Файл: Исторический опыт применения внутренних войск в борьбе с бандформированиями в 1920 1950е гг военноисторический труд Марценюк Ю. А. и др. М. Редакция журнала На боевом посту.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
человек отходит в западном направлении, на левом фланге 192-го осб, и принял следующее решение: «.3-я стрелковая рота сковать основные силы бандгруппы, прикрыв пути отхода на северо-запад. Силами 2-й стрелковой роты и резерва (минометная рота, пулеметная рота и один стрелковый взвод) нанести удар в правый фланг банды и во взаимо­действии с 3-й стрелковой ротой окружить и полностью уничтожить ее».

Крупная бандгруппа под прикрытием своего ружейно-пулеметного и минометного огня с криками «УРА», «За Вильну Украину» дважды пере­ходила в атаку на позиции 2-й стрелковой роты, имея целью прорваться на юго-запад, но фланговым ответным огнем 3-й стрелковой роты и ре­зерва — атаки бандитов были отбиты с большими потерями для них.

В это же время, вторая группа бандитов численностью 50-60 человек после неудачной атаки на 1-ю стрелковую роту и резерв 190-го осб ста­ла мелкими группами отходить в восточном направлении, где в 20 часов была встречена огнем подразделений 190-го осб и 2-й стрелковой роты 191-го осб. Банда, понеся потери от внезапного огня, не приняв боя, в па­нике отошла в северо-восточном направлении.

В результате проведения первого этапа операции умелыми действиями подразделений внутренних и пограничных войск были достигнуты следу­ющие результаты: убито бандитов — 227; захвачено бандитов — 11814.

При проведении первого этапа операции был отмечен тактический успех действий 190-го и 192-го осб, который был достигнут благодаря бы­строте принятых решений командирами батальонов, быстрым обменом информацией соседних подразделений и донесений в штаб бригады.

В ходе первой операции изъято большое количество оружия и боепри­пасов. Кроме этого было уничтожено лагерей-стоянок бандитов — 8. По­тери среди войск — ранены 9 человек.

Ход боевых действий на втором этапе операции.

Приказ на второй этап операции был вручен воинским частям к исходу 14 сентября 1944 г. Таким образом, воинские части имели для подготовки и сосредоточения на исходных положениях одни сутки — 15 сентября 1944 г

В 15 часов 15 сентября во время выхода подразделений 14-го ПО к северо-западной окраине населенного пункта Гусаки, подразделения 4-й и 5-й комендатур были обстреляны с чердаков жилых домов. Гусаки были окружены, с целью захвата банды, но банда оказала упорное сопротивле­ние. В результате боя было убито 22 бандита, захвачено — 11, сгорело 12 домов. Потерь среди 14-го ПО — не было. 15 сентября 1944 г. согласно бо­евому приказу войска заняли исходное положение и приступили к проче­сыванию лесного массива.


При прочесывании леса было обнаружено несколько крупных лагерей- стоянок бандитов со следами недавнего присутствия бандитов.

Выполняя приказ к исходу дня 17 сентября 1944 г. воинские части вышли на конечный рубеж. В результате проведения второго этапа опе­рации был ликвидирован 131 бандит, захвачено — 112, ранено 12 банди­тов. Кроме этого уничтожено лагерей-стоянок бандитов — 1. Потери во­йск — ранены 2 человека. Общие результаты операции в «Черном лесу» приведены в приложении 1215.

Заместитель начальника внутренних войск НКВД СССР генерал- майор И. Кирюшин в выводах и предложениях вышестоящему руковод­ству докладывал, о том, что проведенные операции дают основание по­лагать, что представленная в ориентировках численность банд в «Черном лесу» до начала проведения операции в 5-7 тыс. человек не соответствует на самом деле действительности16. Проведенные бои с бандами и резуль­таты операции показали то, что в указанных выше лесных массивах дис­лоцировались банды общей численностью не свыше 1,5-2 тыс. человек17.



Участники борьбы с бандеровцами при проведении операции в «Черномлесу», 1944 г.

Таким образом, была развеяна легенда о неприступности лесного массива «Черный лес» и о наличии в лесу крупных регулярных немец­ких частей и банд с танками и бронемашинами. По показаниям захва­ченных бандитов военной деятельностью всех банд в лесу руководил «куренной» по кличке «Резун» (полковник Резун-Грегит (Николай Ан- друсяк18.)

Несмотря на хорошую вооруженность банд, и знание местности, бан­ды от боя с войсками старались уклоняться, прикрываясь мелкими груп­пами для выхода от огневого удара.

Банды, имея хорошую информацию от местного населения, наблю­давшего сосредоточение войск перед операцией частично до начала опе­рации вышли из «Черного леса», а частично просочились через заслоны в процессе проверки лесного массива, особенно в ночное время.

Проведенная операция в «Черном лесу» Станиславской области дала по­ложительные результаты:

нанесен удар по бандформированиям и их материальной базе, раз­громлены лагери-стоянки, склады с оружием, боеприпасами и продо­вольствием;

уничтожена типография оуновской газеты;

резко увеличилось поступление призывного контингента из окружаю­щих селений на призывные пункты;



проведена большая политическая работа политаппаратами воинских частей войск НКВД среди местного населения;

местные органы НКВД получили оперативную информацию о бандах в районах области.

Проведенная специальная операция показала, что ведение боя с банда­ми в условиях леса требует особенно четкого управления воинскими частя­ми и подразделениями. Радио являясь устойчивой формой связи, не обе­спечивало достаточной быстроты передачи донесений и распоряжений. Организация 19-й стрелковой бригадой телефонной связи, в этих условиях, показала удовлетворительные результаты. Для охраны линии связи были выделены пикеты по 7-10 человек на удалении друг от друга до 1 км, на ко­торые возлагались одновременно задачи по охране тыла воинских частей.

Также были выявлены и основные недостатки в действиях штабов и во­инских частей войск НКВД при проведении специальной операции19:

недостаточно устойчивая связь между флангами соседних воинских частей при прочесывании лесного массива;

при организации прочесывания командиры планировали взаимодей­ствие только на карте, без личного контакта между собой;

прочесывание леса и населенных пунктов проводилось недостаточ­но тщательно 14-м погранотрядом, вследствие чего создавалась возмож­ность бандитам в лесу мелкими группами проникать через боевые поряд­ки, а в населенных пунктах оставаться незамеченными;

донесения от воинских частей в штаб опергруппы представлялись с опозданием. Отдельные боевые донесения поступали в штаб опергруппы через 5-7 часов после происшедшего боестолкновения, в результате чего теряли свою ценность.

Специальная операция в «Черном лесу» стала одной из крупнейших успешных операций по борьбе с бандформированиями УПА на террито­рии бывшей Станиславской, ныне Ивано-Франковской области.

Острота обстановки сложившейся в тылу наступающих советских войск подтверждается данными из специального сообщения НКВД СССР в Го­сударственный Комитет Обороны И. Сталину от 19 августа 1944 г. № 900/б. В частности здесь указывалось следующее: «...В связи с поступившими на Ваше имя телеграммами Конева и Мехлиса о действиях банд украинских нацио­налистов, в районах Львовской, Волынской и Тарнопольской областей проводят­ся необходимые меры по поимке и ликвидации бандитов. На месте находится за­меститель наркома внутренних дел Союза СССР С. Круглов; районы поражен­ные бандитами, усилены войсками НКВД и чекистами. Для ликвидации банд ис­пользуются также пограничники, приступившие к охране границы с Польшей. Народный комиссар внутренних дел Союза ССР Л. Берия20».


С ноября 1944 г., когда участники бандподполья перешли на дей­ствия небольшими группами, прочесывание районов как основной так­тический прием войск НКВД не всегда оправдывал себя. Скоротечность операций (1-2 суток) не давала возможности детально, более вниматель­но просмотреть все подозрительные места. В этих условиях внутренними войсками применялся метод повторного прочесывания.

Наиболее ярким подтверждением целесообразности подобных дей­ствий является операция, проведенная 21 декабря 1944 г. подразделени­ями 17-й стрелковой бригады внутренних войск. В ходе первого проче­сывания села Дулибы Дрогобыческой области были захвачены 25 чело­век. Считая, что операция уже закончилась, и, не ожидая повторного про­чесывания, здесь стали сосредотачиваться бандгруппы из других сел. На другой день операция повторилась, и в результате были обнаружены и за­хвачены еще 150 человек21.

В результате деятельности войск и органов НКВД на Западной Украи­не в 1943 — 1945 гг. были проведены 39 773 операции и засады, в ходе ко­торых убиты 103 312 и задержаны 225 339 участников бандформирований и их пособников, явились с повинной 88 692 человека, изъято 69 137 еди­ниц оружия.

В период с сентября по декабрь 1944 г. войска Украинского погранич­ного округа осуществили 476 специальных боевых операций, из них 123 против крупных подразделений УПА. Для проведения 37 операций при­влекались по два-три пограничных отряда и воинские части внутрен­них войск. Ряд операций был проведен на территории Польши совмест­но с польскими частями. Войска Прикарпатского пограничного округа с октября 1944 по февраль 1945 г. провели 158 специальных боевых опера­ций, в ходе которых были уничтожены 5 544 и задержаны 2 980 человек22.

В результате проведенных чекистско-войсковых операций многих участников ОУН — УПА и их пособников удалось ликвидировать. Стре­мясь сохранить свои силы, руководство ОУН — УПА приняло решение о роспуске УПА и передаче ее подразделений в подпольные организации. В горных районах западных областей Украины, несмотря на роспуск УПА, некоторое время продолжали существовать отдельные группы, считав­шие себя отрядами УПА, обособленными от организаций ОУН.

Несмотря на уничтожение большого количества националистов, лик­видацию руководства подпольных националистических групп и отрыва населения от поддержки групп ОУН и УПА, деятельность внутренних во­йск НКВД и правоохранительных органов по борьбе с националистиче­ским подпольем на Западной Украине продолжалась в послевоенное вре­мя практически до середины 1950-х гг.



1Украинская повстанческая армия (УПА) — вооруженные формирования Организации украинских националистов. Действовали в основном на территории Западной Украины.

2По заявлениям самих украинских националистов, она доходила до 400 тыс. и даже до 1 млн человек.

3УПА — Восток рейдировала по восточным районам Украины, и с 19-^-4 г. сведений об этой ГВО нет. Вероятно, часть бандитов была уничтожена, а часть рассредоточилась в другие банд­формирования. УПА — Восток не успела стать оперативным формированием // Ткаченко С.Н. Повстанческая армия (тактика борьбы). Минск, 2000. С. 57.

4ГАРФ. Ф. 9478. Оп. 1с. Д. 376. Л. 13.

5Ткаченко С.Н. Повстанческая армия (тактика борьбы). Минск, 2000. С. 57.

6Козлов А.В. Волынская резня. Украинско-польское вооруженное противостояние в 1943 - 1944 гг. // Военно-исторический журнал. № 12 - 2012. С. 64 - 67.

7Украинские националистические организации в годы Второй мировой войны. Документы. В 2-х томах. Т. 2: 1944 - 194-ir. М., М12. С. 55-71, 101-102.

8Ткаченко С.Н. Повстанческая армия (тактика борьбы). Минск, 2000. С. 122.

9«Смерш» (сокращение от «Смерть шпионам!») — военная контрразведывательная орга­низация, созданная 19 апреля 1943 г. в Советском Союзе во время Великой Отечественной войны. Начальник Главного управления контрразведки (ГУКР) «Смерш» подчинялся непо­средственно И.В. Сталину, как наркому обороны.

10Пограничные войска в годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945 гг.). Сб. доку­ментов. М., 1968. С. 8-9.

11НКВД — МВД СССР в борьбе с бандитизмом и вооруженным националистическим подпольем на Западной Украине, в Западной Белоруссии и Прибалтике. С. 426.

12Пограничные войска России в войнах и вооруженных конфликтах XX в. М., 2000. С. 363.

13РГВА. Ф. 38650. Оп. 1. Д. 131. Л. 2.

14 РГВА. Ф. 38650. Оп. 1. Д. 131. Л. 4-5.

15РГВА. Ф. 38650. Оп. 1. Д. 131. Л. 6.

16Там же. Л. 7.

17Там же. Л. 10.

18Ткаченко С.Н. Повстанческая армия (тактика борьбы). Минск, 2000. С. 62.

19РГВА. Ф. 38650. Оп. 1. Д. 131. Л. 8.

20ГАРФ. Ф. 9401. Оп Д. 66. Л. 233.

21Шитько В.В., Паламарчук С.П. Внутренние войска в борьбе с буржуазно­националистическим подпольем (1939 — 1953 гг.). М., 1986. С. 103.

22РГВА. Ф. 9401. Оп. 4. Д. 2218. Л. 111.