Файл: Розничная торговля в рф в системе экономических и социальных.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 132
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2 Такие характеристики оборота розничной торговли, как динамика, товарная структура, уровень цен,качество товаров, будут подробно рассмотрены в контексте анализа общих проблем потребительскогорынкаиблагосостояниянаселениявовторойчастистатьи.Здесьмыостановимсянатенденциях,относящихсявосновномквнутреннимпараметрамторговой отрасли.
3 В целом за 2000-2016 гг. оборот розничной торговли организаций потребительской кооперации в текущих ценахвозрос с 40816 до 161599 млн. руб., но в сопоставимых ценах его динамика в 2014-2016 гг. имела отрицательныйхарактер,адолявобщемоборотерозничнойторговлиснизиласьдо0,6%в2016г.посравнениюс1,7%в2000г.
ют маленькие торговые площади, находятся на значительном удалении от логисти- ческих распределительных центров.
%
100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
Год
Рис. 5. Структура оборота розничной торговли по формам торговли:
оборот розничной торговли торгующих
организаций; продажа на различных
рынках и ярмарках
%
35
30
25
20
15
10
5
0
Год
-5
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
-10
Рис. 6. Динамика темпов прироста и падения розничного товарооборота по формам торговли:
––– торгующие организации; - - - розничные рынки и ярмарки
В результате в системе потребкооперации имеется большое число убыточных предприятий, особенно в малых населенных пунктах, где они выполняют социаль- ную, а не коммерческую функцию.
В 2017 г. по сравнению с 2008 г. (середина рассматриваемого периода) число коо- перативных сельскохозяйственных рынков увеличилось с 5 до 18 и число торговых
мест на них возросло с 1439 до 2388, их доля в структуре всех видов розничных рын- ков продолжает составлять менее 1%, хотя и возросла на 0,7 проц. п. Общее число всех рынков и ярмарок за период 2008-2017 гг. сократилось с 3899 до 1158, число торговых мест – с 1051 тыс. до 311 тыс., или в 3,4 раза. Поэтому можно констатировать, что пока этот сектор сдает свои позиции, уступая торгующим ор- ганизациям, подавляющее большинство которых относится к частной форме соб- ственности, доля которой возросла с 82,9% в 2000 г. до 85,6% в 2016 г.
Однако несмотря на структурные сдвиги в направлении организованной тор- говли, общей негативной тенденцией для обеих ее форм остается снижение темпов прироста товарооборота, причем для рынков в кризисные годы наблюдался «уход в минус», не преодоленный до сих пор.
В течение последних лет в структуре хозяйствующих субъектов усилился про-
цесс концентрации (табл. 2) [5]. Доля крупных торгующих организации увеличи- лась на 25 проц. п. за счет остальных секторов.
Таблица 2
Изменения в структуре оборота розничной торговли по хозяйствующим субъектам, %
Тип хозяйствующих субъектов | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2016/2011 |
Организации, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства Средние предприятия Малые предприятия Микропредприятия Индивидуальные предпринима- тели, осуществляющие дея- тельность вне рынка Продажа товаров на розничных рынках и ярмарках | 34,8 3,4 15,1 9,4 24,8 11,5 | 36,9 3,3 15,8 9,2 24,2 10,6 | 38,1 3,1 15,4 9,1 24,8 9,5 | 40,3 2,8 14,9 9,1 24,4 8,5 | 41,9 2,3 14,1 9,3 24,5 7,9 | 43,5 2,9 13,6 9,3 23,6 7,1 | 125,0 85,3 90,1 98,9 95,2 61,7 |
Основное их количество (74,4%) составляют магазины. На 31 декабря 2016 г. в РФ насчитывалось 771,1 тыс. магазинов с общей площадью торговых залов 113413,6 тыс. кв. м, из них 20031 гипермаркетов с площадью торговых залов 32193,0 тыс. кв. м, на каждый из которых приходится в 11 раз больше торговой площади, чем в среднем на один магазин. Второй тенденцией, помимо укрупне- ния, в распределении оборота торгующих организаций стало увеличение доли торговых сетей. В 2010 г. удельный вес оборота розничной торговли розничных торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли (в фактически дей-
ствовавших ценах) составлял 17,5%, в 2016 г. – 27,2%. При этом число субъектов РФ, у которых удельный вес этого показателя был выше среднероссийского уровня, увеличилось с 26 до 37. Если же говорить о торговле пищевыми продук- тами, включая напитки и табачные изделия, то в этом сегменте торговые сети за 2010-2016 гг. увеличили свою долю с 20 до 33,1% в общем объеме оборота, а бо- лее чем в половине субъектов (а именно: в 47), она была в 2016 г. выше средне- российского показателя. Поскольку продукты питания относятся к товарам по- вседневного спроса, именно продовольственные сети развивались интенсивнее остальных, привлекая покупателей относительно низкими ценами на продукты собственной торговой марки.
Процесс «сетевой экспансии» происходил на различных территориях с разной скоростью. Особенно быстро увеличивалась доля сетевого оборота в восточной части страны – в Уральском, Сибирском и Дальневосточном ФО, где темпы ее рос- та за период 2011-2016 гг. достигали 200% и более (табл. 3) [6] вследствие особен- ностей транспортировки и логистики, доступных только при больших объемах по-
ставок. Естественно, самые высокие темпы роста отмечались там, где первона- чально присутствие сетей было незначительным.
Таблица 3
Изменение доли торговых сетей в розничном товарообороте, %
Федеральный округ | Доля оборота розничной торговли | |||||
розничных торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли | пищевыми продуктами* розничных торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли пищевыми продуктами* | |||||
2011 г. | 2016 г. | 2016/2011 | 2011 г. | 2016 г. | 2016/2011 | |
РФ | 18,4 | 27,2 | 147,8 | 21,8 | 33,1 | 151,8 |
Центральный | 20,8 | 27,3 | 131,3 | 23,5 | 32,0 | 136,2 |
Северо-Западный | 34,0 | 46,1 | 135,6 | 42,1 | 59,2 | 140,6 |
Южный | 17,9 | 25,1 | 140,2 | 21,8 | 30,1 | 138,1 |
Северо-Кавказский | 5,8 | 6,2 | 106,9 | 5,7 | 6,2 | 108,8 |
Приволжский | 16,8 | 26,5 | 157,7 | 21,6 | 34,6 | 160,2 |
Уральский | 13,6 | 28,5 | 209,6 | 17,0 | 38,7 | 227,6 |
Сибирский | 14,9 | 29,1 | 195,3 | 17,6 | 33,9 | 192,6 |
Дальневосточный | 7,6 | 12,5 | 164,5 | 6,2 | 12,5 | 201,6 |
*Включаянапиткиитабачныеизделия. |
В целом в 23-х субъектах Федерации на долю торговых сетей приходилось свыше трети общего розничного товарооборота и в 10-ти субъектах – свыше половины обо- рота торговли пищевыми продуктами. Административно-законодательные попытки ограничить присутствие сети в рамках одной территории, если ее оборот превышает 25% общего объема, путем запрета на открытие новых торговых точек [7, ст.14] успе- хом не увенчались, поскольку единообразные правила недостаточно учитывают мест- ную специфику. С одной стороны, речь идет о создании равных конкурентных усло- вий для крупного и мелкого бизнеса, с другой – о нарушении прав потребителей на выбор торгового формата.
В последнее время все большей популярностью у населения пользуется дистан- ционная торговля, которая в известной мере компенсирует недостатки стационар- ной4. Доля розничных продаж через Интернет в общем объеме оборота розничной торговли [8, с. 29] возросла с 0,7% в 2014 г. до 1,1% в 2016 г. По результатам 2017 г., оборот онлайн-ритейла превысил 1 трлн. руб. однако, как отмечают в АКИТ (Ас- социация компаний интернет-торговли), темпы его прироста снижаются: рост рын- ка онлайн-ритейла в 2014 г. составлял 31%, в 2016 г. – 21%. Кризисный 2015 г. был исключением, тогда рынок возрос лишь на 7% [9].
За 2017 г. дистанционный рынок увеличился только на 13%. Как полагают участ- ники рынка, снижение темпа роста может быть связано с замедлением в сегменте трансграничной торговли и общим спадом покупательной способности населения. Так, на рынке трансграничных покупок в интернет-магазинах темпы прироста сни- зились с 37% в 2016 г. до примерно