Файл: Дисциплина основы специальной педагогики и психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 192

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности;

- педагогическая работа направленная на обеспечение полноценного психического развития ребенка;

- формирование ведущих видов деятельности, их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов;

- коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере;

- преодоление недостатков в речевом развитии;

- формирование коммуникативной деятельности.

В системе специального образования значительное место уделяется проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития, что обусловлено тенденцией к увеличению числа детей с пограничными формами интеллектуальной недостаточности. Для детей этой категории открываются специальные дошкольные группы. Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обусловливающим успешную социальную адаптацию и абилитацию проблемного ребенка. Подтвержденные практикой научные исследования убедительно свидетельствуют о том, что наибольшие педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии ребенка имеются именно в период раннего и дошкольного детства.

Специфическими условиями развивающей среды являются надлежащим образом оборудованные кабинеты специалистов, зоны и помещения для проведения коррекционно-образовательной работы: уголки со специально подобранными играми и пособиями, зона для проведения «коррекционного часа», релаксации и др.

Взаимодействие с семьями воспитанников осуществляется в нескольких направлениях: изучение условий жизни и воспитания ребенка в семье; консультирование родителей по проблемам развития их детей; вовлечение семьи в работу дошкольного учреждения; обучение родителей доступным методам и приемам оказания коррекционной помощи детям в условиях семьи; мониторинг взаимодействия семьи и детского сада.

Успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, насколько родители понимают проблемы своего ребенка, принимают его таким, какой он есть, стремятся ему помочь. Многие родители не знают закономерностей психического развития своего ребенка. Их пугает термин «задержка психического развития», они не видят разницы между задержкой психического развития, умственной отсталостью, психическим заболеванием.

Практика показывает, что достичь оптимального взаимодействия с семьями воспитанников непросто. Некоторые родители остаются убежденными, что психическое развитие их ребенка не отстает от нормы и у него нет особых проблем. В отдельных случаях у родителей снижена социальная ответственность за судьбу ребенка. Они безразлично относятся к успехам и неудачам ребенка.


Встречаются семьи, которые предъявляют завышенные требования к своему ребенку, постоянно сравнивают его работы с более успешными. Неадекватная оценка возможностей ребенка, упреки и даже наказания в случае неуспеха часто провоцируют у детей расстройства невротического характера.

Главными при определении стратегии и технологии обучения и воспитания детей с ЗПР являются профилактика и ранняя коррекция отставания в развитии детей дошкольного возраста. В основу положен принцип единства диагностики и коррекции, предполагающий построение коррекционной работы в соответствии с результатами диагностики. Практика показывает, что предупреждение трудностей в обучении и адаптации к школе детей целесообразно начинать в условиях детского сада. Для этого существует специальная модель дошкольного образовательного учреждения - ДОУ компенсирующего вида для детей с ЗПР, в котором коррекционная работа ведется в трех направлениях: диагностикоконсультативная, лечебно-оздоровительная и коррекционно-развивающая.

Коррекционно-развивающая работа ведется специалистами- дефектологами (логопедами, олигофренопедагогами), воспитателями при участии семьи ребенка.

Технология организации специального коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ЗПР в ДОУ компенсирующего и комбинированного вида предусматривает соблюдение следующих условий (С.Г. Шевченко, 2004).

  1. Наличие в учреждении диагностико-консультативной службы, работающей на междисциплинарной основе.

  2. Построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психофизиологических, личностных особенностей и возможностей детей, что обеспечивает коррекцию нарушений умственного, речевого, эмоционального развития и стимулирование, обогащение его во всех видах детской деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой, коммуникативной).

  3. Использование адекватных технологий, характеризующихся эмоционально-игровой окрашенностью, прикладной направленностью (тактильно-действенное обследование, экспериментирование, трансформация) и ценностной значимостью для ребенка того, что он делает, что познает, с чем играет и взаимодействует.

  4. Взаимодействие с семьей (активное включение родителей в жизнь учреждения.

  5. Событийный характер организации жизни детей.

  6. Проведение лечебно-оздоровительной работы, создающей благоприятную базу для организации занятий, игр, других видов деятельности детей.




Лекция 4. Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта и проблемы их обучения и воспитания

1. Понятие умственной отсталости ее формы и причины.

2. Классификация умственной отсталости.

3. Проблемы обучения, воспитания и развития умственно отсталых

1. Понятие умственной отсталости ее формы и причины.

Наиболее важными задачами олигофренопсихологии и олигофренопедагогики сегодня являются изучение закономерностей и особенностей психического развития умственно отсталых детей с разнообразной структурой дефекта, а также дальнейшее исследование психологических проблем, подтверждающих обоснованность компенсации дефекта под влиянием коррекционного обучения и воспитания.

Клиника интеллектуальных нарушений под умственной отсталостью понимает строгое необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга.

Причины возникновения умственной отсталости разнообразны. К ним относятся наследственные заболевания (микроцефалия, фенилкетоиурия, наследственные болезни соединительной ткани, наследственные дегенеративные заболевания центральной нервной системы и др.), нарушения в строении хромосом (синдром Дауна, олигофрения с ломкой X- хромосомы, синдромы Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера и др.).

Вызвать умственную отсталость могут различного рода патогенные факторы, которые воздействуют на плод в период внутриутробного развития.

В первую очередь к ним относятся внутриутробные инфекции: хронические - токсоплазмоз, листериоз, сифилис, цитомегалия и др.,

- краснуха, эпидемический паротит (свинка), корь, ветряная оспа, грипп и др. На более поздних сроках беременности острые инфекционные заболевания матери могут привести к внутриутробному заражению плода и возникновению у него внутриутробного энцефалита или меникгоэнцефалита.

Неблагоприятное воздействие на развитие мезга плода оказывают некоторые хронические болезни матери: заболевания ССС, почек, печени. Применение лекарственных препаратов, которые противопоказаны к использованию в период беременности, может вызвать интоксикацию плода (некоторые антибиотики, ряд нейролептических и противосудорожных средств, гормоны, плодоизгоняющие средства). Пагубно сказываются на развитии плода курение, алкоголизм, наркомания родителей, неправильное питание матери и различные физические и психические травмы, работа женщины на вредном производстве до беременности и в период беременности.


Неблагоприятные условия окружающей среды, повышенный радиационный фон в местности, где проживает женщина. Иммунологический конфликт между матерью и плодом по резус-фактору или групповым антигенам крови, проявляющийся в виде гемолитической болезни новорожденных, также может быть причиной умственной отсталости.

В период родов патогенными факторами являются родовые травмы мозга. В период после родов умственная отсталость может быть вызвана нейроинфекциями (менингит, менингоэнцефалит, параинфекционный энцефалит). Реже ее причиной могут быть черепно-мозговые травмы, интоксикации (отравления).

Установлено, что степень снижения интеллекта зависит от времени воздействия патогенного фактора. Например, заболевания беременной женщины в первые три месяца беременности может быть причиной умственной отсталости будущего ребенка, при заболевании в более поздние сроки нарушения будут менее выражены и могут привести к задержке психического развития.

Термин «умственная отсталость» является достаточно обобщенным понятием, включающим стойкие нарушения интеллекта, т.е разные клинические формы интеллектуального недоразвития, как резидуальные (олигофрении), так и прогредиентные, обусловленные прогрессирующими заболеваниями ЦНС. Среди клинических форм умственной отсталости выделяют олигофрению и деменцию.

Олигофрения - стойкое недоразвитие сложных форм познавательной деятельности, возникающие вследствие поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза, текущего болезненного процесса при ней не наблюдается. В то время как деменция - это нарушение сформировавшегося интеллекта, которое может сопровождаться текущим нервно-психическим заболеванием. Олигофрения может быть обусловлена наследственными факторами, хромосомными аберрациями, экзогенными вредностями, действующими на разных этапах эмбриогенеза, последствиями поражения ЦНС при родовом и раннем постнатальном периоде.

М.С. Певзнер, К.С. Лебединская утверждают, что «олигофрения - это один из видов аномального развития ребенка, сложный процесс, при котором нарушение развития в целом зависит от значения, занимаемого той или иной нарушенной функцией в общем психическом развитии ребенка, и от того на каком этапе онтогенеза наступает нарушение».

При олигофрении наблюдается стойкое недоразвитие психики, проявляющееся не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Дети с олигофренией способны к развитию, но оно осуществляется замедленно, атипично. Они составляют значительную часть умственно отсталых.