Файл: «Авторитет и лидерство в системе менеджмента» (Научные подходы к определению авторитета и лидерства).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретическая сущность авторитета и лидерства в теории менеджмента
1.1. Научные подходы к определению авторитета и лидерства
1.2. Стили лидерства в современном менеджменте
1.3. Факторы, составляющие авторитет руководителя
2. Анализ системы управления Туристического комплекса «ВокзалЪ» Кострома Сырная»
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Анализ существующей системы авторитета и лидерства в организации
2.3. Предложения по совершенствованию управления организацией с позиции авторитета и лидерства
ВВЕДЕНИЕ
Эффективность деятельности любой организации складывается из множества факторов, в том числе и из сложившихся коммуникационных отношений за счет формального и неформального авторитета и лидерства ее сотрудников.
Для руководителя компании крайне важно быть не только формальным лидером, но и неформальным авторитетом за счет своих профессиональных и личностных качеств. Это существенным образом повысит степень доверия его сотрудников, обеспечит поддержку и одобрение принимаемых управленческих решений.
В этой связи становится особенно актуальным изучение факторов авторитета и лидерства, сильных слабых сторон личности руководителя, выбранного им стиля лидерства, чтобы своевременно скорректировать его поведение для достижения максимально эффективного коммуникационного взаимодействия с управляемым коллективом.
Цель работы – исследование факторов авторитета и лидерства на примере Туристического комплекса «ВокзалЪ» Кострома Сырная».
Задачи исследования:
- изучить научные подходы к определению авторитета и лидерства;
- охарактеризовать стили лидерства в современном менеджменте;
- определить факторы, составляющие авторитет руководителя;
- провести анализ существующей системы авторитета и лидерства в организации;
- сформулировать предложения по совершенствованию управления организацией с позиции авторитета и лидерства.
Объект исследования – авторитет и лидерство как составляющие эффективного управления организацией.
Предмет исследования – стили лидерства и факторы авторитета, влияющие на развитие организации и коммуникационные процессы в ней (на примере Туристического комплекса «ВокзалЪ» Кострома Сырная»).
При написании курсовой работы была изучена учебно-методическая литература, монографии, научные статьи, опубликованные в ведущих изданиях, в том числе сборниках ВАК. Практическую базу исследования составили учредительные документы ООО «Туристический комплекс «ВокзалЪ» Кострома Сырная», текущая отчётность организации.
Общий объем работы составляет 36 страниц, работа содержит: 4 рисунка, 2 таблицы. Список использованной литературы включает 37 источников. Курсовая работа состоит из следующих структурных элементов: введение, две главы, заключение, библиографический список.
Во введении раскрыта актуальность исследования, определены его цели и задачи, предмет и объект.
В первой главе рассмотрена теоретическая сущность авторитета и лидерства в теории менеджмента.
Во второй главе проведен анализ системы управления, авторитета и лидерства Туристического комплекса «ВокзалЪ» Кострома Сырная», даны предложения по совершенствованию управления организацией с рассматриваемых позиций.
В заключении сделан общий вывод по итогам проведенного исследования.
1. Теоретическая сущность авторитета и лидерства в теории менеджмента
1.1. Научные подходы к определению авторитета и лидерства
Феномен авторитета и лидерства с древних времен активно изучается научным сообществом. Так первые упоминания о подобных свойствах человеческой личности отмечаются в трудах Платона, Конфуция, Никколо Макиавелли, Гегеля, Ницше, Лао-цзы и др. Сводный анализ исторических теорий представлен в таблице 1.
Таблица 1
Краткий анализ точек зрения ученых на феномен лидерства[1],[2],[3]
Ученый |
Позиция |
Конфуций |
Лидер тот, кто ««в доброте не расточителен; принуждая к труду, не вызывает гнева; в желании не алчен; в величии не горд; вызывает почтение, не жесток» |
Лао-цзы |
«Лучший вождь — тот, которого «народ не замечает» |
Платон |
«У идеального государя власть включает в себя «как разумение, так и рассудительность». Лидеры – это «герои и мудрецы» |
Н. Макиавелли |
Лидер «благодаря умению должен отгадывать сокровенные желания человеческой души» |
Г. Гегель |
Лидер – это «доверенное лицо мирового духа» |
Ф. Ницше |
«Стремление стать лидером — естественное стремление человека, помехой которому является мораль, это «оружие слабых», настоящий лидер вправе ее третировать, чтобы она «не висела у него гирей на ногах» |
З. Фрейд |
«Человечество нуждается в лидере, так же как и семейство в авторитарном отце; «в отцеподобии» – тайна лидерства» |
А. Адлер |
«Желание быть лидером – компенсация «чувства неполноценности» личности |
Философы рубежа ХIX-XX вв. |
«Лидер» – это человек с определенным набором ценностных качеств, которые, в свою очередь, определяют ход его действий» |
Следует отметить, что феномен «лидерства» и качественные характеристики «лидера» очень популярны среди исследователей различных научных направлений, таких как менеджмент, психология, политология, история, социология, философия и т. д. Все они рассматривают проблему, исходя из особенностей своего предмета исследования. Однако, с учетом того, что все отрасли научного знания взаимосвязаны, рассмотрим феномен лидерства комплексно.
Так, например, И.В. Котляров рассматривает вопросы лидерства в социологическом аспекте. Он приходит к выводу, что лидерство – это специфическая форма социальной активности и организации отношений между социальными субъектами, обеспечивающих главенствующее положение индивида в социуме, осуществляемого благодаря наличию специфических личностных качеств, определенных ценностей и ценностных ориентаций, личностной мотивации, постоянному воздействию на членов группы, ответственности перед ними и стремлению к поставленной цели[4].
С точки зрения политологии определение лидерству дали Т.Н. Самсонова и Е.С. Шпуга: «политическое лидерство – это механизм осуществления политической власти, в основе которого лежит взаимовлияние лидера, выражающего интересы и потребности общества, и последователей, делегирующих ему свои полномочия для осуществления представительства и реализации их интересов»[5].
Психологический аспект лидерства изучен в статье Е.А. Тягуновой, где автор по результатам анализа мнений психологов резюмирует лидерство как сложный психологический феномен, образованный единством особенностей своего субъекта, ситуации, в которой он проявляет себя, и субъектов, на которых оказывает воздействие[6].
Осмысление сущности и природы лидерства с точки зрения философии отражено в исследовании О.К. Мертенс. Автор приходит к выводу, что лидерство – это социально-коммуникативное образование, представляющее собой процесс взаимоотношения влияния социально зрелой части социальной общности и других её членов, а также личности-лидера и её последователей, который обусловливает регулирование отношений в общностях людей для обеспечения целостности и функциональности этих общностей и ориентирован на достижения общезначимых для них целей[7].
Т.Г. Гусева, рассматривая феномен лидерства с позиций концепций менеджмента, приходит к выводу, что в теории управления его рассматривают в рамках трех направлений: как влияние; как воплощение определённых ценностей; и как видение. Таким образом, автор дает обобщенное определение: лидерство – это процесс влияния индивида на других членов общественной группы, ориентированного на достижение определенной цели, соответствующей общим интересам и общему видению будущего[8].
Сущность понятия лидерства в исследованиях по менеджменту заключается в управленческом взаимодействии между лидером и последователями, основанном на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленном на побуждение людей к достижению общих целей[9].
В системе менеджмента также можно выделить ряд научных подходов к определению сущностных основ лидерства (Таблица 2).
Таблица 2
Подходы к определению и сущностных основ лидерства[10],[11],[12]
Научный подход |
Период |
Авторы и исследователи |
Базовые положения |
Личностный |
1930-1950 гг. |
Стогдилл, Бэрд, Гизелли, Манн и др. |
Существование определенного набора личностных качеств руководителя, который бы определял эффективность руководства (например, по Стогдиллу это интеллект, инициативность, навыки взаимодействия, уверенность в себе, стремлением взять на себя ответственность, честность) |
Поведенческий |
1949-1970 гг. |
МакГрегор, Левин, Лайкерт, Блейк и др. |
Имеется один наиболее эффективный стиль руководства, основанный на некотором поведении руководителя |
Ситуационный |
1960-1990 гг. |
Фидлер, Митчел, Врум, Йеттон, Херси и Бланшар и др. |
Определение влияния разных факторов на действия руководителей в зависимости от управленческой ситуации (например, уровни эффективности М1-М4 по Херси и Бланшару) |
Комплексный |
Конец XX в. |
Керр и Джермейер, Манц и др. |
Специфичность появления лидерских качеств и поведения руководителей в конкретной ситуации |
Первые теории, как это обычно бывает, активно критиковались последователями, которые определяли их слабые стороны. Так, к основным недостаткам теории лидерских качеств принято относить: бесконечность и противоречивость перечней, созданных разными исследователями; отсутствие ситуационных переменных, отсутствие влияния отношений между лидером и последователями. Основным недостатком поведенческой теории стала фиксация ситуации и рассмотрение стилей поведения лидера в условиях постоянства ситуации.
Методологической основой исследований современного понимания лидерства в менеджменте должен стать дуалистический подход, рассматривающий лидерство как явление, имеющее двойственную природу. Такой подход позволяет определить современное понимание лидерства как:
1) ведущее положение отдельной личности, социальной группы, обусловленное более эффективными результатами деятельности;
2) процессы внутренней самоорганизации и самоуправления группы, коллектива, обусловленные индивидуальной инициативой их членов[13].
Первое определение показывает субъективный характер данного понятия: менеджер, достижения которого признает определенная группа людей, может быть для этих людей лидером, и в то же время другая группа может отрицать его лидерство, если не рассматривает соответствующие достижения как выдающиеся. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними использует и полагается, прежде всего, на должностную основу власти и источники, ее питающие.
Второе определение, в отличие от первого, отражает динамизм процесса лидерства в менеджменте. Действительно, лидерство – это не только положение личности или группы, но еще и процесс вовлечения последователей в деятельность, направленную на достижение определенных целей. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников.
Таким образом, при анализе выявлено большое количество научных подходов к определению лидерства, которые различаются как по предметной области научного познания, то и по трактованию сущности лидерства с точки зрения его понимания тем или иным ученым, научной школой.
1.2. Стили лидерства в современном менеджменте
Сегодня основным вкладом поведенческого подхода в теории лидерства является концепция стилей лидерского поведения. Стиль лидерства – это обобщенные виды поведения руководителя (лидера) в отношениях с подчиненными в процессе достижения поставленных целей организации[14]. Их существенным различием является степень делегирования полномочий от руководителя-лидера подчиненным.
Традиционно принято выделять три стиля лидерства:
1. Авторитарный (он же директивный)
2. Демократический (он же коллегиальный)
3. Либеральный (он же попустительский)
Рассмотрим каждый из стилей подробнее.
Авторитарный стиль предполагает единоличное управленческое воздействие на подчиненных, основанное на угрозе санкций[15]. Это стиль, при котором лидер по отношению к ведомым действует директивно, жестко, распределяя роли между членами группы, не позволяя выходить за их пределы и тщательно контролируя их работу во всех деталях. Авторитарный лидер почти все основные функции управления сосредоточивает в своих руках, не позволяя членам группы обсуждать или оспаривать действия и принимаемые им решения[16].