Файл: Программа индивидуальных занятий с детьми с дцп и зпр Ладони надежды.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Я улыбаюсь солнышку:

«Здравствуй золотое!»

Я улыбаюсь цветочку,

Пусть он цветет

Улыбаюсь дождю:

«Лейся, как из ведра!»

И тебе улыбаюсь,

Желаю я добра.
Интересные упражнения для «послушных» пальчиков

Цель: развитие мелкой моторики.

«Пальчиковая семья»

Дети разгибают согнутые в кулак пальцы, начиная с большого и приговаривая:

- Этот пальчик - наш дедушка,

- А этот - бабушка,

- Этот пальчик - наш папочка,

- А этот - мамочка,

- Ну а этот маленький,

- Их сынок удаленький.

«Пальчики здороваются»: 1-й вариант - каждым пальчиком по очереди коснуться большого пальца, далее собрать пальцы в пучок сначала на одной руке, потом на второй, потом на обоих одновременно;

2-й вариант - сложить руки ладонями друг к другу, коснуться большими пальцами друг друга, указательными и т. д., затем всеми одновременно.

«Дети бегают» - пальцы как в предыдущем упражнении, но теперь их нужно поставить на стол и «побегать» сначала одной рукой, затем другой, потом обеими.

«Очки» - создать два круга из крупных и указательных пальцев, соединить их.

«Разговор» - сжать пальцы в кулаки, большие вытянуть вверх, свести их. Все эти упражнения можно объединить, выстроив логическую последовательность, это будет способствовать развитию воображения детей. Лучше сделать это на втором занятии.

Упражнение «Наложенные рисунки»

Цель: коррекция восприятия, внимания.

Ход упражнения: детям предлагаются рисунки с изображением контуров предметов, наложенных друг поверх друга. Ребенку необходимо назвать предметы, которые изображены и обвести их по контуру:



1-й вариант - изображений должно быть не более двух на одном рисунке;

2-й вариант - несколько;

3-й вариант - дальше это могут быть изучаемые по программе буквы, цифры;

4-й вариант - позже можно предложить детям осуществить классификацию по родовым признакам: сгруппировать изображенные предметы по общему признаку (овощи, фрукты, посуда, инструменты и т. д.)

Дидактическая игра с мыльными пузырями (шарики выдуваются на раскрытые ладошки ребенка и ребенку предлагается сжатием пальцев в кулачок поймать шарик))


Рефлексия

Упражнение «Дневник занятий»

Ритуал окончания занятия.

Цель: осознание окончания общения.

Занятие № 7-8

Упражнение - приветствие.

Игра «Фигуры»

Цель:

Игра состоит из 24 карточек (8x6 см) с изображением геометрических фигур четырех видов, четырех цветов (синие, красные, зеленые, желтые), большого и маленького размера.

1-й вариант. Молча разложить фигуры в кучки: сначала в 3 кучки в соответствии с формой, затем в 3 кучки в соответствии с цветом.

2-й вариант. Положить на стол любую карточку с фигурой, ребенка попросить выложить карту с фигурой, отличной только одним признаком. Например: если маленький красный круг, то ребенок должен положить большой красный круг или маленький красный квадрат и т.д.

Упражнение «Петух»

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Каждому ребенку нужны: простой карандаш, лист бумаги с изображением петуха.

Задача: обвести рисунок и раскрасить его.



Рефлексия

Упражнение «Дневник занятий»

Ритуал окончания занятия

Цель: осознание окончания общения.

Ребенок прощается с психологом с соблюдением зрительного контакта.

Занятие № 9-10

Упражнение - приветствие.

Интересные упражнения для «послушных» пальчиков

Цель: развитие мелкой моторики

«Дом» - поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположив пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук.

«Пропорции» - все пальцы соединить вместе, кроме большого, который направить вверх.

«Стол» - одну руку сжать в кулак, на нее сверху положить другую ладонь.

«Стул» - одну руку сжать в кулак, ладонь другой приставить к ней вертикально.

«Кресло» - одну руку сжать в кулак, едва согнутую ладонь другой приставить горизонтально, большой палец загнут внутрь (дедушка отдыхает)

Упражнение-игра «Скажи, что у тебя в руке»

Цель: диагностика и развитие тактильных ощущений.

Ход упражнения: ребенку завязывают глаза и на протянутую ладонь кладут маленький предмет (пуговица, монета, батарейка, орех, каштан и т. д.) Когда ребенок не может назвать предмет сразу, ему позволяют потрогать его пальцами.

Упражнение «Скрытые рисунки»



2-й вариант - (ход игры смотри занятия (1-2) ребенку можно предложить новый комплект рисунков, или же изображения уже изученных букв и цифр.

Рефлексия

Упражнение «Дневник занятий»

Цель: развитие навыков самоанализа, формирование позитивного самовосприятия и самооценки (замечать и радоваться своим успехам).

Ритуал окончания занятия.

Занятие № 11-12

Упражнение - приветствие

Цель: создание положительного эмоционального настроя, атмосферы доверия и доброжелательности, снятие эмоционального напряжения.

Интересные упражнения для «послушных» пальчиков

«Собака» - соединить большой, средний и безымянный пальцы, указательный и мизинец поднять вверх

«Коза» - поднять вверх указательный и мизинец

«Конь» - указательный палец выставлен вперед, остальные бегут по столу

«Лес» - руки стоят локтями на столе, пальцы растопырены, как можно шире. Двигать кистями рук, имитируя деревья, ветки которых качает ветер

«Зайчик» - большим пальцем прижать к ладони безымянный и мизинец, указательный и средний расправлены, пошевелить ими. Сначала одной рукой показать «зайчика» потом другой, потом обеими одновременно.

Упражнение «Найди такую, как у меня»

Цель: коррекция внимания, восприятия.

Ход упражнения: каждому ребенку дается лист бумаги с изображением геометрических фигур. Педагог показывает геометрическую фигуру и предлагает найти такую ​​же на своем листе.

Упражнение «Четвертый лишний»

Цель: коррекция способности к обобщению.

Ход упражнения: педагог предлагает детям рисунок с изображением 4-5 предметов, один из которых не имеет общего существенного признака, характерного для остальных. Необходимо определить лишний предмет и обосновать свой выбор.



Рефлексия

Упражнение «Дневник занятий»

Цель: развитие навыков самоанализа, формирование позитивного самовосприятия и самооценки (замечать и радоваться своим успехам).

Ритуал окончания занятия

Ребенок сам рассказывает, что происходило на занятии, что удалось и чем он доволен.

Психолог подчеркивает успехи ребенка, наклеивает в дневник смайлик


Цель: осознание окончания общения.

Ребенок прощается с психологом с соблюдением зрительного контакта.

Занятие № 13-14

Упражнение - приветствие.

Интересные упражнения для «послушных» пальчиков

«Собака» - соединить большой, средний и безымянный пальцы, указательный и мизинец поднять вверх

«Коза» - поднять вверх указательный и мизинец

«Конь» - указательный палец выставлен вперед, остальные бегут по столу

«Лес» - руки стоят локтями на столе, пальцы растопырены как можно шире. Двигать кистями рук, имитируя деревья, ветки которых качает ветер

«Зайчик» - большим пальцем прижать к ладони безымянный и мизинец, указательный и средний расправлены, пошевелить ими. Сначала одной рукой показать «зайчика» потом другой, потом обеими одновременно.

Упражнение «Узнай букву на ощупь»

Цель: развитие тактильных ощущений, воображения.

Ход упражнения: ребенку завязывают глаза и предлагают на ощупь из пластиковых букв узнать букву или найти заданную

Упражнение «Да или нет?»

Цель: развитие мышления.

Бывает так или нет? Скажи, какие фразы правильные, а какие нет. Объясни, почему?

- Заяц летит в небе.

- Волк бродит по лесу.

- Яблоко соленое.

- Человек вьет гнездо.

- Кот гуляет на крыше.

Рефлексия

Упражнение «Дневник занятий».

Ритуал окончания занятия.

Цель: осознание окончания общения.

Занятие № 15-16

Упражнение «Приветствие»

Цель: создание положительного эмоционального настроя, положительной и доверчивой атмосферы, снятие напряжения

Интересные задания для «послушных» пальчиков

Цель: развитие мелкой моторики

«Цветы» - руки в вертикальном положении, ладони друг к другу, пальцы разведены (тюльпан): «Вот, красные цветы раскрывают лепестки, ветерок дует, лепестки колеблет, уже красные цветочки, закрывают лепестки, головками качают, тихонько засыпают ...

«Корни» - прижать руки тыльной стороной, опустив пальцы вниз.

«Пчелка» - все пальцы, кроме указательного, большим прижаты к ладони. Круговые движения указательным пальцем одной руки, потом другой, потом обеими одновременно.

«Паучок» - все пальцы бегут по столу.

Дидактическая игра «Наведи порядок»

Цель: развивать внимание память, процессы мышления, целеустремленность, умение достигать цели.


Материал: картинки 6 х 6 с изображением (овощей, фруктов, игрушек).

Ход игры: психолог предлагается детям навести порядок и сложить картинки соответственно по группам овощи к овощам, фрукты к фруктам, игрушки к игрушкам.

Упражнение «Обведи по контуру и разрисуй»

Цель: развивать мелкую мускулатуру пальцев рук.

Психолог предлагает детям обвести по контуру предметные рисунки, раскрасить их и назвать получившееся

Упражнение «Дневник занятий»

Цель: развитие навыков самоанализа, формирование позитивного самовосприятия и самооценки (замечать и радоваться своим успехам)

Ребенок сам рассказывает, что происходило на занятии, что удалось и чем он доволен.

Психолог подчеркивает успехи ребенка, наклеивает в дневник смайлик

Ритуал окончания занятия

Цель: осознание окончания общения.

Ребенок прощается с психологом с соблюдением зрительного контакта.
Занятие № 17-18

Приветствие

Интересные задания для «послушных» пальчиков

Цель: развитие мелкой моторики

«Птицы летят» - пальцы расставлены, движения кистями рук вверх-вниз.

«Колодец» - сжать пальцы в кулак, оставив сверху отверстие.

«Птичка пьет воду» - одной рукой сделать «колодец», а другой «птичку», которая пьет воду: пальцы сжать в кулак, выставив указательный палец.

«Гнездо» - пальцы вместе, слегка согнуть и прижать ребрами ладоней друг к другу.

«Солнышко» - руки подняты вверх, пальцы расставлены.

Дидактическая игра «Кто живет в лесу?»

Цель: учить ребенка узнавать и называть диких животных; развивать зрительную и слуховую память, мышление, речь.

Материал: картинки с изображением диких животных (волка, лисы, белочки, зайца, медведя, ежика).



Ход игры: психолог загадывает загадки и показывает изображения животных. Ребенок отгадывает загадку.

- В пору холодную - ходит злой, голодный.

Серая шуба у него, он не любит никого. (Волк)

Вопросы к детям: Какой волк? (Серый, лохматый, большой, сердитый, злой). А как мы назовем волка ласково? (Волчок).

Хвост пушистый бережёт

И зверюшек стережёт:

Знают, рыжую в лесу –

Очень хитрую (Лису)