Файл: Контрольная работа по дисциплине детали машин и основы конструирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Расчётная схема сил, изгибающих вал приводного барабана, приве­дена на рис. 5.

Р ис. 5. Схема сил, воздействующих на вал
Рассматриваемый вал барабана ленточного конвейера нагружен: вращающим моментом Тб; передаваемым от выходного вала редуктора че­рез цепную муфту МЦ; радиальной силой Fм, возникающей вследствие несоосности соединяемых цепной муфтой валов; а также усилием на вал Fв, возникающем при работе конвейера в результате натяжения ветвей ленты конвейера.

Направление усилия Fм, вследствие несоосности полумуфт, может быть любым. Выберем это направление таким, чтобы сила Fм увеличивала общую изгибную деформацию вала, возникающую в результате натяжения ветвей ленты конвейера (учитывается худший случай). Примем усилия от муфты Fм и от натяжения ленты конвейера Fв действующими в горизон­тальной плоскости в противоположных направлениях (рис. 5, 6).

Значения расчётных длин отдельных участков вала, обозначенных на схеме точками приложения сил, действующих на вал приводного барабана, примем согласно рекомендациям:

при

Dб ≤ 0,28 м;




l1 = 0,12 м;

l2 = 0,36 м;




Dб ≤ 0,32 м




l1 = 0,15 м;

l2 = 0,40м




Dб ≤ 0,40 м

l0 = (Lм /2) + 40

l1 = 0,15 м;

l2 = 0,45 м




Dб ≤ 0,50 м




l1 = 0,15 м;

l2 = 0,56 м




Dб ≤ 0,63 м




l1 = 0,18 м;

l2 = 0,67 м


Определение величины нагрузок, действующих на вал приводного барабана:

Вращающий момент на валу барабана
, Н·м, Tб =

Радиальная сила, возникающая вследствие несоосности валов, со­единяемых с помощью полумуфт, Н, Fм =

Определим значение усилия Fв, действующего на вал барабана в ре­зультате натяжения ветвей ленточного конвейера F1 и F2. Схема приведена на рис.6.

Усилие Fв, действующее на вал барабана в результате различного на­тяжения ветвей ленты конвейера определяется зависимостью, Н:

Fв =F1 + F2,

где F1 усилие в набегающей ветви ленты конвейера, Н; F2усилие в сбегающей ветви ленты конвейера, Н.

Р ис. 6. Схема усилий, возникающих при натяжении ленты
Усилие в набегающей ветви определяем по формуле, Н:

Fl = F2 · fa ;

где – основание натурального логарифма, 2,71; f– коэффициент тре­ния между лентой и барабаном. f= 0,2; α – угол охвата лентой барабана. α = 180° = π рад = 3,14.

fa =2,710,2·3,14 = 1,87.
Усилие в сбегающей ветви определяем по формуле, Н:

F2 = F1Ft ;

где Ftтяговое усилие, полезная передаваемая нагрузка, Н.

Из задания Ft = Fтяг =

Выразив значение F1 через F2 получим, Н: F2 = F2 · faFt ,
откуда F2 =Ft / (fa – 1) = Ft / 0,87 =
Fl = F2 · fa =
Тогда усилие Fв, действующее на вал барабана в результате различ­ного натяжения ветвей ленты конвейера, составит, Н:

Fв = F1 + F

2 =

Определяем значение реакций опор в результате изгиба вала в гори­зонтальной плоскости, Н:

Σ М г1 = 0.

Fгr2 ·(2l1 + l2) + (Fв /2) · (l2 + l1) + Fв / 2 ·l1 + Fм · l0 = 0.

Откуда, H:

Fгr2= [(Fв /2) ·(l2 + l1) + Fв /2 ·l1 + Fм · l0] / (2l1 + l2) =

Σ М г2 = 0.

Fв /2 ·l1 – (Fв /2) · (l1 + l2) + Fгr1 · ( 2l1 + l2) + Fм · (l0 + 2l1 + l2) = 0.

Откуда, H:

Fгr1 =[ Fв /2 · l1 + (Fв /2) · (l1 + l2) – Fм · (l0 + 2l1 + l2)] / ( 2l1 + l2) =
Выполняем проверку:

Σ Fгi = 0, (↑) + ; Fм +Fгr1Fв /2 – Fв /2 +Fгr2 =
Определяем изгибающие Мизг и эквивалентные Мэкв моменты на границах участков, Н:

Мизг 0 – 0 = 0

Мизг I–I = Fм · l0 =

Мизг II–II
= Fм · (l0 + l1) + Fгr1 ·l1 =

Мизг III–III = Fм · (l0 + l1 + l2) + Fгr1 · (l1 + l2 ) – (Fв /2) · l2 =

Мэкв = , где α = 0,6 – коэффициент нереверсивной

работы конвейера

Мэкв 0 – 0 =

Мэкв II =

Мэкв IIII =

Мэкв IIIIII =

На рис. 7 приведена расчётная схема вала для определения реакций Fr в опорах барабана с эпюрами изгибающего Мизгг в горизонтальной плоскости, вращающего Тб и эквивалентного Мэкв моментов, Н – м.

Рис. 7. Эпюры моментов сил, воздействующих на вал.

Определим расчетное значение диаметра приводного вала кон-


вейера в наиболее нагруженном сечении, мм:

=

Принимаем материал вала – сталь 45.

Термообработка – улучшение.

Предел прочности σв = 780 МПа. Предел текучести σт = 540 МПа.

Допускаемые напряжения при расчёте валов на совместное действие изгиба и кручения, МПа: [σ] = (0,05...0,08) σв = 0,06 · 780 = 46,8.

Диаметр вала в наиболее нагруженном опасном сечении с учётом ослабления вала шпоночным пазом (6 %) определяем согласно зависимо­сти, мм:

dоп dрасч + 0,06 dрасч =

Д ля удобства монтажа и демонтажа деталей, установленных на при­водном валу конвейера, проектируем ступенчатую конструкцию вала, пример эскиза которой представлен на рис.8. Разница в диаметрах отдель­ных ступеней принимается конструктивно в пределах 5... 10 мм с увеличе­нием диаметра от входного участка вала до опасного сечения.

Рис. 8. Эскиз компоновки деталей на валу приводного барабана
Диаметр участка вала, где расположена полумуфта, соединяющая
вал приводного барабана с выходным валом редуктора, примем
d = мм (стр. 18 записки).

Диаметр участка вала под подшипниками (цапфы) должен округ­ляться до целого числа миллиметров, оканчивающегося на 0 или 5. При­нимаем диаметр вала под подшипниками качения равным dцапфы= мм.

Диаметр последующего свободного участка вала назначаем таким
образом, чтобы подшипник качения был зафиксирован в осевом направле­нии. Диаметр данного участка вала в соответствии с рядом линейных раз­меров принимаем
dсв = мм (табл. П30 [3]).

Диаметр вала в опасном сечении не должен быть меньше величины,
полученной при расчёте вала на совместное действие изгиба и кручения с
учетом ослабления шпонкой. Диаметр вала с учётом принятой эскизной
компоновки согласовываем с нормальным рядом диаметров и окончатель­но принимаем, мм: