Файл: Министерство Внутренних Дел российской федерации краснодарский университет кафедра теории и истории права и государства.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 585
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Различают:
– вводные (установочные),
– тематические,
– итоговые,
– обзорные лекции.
Особая роль принадлежит вводной лекции, поскольку именно она готовит студента к восприятию методологии и предмета конкретной дисциплины.
Методически вводная лекция должна строиться таким образом, чтобы пробуждать интерес к данной сфере знания и давать о ней цельное представление. Следует описать актуальность, практическую значимость, цель, задачи курса, предложить список информационных источников.
Тематические лекции предназначены для последовательного, систематичного изложения содержания курса. Педагог предлагает глубоко осмысленный и методически освоенный материал на протяжении длительного периода времени. Он обязан построить логическую концепцию знаний из тезисов и доказательств, сообщений и аргументов, причин и следствий. В итоговых лекциях содержится обзор ключевых идей и учебных целей. Заключительная лекция позволяет сделать вывод о достижении поставленных целей.
Обзорные лекции посвящены какой-либо проблеме, теме и дают систематизированное изложение вопросов в определенной логической связи. Чаще всего лектор останавливается на наиболее сложных проблемах, теориях, методах. Как правило, рассматривает типичные ошибки студентов. Все виды лекций логически взаимоувязаны, представляют части единого, цельного курса. Они ориентированы на разную степень проникновения в материл, на последовательность в реализации образовательных целей.
Структура лекции. Подготовка лекции.
В структуре лекции выделяют три части: введение, основное содержание и заключение.
Во введении устанавливается связь темы с пройденным материалом, определяются цели, задачи лекции, формулируется план лекции. Список информационных источников можно предложить во введении, а можно представить в конце лекции. Лектор должен быть краток и выразителен. На введение отводится 5–8 минут.
В основном содержании отражаются ключевые идеи, теория вопроса. По возможности излагаются различные точки зрения. Представляются оценочные суждения лектора. Формулируются выводы после каждой логической части.
В третьей части лекции – заключении – делаются обобщения и выводы в целом по теме. Идет презентация будущего лекционного материала. Преподаватель определяет направления самостоятельной работы курсантов и слушателей.
Чтобы хорошо выступить, надо хорошо подготовиться. Восточная мудрость гласит, что из кувшина может вытечь только то, что в нем было. Рекомендуем соблюдать следующую процедуру при подготовке к лекции.
Первый шаг заключается в определении того, что надо изложить и в какой последовательности. Для этого уясняется содержание темы, вычленяются ведущие идеи, структурируется материал. Лектор продумывает, в каком соотношении предложить теоретический и фактологический материал. В двухчасовой лекции по экономическим дисциплинам желательно рассмотреть не более трех-четырех вопросов.
Второй шаг предполагает поиск средств, позволяющих без потерь донести содержание материала до слушателей, вычленить и провести через всю лекцию ключевые, ведущие идеи, положения. Речь идет об использовании таких методических приемов, с помощью которых активизируется мышление, аудитория вовлекается в диалог, дискуссию.
Третий шаг – запись лекции в виде полного текста или тезисов. Полный текст располагается на 16–17 страницах машинописного текста для двухчасовой лекции.
Последний, четвертый шаг – это проверка результата работы. Подготовленный текст следует проговорить вслух, установить время на каждый вопрос.
Подготовка лекции включает такой важный компонент, как полноценное лекционное общение. Лектор должен учитывать ряд требований, чтобы получить эффективный результат. Перечислим эти требования:
– суждение должно формулироваться четко, ясно, недвусмысленно, не изменяясь на протяжении доказательства;
– использование наглядности облегчает восприятие и понимание изучаемых положений; однако не следует перегружать аудиторию иллюстративным материалом, он должен играть подчиненную роль (его требуется столько, сколько необходимо для освещения вопроса и обеспечения внимания слушателей);
– быстрая и верная ориентировка в обстановке выступления, умение реагировать на реплики, не поддаваться страху, излишнему волнению;
– контакт со слушателями. Контакт логический – это активность мысли студента в ответ на мыслительную деятельность преподавателя. Психологический контакт обеспечивает содружество преподавателя и студента.
Высокий профессионализм мастерства лектора складывается из многих факторов.
1. В речи следует избегать монотонности, которая утомляет человека и усыпляет его внимание и интерес. Поэтому надо варьировать интонацией, силой голоса, темпом изложения. Речь лектора должна быть не только убедительна, доказательна, но и эмоциональна.
2. Материал следует излагать в доступной форме, причем избегать двух крайностей: книжного стиля изложения и разговорно-бытового. Лектору нужно быть самим собой, говорить своими словами, а не составлять речь из чужих оборотов и книжных фраз. Можно одно и то же сказать по-разному.
3. Выразительность речи, образность языка, удачные выражения, сравнения, афоризмы, юмор способствуют вдохновению, интеллектуальному подъему. Невнятное произношение, сухость, бесцветность лекции ведут к сбоям в лекционном общении.
4. Недопустимо, чтобы текст владел лектором, механическое чтение заранее подготовленного материала. Живое общение с аудиторией, диалог с аудиторией способствуют полноценному общению.
Чаще используется вопросно-ответная форма подачи материала. Существуют приемы скрытого и открытого диалога. Скрытый диалог существует, когда сам же лектор отвечает на поставленные вопросы. Открытый диалог существует, когда высказываются сами студенты: «А как вы думаете,… Как объяснить…? Какие доводы приведете в защиту…?» Можно использовать прием персонификации: «Представьте себе, что Вы…».
5. Лекцию следует читать, наблюдая, как усваивается материал слушателями, реагируя на их реплики, движение глаз.
6. Речь должна прерываться паузами. Роль пауз в лекционном общении состоит в следующем:
а) пауза нужна для эффективного усвоения материала, потому что максимальная продолжительность внимания слушателя – 20 минут;
б) паузы – это средство мобилизации внимания для сообщения вывода, важного факта.
Паузы заполняются следующей информацией:
а) биографией ученых-юристов, людей науки, культуры, политики;
б) яркими фактами из различных областей знания;
в) средствами наглядности;
г) юмором.
Итак, процедура подготовки к лекции сложна и трудоемка, требует большого напряжения, усилий. Однако если лекция прочитана на соответствующем теоретическом и методическом уровне, она имеет огромную познавательную ценность.
Варианты чтения лекции.
Чтобы лекция была эффективной, используются различные варианты чтения лекции.
1. Устное эссе предполагает профессиональное в теоретическом и методическом плане изложение конкретного вопроса. Но это спектакль одного актера, аудитория в лучшем случае вовлечена во «внутренний диалог» с преподавателем. Такая лекция представляет собой продукт, созданный одним только преподавателем, а студентам остается роль пассивных слушателей.
2. Устное эссе-диалог дает возможность взаимодействовать преподавателю со студентами, которые привлекаются к работе посредством использования приемов скрытого и открытого диалога.
3. Лекция с участием студентов состоит в том, что основные идеи студентов записываются на доске. Они систематизируются определенным образом, структурируются. Каждый студент может составить план и прокомментировать последний. Окончательный план, разработанный из многочисленных идей студентов, записывается на доске.
Условия успешного лекционного общения:
– самостоятельная подготовка участников образовательного процесса;
– свободное и открытое обсуждение материала;
– доверие к преподавателю.
4. Лекция с использованием постановки и решения проблемы. Такая лекция начинается с вопроса, парадокса, загадки, возбуждающим интерес студентов. Ответ, как правило, к концу занятия определяется. Студенты предлагают собственные варианты решения проблемы. Если консенсус не достигается, преподаватель дает больший объем информации, наводящую информацию. Как правило, большинство студентов догадывается о конечном результате еще до провозглашения его преподавателем.
5. Лекция с процедурой пауз предполагает чередование мини-лекций с обсуждениями. Каждые 20 минут освещается важная проблема, затем 5–10 минут она обсуждается. Можно сначала обсудить в малых группах, а затем пригласить кого-то высказать свое мнение от группы. Вслед за обсуждением следует еще одна микролекция. В результате такого обсуждения каждый участник педагогического взаимодействия получает обратную связь. При такой организации учебного процесса студенты более ответственно относятся к учебе.
6. Лекция-диспут, контролируемая преподавателем. Аудитория делится на группы: сторонников данной концепции, оппозицию и арбитров. Студенты делают свой выбор и учатся отстаивать свою точку зрения. Преподаватель организует дебаты и корректирует обсуждение, в конце занятия предлагает свое видение проблемы и подводит итоги.
Выбор варианта лекции определяется образовательными целями, индивидуальным стилем преподавателя. Чтобы получить обратную связь, понять, что думают, чувствуют студенты, преподавателю следует искать способ активизации аудитории, «зажечь в их сердцах огонь», мотивировать к дальнейшему обучению.
В вузовской учебной практике сложились разнообразные аудиторные и внеаудиторные формы учебного процесса: лекции, семинары, консультации, зачеты, экзамены, курсовое и дипломное проектирование, практика, экскурсии, конкурсы студенческих работ. Ни одна из форм не может быть признана универсальной, способной заменить другие. Формы находятся во взаимосвязи и логической последовательности. Например, качество лекции определяется уровнем подготовки и проведения семинарского занятия. Количественное соотношение форм обучения зависит от образовательных целей. На старших курсах возрастает роль семинаров и самостоятельной работы студентов.
Семинар– это групповое практическое занятие под руководством преподавателя, которое обеспечивает создание личных образовательных продуктов. В ходе практического занятия студент закрепляет знания, учится стандартным процедурам и поисковой деятельности при решении задач и упражнений, учится точно и доказательно выражать свои мысли, вести дискуссию на языке конкретной науки.
Семинар получил свое название от латинского слова seminarium – рассадник. Семинары проводились в древнегреческих и римских школах, где сочетались диспуты, сообщения учащихся с комментариями и заключениями преподавателей. Впоследствии на кафедрах ученые организовали своеобразные школы для практического обучения студентов.
Как соотносится лекция и семинар?
Лекция – это логический «скелет» темы, а семинар – его «плоть». В лекции преподаватель самовыражается, а на семинарском занятии проявляет себя через студента. Роль преподавателя на практическом занятии – это роль дирижера.
Функции преподавателя на семинаре:
1) оказание помощи студентам при подготовке семинара – составление плана, подбор литературы, определение индивидуальных заданий;
2) анализ и оценка ответов студентов;
3) развитие навыков работы с текстом, решение стандартных и нестандартных задач;
4) использование различных методов обучения в соответствии с образовательными целями и опытом студентов;
5) создание дружелюбной, творческой атмосферы.
В учебном процессе семинар выполняет определенные функции, прежде всего – познавательную. Он ориентирован на получение знаний, на основе которых осуществляется самопознание человека, деятельностное отношение к природному и социальному миру, его преобразование. На семинаре студент получает дополнительную информацию, углубляет, систематизирует, обобщает материал, учится вырабатывать ценностные суждения об идеях, решениях. Преподаватель должен научить студентов думать, рассуждать, логически мыслить, а не просто пересказывать текст.
Еще одна функция семинара – контрольная. Посредством педагогического контроля проверяются результаты обучения. Во время практического занятия определяется степень усвоения материала студентами. Семинар – это средство установления обратной связи между преподавателем и студентом.
К основным функциям семинара относится деятельностная. В процессе учебы студент приобретает навыки ведения научной дискуссии, публичного выступления, личностного взаимодействия, что способствует эффективной работе группы. На семинаре студенты вовлекаются в решение учебно-практических задач, проводят исследования.