Файл: Исторический опыт применения внутренних войск в борьбе с бандформированиями в 1920 1950е гг военноисторический труд Марценюк Ю. А. и др. М. Редакция журнала На боевом посту.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Структура республиканского НКГБ УССР была следующей: народный комиссар; его заместитель по оперативной работе; заместитель по ка­драм; секретариат и отделы.

Первый отдел — разведывательный (в прифронтовых и приграничных местностях).

Второй отдел — борьба с антисоветскими элементами и агентурой иностранных разведок внутри страны: 1-е отделение (работа в городах); 2-е отделение (работа в селах); 3-е отделение (работа среди интеллиген­ции и молодежи); 4-е отделение (работа среди духовенства, церковников и сектантов); 5-е отделение (работа на освобожденных от врага террито­риях); 6-е отделение (розыск авторов антисоветских листовок и анони­мок, осуществление провокаций, распускание слухов); 7-е отделение (об­служивание консульств и иностранных граждан); 8-е отделение (опера­тивной техники); 9-е отделение (обыски, аресты, внешнее наблюдение); 10-е отделение (учетно-информационное).

Остальные отделы имели предназначение исходя из названия: четвер­тый отдел — работа на оккупированных противником территориях; пятый отдел — шифровка и дешифровка, охрана государственных тайн; шестой отдел — охрана руководящих кадров партии и правительства; следователь­ский отдел; административно-хозяйственно-финансовый отдел; отдел «А» (архив, статистика, розыск государственных преступников, внутрен­ние тюрьмы); отдел «Б» (по особым спискам, организация физического уничтожения политических противников); отдел «В» (контроль почтово­телеграфной корреспонденции); отдел кадров.

Согласно директиве ЦК ВКП(б) и СНК СССР № 252/3 от 11 мая 1943 г. на НКВД — НКГБ СССР и союзных республик возлагались следу­ющие задачи:

проведение разведывательной работы за рубежом;

борьба со шпионской, диверсионной, террористической и другой под­рывной деятельностью иностранных разведок внутри СССР;

борьба с антисоветскими элементами и проявлениями среди разных слоев населения СССР, в системе промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства и других сферах;

охрана руководящих кадров партии и правительства.

В процессе очищения территории Украины от нацистских оккупан­тов, одновременно велась активная работа по восстановлению мест­ных органов самоуправления. Прежде всего возобновлялось функцио­нирование организаций ВКП(б) и ее органов. С этой целью ЦК КП(б) Украины накануне освобождения тех или иных областей от немцев за­ранее комплектовал кадры партийных работников и утверждал опера­тивные группы, в состав которых входили работники довоенных об­комов партии и облисполкомов, начальники управлений и отделов НКВД - НКГБ.


С апреля 1944 г. снова заработали Волынский, Львовский, Ровенский, Тернопольский, Черновицкий обкомы партии и облисполкомы. На 1 сен­тября 1944 г. в западных областях УССР имелось уже 1 556 первичных пар­торганизаций, 32 кандидатские и 2 партийно-комсомольские группы, в которых состояло 5 709 членов и кандидатов в члены ВКП(б). Они и ста­ли основой партийного аппарата на местах. Одновременно на Украине возобновила свою деятельность сеть территориальных органов НКВД и НКГБ УССР.

Войска НКВД являлись главной силой органов государственной безопас­ности в борьбе с вооруженными националистическими формирования­ми, действовавшими на территории западных областей Украины, Бело­руссии, в республиках Прибалтики. Необходимость ведения решитель­ной борьбы с крупными вооруженными бандформированиями требова­ла значительных сил. Округа войск НКВД усиливались за счет перебро­ски войск НКВД из других округов, в основном Северного Кавказа. На­пример, с Северного Кавказа на территорию западных областей Украины были переброшены 19-я, 20-я, 21-я, 22-я бригады, части 16-й и 17-й бри­гад, 9-я и 10-я стрелковые дивизии, которые дислоцировались крупными гарнизонами в районных центрах.

Согласно указаниям начальника Главного управления войск НКВД по охране тыла действующей Красной армии генерал-майора B. Горбатюка «Об организации борьбы с бандами УПА» от 21 февраля 1944 г. личному составу войск предписывалось:

организовать взаимодействие с органами НКВД - НКГБ и органами контрразведки «Смерш» в работе по выявлению и ликвидации банд УПА;

создать действующий агентурный аппарат для вскрытия организаций и ячеек ОУН, каналов их связи с бандами УПА и розыска этих банд;

непосредственно участвовать в разработке планов совместных операций по ликвидации выявленных банд УПА, включая в состав разведывательно-поисковых групп, истребительных групп или истреби­тельных отрядов офицеров разведки, подготовленных для борьбы с укра­инскими националистами;

организовать и силами офицеров разведки провести специальные бе­седы с личным составом войск по ознакомлению с деятельностью ОУН - УПА в тылу Красной армии;

совместно с начальниками штабов войск разработать тактические приемы борьбы с бандами УПА и обучить этим приемам офицерский со­став внутренних войск10.

Основной формой деятельности внутренних войск

весной и летом 1944 г. были чекистско-войсковые операции по поиску и ликвидации вооружен­ных формирований одновременно на большой территории.

Задача операций заключалась в ликвидации националистов с це­лью обеспечения в тылу твердого порядка, безопасной работы тыловых учреждений, местных партийных и советских органов власти. Способами действий войск в таких операциях являлись: перекрытие наиболее веро­ятных направлений движения, поиск или прочесывание местности, окру­жение, атака, преследование.

В результате проведенной работы по ликвидации вооруженных форми­рований ОУН и УПА в первой половине 1944 г. войсками иорганами НКВД были уничтожены 16 338 членов УПА и ОУН, взяты в плен — 15 991 чел., явились с повинной — 2 549 чел. Кроме того, были выявлены и арестова­ны 285 немецких агентов, 2 922 бывших полицейских, 520 бывших старост11.

С 22 по 27 августа 1944 г. в чекистско-войсковой операции по очистке Рава-Русского, Угновского, Магеровского, Немировского и Яворовско- го районов Львовской области участвовало шесть полков войск по охране тыла 1-го Украинского фронта, пять пограничных отрядов войск Украин­ского пограничного округа и три полка Красной армии. В результате про­веденной операции были уничтожены 11 076 бандитов (в том числе 126 немцев), арестованы 10 892 человека и задержаны 9 304 уклоняющихся от призыва в Красную армию12.

Основной формой действий войск НКВД в конце 1944 — начале 1945 г. являлись чекистско-войсковые операции, проводимые с учетом меняю­щейся тактики действий вооруженных формирований.

Так, с 13 по 17 сентября 1944 г. была проведена чекистско-войсковая операция в «Черном лесу» в районе Станиславской области по ликвидации банд ОУН - УПА (рис. 3.13).

Район специальной операции был определен границами:

с северо-востока — шоссе Станислав, Берднаув; с северо-запада — река Луква на участке Берднаув, Грабувка, Красна, Сливки; с юга, юго-востока — рекаБыстрица-Солотвинская на участке Яблонка, Станислав.

Площадь района проведения чекистско-войсковой операции по раз­мерам превышала 600 квадратных километров.

Для проведения операции в «Черном лесу» была создана группировка войск НКВД в составе:

19-я стрелковая бригада (далее — сбр) войск НКВД СССР в составе 190, 191, 192-го отдельных стрелковых батальонов (далее — осб) и отдель­ный батальон боевого обеспечения — общей численностью 1 364 чел.;

92-й погранполк (далее — ПП) с батальоном 88-го ПП войск НКВД от 4-го Украинского фронта — общей численностью 935 чел.;


14-й погранотряд (далее — ПО) с комендатурой 13-го ПО погранвойск Прикарпатского округа — общей численностью 937 чел.;

87-й ПО с комендатурой 33-го ПО погранвойск Прикарпатского окру­га — общей численностью 1 070 чел. Всего к проведению операции было привлечено 4 306 человек13.

Также для проведения операции было выделено три танка БТ-6 и бро­неавтомобиль БА-20.

Кроме этого с 16 сентября 1944 г. дм службы 'заслонов был привлечен ба­тальон 64-го учебного запасного полка Красной армии в составе 3218 человек.

Разработку плана операции и общее руководство операцией замести­тель наркома внутренних дел С. Круглов возложил на заместителя на­чальника внутренних войск НКВД СССР генерал-майора И. Кирюшина, который приказом № 01 от 8 сентября 1944 г. организовал штаб оператив­ной группы из состава офицеров Главного управления внутренних войск НКВД СССР. Непосредственное руководство пограничными войсками, участвовавшими в операции было возложено на начальника погранвойск НКВД Прикарпатского округа генерал-майора Демшина.

План операции в «Черном лесу» был тщательно подготовлен и забла­говременно согласован с начальником УНКВД по Станиславской обла­сти и начальником пограничных войск НКВД Прикарпатского округа. Из-за недостаточности сил и средств органов и войск НКВД было запла­нировано проведение операции в два этапа.

Первый этап операции — прочесывание северной части «Черного леса» до рубежа южная окраина Грабув — Садзав в течение 13 и 14 сентября. Второй этап операции — прочесывание южной части леса в течение 16 и 17 сентября 1944 года. 15 сентября отводилось для перегруппировки и вы­ставления заслонов.

В 2.30 12 сентября 1944 г., т.е. до начала первого этапа (согласно боево­му приказу соединения и воинские части к 20 часам 12 сентября 1944 г. за-



Рис. 3.13 Территория проведения операции в «Черномлесу» в Станиславской области УССР, 1944 г.

няли исходное положение), банда численностью 300 человек, вооружен­ных винтовками, автоматами, станковыми пулеметами напали на район­ный центр Богородчаны. Действиями личного состава 87-го погранотря- да, находившегося в Богородчанах это нападение было отражено.

1-я комендатура 88-го ПО была задержана в пути и к месту сосре­доточения прибыла с опозданием во второй половине дня 13 сентября 1944 г. В 3 часа 13 сентября 1944 г. бандой численностью 100 человек был осуществлен налет на заслон 14-го ПО в районе Стара Лисиц. Нападе­ние бандитов огнем пограничников заслона было также отбито. В ре­зультате боя убито три бандита, один ранен. В заслоне ранен один воен­нослужащий.


В 6 часов утра в одном километре северо-западнее Стары Лисиц прои­зошло боестолкновение дозора от заслона 14-го ПО с бандой в количестве 5-7 человек. Два военнослужащих были ранены.

В 7 часов утра 13 сентября 92-й ПП совместно с частями 19-й сбр войск НКВД и подразделениями 14-го ПО приступили к проведению первого этапа по прочесыванию лесного массива. В ходе прочесыва­ния в 10.40 разведывательная группа 192-го осб вступила в боевое стол­кновение с бандой в районе Лесничества. В начавшейся перестрелке в результате интенсивного огня дом лесничего загорелся, а банда отошла в направлении Пустого Поля.

В 12 часов 13 сентября 1944 г. западнее Пустого Поля подразделения 190-го осб вели бой с разведкой банды. В ходе боя было убито 4 бандита, захвачен один бандит. Потерь среди личного состава не было. На следу­ющий день первого этапа в 7 часов 14 сентября прочесывание леса воин­скими частями было возобновлено.

Разведгруппа в составе 2-й стрелковой роты 190-го осб следующая в заданном направлении в район Кустарники была обстреляна бандой чис­ленностью более 400 человек. Командир 190-го осб майор Бобров оценив обстановку принял решение: «...Силами 1-й стрелковой роты прикрыть пути отхода банды на восток. Пулеметной и минометной ротам, усилен­ной взводом автоматчиков закрыть пути отхода банды на северо-восток. 3 стрелковую роту расположить заслонами фронтом на юго-запад, с зада­чей не допустить подхода резервов банды с юго-запада. Взводу автоматчи­ков 193-го осб отрезать пути отхода банды в юго-западном направлении и во взаимодействии со 2-й стрелковой ротой нанести удар по левому флангу банды, заставив ее отходить на позиции 1-й стрелковой роты и взвода ав­томатчиков 193-го осб, где уничтожить противника».

По сигналу подразделения бригады открыли сильный минометный и ружейно-пулеметный огонь по бандитам, перешедшим в атаку. В кон­тратаку перешли бойцы 1-й стрелковой роты и резерв. Противник, поне­ся большие потери от огня минометов и станковых пулеметов, отступал дважды. После чего банда разделилась на две группы, первая численно­стью около 200 человек и вторая 50-60 человек и стали с боем отходить. Первая группа в юго-западном направлении и вторая — в восточном на­правлении. Первая группа при отходе была встречена огнем 3-й стрел­ковой роты 190-го осб, после чего повернула на северо-запад, где была встречена огнем 3-й стрелковой роты 192-го осб и приняла с ней бой.

Командир 192-го осб майор Скородумов получив донесение от коман­дира 190-го осб майора Боброва и 3-й стрелковой роты о том, что банда численностью до 200