Файл: Отчет о прохождении производственной практики по управлению и экономике фармации по специальности 060301 фармация.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФГБОУ ВО

«МАЙКОПСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Фармацевтический факультет

Кафедра фармации

О Т Ч Е Т

О прохождении производственной практики

по управлению и экономике фармации

по специальности 060301 – фармация

Студента (ки) группы Ф-____, VI курса __________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Место прохождения практики: ________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(населенный пункт, адрес, № аптеки)

Сроки прохождения практики с «__» ______ 20__г. по «__» _______ 20__г.

Руководитель производственной практики от аптеки:

_______________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Руководитель производственной практики от кафедры:

_________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Майкоп, 2020г.

График прохождения производственной практики
































































































































1.































































































































2.1































































































































2.2































































































































2.3































































































































2.4































































































































2.5































































































































3.































































































































4.1































































































































4.2































































































































5.































































































































6.































































































































7.
































































































































Подпись руководителя аптеки __________________ _______________________

(М.П.)



п/п

Дата

Содержание практической деятельности

Подпись руководителя практики от аптеки

1.




Знакомство с аптекой и её характеристика.




По характеру производственной деятельности аптеки подразделяются:

- на производственные, изготовляющие ЛС по рецептам врачей и требованиям медицинских организаций, осуществляющие и реализацию ЛС;

- готовых форм, осуществляющие реализацию готовых ЛС населению и медицинским организациям.

Для оказания лекарственной помощи населению организовываются аптеки, аптечные пункты, аптечные киоски и аптечные магазины. Они составляют в совокупности мелкорозничную сеть и организуются юридическими или физическими лицами.

Аптеки организуются в отдельно стоящем здании или в структуре здания, где она должна представлять собой изолированный блок помещений с отдельным входом. Требования к оформлению аптеки: зеленый крест (необязательно), вывеска с наименованием юридического лица (индивидуального предпринимателя), адреса места регистрации юридического лица, либо данные ОГРНИП предпринимателя, адрес близлежащих аптек, информацию о дополнительных услугах аптеки (при наличии), информацию об оказании первой доврачебной помощи. минимальная площадь аптеки должна соответствовать объему выполняемой работы.

Необходимые помещения: торговый зал, помещения для приготовления ЛС, получения воды очищенной, хранения товаров, моечную, кабинет директора, комнату персонала, туалет. В аптеках, расположенных в медицинских организациях административно-бытовые помещения могут быть общими. Оснащение аптеки должно соответствовать выполняемым функциям и соответствовать перечню работ и услуг, указанному в приложении к лицензии.

Штат аптеки делится на три группы: руководящие работники, специалисты-производственный персонал, вспомогательный персонал. Численность персонала определяется аптекой и зависит от типа аптеки и объема ее работы.

Аптечный пункт организуется при медицинских организациях, врачебных участках, научно-исследовательских медицинских институтах, фельдшерско-акушерских, на фабриках и заводах, где есть учреждения здравоохранения, и осуществляет отпуск лекарств по рецептам и без рецепта. Аптечный пункт может быть организован, как самостоятельная аптечная организация с правами юридического лица либо индивидуального предпринимателя.

Аптечный киоск организуется в местах большого сосредоточения людей в зданиях лечебно-профилактического профиля, в магазинах, метро или в отдельно стоящем здании. Он имеет статус юридического лица или быть подразделением аптеки. Внешнее оформление киоска такое же, как в аптечном пункте: вывеска с названием, режим работы, адреса и телефоны близлежащих аптек. Необходим устав, печать и штамп, расчетный счет, лицензия.

Аптечный киоск отпускает ЛС без рецепта, предметы гигиены, торгует предметам ветеринарного назначения, косметическими средствами. В киоске обязательно наличие электричества, кассового аппарата, шкафов для хранения ЛС и медизделий, холодильника для термолабильных лекарств. Должность заведующего исполняет лицо с фармацевтическим образованием.

Аптечный магазин имеет более широкий ассортимент и большую площадь. Часто в них распространено самообслуживание, в торговом зале находится продавец-консультант. Также здесь существует торговля через прилавок.

Особенность аптечного магазина – пропаганда ЗОЖ и продажа соответствующих товаров (витамины, БАДы, предметы гигиены, минеральные воды, продукты детского питания и т.д.).

Функции аптечной организации:

- логистическая (прием, хранение, управление товарными запасами);

- производственная (прием рецептов, изготовление, контроль и отпуск ЛС по рецептам);

- информационная (фармацевтическое информирование населения и врачей информацией о ЛС);

- маркетинговая (формирование и осуществление ассортиментной и ценовой политики);

- медицинская (оказание первой доврачебной помощи при необходимости).

Организационно-правовые формы аптечной деятельности - это комплекс юридических, правовых, хозяйственных норм, определяющих характер, условия, способы формирования отношений между собственниками предприятия, а также между предприятием и другими хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) - Организация учреждена одним или несколькими лицами, уставной капитал разделен на доли. Участники не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков в пределах стоимости внесенных им вкладов. Число участников должно быть не более 50, уставной капитал - не менее 100-кратной величины МРОТ.

Акционерное общество (АО). Уставной капитал разделен на определенное количество акций. Акционеры не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерное общество бывает закрытым (ЗАО) и открытым (ОАО). Акционеры ОАО имеют право распоряжаться акциями без ведома других акционеров. Число акционеров неограниченно. Уставной капитал не менее 1000-кратной суммы МРОТ. В ЗАО акции распределяются только между определенным кругом лиц. Число акционеров не должно превышать 50 человек, минимальный уставной капитал – не менее 100-кратной суммы МРОТ.

Унитарное предприятие. Имущество такого предприятия неделимо, организация не имеет права собственности на имущество. В форме унитарных могут существовать только государственные и муниципальные предприятия. Имущество такого предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Собственник имущества решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, а также имеет право на получение прибыли от использования имущества предприятия, но не может распоряжаться данным имуществом без согласия собственника.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, финансируемых собственником учреждений, благотворительных или иных фондов.


2.




Работа в отделе рецептурно-производственном и отделе запасов.




2.1




Работа провизора по приему рецептов и отпуску лекарственных препаратов. Учет рецептуры. Отчетность по рецептуре.




Во второй день работы в аптеке мною была изучена организация рабочего места провизора технолога по приему рецептов и отпуску лекарств.

Поскольку аптека (аптечный пункт) не имеет производственного отдела, работа провизора-аналитика, а также провизора-технолога была изучена самостоятельно.

Рабочее место организуется в торговом зале аптеки. Площади отдела, имеющееся оборудование и оснащение соответствуют действующим строительным нормам (СниП), нормам технического и хозяйственного оснащения.

Оборудование и оснащение рабочих мест в аптеке зависит от объема работы аптеки. Рабочее место по приему рецептов и отпуску лекарств обычно изолировано от посетителей, хотя современное оборудование не всегда предусматривает такую изоляцию. На этом рабочем месте устанавливается типовое оборудование, которое включает секционный стол, шкафы для хранения лекарственных препаратов, вертушки для хранения изготовленных лекарственных форм.

Помимо этого, рабочее место по приему и отпуску рецептов оснащается холодильником для хранения термолабильных лекарственных препаратов, шкафом для хранения ядовитых и сильнодействующих лекарственных препаратов, а также компьютером. В настоящее время во многих аптеках оборудованы автоматизированные рабочие места - АРМ. Оно достаточно хорошо приспособлено для ускорения процесса продаж при помощи штрихового кодирования.

Рабочие места оборудуются в соответствии с характером выполняемой работы. При этом соблюдаются следующие правила:

- на рабочем месте не должно быть предметов, которые не требуются в процессе работы;

- каждый предмет должен иметь постоянное место; - все часто используемые в работе предметы должны находиться пол рукой;

- провизор-технолог при пользовании различными предметами не должен делать лишних движений.

Рабочее место по приему и отпуску лекарств должно быть оснащено необходимой справочной литературой, в частности - последним изданием Государственной Фармакопеи, таблицами высших разовых и суточных доз, литературой по совместимости и взаимодействию лекарственных препаратов, приказами Министерства здравоохранения, регламентирующими прием и отпуск рецептов и лекарств по ним.

Имеются справочная литература, в том числе VIDAL, и Машковский М.Д., Государственный реестр ЛП, Реестр предельных розничных цен, тарифы на изготовление лекарств, учетные документы - рецептурный журнал или квитанционный журнал и журнал учета неправильно выписанных рецептов. Кроме того, на рабочем месте по приему и отпуску лекарственных препаратов должны быть этикетки и сигнатуры.

При приеме и отпуске лекарственных препаратов аптечный работник должен руководствоваться рядом документов:

- законами РФ «Об обращении лекарственных препаратов», «О наркотических средствах и психотропных веществах», «О защите прав потребителей», постановлением правительства РФ «Об утв. Правил продажи отдельных видов товаров»;

- перечнем наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ - списками (ПККН);

- перечнем лекарственных препаратов списков ядовитых и сильнодействующих;

- действующими приказами, нормативными документами Минздрава РФ и других ведомств;

- этическим кодексом фармацевта.

Кроме того, в этот перечень входят и органа исполнительной власти субъекта РФ (управление здравоохранением края, области, Минздрав республики) по вопросам фармацевтической деятельности.


2.1




Работа провизора по приему рецептов и отпуску лекарственных препаратов. Учет рецептуры. Отчетность по рецептуре.




Рецепт - это письменное обращение специалист, выписавшего его, к провизору (фармацевту) об изготовлении и отпуске лекарств. Рецепт одновременно является медицинским, юридическим и финансовым документом.

При приеме рецептов и отпуске лекарственных препаратов аптечные работники должны руководствоваться приказом Минздрава РФ от 14 января 2019 г. N 4н "Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения"

Назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 марта 2012 г. N 252н "Об утверждении Порядка возложения на фельдшера, акушерку руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты", индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность (далее - медицинские работники).

Запрещается выписывать рецепты на лекарственные препараты:

- при отсутствии медицинских показаний;

- на лекарственные препараты, не зарегистрированные на территории РФ

- на лекарственные препараты, которые в соответствии с инструкцией по медицинскому применению используются только в медицинских организациях;

- на наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в список II Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681*(3) (далее - Перечень), зарегистрированные в качестве лекарственных препаратов, в целях применения для лечения наркомании;

- индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, на наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в списки II и III Перечня (далее - наркотические и психотропные лекарственные препараты списков II и III Перечня).

На провизора-технолога по приему рецептов и отпуску лекарственных препаратов возлагаются следующие обязанности:

- прием рецептов и требований, проверка правильности их оформления, совместимости ингредиентов и соответствие прописанных доз возрасту больного, определение стоимости лекарственного средства и оформление соответствующей документации;

- учет поступающих рецептов и передача их для изготовления прописанных лекарственных препаратов;

- контроль за правильностью прописанных врачами рецептов и информирование своего непосредственного руководителя о всех случаях нарушения врачами правил прописывания рецептов;

- регистрация лекарственных препаратов, отсутствующих и отказываемых населению, ежедневная информация об этом руководителей отдела или аптеки;

- отпуск по рецептам готовых лекарственных препаратов.


2.1




Работа провизора по приему рецептов и отпуску лекарственных препаратов. Учет рецептуры. Отчетность по рецептуре.




При приеме рецептов и отпуске лекарственных препаратов целесообразно следовать следующему алгоритму действий:

1. Проверка соответствия формы рецептурного бланка лекарственной прописи. Любой рецепт, независимо от порядка оплаты лекарства и характера действия входящих в его состав медикаментов, должен содержать следующие обязательные и дополнительные реквизиты.

В обязательные реквизиты входят:

- штамп МО, с указанием наименования МО, его адреса и телефона;

- дата выписки рецепта;

- Ф.И.О. больного и его возраст;

- Ф.И.О. врача;

- наименование и количество ЛП;

- подробный способ применения ЛП;

- подпись и печать врача.

Дополнительные реквизиты рецепта зависят от состава ЛП и формы рецептурного бланка. Рецепты выписываются на бланках, отпечатанных типографским способом по установленным Минздравом России формам.

2. Проверка правомочия лица, выписавшего рецепт. Назначение лекарственных препаратов производится врачом, непосредственно осуществляющим ведение больного. При оказании скорой и неотложной медицинской помощи лекарственные препараты назначаются врачом выездной бригады скорой медицинской помощи или врачом отделения неотложной помощи амбулаторно-поликлинического учреждения.

3. Проверка правильности оформления прописи и способа применения ЛП. Состав лекарственного средства, обозначение лекарственной формы и обращение врача к фармацевтическому работнику об изготовлении и выдаче лекарственного препарата выписываются на латинском языке. Названия наркотических лекарственных препаратов, психотропных и ядовитых веществ, а также ядовитых лекарственных препаратов пишутся в начале рецепта. Способ применения лекарственного средства пишется на русском языке с указанием дозы, частоты, времени их употребления относительно приема пищи. При необходимости экстренного отпуска лекарственного средства в верхней части рецептурного бланка проставляются обозначения cito или statum. Разрешаются только принятые правилами сокращения обозначений.

4. Проверка совместимости ингредиентов в рецепте. В рецепте, требующем индивидуального изготовления, проверяется совместимость ингредиентов, входящих в состав лекарственного препарата. В случаях необходимости изменения состава или количества действующих веществ, замены одной лекарственной формы другой и т.п. необходимо данный вопрос согласовать с врачом, выписавшим рецепт.

5. Проверка высших разовых и суточных доз ЛП с учетом возраста больного. При оценке лекарственной прописи аптечный работник должен проверить высшие разовые и суточные дозы (ВРД и ВСД) ЛП с учетом возраста больного. При отпуске наркотических, психотропных и ядовитых веществ он должен руководствоваться Приказом Министерства здравоохранения РФ от 11 июля 2017 г. N 403н "Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармдеятельность"

6. Проверка соответствия количества выписанного ЛП установленным приказом Минздрава РФ от 14 января 2019 г. N 4н "Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения" При поступлении экстемпорального рецепта в аптеку фармацевтический работник обязан отпустить лекарственное средство, находящееся на ПКУ, в половине высшей разовой, в том случае, если врач не соблюдал установленных правил оформления рецепта или превысил высшую однократную дозу. В некоторых случаях предусмотрено превышение установленных норм, что возможно при наличии указания врача на рецепте «По специальному назначению», заверенного подписью и печатью врача, а также печатью «Для рецептов». Инкурабельным онкологическим и гематологическим больным количество выписываемых в одном рецепте наркотических средств также может быть увеличено в 2 раза против установленных норм.

7. Проверка срока действия рецепта. На основании приказа 4н устанавливаются следующие сроки действия рецептов.

Рецепты, выписанные на специальном рецептурном бланке на наркотическое средство и психотропное вещество, действительны - 5 дней со дня выписки, на рецептурном бланке №148-1/у-88 -10 дней.

Рецепт, выписанный на рецептурном бланке №148-1/у - 88, действителен - 10 дней, 1 месяц. Срок действия указывается путем зачеркивания.

Рецепт, выписанный на рецептурном бланке №107-1/у, действителен - 10 дней, 2 месяца, 1 год. Срок действия указывается путем зачеркивания.

Рецепты на все остальные лекарственные препараты действительны- 2 месяца со дня выписки.

Рецепты, выписанные на рецептурных бланках формы №148-1/у -04 (л) и №148-1/у-06 (л), действительны - 1 месяц со дня выписки, за исключением лекарственных препаратов, находящихся на предметно-количественном учете.

Рецепты на производные барбитуровой кислоты, эфедрин в чистом виде, псевдоэфедрин в чистом виде, эфедрин и псевдоэфедрин в смеси с другими веществами, анаболические стероиды, клозапин, тианептин для лечения больных с затяжными и хроническими заболеваниями могут выписываться на курс лечения до 1 месяца.

При этом на рецепте должна быть надпись - «По специальному назначению», которая скрепляется подписью врача и печатью МО «Для рецептов». Рецепты, не отвечающие выше перечисленным требованиям, остаются в аптеке, погашаются штампом «Рецепт недействителен» и регистрируются в специальном журнале.

8. Таксировка рецепта. Рецепт, выписанный правильно, затем таксируется. В аптеках с оборудованным АРМ этот процесс происходит с помощью различного программного обеспечения. Если рецепт оформлен неправильно, то он регистрируется в «Журнале учета неправильно выписанных рецептов», предварительно погашенный штампом «Рецепт недействителен».

9. Регистрация рецепта.

10. Оформление сигнатуры при необходимости.

11. Выдача чека.

12. Оплата рецепта.

Все эти стадии идут в комплексе, так как регистрация, оплата и выдача квитанции идут как составляющие одного процесса.




2.3


2.5