Файл: Министерство Внутренних Дел российской федерации краснодарский университет кафедра теории и истории права и государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 584

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

3) ____________ правомерное поведение основано на состоянии правосознания индивида, готового к совершению правонарушений, но опасающегося наказания.

4) Признаки ____________ правомерного поведения: строгое соблюдение юридических норм, стремление к полному использованию субъективных прав, инициативность личности в укреплении правопорядка.

5) ____________ - общественно опасное (вредное), виновное, противоправное деяние деликтоспособного лица, влекущее юридическую ответственность.

6) Причинно-следственная связь - это элемент ___________ стороны правонарушения.

7) Преступившие закон деликтоспособное лицо или организация - это ________________ правонарушения как элемент его состава.

8) __________ лица - юридическое обозначение психического болезненного состояния индивида, исключающего возможность признания его субъектом правонарушения.

9) ____________ сторона правонарушения - внутренние его признаки, характеризующие психическое отношение лица к своему деянию и его последствиям.

10) ___________ - основной элемент содержания субъективной стороны правонарушения.

11) Необходимый для признания лица правонарушителем элемент субъективной стороны правонарушения - _______________ правонарушителя.

12) ____________ умысел - разновидность вины в случае осознавания субъектом противоправности своего деяния, предвидения и желания его результатов.

13) Совокупность необходимых признаков деяния для признания его правонарушением называется _______________ .

14) Проявление правонарушения вовне охватывается элементом его состава - ________________.

15) Форма вины при вполне осознанном совершении субъектом противоправного деяния с вредными последствиями вне зависимости от желания их наступления - _______________ .

16) Форма вины при совершении субъектом вопреки своему желанию противоправного деяния с предвидением его возможности или без такового охватывается понятием _____________.

18) Способность лица отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими в момент совершения правонарушения обозначается юридическим термином ________________.

19) Вина в форме ____________ характеризуется осознаванием субъектом противоправности своего поведения и возможности его вредных последствий с легкомысленным расчетом избежать их

20) Представление субъекта о желаемом результате своего противоправного деяния - это ____________ правонарушения.

21) _____________ - это общественно опасное, виновное, наказуемое деяние, запрещенное Уголовным кодексом.

22) Теория государства и права различает виды проступков: гражданско-правовые деликты, процессуальные правонарушения, административные и ____________ проступки.

23) Непреступное противоправное посягательство на установленный государством порядок управления - это ______________ проступок.

25) Побуждение субъекта как руководство к действию при совершении правонарушения - это его _______________ .

26) Невиновное причинение противоправного вреда при невозможности предвидеть и предотвратить его называется ___________________ .

27) Не предусмотренные Уголовным кодексом РФ противоправные посягательства на управленческие, трудовые, имущественные и иные отношение являются ________________.

28) Не достигающие степени общественной опасности преступлений правонарушения имеют видовое обозначение _________________ .

29) Гражданское право запрещает нарушения в сфере имущественных и связанных с ними _____________ неимущественных отношений

30) Гражданско-правовое нарушение в сфере имущественных и личных неимущественных отношений называется также _____________ .

Примерная тематика курсовых работ


Министерство Внутренних Дел РОССИйской федерациИ

Краснодарский университет

КАФЕДРА теории и истории ПРАВА и государства
УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры теории и истории права и государства

майор полиции

Е.В. Грибанов

«____» ____________ 2015 г.

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Учебно-методическое пособие

(40.03.01 Юриспруденция)

Обсуждены и одобрены Подготовили:

на заседании кафедры кандидат юридических наук, доцент

Протокол № ___ полковник полиции

от «__» ___________2015 г. Е.А. Вакарина;

кандидат юридических наук, доцент

полковник полиции

Г.П. Курдюк


Краснодар 2015

УДК 340 Рекомендовано

ББК 67.0 Редакционно-издательским советом

В 93 Краснодарского университета МВД России

Составители:

Вакарина Е.А., кандидат юридических наук, доцент (кафедра теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России);

Курдюк Г.П., кандидат юридических наук, доцент (кафедра теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России)


Рецензенты:

Савченко М.С., доктор юридических наук, профессор (Кубанский государственный аграрный университет);

Голубихина Н.В., кандидат юридических наук (Краснодарский университет МВД России).

Теория государства и права: учебно-методическое пособие

(специальность 40.03.01 Юриспруденция) для заочной формы обучения / Составители: Вакарина Е.А.; Курдюк Г.П. – Краснодар: Краснодарский университет МВД РФ, 2015 г.

Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, примерной рабочей программой и рабочей учебной программой по специальности 40.03.01 Юриспруденция. В пособии содержатся темы и их краткое содержание, методические рекомендации по изучению дисциплины, методические указания обучаемым с планами семинарских и практических занятий, перечень вопросов для подготовки к промежуточной аттестации (экзамену), примерная тематика курсовых работ, примерные тематические планы, словарь основных понятий и терминов.


Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей Краснодарского университета МВД России.


УДК 340

ББК 67.0

Краснодарский университет МВД России, 2015 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие……………………………………………………………………….4

Общие методические рекомендации по преподаванию дисциплины (методические указания для преподавания отдельных видов учебных занятий)……………………………………….………………………………..….5

Темы и их краткое содержание…………………………………………………35

Методические рекомендации по изучению дисциплины……………………..45

Примерные тематические планы ………………………………………………45

Планы семинарских и практических занятий с методическими указаниями для слушателей и методическими рекомендациями для преподавателя…….49

Методические рекомендации по написанию курсовых работ………………125

Перечень вопросов для промежуточной аттестации (экзамена)…….……...153

Словарь основных понятий и терминов…..……………………………..……157

Предисловие

Учебная дисциплина "Теория государства и права" является основной общетеоретической дисциплиной, изучаемой на юридических факультетах как гражданских учебных заведений, так и в системе учебных заведений МВД России.

При изучении курса учитываются реалии современного политико-юридического развития в России и за ее пределами. Приоритет отдается правовым идеям, в основе которых находятся общечеловеческие ценности и социальная защищенность личности. Учитывается то обстоятельство, что теория государства и права рассматривается как вводная и вместе с тем обобщающая наука в системе правоведения. В связи с указанным, эта дисциплина изучается первой среди прочих юридических дисциплин.

Учебно-методическое пособие данного курса учитывает то обстоятельство, что теоретические знания, получаемые обучаемыми в период изучения данной учебной дисциплины, служат основой для получения дальнейших теоретических и практических знаний по другим юридическим дисциплинам.

В условиях формирования правового государства большое значение придается изучению общетеоретических вопросов права и государства: таких, как понятие, принципы права, формы государства, правовое сознание, правовая культура, правонарушение, юридическая ответственность, правовое

регулирование общественных отношений, реализация права и других не

менее важных теоретических вопросов.

Цели изучения дисциплины:

- приобретение обучающимися знаний, позволяющих ориентироваться в правовом материале в ходе изучения иных дисциплин профессионального цикла, а также необходимых для реализации правовых предписаний в юридической деятельности;

- выработка у обучающихся способности самостоятельно получать правовые знания, необходимые для эффективного осуществления возложенных на юриста функций.

Основными задачами дисциплины являются:

- усвоение обучающимися комплекса знаний по теории государства и права;

- ознакомление с методологическими основами научного понимания государства и права, государственно-правовых явлений; понятийным и категориальным аппаратом теории государства и права;

- развитие специфических черт юридического мышления у обучающихся, позволяющих выявлять юридически значимые признаки реальных жизненных обстоятельств, путем соотнесения фактических явлений с их нормативной моделью, закрепленной в правовых документах.

Общие методические рекомендации по преподаванию дисциплины (методические указания для преподавания

отдельных видов учебных занятий)

Теория государства и права – ведущая отрасль знаний в системе юридических наук и, соответственно, базовая учебная дисциплина. Теория государства и права содержит основополагающие сведения о государственных и правовых явлениях, изучает и доказывает неразрывное единство государства и права, обозначает роль человека в государственно-правовом развитии. Знания, полученные при изучения теории государства и права, нужны юристу-профессионалу для работы в правотворческих, правоприменительных и правоохранительных органах, они будут востребованы и в сферах организационно-управленческой, общественно-политической, научно-консультативной и экспертной деятельности.

Содержание учебного курса и основные формы обучения.

Содержание дисциплины «Теория государства и права» включает в себя изучение следующих основных тем:





п/п

Наименование разделов и тем













Раздел 1. Введение в теорию государства и права







1.

Предмет и задачи теории государства и права.




2.

Юридические понятия и термины.




3.

Государство и его механизм.




4.

Форма государства.




5.

Признаки и определение права.




6.

Механизм правового регулирования.




7.

Норма права.




8.

Юридические источники (формы) права.




Часть 2. Теория государства

9.

Правоотношения.







10.

Правотворчество и систематизация законодательства.







11.

Система права.







12.

Реализация права.







13.

Толкование права.







14.

Законность и правопорядок.







15.

Правомерное и неправомерное поведение.







16.

Юридическая ответственность. Понятие и признаки юридической ответственности.







Раздел 2. Общая теория государства и права




17.

Историко-методологические основы теории государства и права.




18.

Происхождение государства и права.




19.

Типология государств и права.




20.

Основные концепции сущности государства.




21.

Направления деятельности и функции государства.




22.

Право в системе нормативного регулирования общественных отношений.




23.

Принципы, направления действия и функции права.




24.

Основные концепции правопонимания.




25.

Правовые системы современности.




26.

Правосознание, правовая культура, правовое воспитание.




27.

Личность, право и государство.




28.

Государство, право, политика и экономика.




29.

Правовое государство и гражданское общество.






К числу основных организационных форм обучения по курсу относятся: лекции, семинарские и практические занятия, самостоятельная подготовка.

Лекционный материал сгруппирован в 29 тем, представляющую собой единую систему, позволяющую наиболее полно раскрыть содержание изучаемой дисциплины.

Изучение темы начинается с внимательного прослушивания и конспектирования лекции. Следует помнить, что лекция не может быть заменена никаким учебником и иным материалом. Лекция предполагает доведение самых последних данных науки, порой даже неопубликованных, но известных преподавателю. Но и это не главное. Живая речь преподавателя, его вид, поведение, общение с курсантами и студентами оживляют положения учебника, научных публикаций, делают их интереснее, понятнее, привлекательнее и убедительнее. В лекции преподаватель может оперировать фактами из жизни, личным пониманием и отношением к излагаемому, наука «оживает» в речи преподавателя, предстает в эмоциональном и доступном виде. Кроме того, лекция предполагает вопросы со стороны курсантов и слушателей, объяснение сложных для первичного восприятия проблем. Живое общение не может заменить текст.

Слово «лекция» происходит от латинского «lectio» – чтение. Первоначально представляла собой публичное чтение текста книг или тетрадей, в которые дословно переписывались книги. В средние века лекции наряду с диспутами играли основную роль в передаче знаний слушателям, так как книги были редкостью.

Лекция – это логически стройное, системное, глубокое и ясное изложение учебного материала. Назначение лекции в учебном процессе не в том, чтобы предоставить всю информацию по теме, а чтобы помочь освоить фундаментальные проблемы курса, овладеть методами научного познания, предложить новейшие достижения научной мысли. В учебном процессе лекция выполняет методологическую, организационную и информационную функции.

Все другие формы учебных занятий – семинары, лабораторные занятия, курсовое и дипломное проектирование, учебная практика, консультации, зачеты и экзамены – связаны с лекцией, опираются на фундаментальные положения и выводы.

В ряде случаев лекция является основным источником информации, например, при отсутствии учебников, учебных пособий по новым курсам. Лекция раскрывает понятийный аппарат конкретной области знания, ее проблемы, дает цельное представление о предмете, показывает взаимосвязь с другими дисциплинами.