Файл: Программа по окружающему миру для 14 классов Количество часов 1 класс 50 ч, 24 классы 68 часов пояснительная записка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4 класс

№ урока

Тема урока, радела

Количество часов

Содержание

Характеристика деятельности учащихся

Дата

план

факт




Земля и человечество

9















Мир глазами астронома


1

Понятие об астрономии как науке. Солнечная система. Солнце - ближайшая к Земле звезда.

-Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 4 класса, с разворотом «Наши проекты» в 1 части учебника, выбирать проекты для выполнения;

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- рассказывать о мире с точки зрения астронома;

- работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы;

- извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь;

- работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе научные сведения о Солнце и Солнечной системе, готовить сообщения;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.









Планеты Солнечной системы


1

Характеристика планет Солнечной Системы. Естественные спутники планет. Изучение планет астрономами. Особенности движения Земли в космическом пространстве. Причины смены дня и ночи и времен года.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- на основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку,

- различать планеты и их спутники,

- работать в паре: анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца,

- практическая работа: моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца,

-устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времен года,

- работать со взрослыми: наблюдать Луну невооруженным глазом и с помощью бинокля,

- извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения,

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.










Звездное небо – Великая книга Природы


1

Правила наблюдения звездного неба. Созвездия: Малая Медведица, Большой пес, Телец. Звезды: Полярная звезда, Сириус, Альдебаран. Плеяды – скопление звезд в созвездии Тельца.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-работать в паре: изучать по учебнику правила наблюдения звездного неба, соотносить их с собственным опытом, находить на карте звездного неба знакомые созвездия,

- моделировать изучаемые созвездия,

- определять направление на север по Полярной звезде,

- выполнять задания электронного приложения к учебнику, пользуясь компьютером,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.









Мир глазами географа


1

Понятие о географии как науке и географических объектах. Карта полушарий. История создания карт в мире и в России, история создания глобуса.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить

-сравнивать глобус и карту полушарий,

- находить условные знаки на карте полушарий,

- обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества,

- составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий,

-извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников, Интернета и готовить сообщения о них,

-работать с терминологическим словариком,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.









Мир глазами историка

1

Понятие об истории как науке. Источники исторических сведении. Значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- составлять рассказы о мире, с точки зрения историка,

- характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого,

-обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого,

- посещать музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего села,

-работать с терминологическим словариком,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.









Когда и где?

1

Понятие о веке (столетии) и тысячелетии. Летосчисление в древности и в наши дни. «Лента времени». Историческая карта.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся раннее исторические события,

- обсуждать сроки начала года в разных летосчислениях,

- работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.









Мир глазами эколога

1

Представления о развитии человечества во взаимодействии с природой. Экологические проблемы и пути их решения. Международные соглашения по охране окружающей среды. Международные экологические организации. Экологический календарь.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- рассказывать о мире, с точки зрения эколога,

- работать в группе: анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению,

- знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды,

- находить в Интернете информации. О способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.









Сокровища Земли под охраной человечества.

1

Понятие о Всемирном наследии и его составных частях (Всемирном природном и Всемирном культурном наследии). Наиболее значимые объекты Всемирного природного и культурного наследия в России и за рубежом.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия,

- различать объекты Всемирного природного и культурного наследия,

-работать в паре: знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям, знакомиться по рисунку учебника с животными из Международной Красной книги,

- читать в учебнике тексты об одном из объектов Всемирного наследия, о животном из Международной Красной книги и использовать их как образец для подготовки собственных сообщений,

-извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги и готовить сообщения о них,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.









Сокровища Земли под охраной человечества.

1

Международная Красная книга.










Природа России

10 ч















Равнины и горы России.


1

Формы земной поверхности России. Наиболее крупные равнины и горы. Вулканы Камчатки – объект Всемирного наследия. Ильменский заповедник.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте,

- различать холмистые и плоские равнины,

- характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям,

- извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения,

- выполнять задания электронного приложения к учебнику, пользуясь компьютером,

- работать со взрослыми: готовить материалы к выставке «Где мы были»,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.









Моря, озера и реки России


1

Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Озера: Каспийское, Байкал, Ладожское, Онежское. Реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. Дальневосточный морской заповедник.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озера, реки, рассказывать о них по карте,

- различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов,

- Характеризовать особенности изучаемых водных объектов,

- находить в Интернете сведения о загрязнении воды в морях, озерах, реках и о мерах борьбы с загрязнением,

- работать со взрослыми: готовить материалы к выставке «Где мы были»,

- готовить сочинения на тему урока,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.









Природные зоны России


1

Карта природных зон России. План изучения природной зоны. Причина смены природных зон с севера на юг. Высотная поясность.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- работать в паре: знакомиться с картой природных зон России, сравнивать ее с физической картой России, определять по карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку,

- устанавливать причинно-следственные связи между освещенностью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон, работать со схемой освещенности Земли солнечными лучами,

- находить на карте природных зон области высотной поясности,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.









Зона арктических пустынь


1

Местоположение зоны арктических пустынь. Зависимость природных особенностей Арктики от освещенности ее Солнцем. Полярный день и полярная ночь. Полярные сияния. Живые организмы зоны арктических пустынь. Экологические проблемы и охрана природы в зоне арктических пустынь.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку,

- выявлять взаимосвязь природных особенностей Арктики от освещенности ее Солнцем;

- работать в паре: определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни, рассказывать по рисунку об экологических связях, моделировать характерные цепи питания,

- рассказывать об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникшие вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках,

- характеризовать зону арктических пустынь по плану,

- извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о животном мире изучаемой зоны, готовить сообщения,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.









Тундра

1

Местоположение зоны тундры, обозначение ее на карте природных зон. Природные особенности зоны тундры, характерные живые организмы, экологические связи. Занятия местного населения. Экологические проблемы и охрана природы в зоне тундры.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии, находить и показывать на карте зону тундры, рассказывать о ней по карте,

- выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и ее освещенности солнечными лучами,

- работать в паре: рассматривать в гербарии и по рисунку учебника растения тундры, выявлять черты их приспособленности к условиям жизни, знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаруживать экологические связи, рассказывать о них, моделировать характерные цепи питания,

- рассказывать об освоении природных богатств в зоне тундры и возникшие вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках,

- характеризовать зону тундры по плану, сравнивать природу тундры и арктических пустынь,

- изготавливать макет участка тундры,

- извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о растениях и животных тундры, готовить сообщения,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.









Леса России

1

Местоположение зон тайги, смешанных и широколиственных лесов, зависимость их природы от распределения тепла и влаги. Растительный и животный мир лесных зон. Экологические связи в лесах.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- находить и показывать на карте зону тайги, смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о ней по карте,

- выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны лесов от распределения тепла и влаги,

- работать в паре: знакомиться по материалам учебника с природой лесных зон, определять с помощью атласа-определителя растения лесов, моделировать характерные цепи питания,

- сравнивать природу тундры и лесных зон,

- изготавливать макет участка тундры,

- извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о растениях и животных лесных зон, готовить сообщения,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.









Страницы Всемирной истории


Современная Россия

9















Основной закон России и права человека

1

Понятие о федеративном устройстве России. Многонациональный характер населения России. Конституция – основной закон страны. Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- находить на политико-административной карте России края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения,

- анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка,

- обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей,

- готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе,

- выполнять задания электронного приложения к учебнику, пользуясь компьютером,

- работать с терминологическим словарем,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.







  1. вырерогати

Мы – граждане России

1

Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина России. Государственное устройство РФ: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь,

- различать прерогативы Президента, Федерального собрания, Правительства,

- следить за государственными делами по программе новостей ТВ и печатным средствам массовой информации,

- моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам в ходе ролевой игры),

- работать с терминологическим словарем,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.









Славные символы России

1

Государственный герб, флаг и гимн, их история, значение в жизни государства и общества. Уважение к государственным символам – уважение к родной земле.

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- знакомиться с особенностями герба РФ, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств,

- знакомиться с Государственным флагом России, его историей, с Красным знаменем Победы,

- выучить текст гимна России, знакомиться с правилами его исполнения, с историей гимна, отличать гимн России от гимнов других государств,

- обсуждать, зачем государству нужны символы,

- моделировать символы своего класса, семьи,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.









Такие разные праздники

1

Праздники в жизни человека, семьи, страны. День России, День Государственного флага РФ, День народного единства, День Конституции, День защитников Отечества, День Победы, Новый год, Рождество Христово, Международный женский день, День весны и труда

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные,

- знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого ее гражданина,

- выяснять, какие праздники отмечают в родном крае,

- рассказывать о своих любимых праздниках,

- работать со взрослыми: составлять календарь профессиональных праздников своей семьи,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.









Путешествие по России

1

Регионы и города России, их история, важнейшие достопримечательности. Народы России, особенности их традиционной культуры. Знаменитые соотечественники, уважение к их вкладу в историю и культуру России

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России,

- совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры,

- анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику,

- пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках (по выбору),

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.









Путешествие по России

1









Путешествие по России

1









Проверим себя и оценим свои достижения

1

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

- Выполнять тесты с выбором ответа,

- оценивать правильность/неправильность предложенных ответов,

- адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.









Презентация проектов

1

Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных материалов

В процессе презентации проектов учащиеся демонстрируют умения:

- извлекать информацию из дополнительных источников, Интернета,

- посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий,

- интервьюировать старших членов семьи, других взрослых,

- готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки),

- готовить тексты сообщений,

- выступать с сообщением в классе,

- оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.