Файл: Программа индивидуальных занятий с детьми с дцп и зпр Ладони надежды.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Я улыбаюсь солнышку:
«Здравствуй золотое!»
Я улыбаюсь цветочку,
Пусть он цветет
Улыбаюсь дождю:
«Лейся, как из ведра!»
И тебе улыбаюсь,
Желаю я добра.
Интересные упражнения для «послушных» пальчиков
Цель: развитие мелкой моторики.
«Пальчиковая семья»
Дети разгибают согнутые в кулак пальцы, начиная с большого и приговаривая:
- Этот пальчик - наш дедушка,
- А этот - бабушка,
- Этот пальчик - наш папочка,
- А этот - мамочка,
- Ну а этот маленький,
- Их сынок удаленький.
«Пальчики здороваются»: 1-й вариант - каждым пальчиком по очереди коснуться большого пальца, далее собрать пальцы в пучок сначала на одной руке, потом на второй, потом на обоих одновременно;
2-й вариант - сложить руки ладонями друг к другу, коснуться большими пальцами друг друга, указательными и т. д., затем всеми одновременно.
«Дети бегают» - пальцы как в предыдущем упражнении, но теперь их нужно поставить на стол и «побегать» сначала одной рукой, затем другой, потом обеими.
«Очки» - создать два круга из крупных и указательных пальцев, соединить их.
«Разговор» - сжать пальцы в кулаки, большие вытянуть вверх, свести их. Все эти упражнения можно объединить, выстроив логическую последовательность, это будет способствовать развитию воображения детей. Лучше сделать это на втором занятии.
Упражнение «Наложенные рисунки»
Цель: коррекция восприятия, внимания.
Ход упражнения: детям предлагаются рисунки с изображением контуров предметов, наложенных друг поверх друга. Ребенку необходимо назвать предметы, которые изображены и обвести их по контуру:
1-й вариант - изображений должно быть не более двух на одном рисунке;
2-й вариант - несколько;
3-й вариант - дальше это могут быть изучаемые по программе буквы, цифры;
4-й вариант - позже можно предложить детям осуществить классификацию по родовым признакам: сгруппировать изображенные предметы по общему признаку (овощи, фрукты, посуда, инструменты и т. д.)
Дидактическая игра с мыльными пузырями (шарики выдуваются на раскрытые ладошки ребенка и ребенку предлагается сжатием пальцев в кулачок поймать шарик))
Рефлексия
Упражнение «Дневник занятий»
Ритуал окончания занятия.
Цель: осознание окончания общения.
Занятие № 7-8
Упражнение - приветствие.
Игра «Фигуры»
Цель:
Игра состоит из 24 карточек (8x6 см) с изображением геометрических фигур четырех видов, четырех цветов (синие, красные, зеленые, желтые), большого и маленького размера.
1-й вариант. Молча разложить фигуры в кучки: сначала в 3 кучки в соответствии с формой, затем в 3 кучки в соответствии с цветом.
2-й вариант. Положить на стол любую карточку с фигурой, ребенка попросить выложить карту с фигурой, отличной только одним признаком. Например: если маленький красный круг, то ребенок должен положить большой красный круг или маленький красный квадрат и т.д.
Упражнение «Петух»
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Каждому ребенку нужны: простой карандаш, лист бумаги с изображением петуха.
Задача: обвести рисунок и раскрасить его.
Рефлексия
Упражнение «Дневник занятий»
Ритуал окончания занятия
Цель: осознание окончания общения.
Ребенок прощается с психологом с соблюдением зрительного контакта.
Занятие № 9-10
Упражнение - приветствие.
Интересные упражнения для «послушных» пальчиков
Цель: развитие мелкой моторики
«Дом» - поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположив пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук.
«Пропорции» - все пальцы соединить вместе, кроме большого, который направить вверх.
«Стол» - одну руку сжать в кулак, на нее сверху положить другую ладонь.
«Стул» - одну руку сжать в кулак, ладонь другой приставить к ней вертикально.
«Кресло» - одну руку сжать в кулак, едва согнутую ладонь другой приставить горизонтально, большой палец загнут внутрь (дедушка отдыхает)
Упражнение-игра «Скажи, что у тебя в руке»
Цель: диагностика и развитие тактильных ощущений.
Ход упражнения: ребенку завязывают глаза и на протянутую ладонь кладут маленький предмет (пуговица, монета, батарейка, орех, каштан и т. д.) Когда ребенок не может назвать предмет сразу, ему позволяют потрогать его пальцами.
Упражнение «Скрытые рисунки»
2-й вариант - (ход игры смотри занятия (1-2) ребенку можно предложить новый комплект рисунков, или же изображения уже изученных букв и цифр.
Рефлексия
Упражнение «Дневник занятий»
Цель: развитие навыков самоанализа, формирование позитивного самовосприятия и самооценки (замечать и радоваться своим успехам).
Ритуал окончания занятия.
Занятие № 11-12
Упражнение - приветствие
Цель: создание положительного эмоционального настроя, атмосферы доверия и доброжелательности, снятие эмоционального напряжения.
Интересные упражнения для «послушных» пальчиков
«Собака» - соединить большой, средний и безымянный пальцы, указательный и мизинец поднять вверх
«Коза» - поднять вверх указательный и мизинец
«Конь» - указательный палец выставлен вперед, остальные бегут по столу
«Лес» - руки стоят локтями на столе, пальцы растопырены, как можно шире. Двигать кистями рук, имитируя деревья, ветки которых качает ветер
«Зайчик» - большим пальцем прижать к ладони безымянный и мизинец, указательный и средний расправлены, пошевелить ими. Сначала одной рукой показать «зайчика» потом другой, потом обеими одновременно.
Упражнение «Найди такую, как у меня»
Цель: коррекция внимания, восприятия.
Ход упражнения: каждому ребенку дается лист бумаги с изображением геометрических фигур. Педагог показывает геометрическую фигуру и предлагает найти такую же на своем листе.
Упражнение «Четвертый лишний»
Цель: коррекция способности к обобщению.
Ход упражнения: педагог предлагает детям рисунок с изображением 4-5 предметов, один из которых не имеет общего существенного признака, характерного для остальных. Необходимо определить лишний предмет и обосновать свой выбор.
Рефлексия
Упражнение «Дневник занятий»
Цель: развитие навыков самоанализа, формирование позитивного самовосприятия и самооценки (замечать и радоваться своим успехам).
Ритуал окончания занятия
Ребенок сам рассказывает, что происходило на занятии, что удалось и чем он доволен.
Психолог подчеркивает успехи ребенка, наклеивает в дневник смайлик
Цель: осознание окончания общения.
Ребенок прощается с психологом с соблюдением зрительного контакта.
Занятие № 13-14
Упражнение - приветствие.
Интересные упражнения для «послушных» пальчиков
«Собака» - соединить большой, средний и безымянный пальцы, указательный и мизинец поднять вверх
«Коза» - поднять вверх указательный и мизинец
«Конь» - указательный палец выставлен вперед, остальные бегут по столу
«Лес» - руки стоят локтями на столе, пальцы растопырены как можно шире. Двигать кистями рук, имитируя деревья, ветки которых качает ветер
«Зайчик» - большим пальцем прижать к ладони безымянный и мизинец, указательный и средний расправлены, пошевелить ими. Сначала одной рукой показать «зайчика» потом другой, потом обеими одновременно.
Упражнение «Узнай букву на ощупь»
Цель: развитие тактильных ощущений, воображения.
Ход упражнения: ребенку завязывают глаза и предлагают на ощупь из пластиковых букв узнать букву или найти заданную
Упражнение «Да или нет?»
Цель: развитие мышления.
Бывает так или нет? Скажи, какие фразы правильные, а какие нет. Объясни, почему?
- Заяц летит в небе.
- Волк бродит по лесу.
- Яблоко соленое.
- Человек вьет гнездо.
- Кот гуляет на крыше.
Рефлексия
Упражнение «Дневник занятий».
Ритуал окончания занятия.
Цель: осознание окончания общения.
Занятие № 15-16
Упражнение «Приветствие»
Цель: создание положительного эмоционального настроя, положительной и доверчивой атмосферы, снятие напряжения
Интересные задания для «послушных» пальчиков
Цель: развитие мелкой моторики
«Цветы» - руки в вертикальном положении, ладони друг к другу, пальцы разведены (тюльпан): «Вот, красные цветы раскрывают лепестки, ветерок дует, лепестки колеблет, уже красные цветочки, закрывают лепестки, головками качают, тихонько засыпают ...
«Корни» - прижать руки тыльной стороной, опустив пальцы вниз.
«Пчелка» - все пальцы, кроме указательного, большим прижаты к ладони. Круговые движения указательным пальцем одной руки, потом другой, потом обеими одновременно.
«Паучок» - все пальцы бегут по столу.
Дидактическая игра «Наведи порядок»
Цель: развивать внимание память, процессы мышления, целеустремленность, умение достигать цели.
Материал: картинки 6 х 6 с изображением (овощей, фруктов, игрушек).
Ход игры: психолог предлагается детям навести порядок и сложить картинки соответственно по группам овощи к овощам, фрукты к фруктам, игрушки к игрушкам.
Упражнение «Обведи по контуру и разрисуй»
Цель: развивать мелкую мускулатуру пальцев рук.
Психолог предлагает детям обвести по контуру предметные рисунки, раскрасить их и назвать получившееся
Упражнение «Дневник занятий»
Цель: развитие навыков самоанализа, формирование позитивного самовосприятия и самооценки (замечать и радоваться своим успехам)
Ребенок сам рассказывает, что происходило на занятии, что удалось и чем он доволен.
Психолог подчеркивает успехи ребенка, наклеивает в дневник смайлик
Ритуал окончания занятия
Цель: осознание окончания общения.
Ребенок прощается с психологом с соблюдением зрительного контакта.
Занятие № 17-18
Приветствие
Интересные задания для «послушных» пальчиков
Цель: развитие мелкой моторики
«Птицы летят» - пальцы расставлены, движения кистями рук вверх-вниз.
«Колодец» - сжать пальцы в кулак, оставив сверху отверстие.
«Птичка пьет воду» - одной рукой сделать «колодец», а другой «птичку», которая пьет воду: пальцы сжать в кулак, выставив указательный палец.
«Гнездо» - пальцы вместе, слегка согнуть и прижать ребрами ладоней друг к другу.
«Солнышко» - руки подняты вверх, пальцы расставлены.
Дидактическая игра «Кто живет в лесу?»
Цель: учить ребенка узнавать и называть диких животных; развивать зрительную и слуховую память, мышление, речь.
Материал: картинки с изображением диких животных (волка, лисы, белочки, зайца, медведя, ежика).
Ход игры: психолог загадывает загадки и показывает изображения животных. Ребенок отгадывает загадку.
- В пору холодную - ходит злой, голодный.
Серая шуба у него, он не любит никого. (Волк)
Вопросы к детям: Какой волк? (Серый, лохматый, большой, сердитый, злой). А как мы назовем волка ласково? (Волчок).
Хвост пушистый бережёт
И зверюшек стережёт:
Знают, рыжую в лесу –
Очень хитрую (Лису)