Файл: Розничная торговля в рф в системе экономических и социальных.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И.М. Айзинова
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ В РФ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ КООРДИНАТ

Часть I. ОТРАСЛЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ1
ВстатьеанализируетсясовременноесостояниерозничнойторговойсетивРоссийскойФедера-ции: ее место в структуре экономики, наличие и территориальное расположение объектов торговли,их видовая структура, размеры торговых площадей, в том числе современных форматов, распростра-нение сетевой и дистанционной торговли, занятость и оплата труда. Обсуждаются недостатки го-сударственногорегулированиявсфереторговлиирезервыразвитияотрасли.
Розничная торговля в процессе своего развития впитывала все достижения научно- технического прогресса. Но на протяжении веков осталась неизменной главная функ- ция торговли как посредника между производителем и потребителем, и в более широ- ком смысле между сферой производства и сферой потребления. Кроме того, торгов- ля оказывает непосредственное влияние на формирование кредитно-денежной поли- тики, в частности, регулирование объема денег в обращении, сберегательное поведе- ние населения, размеры налоговых поступлений, общий уровень занятости и все ос- новные параметры качества жизни населения. Торговля является, с одной стороны, показателем состояния экономики, а с другой стимулом к ее развитию, причем с точ- ки зрения как производства, так и потребления.

Торговля в структуре российской экономики. В статистическом смысле в дан- ный вид экономической деятельности включается оптовая и розничная торговля, и его вклад в формирование основных параметров экономического развития является весьма существенным. В 2016 г. из 77508,4 млрд. руб. валовой добавленной стоимости на долю торговли приходилось 12389 млрд. руб., или 15,9% (рост по сравнению с 2005 г. более чем в 4 раза). По этому показателю она превосходит обрабатывающие производства и другие виды экономической деятельности, кроме операций с недвижимым имуществом, аренды и оказания услуг. В торговой отрасли были заняты в 2016 г. 13633 тыс. чел. (при- рост по сравнению с 2005 г. 23%), что составляет 18,9% общей численности занятых в экономике РФ (первое место по этому показателю). Инвестиции в основной капитал в торговле возросли с 129148 в 2005 г. до 632705 млрд. руб. в 2016 г., или в 4,9 раза. Наи- больший рост при этом продемонстрировала розничная торговля – инвестиции в этом сегменте торговой деятельности увеличились в семь раз, а ее удельный вес в общем объ- еме инвестиций в экономику за этот период – с 1,1 до 1,9% (доля всей торговли в общем объеме инвестиций возросла с 3,6 до 4,3%.). Торговля обеспечивала в 2016 г. 11,1% по- ступления налогов и сборов в бюджетную систему РФ [1].

Однако из рис. 1., на котором представлена динамика вклада торговли в основные эко- номические показатели российской экономики, видно, как на протяжении 2008-2016 гг. отрасль сдает свои позиции в важнейшем из них производстве валовой добавленной стоимости, особенно «провисая» в кризисные годы.

Частично причины подобной тенденции лежат в хозяйственной сфере. На долю торговли приходится треть общего числа всех хозяйствующих субъектов в РФ, в том числе 7,4% – в розничной торговле (37,3 и 9,2% – соответственно субъектов малого предпринимательства). В 2016 г. основные фонды всей торговой отрасли



1ЧастьIIстатьибудетопубликованаводномизпоследующихномеровжурнала.


составляли 2,8% общей стоимости основных фондов российской экономики, из них на долю розничной торговли приходилось 5,9%.

%

25
20
15
10
5


0

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016
Год


Рис. 1. Удельный вес торговли в основных экономических показателях:

в валовой добавленной стоимости основных ценах); в среднегодовой численности занятых; в инвестициях в основной капитал
При этом износ основных фондов в розничной торговле по сравнению с 2005 г. возрос на 43,6 проц. п. и составил 33,6%, что было ниже, чем в торговле в целом, однако темпы

«старения» основных фондов в розничной торговле были самыми высокими среди под- видов деятельности торговли. Удельный вес полностью изношенных основных фондов составлял в розничной торговле в 2016 г. 4,3%, увеличившись по сравнению с 2005 г. на 1,7 проц. п. В частности, процесс старения основных фондов существенно затронул роз- ничную торговлю пищевыми продуктами – удельный вес полностью изношенных основ- ных фондов в ней возрос в 2,8 раза и достиг в 2016 г. 7,2% [1].

За период 2000-2016 гг. ввод в действие торговых площадей увеличился в 7,4 раза, в том числе – в 8,2 раза за счет нового строительства, и в 3,6 раза – за счет реконструкции действующих объектов торговли. За счет нового строительства бы- ло освоено 4,7 млн. кв. м торговой площади, или в 15 раз больше, чем в 2000 г. За- тем на фоне общего ухудшения экономической ситуации произошло резкое сокра- щение нового строительства при сохранении небольшой доли реконструкции.

Увеличение площади предприятий розничной торговли вызывает соответствующий рост потребности в персонале. Неслучайно и по темпам роста численности, и по ее удельному весу в экономике торговля занимает лидирующие позиции среди видов эко- номической деятельности. Особенность рабочих мест в розничной торговле не предпола- гает наличия обязательного высшего образования: из общей численности занятых в от- расли на конец 2016 г. 73,4% имели среднее образование, в том числе 47,7% среднее профессиональное, а удельный вес работников с высшим образованием был ниже, чем в экономике в целом. Однако внедрение новых технологий торговли в ближайшем буду- щем потребует изменения такой ситуации.

Рабочие места в торговле предоставлялись гражданам в возрасте от 50 до 72 лет, которые составляли 20% общей численности занятых в ней работников [2]. Но свыше 15% общей численности безработных, имеющих опыт работы, приходится на оптовую и розничную торговлю, причем, естественно, уровень женской безра- ботицы в отрасли выше. Что касается заработной платы в торговле, то в течение 2013-2015 гг. она опускалась ниже 80% среднего показателя по экономике, но с 2014 г. обгоняла его по темпам роста и в 2016 г. вышла на уровень 82% среднего, увеличившись по сравнению с 2011 г. на 53,1%.


Рентабельность предприятий розничной торговли на протяжении 2014-2016 гг. оста- валась на уровне 1,9%, при этом удельный вес убыточных предприятий сократился на 4,3 проц. п., а сумма их убытков уменьшилась почти на 31%. Выручка от продажи товаров в розничной торговле за эти три года возросла на 24,3%, но при этом их себестоимость уве- личилась, причем в большей степени на 26,8%. Следует отметить, что сальдо прочих доходов и расходов организаций розничной торговли за 2014-2016 гг. увеличилось в 8,5 (!) раза, что и обеспечило прирост сальдированного финансового результата на 73,6% [1]. Эти показатели свидетельствуют, что прибыль торгующих организаций определяется в основном не результатами профильной деятельности, а доходами от сдачи помещений в аренду и операций с ценными бумагами.

Приведенные данные позволяют утверждать, что на общем фоне торговля как вид экономической деятельности и розничная торговля в частности в финансовом отношении развиваются достаточно успешно и при растущей инвестиционной привлекательности отрасли (см. рис. 1). Однако ее вклад в российскую экономику пока продолжает снижаться.


Параметры сети розничной торговли. Согласно данным на конец 2016 г., на территории РФ действовало 1036,212 тыс. предприятий торговли, включая магази- ны всех видов, павильоны, палатки, киоски, аптеки и аптечные магазины, аптечные киоски и пункты. Их общее число по сравнению с 2014 г. увеличилось на 2,3%. Лидером по темпам роста была аптечная сеть: общее число торговых точек фарма- цевтического профиля только за три года возросло на 5,6%. Формат магазинов имели 74,4% предприятий розничной торговли.

На рис. 2 [1] представлена видовая структура сети магазинов розничной торговли в конце 2016 г. Как видно, основная доля (более трети) принадлежит магазинам товаров повседневного спроса, однако в течение 2014-2016 гг. она неуклонно сокращалась под влиянием опережающего роста числа супер- и гипермаркетов (рис. 3) [1]. Число супер- маркетов увеличилось на 24%, гипермаркетов на 14,4%, а количество магазинов, тор- гующих товарами повседневного спроса, и минимаркетов сократилось на 5,6%. В этой тенденции проявляется противоборство между пространственной доступностью обычных магазинов и удобством разнообразных покупок в одном месте и по более привлекатель-
ной цене.


Гипермаркеты

0,21%

Супермаркеты

3%



Специализи- рованные продоволь- ственные магазины; 11%





Магазины товаров повседневного спроса;

50%

Специализи- рованные непро- довольственные магазины;

36%



Рис. 2. Видовая структура сети магазинов розничной торговли в 2016 г.




Спец. магазины и минимаркеты

Супермаркеты и гипермаркеты


40 3,0
35

2,5

30

2,0

25
20 1,5
15

1,0

10

0,5

5


0

2014 2015 2016
0,0

Год


Рис. 3. Динамика структуры видовой сети магазинов:

----- специализированные продовольственные магазины; ––– специализированные непро- довольственные магазины; –□– магазины товаров повседневного спроса, минимаркеты;

–– гипермаркеты; –????– супермаркеты
Российские регионы очень существенно различаются по всем параметрам, характери- зующим состояние розничной торговли. Высокий уровень территориальной дифферен- циации наблюдается не только в отношении макроэкономических показателей (вклад в ВРП, численность занятых, региональные налоги и сборы). Значительные различия, кото- рые и являются причиной такого неравенства, определяются не только общим уровнем хозяйственного развития территории, но и непосредственными характеристиками самой торговой деятельности: наличием объектов, размерами торговых площадей, их располо- жением, наличием складских помещений, логистикой, хозяйственными связями между территориями [3] и возможностями завоза товаров, присутствием местных производите- лей, ассортиментом, ценами, качеством товаров и удобством обслуживания покупателей.

По данным на конец 2016 г. основное количество предприятий розничной тор- говли и торговых площадей было сосредоточено в европейской части РФ и прихо- дилось на Центральный и Приволжский ФО (табл. 1) [4].

Таблица 1
Территориальные различия в размещении сети розничной торговли на 31 декабря 2016 г.