Файл: «Авторитет и лидерство в системе менеджмента» (Научные подходы к определению авторитета и лидерства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3. Предложения по совершенствованию управления организацией с позиции авторитета и лидерства

Наличие в организации авторитарного стиля управления заложило в умы сотрудников предположение, что мнение руководителей нижнего уровня и их лидерские качества в меньшей степени влияют на конечный результат рабочей деятельности. Поэтому в коллективе Туристического комплекса «ВокзалЪ» Кострома Сырная» наблюдается очень слабая инициативность. Более того, предложения коллектива, если они и есть, практически не учитываются формальным лидером.

В связи с планируемым расширением штата компании, предлагаем пересмотреть организационную структуру общества, перейти от линейной к линейно-функциональной или просто функциональной (Рисунок 4).

Генеральный директор

Планово-экономический отдел

Заместитель директора по развитию

Заместитель директора по гостиничному хозяйству

Служба маркетинга

Служба размещения

Служба анимации

Техническая служба

Рисунок 4 – Предлагаемая организационная структура Туристического комплекса «ВокзалЪ» Кострома Сырная»

Согласно рисунку 4 в организации добавляются два формальных лидера, которые укрепляют иерархию власти и своим профессиональным мастерством развивают деятельность на вверенных направлениях. Создание специализированных служб позволит организовать коммуникационные связи сотрудников в рамках одной структурной ячейки, где в малом коллективе они смогут более активно проявить инициативу по направлению своей деятельности. Также в данных малых группах могут появиться отдельные неформальные лидеры, которые смогут помогать руководителю организации мотивировать персонал.

Появление линейных руководителей низшего уровня позволит генеральному директору туристического комплекса делегировать часть собственных полномочий и осуществлять только контроль за их реализацией. Такой подход станет основой для смены стиля лидерства с авторитарного на демократический. В данном случае проекты управленческих решений смогут активно обсуждаться «узким» кругом, что уже исключает фактор единоличного директивного их принятия.


Поскольку заместители директора будут иметь тесные коммуникационные связи с коллективом курируемых секторов, то повышается качество обратной связи. Через них сотрудники смогут донести свои мысли и предложения до высшего руководства.

В тоже время линейные руководители смогут более детально объяснять отдельные аспекты решений генерального директора коллективу, обеспечивать помощь при их реализации, наставничество для вновь пришедших сотрудников, сопровождение на всех этапах коммуникационного взаимодействия.

Также, следует отметить, что специфика туристического бизнеса заключается в сильном влиянии на его результативность факторов внешней среды. Например, в настоящее время объявленная мировая пандемия существенным образом сказалась на развитии Туристического комплекса «ВокзалЪ» Кострома Сырная». Снижение количества клиентов повышает степень конфликтности в организации, вызванную страхом перед возможным банкротством. Именно сейчас наименее эффективен существующий авторитарный стиль лидерства, который не создает атмосферу поддержки и взаимовыручки.

В этой связи, считаем, что для рассматриваемого туристического комплекса самым приемлемым является гибкий или адаптивный стиль лидерства. Эффективность его заключается в том, что комбинирование всех трёх традиционных стилей лидерства зависит от текущей ситуации функционирования организации.

Таким образом, по итогам анализа системы управления Туристического комплекса «ВокзалЪ» Кострома Сырная» можно сделать следующие выводы.

Туристический комплекс «ВокзалЪ» Кострома Сырная» является обществом с ограниченной ответственностью, основной сферой деятельности которого является предоставление услуг гостиничного сервиса и размещения, а также обеспечение комфортного и интересного проживания постояльцев на территории комплекса. Для этого у организации имеется соответствующее имущество и профессиональный коллектив.

Анализ существующей системы авторитета и лидерства в организации показал преимущество авторитарного стиля лидерства, который также подкрепляется формальными и неформальными факторами. Авторитет руководителя-лидера поддерживается его деловой и личностной репутацией среди сотрудников.

Однако в условиях развития комплекса данный тип лидерства не сможет способствовать совершенствованию коммуникационного взаимодействия. В этой связи были предложены меры по совершенствованию управления организацией. Так следует пересмотреть организационную структуру Общества от линейной в сторону линейно-функциональной, а систему лидерства от авторитарной к демократической.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках достижения цели настоящей курсовой работы по исследованию факторов авторитета и лидерства на примере Туристического комплекса «ВокзалЪ» Кострома Сырная» можно сделать следующие выводы.

Роль авторитета и лидерства в достижении эффективного коммуникационного взаимодействия и повышения качества управления организацией крайне высока. В этой связи исследованию данного феномена посвящены работы авторов разных областей научных знаний. Более того, существует несколько подходов к рассмотрению данного вопроса: поведенческий, ситуационный, комплексный, личностный и т.п. Обобщив различные точки зрения, приходим к выводу, что лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.

Заслугой поведенческого подхода является выделение отдельных стилей лидерства, которые получили название либеральный, авторитарный и демократический. В дальнейшем исследователи выделили дополнительные стили, которые стали комбинировать отдельные аспекты традиционных стилей. Проведя анализ каждого из них, определены их достоинства, недостатки, а также типы организационного поведения, при которых наиболее уместен тот или иной стиль.

При рассмотрении факторов, влияющих на авторитет руководителя, отмечены такие их них, как служебный, профессиональный, моральный. Совокупность всех факторов создает образ идеального руководителя, распоряжения и указания которого принимаются коллективом без сопротивления.

Практическая часть курсовой работы выполнена на примере Туристического комплекса «ВокзалЪ» Кострома Сырная» - общества с ограниченной ответственностью, реализующего услуги по предоставлению комплексного гостиничного сервиса.

С позиции оценки авторитета и лидерства выявлены следующие закономерности. В результате проведенного анализа определено, что лидером в организации является генеральный директор, авторитет которого подтверждается всеми тремя составляющими: профессиональными, личностными качествами и управленческими полномочиями. При действующей штатной численности сотрудников, а также организации их труда существующая линейная организационная структура и система коммуникационного взаимодействия вполне эффективна.

Однако, при условии планируемого расширения штата сотрудников, были предложены пути совершенствования системы управления туристическим комплексом. Так в целях повышения качества обратной связи и перехода от авторитарного лидерства предлагается изменить организационную структуру Общества на линейно-функциональную. Это позволит делегировать часть полномочий линейным руководителям низшего уровня, а также специалистам функциональных подразделений. Таким образом, появятся дополнительные формальные лидеры, а возможность проявления инициативы в функциональных секторах позволит выявить неформальных. За счет аккумуляции их лидерских способностей будет повышена эффективность коммуникационного взаимодействия в организации в целом.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Азимов, Т. А. Сравнение стилей руководства / Т. А. Азимов, Л. Ю. Безнощук. – Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. – 2016. – № 11 (115). – С. 590-593

Ануфриенко Л.В. Стили лидерства // Известия Великолукской государственной сельскохозяйственной академии, 2014. С. 1-5.

Бондаренко К.И. Подходы к изучению лидерства и лидерских качеств // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://scienceforum.ru/2018/article/2018003298 (дата обращения: 06.04.2020).

Вуковолова Т.А. Влияние авторитета руководителя на эффективность деятельности организации // Сборник тезисов и статей ежегодной научной студенческой конференции Института экономики и управления ФГБОУ ВО «УдГУ», 2019. С. 13-16.

Гусева Т.Г. Лидерство как феномен современного менеджмента // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2019. С. 47-49.

Дормидонтов Р.А. Факторы формирования авторитета педагога как руководителя коллектива // Гуадеамус, 2018. С. 1-3.

Дорофеева Л.И. Основы теории управления: УМК для студентов, обучающихся по направлению «управление персоналом» для подготовки бакалавров. – Саратов, 2015. – 433 с.

Ерастова А. В., Черкасова О. В. Лидерство: учебное пособие / А. В. Ерастова, О. В. Черкасова; Мордов. гос. ун-т. – Саранск, 2015 – С. 74.

Казначеева С.Н., Челнокова Е.А. К вопросу о формировании лидерства // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования , 2019. С. 239-245.

Клейменова А. Историческое развитие изучения феномена лидерства // Аналитика культурологии, 2014. С. 1-6.

Коврижных М.С. Способы повышения авторитета руководителя // Закономерности и тенденции инновационного развития общества, 2017. С. 137-140.

Кодин В. Слагаемые авторитета руководителя // Психология и бизнес URL: https://psycho.ru/library/3718 (дата обращения: 05.04.2020)

Колношенко В.И., Колношенко О.В. Проблема лидерства в современном менеджменте // Научные труды Московского гуманитарного университета, 2015. С. 84-95.

Колосков И.А. Современные подходы к теории лидерства // Вестник РМАТ , 2015. С. 51-54.

Котляров И.В. Лидерство в историческом нарративе (социологический дискурс) // Социологический альманах, 2015. С. 16-43.

Ксенофонтова Е.Г. Современные концепции эффективного лидерства в организациях: общее и особенное // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология, 2017 С. 49-72.


Лощакова В.Д. Авторитет руководителя // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы, 2015. С. 109-111.

Мертенс О.К. Сущность и природа лидерства // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки, 2018. С. 76- 84.

Михненко П.А. Теория менеджмента: Учебник: 2-е изд. переработанное и дополненное. – М., 2014.

Общий менеджмент : учебное пособие / Л.С. Ружанская [и др.] ; под общ. ред. Л.С. Ружанской, И. В. Котляревской.- Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017.- 116 с.

ООО «Вокзал «Кострома Сырная». Выписка из ЕГРЮЛ [Электронный ресурс]. URL: https://www.rusprofile.ru/founders/6955302 (дата обращения: 05.04.2020)

Основы лидерства : тексты лекций для студентов специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» заочной формы обучения / А. В. Равино. – Минск : БГТУ, 2014. – 84 с.

Пименова О.В. Влияние авторитета руководителя на трудовую мотивацию персонала // Вестник Донского государственного аграрного университета, 2013. С. 116-123.

Польщикова Е.А. Стили управления в менеджменте: их преимущества и недостатки // Таврический научный обозреватель, 2016. С. 1-4.

Радев Е., Жекова В. и др. Стиль управления и лидерство // PEM: Psychology. Educology. Medicine, 2016. С. 102-108.

Савинова, С. Ю. Лидерство в бизнесе: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. Ю. Савинова, Е. Н. Васильева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 280 с.

Самсонова Т.Н., Шпуга Е.С. Политическое лидерство перед вызовами современности // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология, 2016. С. 142-163.

Сергеева В.Б, Токарева А.А. Лидерство в менеджменте // Вестник НГИЭИ, 2012. С. 1-22.

Сергеева С.А. Эволюция философский идеи и концепций лидерства // Армия и общество, 2013. С. 1-10.

Тайкова Л.В., Тайков С.М. Лидерство как инструмент эффективного управления // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, 2016. С. 1-3.

Тягунова Е.А. Теоретические основы изучения лидерства в психологии // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты,2014. С. 1-10.

Удалов Ф.Е., Алёхина О.Ф., Гапонова О.С. Основы менеджмента: Учебное пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013. – 363 с.

Фомичева А.Д. Авторитет менеджера как неотъемлемая часть управления персоналом // Научное сообщество студентов XXI столетия. экономические науки: сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(28). URL: http://sibac.info/archive/economy/1(28).pdf (дата обращения: 09.04.2020).

Чажаев М.И., Давутмурзаев М.В. и др. Авторитет руководителя как субъективная сторона управления // ФГУ SCIENCE, 2018. С. 189-194.