Файл: Контрольная работа по дисциплине детали машин и основы конструирования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Расчётная схема сил, изгибающих вал приводного барабана, приведена на рис. 5.
Р ис. 5. Схема сил, воздействующих на вал
Рассматриваемый вал барабана ленточного конвейера нагружен: вращающим моментом Тб; передаваемым от выходного вала редуктора через цепную муфту МЦ; радиальной силой Fм, возникающей вследствие несоосности соединяемых цепной муфтой валов; а также усилием на вал Fв, возникающем при работе конвейера в результате натяжения ветвей ленты конвейера.
Направление усилия Fм, вследствие несоосности полумуфт, может быть любым. Выберем это направление таким, чтобы сила Fм увеличивала общую изгибную деформацию вала, возникающую в результате натяжения ветвей ленты конвейера (учитывается худший случай). Примем усилия от муфты Fм и от натяжения ленты конвейера Fв действующими в горизонтальной плоскости в противоположных направлениях (рис. 5, 6).
Значения расчётных длин отдельных участков вала, обозначенных на схеме точками приложения сил, действующих на вал приводного барабана, примем согласно рекомендациям:
при | Dб ≤ 0,28 м; | | l1 = 0,12 м; | l2 = 0,36 м; |
| Dб ≤ 0,32 м | | l1 = 0,15 м; | l2 = 0,40м |
| Dб ≤ 0,40 м | l0 = (Lм /2) + 40 | l1 = 0,15 м; | l2 = 0,45 м |
| Dб ≤ 0,50 м | | l1 = 0,15 м; | l2 = 0,56 м |
| Dб ≤ 0,63 м | | l1 = 0,18 м; | l2 = 0,67 м |
Определение величины нагрузок, действующих на вал приводного барабана:
Вращающий момент на валу барабана
, Н·м, Tб =
Радиальная сила, возникающая вследствие несоосности валов, соединяемых с помощью полумуфт, Н, Fм =
Определим значение усилия Fв, действующего на вал барабана в результате натяжения ветвей ленточного конвейера F1 и F2. Схема приведена на рис.6.
Усилие Fв, действующее на вал барабана в результате различного натяжения ветвей ленты конвейера определяется зависимостью, Н:
Fв =F1 + F2,
где F1 –усилие в набегающей ветви ленты конвейера, Н; F2 – усилие в сбегающей ветви ленты конвейера, Н.
Р ис. 6. Схема усилий, возникающих при натяжении ленты
Усилие в набегающей ветви определяем по формуле, Н:
Fl = F2 · ℮fa ;
где ℮ – основание натурального логарифма, ℮ ≈ 2,71; f– коэффициент трения между лентой и барабаном. f= 0,2; α – угол охвата лентой барабана. α = 180° = π рад = 3,14.
℮fa =2,710,2·3,14 = 1,87.
Усилие в сбегающей ветви определяем по формуле, Н:
F2 = F1 – Ft ;
где Ft – тяговое усилие, полезная передаваемая нагрузка, Н.
Из задания Ft = Fтяг =
Выразив значение F1 через F2 получим, Н: F2 = F2 · ℮fa – Ft ,
откуда F2 =Ft / (℮fa – 1) = Ft / 0,87 =
Fl = F2 · ℮fa =
Тогда усилие Fв, действующее на вал барабана в результате различного натяжения ветвей ленты конвейера, составит, Н:
Fв = F1 + F
2 =
Определяем значение реакций опор в результате изгиба вала в горизонтальной плоскости, Н:
Σ М г1 = 0.
– Fгr2 ·(2l1 + l2) + (Fв /2) · (l2 + l1) + Fв / 2 ·l1 + Fм · l0 = 0.
Откуда, H:
Fгr2= [(Fв /2) ·(l2 + l1) + Fв /2 ·l1 + Fм · l0] / (2l1 + l2) =
Σ М г2 = 0.
– Fв /2 ·l1 – (Fв /2) · (l1 + l2) + Fгr1 · ( 2l1 + l2) + Fм · (l0 + 2l1 + l2) = 0.
Откуда, H:
Fгr1 =[ Fв /2 · l1 + (Fв /2) · (l1 + l2) – Fм · (l0 + 2l1 + l2)] / ( 2l1 + l2) =
Выполняем проверку:
Σ Fгi = 0, (↑) + ; Fм +Fгr1 – Fв /2 – Fв /2 +Fгr2 =
Определяем изгибающие Мизг и эквивалентные Мэкв моменты на границах участков, Н:
Мизг 0 – 0 = 0
Мизг I–I = Fм · l0 =
Мизг II–II
= Fм · (l0 + l1) + Fгr1 ·l1 =
Мизг III–III = Fм · (l0 + l1 + l2) + Fгr1 · (l1 + l2 ) – (Fв /2) · l2 =
Мэкв = , где α = 0,6 – коэффициент нереверсивной
работы конвейера
Мэкв 0 – 0 =
Мэкв I–I =
Мэкв II–II =
Мэкв III–III =
На рис. 7 приведена расчётная схема вала для определения реакций Fr в опорах барабана с эпюрами изгибающего Мизгг в горизонтальной плоскости, вращающего Тб и эквивалентного Мэкв моментов, Н – м.
Рис. 7. Эпюры моментов сил, воздействующих на вал.
Определим расчетное значение диаметра приводного вала кон-
вейера в наиболее нагруженном сечении, мм:
=
Принимаем материал вала – сталь 45.
Термообработка – улучшение.
Предел прочности σв = 780 МПа. Предел текучести σт = 540 МПа.
Допускаемые напряжения при расчёте валов на совместное действие изгиба и кручения, МПа: [σ] = (0,05...0,08) σв = 0,06 · 780 = 46,8.
Диаметр вала в наиболее нагруженном опасном сечении с учётом ослабления вала шпоночным пазом (6 %) определяем согласно зависимости, мм:
dоп ≥ dрасч + 0,06 dрасч =
Д ля удобства монтажа и демонтажа деталей, установленных на приводном валу конвейера, проектируем ступенчатую конструкцию вала, пример эскиза которой представлен на рис.8. Разница в диаметрах отдельных ступеней принимается конструктивно в пределах 5... 10 мм с увеличением диаметра от входного участка вала до опасного сечения.
Рис. 8. Эскиз компоновки деталей на валу приводного барабана
Диаметр участка вала, где расположена полумуфта, соединяющая
вал приводного барабана с выходным валом редуктора, примем
d = мм (стр. 18 записки).
Диаметр участка вала под подшипниками (цапфы) должен округляться до целого числа миллиметров, оканчивающегося на 0 или 5. Принимаем диаметр вала под подшипниками качения равным dцапфы= мм.
Диаметр последующего свободного участка вала назначаем таким
образом, чтобы подшипник качения был зафиксирован в осевом направлении. Диаметр данного участка вала в соответствии с рядом линейных размеров принимаем dсв = мм (табл. П30 [3]).
Диаметр вала в опасном сечении не должен быть меньше величины,
полученной при расчёте вала на совместное действие изгиба и кручения с
учетом ослабления шпонкой. Диаметр вала с учётом принятой эскизной
компоновки согласовываем с нормальным рядом диаметров и окончательно принимаем, мм: