Файл: Цифровая трансформация социально экономических систем на основе развития института сервисной интеграции.pdf
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 579
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
253 ниц. Ключевое направление обработки поступивших задач цифровой плат- формой является их постановка перед исполнителями в том виде, который будет предоставлять возможность исполнителям внести предложения в от- ношении улучшения. Так будет осуществлять непрерывная и необходимая онлайн связь на всех уровнях и во всех промежутках времени функциониро- вания инфраструктурных единиц.
Что касается необходимости создания общего уровня развития инфра- структуры для всех регионов РФ, то по данному вопросу нами предлагается изначально внести категорийность, которая позволит определить текущее со- стояние развития инфраструктуры и, следовательно, принять решения со стороны Министерства инфраструктуры относительно надлежащих предпри- нятых изменений и оптимизации реализации потенциала региона в конкрет- ном направлении. На данном этапе функционирования общей системы ин- фраструктурных единиц отсутствие централизованного учета и управления инфраструктурой – одна из главных причин усиливающегося экономическо- го разрыва между регионами. Министерство инфраструктуры способно пре- одолеть данную проблему посредством профилирования и мониторинга по- требностей субъектов РФ, что позволит централизованно управлять планом развития инфраструктуры и повышения уровня экономического развития ре- гионов
181
Особо следует отметить проблемы создания Министерства инфра- структуры и его нормативного обеспечения. Как уже говорилось, на пути реализации данной концепции существуют несколько препятствий:
1) сопротивление других федеральных ведомств: какой бы не была хо- рошей окончательная концепция, ни одно федеральное ведомство не согла- ситься на то, чтобы его «объединили»;
181
Грибанов Ю.И. Методология формирования цифрового ядра межотраслевой интеграции [Текст] // Со- временная Наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право / Москва: Научные технологии, 4/201, 2018.
254 2) проблема взаимодействия и координации (разграничение полномо- чий) между государственными органами управления (которые и должны ре- гулировать вновь созданную сферу) и частными компаниями;
3) проблема создания единой цифровой платформы, в том числе выра- ботка единого «стандарта цифровизации» и цифровой трансформации отрас- лей и регионов;
4) проблема нормативно-правового обеспечения нового созданного министерства (задача не легкая в виду беспрецедентности структуры);
5) проблема «переходного периода» - функционирования экономики в период после «демонтажа» предыдущих управленческих структуры и перед полноценной работой нового министерства.
К наиболее масштабным проблемам технического характера при созда- нии Министерства инфраструктуры Российской Федерации и его наиболее важного компонента – единой цифровой платформы, следует отнести:
1) разработка соответствующего программного обеспечения. Несмотря на то, что прогресс в информационно-коммуникационных технологиях
«шагнул» весьма далеко, подобная задача пока беспрецедентна для систем- ных интеграторов и вендоров России;
2) координация созданного Министерства и единой цифровой плат- формы с внешними агентами.
Экономический эффект от создания Министерства инфраструктуры РФ просчитать сложно, в силу нескольких обстоятельств. Во-первых, подобная структура не имеет прецедентов в российской экономике. Максимальная цифровизация и цифровая трансформация бизнес-процессов до недавнего времени была реализована только в рамках отдельных предприятий, компа- ний или государственных учреждений. Реализация же цифровой платформы, которая способная оптимизировать всю инфраструктуру не имеет примеров.
Во-вторых, такой экономический эффект будет несколько «отложен» во вре-
255 мени: сама по себе реализация этой технической идеи потребует определен- ного периода (для внедрения).
Данный проект, как и все инфраструктурные проекты будет жизнеспо- собен только в случае, если он будет соответствовать: 1) государственной стратегии развития экономики; 2) ориентирован на решение проблем разви- тия отраслей экономики. При этом можно отметить два основных аспекта ожидаемого экономического эффекта (таблица 5.2).
Таблица 5.2 – Ожидаемый экономический эффект от создания Министерства инфраструктуры РФ
Ожидаемый эффект
Проявление эффекта
Оптимизация издержек
Внедрение информационно-коммуникационных технологий позволит снизить материальные издержки
Снижение временных по- терь
Оптимизация управления позволит добиться максимально- го эффекта в плане минимизации неэффективного исполь- зования времени
Очевидно, что успех реализации предлагаемой концепции Министер- ства инфраструктуры напрямую будет зависеть от государственной инициа- тивы. Однако, следует также заметить, что если государственные структуры хотят адаптироваться к новым условиям, сохранив при этом большую часть своих основных функций, то им придется искать варианты подобного рода трансформации.
256
1 ... 11 12 13 14 15 16 17 18 19
5.3. Эффекты цифровой трансформации социально-экономических сис-
тем на базе сервисного интегратора посредством платформизации
Уровень развития цифровой экономики России пока существенно ни- же, чем в странах-лидерах – США, Сингапуре, Израиле, однако наблюдается устойчивая тенденция сокращения задержки в освоении цифровых техноло- гий. Оцифровка ресурсов становится естественным процессом и продолжит развиваться ускоренными темпами, параллельно ускоряются процессы циф- ровой трансформации социально-экономических систем всех уровней на ос- нове цифровых платформ. Эксперты утверждают, что ближайшей перспекти- ве «цифровой рост» российской экономики будет обеспечиваться уже не столько закупками современного программного обеспечения и оборудования
(цифровизацией), сколько широким распространением именно сервисной модели потребления ИТ-услуг (цифровой трансформацией). В этой связи сервисные интеграторы, предоставляющие платформенные сервисы стано- вятся основными движущими силами цифровой трансформации социально- экономических систем.
Цифровая трансформация несет в себе, как минимум, потенциал ис- пользования цифровых технологий, а как максимум эффекта полное переос- мысление самого формата функционирования социально-экономической системы – многочисленные возможности для роста, повышения эффективно- сти ведения бизнеса, сокращения расходов, улучшения покупательского опыта и разработки инновационных бизнес-моделей.
Положительные эффекты цифровой трансформации проявляются на всех уровнях социально-экономической системы – от отдельного потребите- ля, до страны в целом (таблица 5.3).
257
Таблица 5.3 – Положительные эффекты и выгоды цифровой трансформации в социально-экономических системах
182
ЭФФЕКТЫ
ЦИФРОВОЙ
ТРАНСФОРМАЦИИ
ДЛЯ
СТРАНЫ
В
ЦЕЛОМ
Новый источник роста ВВП
Положительный чистый эффект на количество рабочих мест
Повышение эффективности использования ресурсов
ЭФФЕКТЫ
ДЛЯ
ГОСУ-
ДАРСТВЕННОГО
СЕК-
ТОРА
ЭФФЕКТЫ
ДЛЯ
ПРЕД-
ПРИЯТИЙ
И
КОМПА-
НИЙ
ЭФФЕКТЫ
ДЛЯ
ПОТРЕБИ-
ТЕЛЕЙ
Повышение эффективности процессов
Упрощение экспансии на другие рынки, рост вы- ручки
Возможность приобретения лучших товаров и услуг по наиболее выгодным ценам
Сокращение возможностей для мошенничества и зло- употреблений при получе- нии гос.услуг
Повышение эффективно- сти внутренних процессов
(например, управление цепочкой поставок)
Возможность пользования ра- нее недоступными продуктами
Более эффективное взаи- модействие с гражданами и частным сектором
Доступ к лучшим трудо- вым ресурсам через ис- пользование цифровых каналов связи
Получение информации о наи- более интересных возможно- стях для трудоустройства
Идентификация и анализ социальных трендов с по- мощью больших данных
Повышение прозрачности и простоты взаимодейст- вия с государственным сектором
Упрощение доступа к государ- ственным услугам через циф- ровые порталы
The Boston Consulting Group (BCG) в своем отчете «Россия онлайн?
Догнать нельзя отстать» представили в отраслевом разрезе влияние цифрови- зации и эффекты цифровой трансформации социально-экономических систем
(рисунок 5.5). По прогнозам глобальной экспертной группы Digital
McKinsey «цифровая трансформация российской экономики станет важным источником долгосрочного экономического роста» (рисунок 5.6)
183
. Эффект цифровой трансформации в деятельности предприятий и организаций всех отраслей экономики, как социально-экономических систем, нельзя недооце- нивать. «Цифровая трансформация открывает принципиально новые воз-
182
Официальный сайт The Boston Consulting Group (BCG). Россия онлайн? Догнать нельзя отстать. URL: http://russiaonline.info/story/new-wave-of-digital-revolution
, свободный.
183
Цифровая Россия: новая реальность. Отчет глобальной экспертной группы Digital McKinsey. Июль 2017г.
258 можности создания добавленной стоимости для всех отраслей и секторов экономики»
184
Рисунок 5.5 – Эффекты влияния цифровизации и цифровой трансформации в различных отраслях экономики
185
По расчетам специалистов эффект последовательной цифровой транс- формации основных отраслей к 2021 году позволит создавать добавленную
184
Банке Б., Бутенко В., Котов И., Рубин Г., Тушен Ш., Сычева Е. Россия Онлайн? Догнать нельзя отстать.
Электронный ресурс. URL: http://russiaonline.info/story/digitalization-impact.
185
Официальный сайт The Boston Consulting Group (BCG). Россия онлайн? Догнать нельзя отстать. URL: http://russiaonline.info/story/new-wave-of-digital-revolution
, свободный.
259 стоимость на 5–7 трлн. руб. в год. «Для сравнения, это сопоставимо с общи- ми доходами российского бюджета от нефтегазового сектора (7,4 трлн. руб. в
2014 году)»
186
Рисунок 5.6 – Источники прироста ВВП к 2025 году за счет цифровой трансформации
187
Такие прогнозы основываются на ожидании эффектов как от цифрови- зации уже существующих технологий и процессов, так и связанные с внедре- нием принципиально новых технологий, среди которых цифровые платфор- мы. Принципиальными моментами платформизации цифровой трансформа- ции социально-экономических систем являются следующие:
1. Сетевой эффект – все участники рынка работают в едином информа- ционном пространстве, платформы способствуют циклическому наращива-
186
Еремин Н.А., Сарданашвили О.Н. Инновационный потенциал цифровых технологий [Текст] / Актуаль- ные проблемы нефти и газа. – 2017. – Вып. 3(18).
187
По прогнозам экспертной группы Digital McKinsey. Источник: Цифровая Россия: новая реальность. Отчет глобальной экспертной группы Digital McKinsey. Июль 2017г.
260 нию объѐмов: большее количество потребителей привлекает большее коли- чество продавцов и наоборот;
2. Согласованность технологий – облака, интернет вещей, ИИ, анали- тика, блокчейн и т.д. работают согласованно, что позволяет продуктам и ус- лугам по самому короткому маршруту доходить до конечного потребителя и быстро масштабироваться в зависимости от текущих потребностей идеолога;
3. Открытость данных для всех участников платформы – это необхо- димо для того, чтобы все участники могли разрабатывать всѐ новые и новые предложения и сервисы.
Реализация на практике перечисленных принципов позволит социаль- но-экономическим системам достичь конкурентные преимущества, которые они могут использовать в самом начале своего пути для того, чтобы быстрее переходить от идей к концепциям, а от них - к прибыли, с минимальными рисками и затратами, становясь ближе к клиентам и выстраивая взаимосвязи между системой и партнерами, а также приобретая гибкость в условиях циф- ровых потрясений и получить максимальный синергетический эффект циф- ровой трансформации посредством платформизации.
Сегодня инвесторы воспринимают бизнес, выстроенный по так назы- ваемой модели облегченных активов, как имеющий более стабильные источ- ники конкурентных преимуществ и, соответственно, больший потенциал роста в будущем. Это, в частности, отражается в гораздо более высоких ры- ночных оценках в сравнении как с традиционными бизнесами, обладающими большим количеством активов, так и с предприятиями сферы услуг.
Для компаний доступны разные пути стимулирования роста и реализа- ции возможностей, предлагаемых цифровыми платформами, с возможностью использования синергии в комбинации с их основным бизнесом.
1. Инновационная платформа. Работает вместе с существующим бизне- сом, предназначена для компаний, которые хотят расти за счет новых пред-
261 ложений в сфере диджитал, охвата новых технологий и/или расширения на смежные рынки.
2. Цифровая платформа в самом центре. Улучшает операционную эф- фективность, позволяя расширять и улучшать основные предложения по- средством цифровых сервисов за счет инноваций и преимуществ имеющейся экосистемы.
3. Комбинированная модель. Дает компании возможность быстрого внедрения инноваций в работе с новыми сервисами, повышая при этом эф- фективность основного бизнеса и интегрируя одно с другим на пути к росту.
Согласно исследованию Bearing Point Institute
188
, рыночная оценка ком- паний, которые диверсифицировали свой бизнес и встраивали в него модели, основанные на цифровых платформах, улучшилась в 2016 году на 65% в сравнении с традиционными моно-бизнесами. Более того, компании с гиб- ридными бизнес-моделями в период с 2011 по 2016 гг. продемонстрировали рост в 8%, тогда как у традиционного бизнеса этот показатель составил 4%.
Сегодня бизнес использует информационные технологии, чтобы опти- мизировать расходы, увеличить прибыль, сделать процессы более эффектив- ными найти новые способы монетизации своих ресурсов. Так, например, фи- нансовые компании (банки, страховые компании, коллекторские агентства) расширяют возможности своих контактных центров, чтобы снизить издерж- ки на их содержание, повысить качество обслуживания и уровень лояльно- сти клиентов, в том числе за счет более персонализированной коммуникации.
Промышленные и производственные компании с территориально- распределенной структурой модернизируют систему корпоративной IP-теле- фонии, внедряют видеоконференцсвязь и систему объединенных коммуни- каций (UC) для повышения оперативности взаимодействия, а также мульти-
188
Re-thinking the
European
Business
Model
Portfolio for the
Digital
Age
//
URL: https://www.bearingpoint.com/en/our-success/thought-leadership/re-thinking-the-european-business-model- portfolio-for-the-digital-age/
262 медийные экраны с технологией Digital Signage для контроля производствен- ных показателей в режиме реального времени. Торговые сети активно ис- пользуют умные цифровые витрины с Digital Signage, прилавки с технологи- ей Touch&Learn для более наглядного представления товаров, создают ин- фраструктуру беспроводного доступа и Wi-Fi-аналитику на ее основе.
Это позволяет выявлять лояльных посетителей и более эффективно с ними работать в дальнейшем, оценивать результаты маркетинговых меро- приятий, более грамотно распределять товар в торговой зоне и пр. Востребо- ванными становятся облачные решения, помогающие избежать расходов на создание собственной дорогостоящей ИТ-инфраструктуры. Современные
ИТ-решения становятся неотъемлемым условием для выживания в высоко конкурентной бизнес-среде.
Современные ИТ-решения дают заказчикам конкурентные преимуще- ства, но в то же время повышают требования к ИТ-инфраструктуре – сервисы и услуги должны быть доступны для конечных клиентов в режиме 24/7 с ну- левым временем простоя. Сегодня ведущие российские сервисные интегра- торы помогают бизнесу осуществлять эффективную цифровую трансформа- цию. В частности, системный интегратор ГК «НАС», на счету которого вну- шительная база реализованных проектов по созданию и модернизации ИТ- инфраструктур компаний различных сфер деятельности и масшта- бов. Находясь в состоянии непрерывного развития и цифровой трансформа- ции ГК «НАС» постоянно совершенствует собственные бизнес-процессы.
Как, например, разработка упомянутого в предыдущем разделе первого на рынке бизнес-коммуникатора TEAM’S UP – универсальной коммуникацион- но-управленческой платформы, интегрировавшей в себе созданный для соб- ственных нужд набор инструментов, который, тем не менее, актуален и не- обходим для большинства компаний, стремящихся к ускорению бизнес- процессов и лидерству в цифровой экономике.