Файл: Дисциплина основы специальной педагогики и психологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 179
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- возврата функции на более ранний возрастной уровень. Различные события, вызывающие стресс и мобилизацию усилий организма на борьбу за выживание, приводят к явлениям временного регресса, т.е. временной утрате ранее сформированных навыков.
Лекция 2. Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-педагогического процесса.
1. Специальное образование как условие присвоения ребенком общественно-исторического опыта.
Психическое развитие ребенка происходит в результате усвоения и присвоения им общественно-исторического опыта. Ребенок с отклонениями в развитии выпадает из ситуации социального и культурного пласта общечеловеческого развития. Он затрудняется использовать взрослую культуру как источник развития высших психических функций, специфических человеческих способностей и способов деятельности. По отношению к ребенку с нарушениями в развитии перестают действовать традиционные для каждого возрастного этапа способы решения воспитательно-образовательных задач, рассчитанные на нормальный тип развития. Такое выпадение из традиционного образовательного пространства нарушает условия врастания ребенка в культуру, для реализации его права на наследование общественно-исторического социального и культурного опыта человечества.
Возникает необходимость в обходных путях, других способах педагогического воздействия, т.е. ином, специально организованном образовательном пространстве, которое может обеспечить каждому ребенку все необходимые условия для врастания в культуру, для реализации его права на наследование общественно-исторического социального опыта.
Преодоление ограничений в этом праве, коррекция, предупреждение вторичных отклонений в развитии осуществляются в сфере образования, но не массового и традиционного, а специально организованного, особым образом построенного.
Максимально возможная реализация особых образовательных потребностей ребенка, максимально возможное восстановление прав такого ребенка на наследование социального и культурного опыта составляют суть и определяют значение реабилитации средствами образования.
Государственная системе специализированных учреждений призвана выполнять следующие задачи:
обеспечение материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений с учетом структуры нарушения воспитанников (с учетом реальных возможностей региона);
разработка требований, предъявляемых к подготовке квалифицированных кадров.
В отечественном специальном образовании сделано очень многое для обоснования положения о том, что ребенок с отклонениями в развитии имеет особые образовательные потребности и, не будучи готов к усвоению общеобразовательных программ, нуждается в специальных условиях, которые обеспечивают усвоение жизненно значимых социальных навыков на разных возрастных этапах развития.
Учреждения специального назначения для детей
К началу 70-х годов была выстроена достаточно широкая, дифференцированная сеть дошкольных учреждений специального назначения: ясли-сады; детские сады; дошкольные детские дома; дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения, а также при специальных школах и школах-интернатах.
В ходе становления и развития сети специальных дошкольных учреждений учеными и практиками были разработаны принципы, методы и приемы выявления, коррекции и профилактики отклонений в развитии детей, заложены многие традиции коррекционного обучения и воспитания дошкольников, на которых в целом строится система специального дошкольного образования и в настоящее время.
Были заложены следующие организационные принципы построения специального дошкольного образования.
Дошкольники с отклонениями в развитии, воспитывающиеся в домашних условиях, могут обучаться в группах кратковременного пребывания при учреждениях компенсирующего и комбинированного вида.
Коррекционная поддержка дошкольников с отклонениями в развитии осуществляется также:
в образовательных учреждениях, центрах диагностики и консультирования;
в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;
в учреждениях дополнительного образования.
Комплектование ДОУ (групп) компенсирующего вида и учреждений «Начальная школа - детский сад» компенсирующего вида, групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии, детских домов... осуществляется постоянно действующими психолого-медико- педагогическими комиссиями (ПМПК). Вопросы перевода ребенка в то или иное учреждение (группу), его направления в ДОУ общеразвивающего вида также находится в компетенции ПМПК.
Дошкольники с отклонениями в развитии направляются в образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, ПМПК и другими организациями системы образования, здравоохранения и социальной защиты по согласованию с родителями (законными представителями ребенка).
Оздоровительные образовательные учреждения комплектуются органами здравоохранения.
Таким образом, ребенок с отклонением в развитии может обучаться как в условиях специализированных, так и в условиях интегрированного (совместного с нормально развивающимися детьми) воспитания. Интеграция дошкольников с отклонениями в развитии возможна при соблюдении следующих условий:
осуществление ранней (с первых недель жизни) коррекции отклонений в развитии и формирование компенсаторных механизмов;
обеспечение обязательной коррекционной помощи каждому ребенку, воспитывающемуся в условиях общеобразовательного учреждения;
наличие медико-педагогических обоснований при выборе той или иной модели интегрированного воспитания.
Интеграция не противопоставляется системе специального образования, а выступает как одна из форм внутри системы. Интеграция - модель специальной педагогики; интегрированный в образовательную среду ребенок с отклонениями в развитии остается под ее патронатом: он либо воспитывается в специальной группе при дошкольном учреждении комбинированного вида, либо обязательно получает коррекционную помощь, воспитываясь в группе с нормально развивающимися детьми. Можно считать, что интеграция сближает две образовательные системы - общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними.
Комплектование учреждений по принципу ведущего отклонения в развитии. Таким образом, создавались дошкольные учреждения (группы) для детей:
- с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих);
- с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, для детей с косоглазием и амблиопией);
- с нарушениями речи (для детей с заиканием, общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием); с нарушениями интеллекта (умственно отсталых); с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Меньшая по сравнению с массовыми детскими садами наполняемость групп (до 15 воспитанников).
Введение в штат специальных дошкольных учреждений таких специалистов-дефектологов, как олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги, логопеды, а также дополнительных медицинских работников.
Перераспределение видов занятий между воспитателями и дефектологами. Так, занятия по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, конструированию, развитию игровой деятельности в специальных дошкольных учреждениях проводят не воспитатели, а учителя-дефектологи.
Организация специальных видов занятий, таких, как развитие слухового восприятия и коррекция звукопроизношения, развитие зрительного восприятия, лечебная физкультура. Подобные направления работы имеются и в обычных детских садах, где они включаются в содержание общеразвивающих занятий и, как правило, не выделяются структурно в сетке занятий.
Бесплатность. Известно, что родители вносят некоторую плату за пребывание детей в обычном детском саду. Для детей с отклонениями в развитии сделано исключение - с их родителей не взимается никакой платы.
Характеристика специальных (коррекционных) школ
1 вид специальных школ: для глухих детей. Здесь образотельный процесс организован следующим образом:
Учебная деятельность направлена на формирование и развитие устной и письменной речи, общения, умения воспринимать и понимать окружающих на слухо-зрительной основе, умения использовать остатки слуха для восприятия речи на слух и умозрительно с использованием звукоусилительной аппаратуры.
2 вид специальных школ
: для слабослышащих, имеющих частичную потерю слуха и различное недоразвитие речи, поздно оглохших, оглохших в раннем школьном возрасте и сохранивших самостоятельную речь.
В таких школах существует два отделения: для детей с легким недоразвитием речи и с глубоким недоразвитием речи. Из 1 отделения в другое переходят с согласия родителей и ПМПК. Принимают с 7 лет, если посещали детский сад - то в подготовительный класс. Наполняемость классов: 1 отделение — до 10 человек, 2 отделение — до 7 человек. Образование осуществляется в 3 ступени: начальное общее образование (4-5 лет; 5-6 лет или 6-7 лет), основное общее (6 лет в 1 и во 2 отделении) и среднее общее образование (2 года обучения и в первом, и во втором отделении). Используется звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования, индивидуальные слуховые аппараты и фонетическая ритмика.
3 и 4 вид специальных школ (3 - незрячие,4 - слабовидящие и поздно ослепшие).
В школу 3 вида принимаются незрячие дети и имеющие остаточное зрение 0,04 диоптрия и ниже, и более высокой остротой зрения — до 0,08 при наличии сложных сочетаний нарушения зрительных функций с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте. В первый класс принимаются дети 6-7 и 8-9 лет. Наполняемость первых классов - до 8 человек. Общий срок обучения - 12 лет (общее полное среднее образование).
Школы 4 вида — для слабовидящих детей с остротой зрения от 0,05 до 0,4 диоптрий на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией. При обучении учитываются зрительные функции: поле зрения, острота зрения вблизи, форма и течение патологии и т. д.
5 вид специальных ш к о л: для детей с нарушениями речи.
Здесь могут быть 1 или 2 отделения, в которые принимаются дети:
В 1 класс принимаются дети с 7-9 лет. Подготовительные классы с 6-7 лет. Обучение 10-11 лет. Специальный речевой режим.
6 вид специальных школ: для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — ДЦП, врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата.
Здесь образование имеет 3 ступени:
1 класс — с 7 лет. Подготовительный класс — с 6 лет. Количество — не более 10 человек. Комплексная коррекционная работа — двигательная сфера, речь и познавательная деятельность.
Лекция 2. Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-педагогического процесса.
-
Специальное образование как условие присвоения ребенком общественно-исторического опыта. Учреждения специального назначения для детей. -
Принципы коррекционно-педагогического процесса. -
Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием. -
Содержание и характер взаимодействия взрослых с детьми в различные периоды дошкольного детства.
1. Специальное образование как условие присвоения ребенком общественно-исторического опыта.
Психическое развитие ребенка происходит в результате усвоения и присвоения им общественно-исторического опыта. Ребенок с отклонениями в развитии выпадает из ситуации социального и культурного пласта общечеловеческого развития. Он затрудняется использовать взрослую культуру как источник развития высших психических функций, специфических человеческих способностей и способов деятельности. По отношению к ребенку с нарушениями в развитии перестают действовать традиционные для каждого возрастного этапа способы решения воспитательно-образовательных задач, рассчитанные на нормальный тип развития. Такое выпадение из традиционного образовательного пространства нарушает условия врастания ребенка в культуру, для реализации его права на наследование общественно-исторического социального и культурного опыта человечества.
Возникает необходимость в обходных путях, других способах педагогического воздействия, т.е. ином, специально организованном образовательном пространстве, которое может обеспечить каждому ребенку все необходимые условия для врастания в культуру, для реализации его права на наследование общественно-исторического социального опыта.
Преодоление ограничений в этом праве, коррекция, предупреждение вторичных отклонений в развитии осуществляются в сфере образования, но не массового и традиционного, а специально организованного, особым образом построенного.
Максимально возможная реализация особых образовательных потребностей ребенка, максимально возможное восстановление прав такого ребенка на наследование социального и культурного опыта составляют суть и определяют значение реабилитации средствами образования.
Государственная системе специализированных учреждений призвана выполнять следующие задачи:
-
обеспечение права ребенка с нарушениями в развитии на получение коррекционной помощи; -
защита ребенка с нарушениями в развитии от некомпетентного педагогического воздействия; -
сохранение единого образовательного пространства на территории РФ в условиях самостоятельности регионов и образовательных дошкольных учреждений; -
выработка требований, предъявляемых к разработке содержания и методов коррекционно-педагогического воздействия; -
обеспечение вариативности и разнообразия организационных форм и коррекционно-развивающих технологий;
обеспечение материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений с учетом структуры нарушения воспитанников (с учетом реальных возможностей региона);
разработка требований, предъявляемых к подготовке квалифицированных кадров.
В отечественном специальном образовании сделано очень многое для обоснования положения о том, что ребенок с отклонениями в развитии имеет особые образовательные потребности и, не будучи готов к усвоению общеобразовательных программ, нуждается в специальных условиях, которые обеспечивают усвоение жизненно значимых социальных навыков на разных возрастных этапах развития.
Учреждения специального назначения для детей
К началу 70-х годов была выстроена достаточно широкая, дифференцированная сеть дошкольных учреждений специального назначения: ясли-сады; детские сады; дошкольные детские дома; дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения, а также при специальных школах и школах-интернатах.
В ходе становления и развития сети специальных дошкольных учреждений учеными и практиками были разработаны принципы, методы и приемы выявления, коррекции и профилактики отклонений в развитии детей, заложены многие традиции коррекционного обучения и воспитания дошкольников, на которых в целом строится система специального дошкольного образования и в настоящее время.
Были заложены следующие организационные принципы построения специального дошкольного образования.
Дошкольники с отклонениями в развитии, воспитывающиеся в домашних условиях, могут обучаться в группах кратковременного пребывания при учреждениях компенсирующего и комбинированного вида.
Коррекционная поддержка дошкольников с отклонениями в развитии осуществляется также:
в образовательных учреждениях, центрах диагностики и консультирования;
в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;
в учреждениях дополнительного образования.
Комплектование ДОУ (групп) компенсирующего вида и учреждений «Начальная школа - детский сад» компенсирующего вида, групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии, детских домов... осуществляется постоянно действующими психолого-медико- педагогическими комиссиями (ПМПК). Вопросы перевода ребенка в то или иное учреждение (группу), его направления в ДОУ общеразвивающего вида также находится в компетенции ПМПК.
Дошкольники с отклонениями в развитии направляются в образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, ПМПК и другими организациями системы образования, здравоохранения и социальной защиты по согласованию с родителями (законными представителями ребенка).
Оздоровительные образовательные учреждения комплектуются органами здравоохранения.
Таким образом, ребенок с отклонением в развитии может обучаться как в условиях специализированных, так и в условиях интегрированного (совместного с нормально развивающимися детьми) воспитания. Интеграция дошкольников с отклонениями в развитии возможна при соблюдении следующих условий:
осуществление ранней (с первых недель жизни) коррекции отклонений в развитии и формирование компенсаторных механизмов;
обеспечение обязательной коррекционной помощи каждому ребенку, воспитывающемуся в условиях общеобразовательного учреждения;
наличие медико-педагогических обоснований при выборе той или иной модели интегрированного воспитания.
Интеграция не противопоставляется системе специального образования, а выступает как одна из форм внутри системы. Интеграция - модель специальной педагогики; интегрированный в образовательную среду ребенок с отклонениями в развитии остается под ее патронатом: он либо воспитывается в специальной группе при дошкольном учреждении комбинированного вида, либо обязательно получает коррекционную помощь, воспитываясь в группе с нормально развивающимися детьми. Можно считать, что интеграция сближает две образовательные системы - общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними.
Комплектование учреждений по принципу ведущего отклонения в развитии. Таким образом, создавались дошкольные учреждения (группы) для детей:
- с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих);
- с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, для детей с косоглазием и амблиопией);
- с нарушениями речи (для детей с заиканием, общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием); с нарушениями интеллекта (умственно отсталых); с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Меньшая по сравнению с массовыми детскими садами наполняемость групп (до 15 воспитанников).
Введение в штат специальных дошкольных учреждений таких специалистов-дефектологов, как олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги, логопеды, а также дополнительных медицинских работников.
Перераспределение видов занятий между воспитателями и дефектологами. Так, занятия по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, конструированию, развитию игровой деятельности в специальных дошкольных учреждениях проводят не воспитатели, а учителя-дефектологи.
Организация специальных видов занятий, таких, как развитие слухового восприятия и коррекция звукопроизношения, развитие зрительного восприятия, лечебная физкультура. Подобные направления работы имеются и в обычных детских садах, где они включаются в содержание общеразвивающих занятий и, как правило, не выделяются структурно в сетке занятий.
Бесплатность. Известно, что родители вносят некоторую плату за пребывание детей в обычном детском саду. Для детей с отклонениями в развитии сделано исключение - с их родителей не взимается никакой платы.
Характеристика специальных (коррекционных) школ
1 вид специальных школ: для глухих детей. Здесь образотельный процесс организован следующим образом:
-
начальное общее образование осуществляется в течение 5-6 лет (6-7 лет, если есть подготовительный класс); -
полное среднее общее образование - 2 года, но осуществляется как вечерняя школа. В 1 класс принимаются дети с 7 лет, количество не более 6 человек, в класс со сложной структурой — не более 5 человек.
Учебная деятельность направлена на формирование и развитие устной и письменной речи, общения, умения воспринимать и понимать окружающих на слухо-зрительной основе, умения использовать остатки слуха для восприятия речи на слух и умозрительно с использованием звукоусилительной аппаратуры.
2 вид специальных школ
: для слабослышащих, имеющих частичную потерю слуха и различное недоразвитие речи, поздно оглохших, оглохших в раннем школьном возрасте и сохранивших самостоятельную речь.
В таких школах существует два отделения: для детей с легким недоразвитием речи и с глубоким недоразвитием речи. Из 1 отделения в другое переходят с согласия родителей и ПМПК. Принимают с 7 лет, если посещали детский сад - то в подготовительный класс. Наполняемость классов: 1 отделение — до 10 человек, 2 отделение — до 7 человек. Образование осуществляется в 3 ступени: начальное общее образование (4-5 лет; 5-6 лет или 6-7 лет), основное общее (6 лет в 1 и во 2 отделении) и среднее общее образование (2 года обучения и в первом, и во втором отделении). Используется звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования, индивидуальные слуховые аппараты и фонетическая ритмика.
3 и 4 вид специальных школ (3 - незрячие,4 - слабовидящие и поздно ослепшие).
В школу 3 вида принимаются незрячие дети и имеющие остаточное зрение 0,04 диоптрия и ниже, и более высокой остротой зрения — до 0,08 при наличии сложных сочетаний нарушения зрительных функций с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте. В первый класс принимаются дети 6-7 и 8-9 лет. Наполняемость первых классов - до 8 человек. Общий срок обучения - 12 лет (общее полное среднее образование).
Школы 4 вида — для слабовидящих детей с остротой зрения от 0,05 до 0,4 диоптрий на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией. При обучении учитываются зрительные функции: поле зрения, острота зрения вблизи, форма и течение патологии и т. д.
5 вид специальных ш к о л: для детей с нарушениями речи.
Здесь могут быть 1 или 2 отделения, в которые принимаются дети:
-
1 отделение: с алалией, афазией, дизартрией, ринолалией, заиканием; -
2 отделение: с тяжелой формой заикания при нормально развитой речи.
В 1 класс принимаются дети с 7-9 лет. Подготовительные классы с 6-7 лет. Обучение 10-11 лет. Специальный речевой режим.
6 вид специальных школ: для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — ДЦП, врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата.
Здесь образование имеет 3 ступени:
-
начальное общее (4-5 лет); -
основное общее (6 лет); -
среднее (2 года).
1 класс — с 7 лет. Подготовительный класс — с 6 лет. Количество — не более 10 человек. Комплексная коррекционная работа — двигательная сфера, речь и познавательная деятельность.