Файл: Разработка процедуры управление рисками для предприятия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 314
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
65
- имеют факторы риска, поддающиеся управлению (минимизации со сто- роны БМУ АО ПО «Уралэнергомонтаж»).
Оценку рисков проводит ответственный за процесс, распределяет вероят- ность реализации опасного фактора исходя из трех возможных вариантов оцен- ки: высокая, средняя и низкая, по выявленным и уже установленному уровню значимости каждого риска, используя полученные данные из таблицы 3 и при- ложения В.
Проводится построение границы допустимого риска на карте рисков с координатами вероятность реализации опасного фактора и ущерб последствий.
На основании карты рисков определяют риски, которые попали в область недопустимого риска.
Выявленные риски, которые попали в область недопустимого риска, под- вергаются следующей обработке.
Риски, которые попали в область недопустимого риска декомпозируются и раскладываются на возможные причины и последствия от реализации риска, которые также могут подразделяться на последствия второго и третьего уровня.
Более подробное описание метода приведено в ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-
2011.
Выходными данными метода является простая схема, показывающая ос- новные пути опасных событий и установленные барьеры, направленные на предотвращение или смягчение нежелательных последствий и/или усиление и ускорение ожидаемых последствий.
6.7.
Воздействие на риск
После завершения оценки риска принимают и выполняют одно или не- сколько решений об обработке риска, позволяющих изменить вероятность воз- никновения опасного события и/или его воздействие.
Обработка риска является адаптивным процессом проверки риска на его приемлемость и соответствие ранее установленным критериям для определения необходимости дальнейшей обработки риска.
66
Различают следующие способы управления рисками: избежание, мини- мизация, перенос или принятие.
Избежание самый эффективный способ управления рисками – это их полное избежание.
Минимизация рисков – это разработка и реализация мероприятий, направленных на предотвращение риска, либо на уменьшение последствий риска.
Перенос риска на третью сторону посредством заключения юридически обязывающих документов, например, как страхование возможных рисков, аут- сорсинг какой-либо функции сторонней компании.
Принятие риска, если все другие способы управления экономически не целесообразны.
На основе выбранного способа управления рисков необходимо разрабо- тать состав мероприятий по управлению рисками.
Мероприятия по снижению рисков, документируется в реестре рисков. В колонке «Мероприятия по снижению рисков» указываются внедряемые меро- приятия по снижению данного риска, а также по необходимости, требуемый бюджет на реализацию этих мероприятий. В колонке «Исполнитель» отмечает- ся лицо ответственный за мероприятие;
После принятия нужных мер по управлению рисками следует проводить не менее чем два раза в год мониторинг и пересмотр рисков. Периодический пересмотр рисков компании, проводится с целью корректировки их оценок, вы- явления новых рисков и мониторинга статуса мероприятий по снижению рис- ков.
Мониторинг и пересмотр осуществляется также в ходе внутреннего ауди- та. При выявлении несоответствий требованиям настоящей процедуры пред- принимаются действия, предписанные процедурами по управлению несоответ- ствиями и корректирующими действиями.
67
Периодический пересмотр рисков компании, проводится с целью коррек- тировки их оценок, выявления новых рисков и мониторинга статуса мероприя- тий по снижению рисков.
Риски компании не статичны, поэтому мониторинг выявленных рисков является важным элементом управления рисками.
Мониторинг включает в себя следующие процедуры:
- статус реализации запланированных мероприятий по снижению выяв- ленных рисков.
- анализ эффективности проводимых мероприятий по снижению выяв- ленных рисков;
- переоценка существующих рисков;
- выявление новых рисков и разработка дополнительных мероприятий.
Пересматривать риски следует тогда, когда пересматривается цель и цель компании.
Ответственность за мониторинг и пересмотр рисков компании возлагает- ся на директора.
Форма мониторинга рисков указывается в виде таблицы, форма является рекомендуемой и применяется по усмотрению линейных руководителей и мо- жет подвергаться доработке.
Полный текст процедуры приведён в приложении Г данной выпускной квалификационной работе.
68
3.
ПОВЫШЕНИЕ
КВАЛИФИКАЦИИ
ПЕРСОНАЛА
ПРЕДПРИЯТИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ РИСКАМИ
3.1.
Анализ профессионального стандарта «Специалист по
управлению рисками»
Рассмотрим и проанализируем профессиональный стандарт
Приказ Ми- нистерства труда и социальной защиты РФ от 7 сентября 2015 г. № 591н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по управлению рис- ками». Опишем цели, задачи, назначение профессионального стандарта.
Профессиональный стандарт «Специалист по управлению рисками» - это многофункциональный нормативный документ, определяющий требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям риск- менеджеров разного уровня, изложенные в виде структурированных характери- стик деятельности риск-менеджера.
Основные цели создания профессионального стандарта, должны выпол- нять следующие требования, например, Определение событий, которые могут влиять на деятельность организации, и управление связанным с этими событи- ями риском, а также контроль отсутствия превышения предельно допустимого уровня риска организации и предоставление разумной гарантии достижения целей организации; поддержание уровня риска, обеспечивающего непрерыв- ную деятельность и устойчивое развитие организации, получение оптимального результата деятельности организации с учетом риска для учредителей, соб- ственников и иных заинтересованных сторон.
Специалист по управлению рисками работает с большим количеством документов: составляет инструкции, руководства по качеству, следит за стати- стикой удовлетворенности клиентов и покупателей товарами и услугами пред- приятия, разрабатывает план действий по внедрению или осуществлению уже внедренной СМК и следит за его своевременным выполнением на каждом эта- пе. А также специалист по управлению рисками составляет отчеты для предо-
69 ставления их высшему руководству. Он наблюдает за соответствием разрабо- танной СМК международным стандартам и активно способствует получению организацией сертификата соответствия им. Кроме вышеперечисленных обя- занностей, данный специалист должен консультировать сотрудников организа- ции (предприятия) по всем вопросам, связанным с системой менеджмента каче- ства.
Он также организует внутренний контроль работы СМК, после чего дела- ет выводы и анализирует работу предприятия в целях постановки новых целей в области качества с обозначением критериев их проверки. Кроме внутреннего контроля, он готовит документы и предприятие в целом к внешним аудитам на соответствие международным стандартам. Специалист по СМК также органи- зует получение сертификатов на виды деятельности и профессиональное обо- рудование компании.
Такой специалист работает в отделе системы менеджмента качества предприятий из самых разных областей производства товаров и предоставления услуг. Это может быть медицина, машиностроение, пищевая промышленность и любая другая область. В некоторых случаях возможны командировки.
Специалисту по управлению рисками необходимо иметь аналитическое мышление, быть внимательным, исполнительным и ответственным. Для взаи- модействия с органами сертифицирования ему необходимо также быть дипло- матичным, а для консультирования и обучения сотрудников – коммуникабель- ным.
Специалист по управлению рисками должен быть знаком с особенностя- ми отрасли, к которой принадлежит предприятие, на котором он работает, и быть особенно хорошо знакомым с национальными и межгосударственными стандартами в этой сфере. Он должен уметь разрабатывать нормативные доку- менты (стандарты, инструкции, руководства, отчеты), пользоваться компьюте- ром, в частности такими программами как MS Word, Excel, MS Project, Visio, иметь навык работы с большими объемами информации. Достаточно часто тре-
70 буется знание английского, в зависимости от компании: либо базовое, либо на среднем уровне.
Проанализируем профессиональный стандарт специалиста по управле- нию рисками, и охарактеризуем трудовые функции. Фрагмент профессиональ- ного стандарт «Специалист по управлению рисками» представлен в таблице 10.
Основная цель вида профессиональной деятельности: определение собы- тий, которые могут влиять на деятельность организации, и управление связан- ным с этими событиями риском, а также контроль отсутствия превышения пре- дельно допустимого уровня риска организации и предоставление разумной га- рантии достижения целей организации; поддержание уровня риска, обеспечи- вающего непрерывную деятельность и устойчивое развитие организации, полу- чение оптимального результата деятельности организации с учетом риска для учредителей, собственников и иных заинтересованных сторон.
Обобщённая трудовая функция: разработка отдельных направлений риск-менеджмента.
Возможные наименования должностей, профессий: специалист отдела управления рисками (риск-менеджмента), риск-менеджер, методолог по рис- кам, координатор по рискам, эксперт по рискам.
Таблица 10 – Фрагмент профессионального стандарта «Специалист по управ- лению рисками»
Наименование
Поддержка процесса управления рисками для ответственных за риск сотрудников организации
Код A/03.6
Уровень
(подуровень) квалификации
6 1
2
Трудовые действия
Оказание помощи сотрудникам в выявлении и оценке новых рисков
Сбор информации, организация работы и контроль качества работ сотруд- ников по описанию и актуализации рисков
Обеспечение текущего управления рисками на ежедневной основе
Представление аналитической информации о рисках для руководителя подразделения и ответственных за мероприятия по рискам работников
Необходимые умения
Устанавливать и поддерживать деловые контакты, связи, отношения, коммуникации с сотрудниками компании
71
Окончание таблицы 10 1
2
Необходимые умения
Проводить интервью с ответственными за риск работниками
Применять корпоративные документы и процедуры
Производить проверки эффективности управления отдельными видами рисков
Контролировать меры по воздействию на риск
Систематизировать большие объемы информации
Необходимые знания
Законодательство Российской Федерации и отраслевые стандарты по управлению рисками
Методология проведения социологического исследования
Информационная политика организации
Требования к коммерческой тайне
Нормы этики организации
Нормы профессиональной этики
Нормы корпоративного управления и корпоративной культуры
Другие характеристики
Выполнение задач, поставленных руководителем
Соблюдение норм профессиональной этики риск-менеджера
Следовательно, специалист отдела системы менеджмента качества пред- приятия, может проводить мероприятия по обучению работников организации с документацией системы менеджмента качества.
3.2.
Разработка методических материалов для обучения ответствен-
ных за процессы
За основу разработки методических материалов для обучения ответствен- ных за процессы, возьмём действующую программу Научно-образовательный центра ФГУП «Научно-исследовательский институт стандартизации и унифи-
72 кации» (далее НОЦ ФГУП «НИИСУ): Современные требования к построению и документальному оформлению систем менеджмента качества.
При проведении её анализа выяснилось, что для специалиста по управле- нию рисками БМУ АО ПО «Уралэнергомонтаж» проводятся занятия,
позволя- ющие ознакомить и обучить работников предприятия во внедряемой докумен- тацией СМК в организации.
Целью такой программы повышения квалификации является формирова- ние у широкого круга специалистов отрасли необходимых знаний по организа- ционно-методическим основам создания и функционирования системы ме- неджмента качества; приобретения знаний по оформлению документированных процедур и записей – элементов системы менеджмента качества.
В результате обучения по данной программе слушатели должны:
- знать нормативно-техническую базу системы менеджмента качества;
- уметь составлять и оформлять исполнительную и отчётную документа- цию при актуализации и внедрении элементов системы менеджмента качества;
- изучить порядок взаимодействия, ответственности и обязанностей пер- сонала, ответственного за внедрение и обеспечение функционирования систе- мы менеджмента качества и ряд других.
Категория слушателей: руководители служб качества, ведущие специали- сты системы менеджмента качества организации.
Длительность обучения: 78 часов (две недели).
Обучение может проводиться как с выездом специалистов НОЦ ФГУП
«НИИСУ» на БМУ АО ПО «Уралэнергомонтаж» так и дистанционно.
Таблица 11 – Учебная программа повышения квалификации
№
п/п
Наименование разделов
Всего
часов
В том числе
Лекции
ПЗ
1
2
3
4
5
Модуль 1
30
26
4
1
Тема1.1. Основные общие изменения в ГОСТ Р
ИСО 9001–2015
–
Ключевые задачи
–
Структура высшего руководства
7 6
1
73
Продолжение таблицы 11
1
2
3
4
5
1
–
Типовая структура ИСО 9001:2015 2
Тема 1.2. Контекст организации (внутренняя и внешняя среда) и потребности заинтересованных сторон по ГОСТ Р ИСО 9001–2015
–
Практические рекомендации по формированию среды организации, определению заинтересован- ных сторон
–
Практические рекомендации по идентификации рисков и возможностей, связанных с процессами
СМК
Практическое занятие
«Оценка внешних и внутренних рисков»
8 7
1 3
Тема 1.3. Область применения СМК. Процессы
СМК ГОСТ Р ИСО 9001–2015
–
Практические рекомендации по выделению и идентификации процессов
–
Практические рекомендации по идентификации рисков и возможностей, связанных с СМК
Практическое занятие
«Оценка рисков процессов СМК на примере про- цесса производства»
8 7
1 4
Тема 1.4. Лидерство ГОСТ Р ИСО 9001–2015
–
Функции, ответственность и полномочия в орга- низации
–
Ориентация на потребителей
–
Практические рекомендации по идентификации рисков и возможностей, которые могут оказывать влияние на способность повышать удовлетворен- ность потребителе
7 6
1
Модуль 2
48
35
13
5
Тема 2.1. Планирование, особенности деятельности и ее результаты ГОСТ Р ИСО 9001–2015
–
Действия по управлению рисками и возможно- стями
–
Цели в области качества и планирование их до- стижения
Практическое занятие «Оценка риска достижения цели»
9 8
1 6
Тема 2.2. Средства обеспечения ГОСТ Р ИСО
9001–2015
–
Ресурсы
–
Человеческие ресурсы
–
Прослеживаемость измерения
Практическое занятие
«Разработка структурной схемы базы знаний с ука- занием способов ведения, пополнения информа- ции, доступа к ней и ее защиты»
8 7
1
74
Окончание таблицы 11
1
2
3
4
5
7
Тема 2.3. Деятельность на стадиях жизненного цикла продукции и услуги ГОСТ Р ИСО 9001–2015
–
Планирование и управление деятельностью на стадиях жизненного цикла продукции и услуги
–
Требования к продукции и услугам
–
Управление процессами, продукцией и услугами, поставляемыми внешними поставщиками
–
Производство продукции и предоставление услуг
–
Выпуск продукции и услуг
–
Деятельность после поставки
Практическое занятие
«Оценка риска потенциальных нежелательных по- следствий при назначении гарантийных обяза- тельств»
9 7
2 8
Тема 2.4. Оценка результатов деятельности ГОСТ
Р ИСО 9001–2015
–
Мониторинг, измерение, анализ и оценка
–
Внутренний аудит
–
Анализ со стороны руководства
–
Рекомендации по проведению самооценки вы- полнения требований ГОСТ Р ИСО 9001–2015 8
7 1
9
Тема 2.5. Улучшение ГОСТ Р ИСО 9001–2015
–
Несоответствия и корректирующие действия
–
Постоянное улучшение
–
Практические рекомендации по реализации тре- бований раздела 10 ГОСТ Р ИСО 9001–2015 6
4 2
10
Теоретическое и практическое занятие на тему
«Управление рисками»
8 2
6
ИТОГО:
78 61 17
Ответственные за процессы СМК обучение в таком объёме проходить не будут.
Для удовлетворения потребностей предприятия нами предлагается ввести теоретическое и практическое занятие для «управления рисками» в объёме 8 часов.
1 2 3 4 5 6 7