Файл: Розничная торговля в рф в системе экономических и социальных.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
24% в 2017 г. Снизился и прирост отправлений с то- варными вложениями из зарубежных интернет-магазинов – 25% вместо 73% годом ра- нее. При этом россияне явно предпочитают зарубежных онлайн-ритейлеров: доля зару- бежного сегмента в общем объеме рынка e-commerce возросла с 33 до 36%. Подавляющее большинство покупок (61,4%) в зарубежных интернет-магазинах не превышает 22 евро.
4 В качестве одной из причин недовольства условиями жизни в своем населенном пункте в 2016 г. свыше 11%опрошенногонаселенияназвалиотдаленностьторговыхточек,втомчисле,примерно8%горожаниболее20%жителей сельской местности. Нехватка стационарных объектов торговли и торговых площадей могла бы суспехом компенсироваться развитием дистанционной торговли, однако этому препятствует отстающая отпотребностейнаселенияскоростьраспространенияпокрытияинтернет-сигналомтерриторииРФ.
При этом государство принимает ограничительные меры в отношении крупных интер- нет-покупок на зарубежных площадках путем поэтапного снижения планки беспошлин- ного ввоза с 1000 евро
до 500 и далее до 200.
Основной компанией, доставляющей посылки из интернет-магазинов, оста- ется «Почта России». В 2017 г. ее доля на российском рынке доставки товаров e-commerce возросла на 5 проц. п. и составила 67%. Занимая монопольное по- ложение на рынке доставок, «Почта России» ускоренными темпами повышает цены – в 2015 г., и в 2016 г. темпы прироста тарифов на почтовые услуги пре- вышали 10%, что ограничивает возможности увеличения дистанционных про- даж [10]. Несмотря на это, в 2017 г. онлайн-торговля заняла около 3% объема всей розничной торговли в России, однако, по зарубежным меркам, такая доля является очень низкой. Так, например, в Великобритании 18% торгового оборо- та приходится на e-commerce. Но уже в 2018 г. эксперты ожидают нового уско- рения роста интернет-ритейла в России.
Государственное регулирование розничной торговли. По определению, любая форма торговой деятельности является самым рыночным сектором экономики, и роль государства, в принципе должна сводиться к созданию благоприятных рамочных усло- вий для ее развития: от таможенной политики до организации учета.
Взаимоотношения государства и хозяйствующих субъектов, осуществляю- щих торговую деятельность, регламентируются федеральным законодательст- вом, законодательными актами субъектов Федерации, муниципальных образо- ваний, министерств и ведомств. Основополагающим среди них является уже упоминавшийся Федеральный закон № 381 [6], который предоставляет торго- вым организациям широкие права в выборе вида торговля (оптовая или рознич- ная), формы ее организации (стационарная или передвижная), специализации (универсальная или специализированная и на какой именно товарной группе), решения вопросов, связанных с собственностью. Предприятия торговли само- стоятельно устанавливают условия своей работы: ассортимент продаваемых то- варов, режим работы, приемы и способы продажи и информирования покупате- лей, цены, а также технические вопросы организации торгового процесса.
В обязанности государства входит антимонопольное регулирование, информационное обеспечение и государственный и муниципальный контроль (надзор) за работой пред- приятий торговли. Законодательство постоянно совершенствуется,
в него вносятся мно- гочисленные изменения и дополнения. В результате в рамках своих полномочий госу- дарственное вмешательство в те направления работы предприятий торговли, которые декларированы как независимые, де-факто таковыми являются не полностью. Это можно проиллюстрировать на примере все тех же торговых сетей. Кроме ограничения присутст- вия торговой сети в границах территориального образования, был ограничен совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого торговой сети поставщиком за приобретение у него товара и за оказание услуг по его продвижению (5% цены). Сокращена максималь- ная отсрочка оплаты торговыми сетями полученного от поставщиков продовольствия в зависимости от сроков его годности5.
Согласно № 273-ФЗ [11], расширено понятие торговой сети, что накладывает до- полнительную нагрузку на СМП. В частности, отнесение к категории торговых сетей обязывает торговую точку иметь собственный интернет-сайт. Помимо дополнитель- ных издержек, связанных с его организацией и обслуживанием, которые отразятся на
5 В порядке инициативы «снизу» крупнейшие участники потребительского рынка, в том числе Ассоциациякомпанийрозничнойторговли,разработалиКодексдобросовестныхпрактиквзаимоотношений
междуторговыми сетями и поставщиками потребительских товаров, направленный на соблюдение баланса ихкоммерческихинтересовиповышениеэффективностивзаимодействиявцеляхудовлетворенияпотребностейнаселениявкачественныхидоступныхтоварах.
цене товара и снизят конкурентоспособность МП, для некоторых из них данное требо- вание закона является фактически невыполнимым из-за отсутствия интернет-связи.
В ценовую политику торговых предприятий государство также вмешивается, уста- навливая предельный уровень торговой наценки на ряд ключевых продовольственных товаров и жизненно важных лекарственных средств. Одновременно обсуждается рас- ширение перечня подакцизных товаров.
Вместе с тем органы государственной власти по существу не имеют полных и достоверных сведений о реальных размерах и структуре товарооборота розничной торговли, довольствуясь агрегированными группами товаров, выборками и досче- тами. Несмотря на принятие в 2003 г. № 54-ФЗ [12], регламентирующего использо- вание контрольно-кассовых устройств (ККУ), и вступившего в силу в 2016 г. № 290-ФЗ [13], внесшего в него изменения и дополнения, до сих пор не синхронизи- рованы коды товаров, применяющиеся в ККУ, с их кодами в бланках первичной статистической отчетности в торговле. Поэтому оба закона продолжают выполнять исключительно фискальную функцию.
Налоговое и таможенное6законодательства
4 В качестве одной из причин недовольства условиями жизни в своем населенном пункте в 2016 г. свыше 11%опрошенногонаселенияназвалиотдаленностьторговыхточек,втомчисле,примерно8%горожаниболее20%жителей сельской местности. Нехватка стационарных объектов торговли и торговых площадей могла бы суспехом компенсироваться развитием дистанционной торговли, однако этому препятствует отстающая отпотребностейнаселенияскоростьраспространенияпокрытияинтернет-сигналомтерриторииРФ.
При этом государство принимает ограничительные меры в отношении крупных интер- нет-покупок на зарубежных площадках путем поэтапного снижения планки беспошлин- ного ввоза с 1000 евро
до 500 и далее до 200.
Основной компанией, доставляющей посылки из интернет-магазинов, оста- ется «Почта России». В 2017 г. ее доля на российском рынке доставки товаров e-commerce возросла на 5 проц. п. и составила 67%. Занимая монопольное по- ложение на рынке доставок, «Почта России» ускоренными темпами повышает цены – в 2015 г., и в 2016 г. темпы прироста тарифов на почтовые услуги пре- вышали 10%, что ограничивает возможности увеличения дистанционных про- даж [10]. Несмотря на это, в 2017 г. онлайн-торговля заняла около 3% объема всей розничной торговли в России, однако, по зарубежным меркам, такая доля является очень низкой. Так, например, в Великобритании 18% торгового оборо- та приходится на e-commerce. Но уже в 2018 г. эксперты ожидают нового уско- рения роста интернет-ритейла в России.
Государственное регулирование розничной торговли. По определению, любая форма торговой деятельности является самым рыночным сектором экономики, и роль государства, в принципе должна сводиться к созданию благоприятных рамочных усло- вий для ее развития: от таможенной политики до организации учета.
Взаимоотношения государства и хозяйствующих субъектов, осуществляю- щих торговую деятельность, регламентируются федеральным законодательст- вом, законодательными актами субъектов Федерации, муниципальных образо- ваний, министерств и ведомств. Основополагающим среди них является уже упоминавшийся Федеральный закон № 381 [6], который предоставляет торго- вым организациям широкие права в выборе вида торговля (оптовая или рознич- ная), формы ее организации (стационарная или передвижная), специализации (универсальная или специализированная и на какой именно товарной группе), решения вопросов, связанных с собственностью. Предприятия торговли само- стоятельно устанавливают условия своей работы: ассортимент продаваемых то- варов, режим работы, приемы и способы продажи и информирования покупате- лей, цены, а также технические вопросы организации торгового процесса.
В обязанности государства входит антимонопольное регулирование, информационное обеспечение и государственный и муниципальный контроль (надзор) за работой пред- приятий торговли. Законодательство постоянно совершенствуется,
в него вносятся мно- гочисленные изменения и дополнения. В результате в рамках своих полномочий госу- дарственное вмешательство в те направления работы предприятий торговли, которые декларированы как независимые, де-факто таковыми являются не полностью. Это можно проиллюстрировать на примере все тех же торговых сетей. Кроме ограничения присутст- вия торговой сети в границах территориального образования, был ограничен совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого торговой сети поставщиком за приобретение у него товара и за оказание услуг по его продвижению (5% цены). Сокращена максималь- ная отсрочка оплаты торговыми сетями полученного от поставщиков продовольствия в зависимости от сроков его годности5.
Согласно № 273-ФЗ [11], расширено понятие торговой сети, что накладывает до- полнительную нагрузку на СМП. В частности, отнесение к категории торговых сетей обязывает торговую точку иметь собственный интернет-сайт. Помимо дополнитель- ных издержек, связанных с его организацией и обслуживанием, которые отразятся на
5 В порядке инициативы «снизу» крупнейшие участники потребительского рынка, в том числе Ассоциациякомпанийрозничнойторговли,разработалиКодексдобросовестныхпрактиквзаимоотношений
междуторговыми сетями и поставщиками потребительских товаров, направленный на соблюдение баланса ихкоммерческихинтересовиповышениеэффективностивзаимодействиявцеляхудовлетворенияпотребностейнаселениявкачественныхидоступныхтоварах.
цене товара и снизят конкурентоспособность МП, для некоторых из них данное требо- вание закона является фактически невыполнимым из-за отсутствия интернет-связи.
В ценовую политику торговых предприятий государство также вмешивается, уста- навливая предельный уровень торговой наценки на ряд ключевых продовольственных товаров и жизненно важных лекарственных средств. Одновременно обсуждается рас- ширение перечня подакцизных товаров.
Вместе с тем органы государственной власти по существу не имеют полных и достоверных сведений о реальных размерах и структуре товарооборота розничной торговли, довольствуясь агрегированными группами товаров, выборками и досче- тами. Несмотря на принятие в 2003 г. № 54-ФЗ [12], регламентирующего использо- вание контрольно-кассовых устройств (ККУ), и вступившего в силу в 2016 г. № 290-ФЗ [13], внесшего в него изменения и дополнения, до сих пор не синхронизи- рованы коды товаров, применяющиеся в ККУ, с их кодами в бланках первичной статистической отчетности в торговле. Поэтому оба закона продолжают выполнять исключительно фискальную функцию.
Налоговое и таможенное6законодательства