Файл: Программа по окружающему миру для 14 классов Количество часов 1 класс 50 ч, 24 классы 68 часов пояснительная записка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4 класс
№ урока | Тема урока, радела | Количество часов | Содержание | Характеристика деятельности учащихся | Дата | |
план | факт | |||||
| Земля и человечество | 9 | | | | |
| Мир глазами астронома | 1 | Понятие об астрономии как науке. Солнечная система. Солнце - ближайшая к Земле звезда. | -Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 4 класса, с разворотом «Наши проекты» в 1 части учебника, выбирать проекты для выполнения; -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - рассказывать о мире с точки зрения астронома; - работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы; - извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь; - работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе научные сведения о Солнце и Солнечной системе, готовить сообщения; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | | |
| Планеты Солнечной системы | 1 | Характеристика планет Солнечной Системы. Естественные спутники планет. Изучение планет астрономами. Особенности движения Земли в космическом пространстве. Причины смены дня и ночи и времен года. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - на основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку, - различать планеты и их спутники, - работать в паре: анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца, - практическая работа: моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, -устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времен года, - работать со взрослыми: наблюдать Луну невооруженным глазом и с помощью бинокля, - извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения, -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | | |
| Звездное небо – Великая книга Природы | 1 | Правила наблюдения звездного неба. Созвездия: Малая Медведица, Большой пес, Телец. Звезды: Полярная звезда, Сириус, Альдебаран. Плеяды – скопление звезд в созвездии Тельца. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -работать в паре: изучать по учебнику правила наблюдения звездного неба, соотносить их с собственным опытом, находить на карте звездного неба знакомые созвездия, - моделировать изучаемые созвездия, - определять направление на север по Полярной звезде, - выполнять задания электронного приложения к учебнику, пользуясь компьютером, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | | |
| Мир глазами географа | 1 | Понятие о географии как науке и географических объектах. Карта полушарий. История создания карт в мире и в России, история создания глобуса. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить -сравнивать глобус и карту полушарий, - находить условные знаки на карте полушарий, - обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества, - составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий, -извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников, Интернета и готовить сообщения о них, -работать с терминологическим словариком, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | | |
| Мир глазами историка | 1 | Понятие об истории как науке. Источники исторических сведении. Значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - составлять рассказы о мире, с точки зрения историка, - характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого, -обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого, - посещать музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего села, -работать с терминологическим словариком, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | | |
| Когда и где? | 1 | Понятие о веке (столетии) и тысячелетии. Летосчисление в древности и в наши дни. «Лента времени». Историческая карта. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся раннее исторические события, - обсуждать сроки начала года в разных летосчислениях, - работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | | |
| Мир глазами эколога | 1 | Представления о развитии человечества во взаимодействии с природой. Экологические проблемы и пути их решения. Международные соглашения по охране окружающей среды. Международные экологические организации. Экологический календарь. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - рассказывать о мире, с точки зрения эколога, - работать в группе: анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению, - знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды, - находить в Интернете информации. О способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | | |
| Сокровища Земли под охраной человечества. | 1 | Понятие о Всемирном наследии и его составных частях (Всемирном природном и Всемирном культурном наследии). Наиболее значимые объекты Всемирного природного и культурного наследия в России и за рубежом. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия, - различать объекты Всемирного природного и культурного наследия, -работать в паре: знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям, знакомиться по рисунку учебника с животными из Международной Красной книги, - читать в учебнике тексты об одном из объектов Всемирного наследия, о животном из Международной Красной книги и использовать их как образец для подготовки собственных сообщений, -извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги и готовить сообщения о них, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | | |
| Сокровища Земли под охраной человечества. | 1 | Международная Красная книга. | | | |
| Природа России | 10 ч | | | | |
| Равнины и горы России. | 1 | Формы земной поверхности России. Наиболее крупные равнины и горы. Вулканы Камчатки – объект Всемирного наследия. Ильменский заповедник. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте, - различать холмистые и плоские равнины, - характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям, - извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения, - выполнять задания электронного приложения к учебнику, пользуясь компьютером, - работать со взрослыми: готовить материалы к выставке «Где мы были», - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | | |
| Моря, озера и реки России | 1 | Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Озера: Каспийское, Байкал, Ладожское, Онежское. Реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. Дальневосточный морской заповедник. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озера, реки, рассказывать о них по карте, - различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов, - Характеризовать особенности изучаемых водных объектов, - находить в Интернете сведения о загрязнении воды в морях, озерах, реках и о мерах борьбы с загрязнением, - работать со взрослыми: готовить материалы к выставке «Где мы были», - готовить сочинения на тему урока, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | | |
| Природные зоны России | 1 | Карта природных зон России. План изучения природной зоны. Причина смены природных зон с севера на юг. Высотная поясность. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - работать в паре: знакомиться с картой природных зон России, сравнивать ее с физической картой России, определять по карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку, - устанавливать причинно-следственные связи между освещенностью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон, работать со схемой освещенности Земли солнечными лучами, - находить на карте природных зон области высотной поясности, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | | |
| Зона арктических пустынь | 1 | Местоположение зоны арктических пустынь. Зависимость природных особенностей Арктики от освещенности ее Солнцем. Полярный день и полярная ночь. Полярные сияния. Живые организмы зоны арктических пустынь. Экологические проблемы и охрана природы в зоне арктических пустынь. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку, - выявлять взаимосвязь природных особенностей Арктики от освещенности ее Солнцем; - работать в паре: определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни, рассказывать по рисунку об экологических связях, моделировать характерные цепи питания, - рассказывать об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникшие вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках, - характеризовать зону арктических пустынь по плану, - извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о животном мире изучаемой зоны, готовить сообщения, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | | |
| Тундра | 1 | Местоположение зоны тундры, обозначение ее на карте природных зон. Природные особенности зоны тундры, характерные живые организмы, экологические связи. Занятия местного населения. Экологические проблемы и охрана природы в зоне тундры. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии, находить и показывать на карте зону тундры, рассказывать о ней по карте, - выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и ее освещенности солнечными лучами, - работать в паре: рассматривать в гербарии и по рисунку учебника растения тундры, выявлять черты их приспособленности к условиям жизни, знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаруживать экологические связи, рассказывать о них, моделировать характерные цепи питания, - рассказывать об освоении природных богатств в зоне тундры и возникшие вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках, - характеризовать зону тундры по плану, сравнивать природу тундры и арктических пустынь, - изготавливать макет участка тундры, - извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о растениях и животных тундры, готовить сообщения, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | | |
| Леса России | 1 | Местоположение зон тайги, смешанных и широколиственных лесов, зависимость их природы от распределения тепла и влаги. Растительный и животный мир лесных зон. Экологические связи в лесах. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - находить и показывать на карте зону тайги, смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о ней по карте, - выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны лесов от распределения тепла и влаги, - работать в паре: знакомиться по материалам учебника с природой лесных зон, определять с помощью атласа-определителя растения лесов, моделировать характерные цепи питания, - сравнивать природу тундры и лесных зон, - изготавливать макет участка тундры, - извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о растениях и животных лесных зон, готовить сообщения, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | | |
Страницы Всемирной истории
9 | | | | | ||
| Основной закон России и права человека | 1 | Понятие о федеративном устройстве России. Многонациональный характер населения России. Конституция – основной закон страны. Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - находить на политико-административной карте России края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения, - анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка, - обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей, - готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе, - выполнять задания электронного приложения к учебнику, пользуясь компьютером, - работать с терминологическим словарем, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | | |
| Мы – граждане России | 1 | Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина России. Государственное устройство РФ: Президент, Федеральное собрание, Правительство. | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь, - различать прерогативы Президента, Федерального собрания, Правительства, - следить за государственными делами по программе новостей ТВ и печатным средствам массовой информации, - моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам в ходе ролевой игры), - работать с терминологическим словарем, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | | |
| Славные символы России | 1 | Государственный герб, флаг и гимн, их история, значение в жизни государства и общества. Уважение к государственным символам – уважение к родной земле. | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - знакомиться с особенностями герба РФ, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств, - знакомиться с Государственным флагом России, его историей, с Красным знаменем Победы, - выучить текст гимна России, знакомиться с правилами его исполнения, с историей гимна, отличать гимн России от гимнов других государств, - обсуждать, зачем государству нужны символы, - моделировать символы своего класса, семьи, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | | |
| Такие разные праздники | 1 | Праздники в жизни человека, семьи, страны. День России, День Государственного флага РФ, День народного единства, День Конституции, День защитников Отечества, День Победы, Новый год, Рождество Христово, Международный женский день, День весны и труда | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные, - знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого ее гражданина, - выяснять, какие праздники отмечают в родном крае, - рассказывать о своих любимых праздниках, - работать со взрослыми: составлять календарь профессиональных праздников своей семьи, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | | |
| Путешествие по России | 1 | Регионы и города России, их история, важнейшие достопримечательности. Народы России, особенности их традиционной культуры. Знаменитые соотечественники, уважение к их вкладу в историю и культуру России | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России, - совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры, - анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику, - пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках (по выбору), - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | | |
| Путешествие по России | 1 | | | ||
| Путешествие по России | 1 | | | ||
| Проверим себя и оценим свои достижения | 1 | Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. | - Выполнять тесты с выбором ответа, - оценивать правильность/неправильность предложенных ответов, - адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. | | |
| Презентация проектов | 1 | Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных материалов | В процессе презентации проектов учащиеся демонстрируют умения: - извлекать информацию из дополнительных источников, Интернета, - посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий, - интервьюировать старших членов семьи, других взрослых, - готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки), - готовить тексты сообщений, - выступать с сообщением в классе, - оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей. | | |