместить вред, независимо от уплаты средств за загрязнение окружающей среды. Следовательно, доводы ответчика не убедительны.


Статья 22 ФЗ «О животном мире» от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ
(в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 148-ФЗ,от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ): Любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.

Статья 55 «О животном мире». от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ
(в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 148-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, устанавливает административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об охране и использовании животного мира

В соответствии со ст. 16,п.6,7,8 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ). Требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности
6. При вводе в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, должно обеспечиваться непревышение технических нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух.


7. Запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

8. Запрещаются проектирование, размещение и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя Земли, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и генетического фонда животных, наступлению необратимых последствий для людей и окружающей природной среды.