Файл: Розничная торговля в рф в системе экономических и социальных.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральный округ | Удельный вес в общероссийском показателе, % | Площадь торговых залов на 1000 чел. населения, кв. м | |
количество предпри- ятий всех видов | площадь торговых залов, кв. м | ||
РФ | 100,0 | 100,0 | 809,10 |
Центральный | 22,7 | 31,5 | 953,83 |
Северо-Западный | 7,2 | 6,3 | 535,45 |
Южный | 15,6 | 9,8 | 706,96 |
Северо-Кавказский | 7,1 | 3,6 | 434,24 |
Приволжский | 19,9 | 21,7 | 869,39 |
Уральский | 7,9 | 9,1 | 872,15 |
Сибирский | 14,1 | 14,1 | 866,14 |
Дальневосточный | 5,6 | 4,0 | 777,35 |
Существующая дифференциация в обеспеченности населения торговыми пло- щадями и по отдельным субъектам Федерации и внутри федеральных округов зна- чительно выше. Так, в лидирующей по этому показателю Московской области на 1000 чел. приходилось 1282,6 кв. м торговой площади всех видов розничной тор- говли, в Республике Ингушетия этот показатель составлял 181,6 кв. м, или в 7 раз меньше (Москва находилась только на 18-м месте). В ЦФО разница в показателях между Московской и Липецкой областями составляет более 2 раз, между Респуб- ликами Адыгея и Калмыкия в ЮФО – почти 2 раза.
Отдельного рассмотрения требует вопрос о наличии предприятий торговли в сельской местности. За 2014-2016 гг. их число сократилось
на 3%, а площадь торговых залов – на 1,7%. При этом, во-первых, происходит процесс концентрации (увеличение площади при сокращении числа торговых точек), во-вторых, усиливается присутствие супер- и гипер- маркетов. Число супермаркетов в сельской местности только за три года возросло с 699 до 1128 (на 61,4%). Одновременно известны случаи, когда единственный на всю округу
«сельмаг» закрывается по причине отсутствия продавца. Территориальное расположение предприятий розничной торговли показано на рис. 4 [1].
%
100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
Магазины Павильоны Палатки, киоски
Рис. 4. Распределение объектов торговли по месту расположения на конец 2016 г.: городская местность; сельская местность
Тем не менее, если обеспеченность населения торговыми площадями в расчете на 1000 чел. в целом за период 2014-2016 гг. возросла более чем на 10 проц. п., то в сельской местности, несмотря на проникновение крупных торговых форм, она со- кратилась на 0,4 проц. п. В результате на конец 2016 г. жители села были в 2,4 раза хуже, чем в среднем, обеспечены торговыми площадями на 1000 населения.
Следует обратить внимание на обеспеченность торговыми площадями современных
форматов в расчете на 1000 населения. Этот показатель, отражающий тенденцию основ- ного направления развития розничной торговли, только за 2014-2016 гг. возрос на 16,3 проц. п., однако существенно отстает от уровня развитых стран. При этом магазины современных форматов сосредоточены в Москве, С.-Петербурге, а также в городах- миллионниках, а остальные жители, по численности составляющие большинство на- селения, обделены не только качественным торговым обслуживанием, но иногда и во- обще предприятиями торговли. Кроме того, в сельской местности показатель обеспе- ченности современными форматами показал весьма существенную отрицательную динамику (-21,2 проц. п.), а его отрыв от среднего достиг 6-ти раз.
Для каждого стационарного торгового предприятия, помимо площади торгового зала, существует целый набор параметров, которые характеризуют его деятельность. С позиций покупателя – это: количество расчетно-кассовых узлов, присутст- вующих в ассортименте категорий товара, ширина ассортимента, количество позиций в категориях, глубина ассортимента, форма обслуживания, часы рабо- ты, наличие парковки, безопасность, предоставляемый дополнительный сервис в виде упаковки и
доставки товара, проверка товара, гарантийное обслужива- ние, информация о потребительских качествах товара, условия обмена и воз- врата. С внутрипроиз-водственной точки зрения учитываются принадлежность к сети или независимость, наличие складских, вспомогательных и офисных по- мещений, подъездных путей, удобства разгрузки товара, наличие собственного производства продукции (для продовольственного сектора), если оно имеется – доля товара, производимого специально для данного предприятия («марки про- давца»), списочное количество персонала, среднее количество покупок в день, уровень цен на базовые позиции ассортимента. Последнее интересует также и покупателя, причем зачастую в большей степени, чем прочие вышеперечислен- ные позиции.
Исходя из набора и сочетания этих параметров торговые предприятия относятся к тому или иному формату, число которых в последние годы значительно возросло. К давно существующим «продмагам», универмагам, универсамам, специализированным продовольственным и непродовольственным магазинам («Молоко», «Рыба», «Книги»,
«Обувь»), ставшим уже привычными супер- и гипермаркетам присоединились бутики, дискаунтеры, стоки, аутлеты, шоу-румы и т.д. Каждый из этих видов ориентирован на определенные группы покупателей и занимает особую нишу, но общей целью, естественно, является рост продаж.
Некоторые тенденции распределения оборота розничной торговли по видамторгующих организаций2. За 2000-2017 гг. товарооборот розничной торговли в теку- щих ценах возрос с 1,8 трлн. руб. до 29,8 трлн. руб. В его структуре за это время про- изошли существенные изменения (рис. 5) [4], которые явились следствием динамики оборота двух основным форм организации деятельности розничной торговли: торгую- щих организаций всех видов и розничных рынков и ярмарок (рис. 6) [4].
Рынки и ярмарки, оборот которых в текущих ценах увеличился с 617,1 млрд. руб. почти до 2 трлн. руб., потеряли 19,7 проц. п. долевого участия в формировании общего объема товарооборота розничной торговли.
Ассортимент рыночной торговли постепенно сместился с непродовольственных товаров (одежда и обувь и т.д.) на продовольствие, и наряду с традиционными уни- версальными сельскохозяйственными рынками стали появляться их новые формы: моноярмарки – рыбные, сырные, ягодные, ярмарки выходного дня, фермерские и др. Это перспективное направление розничной торговли может получить дальней- шее развитие при сохранении существующих в настоящее время высоких темпов роста сельского хозяйства, однако препятствием к этому служит отставание в ор- ганизации потребительской кооперации3.
Потребительская кооперация распространена преимущественно в сельской ме- стности, и несмотря на ее не только экономическое, но и социальное значение для развития именно таких территорий, ее торговые точки слабо интегрированы, име-