Файл: Розничная торговля в рф в системе экономических и социальных.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



2 Такие характеристики оборота розничной торговли, как динамика, товарная структура, уровень цен,качество товаров, будут подробно рассмотрены в контексте анализа общих проблем потребительскогорынкаиблагосостояниянаселениявовторойчастистатьи.Здесьмыостановимсянатенденциях,относящихсявосновномквнутреннимпараметрамторговой отрасли.

3 В целом за 2000-2016 гг. оборот розничной торговли организаций потребительской кооперации в текущих ценахвозрос с 40816 до 161599 млн. руб., но в сопоставимых ценах его динамика в 2014-2016 гг. имела отрицательныйхарактер,адолявобщемоборотерозничнойторговлиснизиласьдо0,6%в2016г.посравнениюс1,7%в2000г.

ют маленькие торговые площади, находятся на значительном удалении от логисти- ческих распределительных центров.
%

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0


2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017
Год
Рис. 5. Структура оборота розничной торговли по формам торговли:

оборот розничной торговли торгующих
организаций; продажа на различных

рынках и ярмарках

%

35
30
25
20
15
10
5
0

Год

-5

2000

2001
2002

2003

2004

2005
2006

2007

2008

2009
2010

2011

2012

2013
2014

2015

2016

2017
-10
Рис. 6. Динамика темпов прироста и падения розничного товарооборота по формам торговли:

––– торгующие организации; - - - розничные рынки и ярмарки
В результате в системе потребкооперации имеется большое число убыточных предприятий, особенно в малых населенных пунктах, где они выполняют социаль- ную, а не коммерческую функцию.

В 2017 г. по сравнению с 2008 г. (середина рассматриваемого периода) число коо- перативных сельскохозяйственных рынков увеличилось с 5 до 18 и число торговых

мест на них возросло с 1439 до 2388, их доля в структуре всех видов розничных рын- ков продолжает составлять менее 1%, хотя и возросла на 0,7 проц. п. Общее число всех рынков и ярмарок за период 2008-2017 гг. сократилось с 3899 до 1158, число торговых мест – с 1051 тыс. до 311 тыс., или в 3,4 раза. Поэтому можно констатировать, что пока этот сектор сдает свои позиции, уступая торгующим ор- ганизациям, подавляющее большинство которых относится к частной форме соб- ственности, доля которой возросла с 82,9% в 2000 г. до 85,6% в 2016 г.

Однако несмотря на структурные сдвиги в направлении организованной тор- говли, общей негативной тенденцией для обеих ее форм остается снижение темпов прироста товарооборота, причем для рынков в кризисные годы наблюдался «уход в минус», не преодоленный до сих пор.

В течение последних лет в структуре хозяйствующих субъектов усилился про-

цесс концентрации (табл. 2) [5]. Доля крупных торгующих организации увеличи- лась на 25 проц. п. за счет остальных секторов.

Таблица 2
Изменения в структуре оборота розничной торговли по хозяйствующим субъектам, %


Тип хозяйствующих субъектов

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2016/2011

Организации, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства

Средние предприятия Малые предприятия Микропредприятия

Индивидуальные предпринима- тели, осуществляющие дея- тельность вне рынка

Продажа товаров на розничных рынках и ярмарках


34,8

3,4

15,1

9,4
24,8

11,5


36,9

3,3

15,8

9,2
24,2

10,6


38,1

3,1

15,4

9,1
24,8

9,5


40,3

2,8

14,9

9,1
24,4

8,5


41,9

2,3

14,1

9,3
24,5

7,9


43,5

2,9

13,6

9,3
23,6

7,1


125,0

85,3

90,1

98,9
95,2

61,7


Основное их количество (74,4%) составляют магазины. На 31 декабря 2016 г. в РФ насчитывалось 771,1 тыс. магазинов с общей площадью торговых залов 113413,6 тыс. кв. м, из них 20031 гипермаркетов с площадью торговых залов 32193,0 тыс. кв. м, на каждый из которых приходится в 11 раз больше торговой площади, чем в среднем на один магазин. Второй тенденцией, помимо укрупне- ния, в распределении оборота торгующих организаций стало увеличение доли торговых сетей. В 2010 г. удельный вес оборота розничной торговли розничных торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли (в фактически дей-
ствовавших ценах) составлял 17,5%, в 2016 г. – 27,2%. При этом число субъектов РФ, у которых удельный вес этого показателя был выше среднероссийского уровня, увеличилось с 26 до 37. Если же говорить о торговле пищевыми продук- тами, включая напитки и табачные изделия, то в этом сегменте торговые сети за 2010-2016 гг. увеличили свою долю с 20 до 33,1% в общем объеме оборота, а бо- лее чем в половине субъектов (а именно: в 47), она была в 2016 г. выше средне- российского показателя. Поскольку продукты питания относятся к товарам по- вседневного спроса, именно продовольственные сети развивались интенсивнее остальных, привлекая покупателей относительно низкими ценами на продукты собственной торговой марки.

Процесс «сетевой экспансии» происходил на различных территориях с разной скоростью. Особенно быстро увеличивалась доля сетевого оборота в восточной части страны – в Уральском, Сибирском и Дальневосточном ФО, где темпы ее рос- та за период 2011-2016 гг. достигали 200% и более (табл. 3) [6] вследствие особен- ностей транспортировки и логистики, доступных только при больших объемах по-

ставок. Естественно, самые высокие темпы роста отмечались там, где первона- чально присутствие сетей было незначительным.

Таблица 3
Изменение доли торговых сетей в розничном товарообороте, %




Федеральный округ

Доля оборота розничной торговли

розничных торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли

пищевыми продуктами* розничных торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли

пищевыми продуктами*

2011 г.

2016 г.

2016/2011

2011 г.

2016 г.

2016/2011

РФ

18,4

27,2

147,8

21,8

33,1

151,8

Центральный

20,8

27,3

131,3

23,5

32,0

136,2

Северо-Западный

34,0

46,1

135,6

42,1

59,2

140,6

Южный

17,9

25,1

140,2

21,8

30,1

138,1

Северо-Кавказский

5,8

6,2

106,9

5,7

6,2

108,8

Приволжский

16,8

26,5

157,7

21,6

34,6

160,2

Уральский

13,6

28,5

209,6

17,0

38,7

227,6

Сибирский

14,9

29,1

195,3

17,6

33,9

192,6

Дальневосточный

7,6

12,5

164,5

6,2

12,5

201,6


*Включаянапиткиитабачныеизделия.



В целом в 23-х субъектах Федерации на долю торговых сетей приходилось свыше трети общего розничного товарооборота и в 10-ти субъектах свыше половины обо- рота торговли пищевыми продуктами. Административно-законодательные попытки ограничить присутствие сети в рамках одной территории, если ее оборот превышает 25% общего объема, путем запрета на открытие новых торговых точек [7, ст.14] успе- хом не увенчались, поскольку единообразные правила недостаточно учитывают мест- ную специфику. С одной стороны, речь идет о создании равных конкурентных усло- вий для крупного и мелкого бизнеса, с другой – о нарушении прав потребителей на выбор торгового формата.

В последнее время все большей популярностью у населения пользуется дистан- ционная торговля, которая в известной мере компенсирует недостатки стационар- ной4. Доля розничных продаж через Интернет в общем объеме оборота розничной торговли [8, с. 29] возросла с 0,7% в 2014 г. до 1,1% в 2016 г. По результатам 2017 г., оборот онлайн-ритейла превысил 1 трлн. руб. однако, как отмечают в АКИТ (Ас- социация компаний интернет-торговли), темпы его прироста снижаются: рост рын- ка онлайн-ритейла в 2014 г. составлял 31%, в 2016 г. – 21%. Кризисный 2015 г. был исключением, тогда рынок возрос лишь на 7% [9].

За 2017 г. дистанционный рынок увеличился только на 13%. Как полагают участ- ники рынка, снижение темпа роста может быть связано с замедлением в сегменте трансграничной торговли и общим спадом покупательной способности населения. Так, на рынке трансграничных покупок в интернет-магазинах темпы прироста сни- зились с 37% в 2016 г. до примерно